Отдых Бога – проблема для теистической эволюции

Автор: Кеатон Халли (англ. Keaton Halley)
Источник: creation.com 
Перевод: Анна Викол
Редактура: Владимир Силенок, Катерина Савченко

  Согласно Библии, Господь создал всю Вселенную за шесть дней, и отдыхал на седьмой. Тем не менее, теистические эволюционисты настаивают, что Бог создал галактики, планеты и всё живущее с помощью средств естественного процесса, используя те же самые физические законы, которые управляют миром сегодня. Но если эти законы обладают такой творческой силой и мир продолжает эволюционировать под их влиянием, тогда действительно ли творение является законченной работой? Многие теистические эволюционисты открыто заявляют, что нет. Несмотря на то, что Библия говорит, что Господь давно создал мир, теистические эволюционисты говорят, что мир всё ещё в строительстве.

Ниже мы рассмотрим более детально, как Библия относится к данной теме. Позже мы рассмотрим разные подходы теистических эволюционистов, которых они употребляют для того, чтобы обойти библейское учение, и объясним, почему они неуспешны.

День седьмой – творение завершено

Завершение творения в книге Бытие заканчивается с этими словами:

«Так совершены небо и земля и всё воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оные почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал».

Нигде не написано, что Господь сказал на седьмой день, «Пусть будет…», или что Он творил что-то новое, будто это повторяющаяся история предыдущих шести дней. Вместо этого, мир описывается как «законченный».

Что, именно было закончено? Древние евреи не имели такого слова как «Вселенная», так что они совместили две противоположности, чтобы выразить концепцию целостности. Они рассматривали «небо и землю» как два отдельных царства, которые составляют всё творение. (Мы тоже используем такой литературный приём, названный меризмом, когда мы говорим о поиске «сверху донизу», то есть везде.) Также, чтобы подчеркнуть, что всё в этих границах тоже было завершено, автор добавляет: «и всё воинство их». Таким образом, Библия учит, что вселенная было полностью сотворена к седьмому дню. Это находится  в контрасте с описанием, данным о первом дне, что земля была изначально «безвидна и пуста» ( Бытие 1:2), мир сейчас не требует дальнейшего формирования или наполнения.

Значение слова «отдых»

Текст Писания также говорит, что Господь «отдыхал» на седьмой день, что подтверждает, что Его творческая работа закончилась. Хотя библейская концепция покоя Бога включает в себя больше понятий чем только слово «прекращение», тем не менее, именно оно является неотъемлемым аспектом этого смысла. Глагол «отдыхать» (евр. шабат), использованный дважды в книге Бытие 2:2-3, основное значение которого является  «прекращать».[1] Другой глагол (евр. нуа), использованный для того, чтобы описать отдых Бога в книге Исход 20:11, означает «поселиться», как в стабильной и надёжной позиции.[2] Итак, оба понятия указывают на то, что Господь прекратил работу, которую Он делал и перешёл к времени, когда Он больше не возвращался к такого рода деятельности.

Безусловно, так же и еврейский термин, означающий «отдыхать»,  не подразумевает отсутствие всей активности. Ветхий Завет, к примеру, изображает Бога как активно управляющего из Своего храма и одновременно отдыхающего там (Псалмы 132:8, 13-18). Также, на 7 день Господь всё ещё активен – управляя и благословляя- но прекратив свою творческую деятельность.

Прекращение творения Богом также укрепляется в свете четвёртой заповеди относительно соблюдения Субботы. Израильтяне под законом Моисея были обучены импортировать шаблон, установленный Богом во время Его творческой недели. Они должны были воздержаться от работы в Субботу, так как Господь «в день седьмой почил» (Исход 20:11). То есть, израильтяне заканчивали свою работу к Субботе, потому что Бог закончил Свою.

Подтверждение из Нового Завета

Новый Завет еще больше подтверждает утверждение, что Господь закончил Свою работу сотворения на седьмой день. Ссылаясь на седьмой день, Послание к Евреям 4:3 говорит нам, что «дела Его были совершены еще в начале мира». Как еще яснее можно было бы выразиться, что Бог закончил творить после Своей цепочки сверхъестественного действия в начале? Также, Новый Завет говорит, что мир был создан в прошлом через Иисуса (Иоан 1:3; Колосянам 1:16; Евреям 1:2) что отличается от действия Христа сегодня, состоящего в поддержании вселенной (Кол. 1:17; Евреям 1:3). Следовательно, невозможно избежать вывода, что седьмой день создает деление между предыдущими творческими действиями Бога и Его последующим приостановлением этой работы.[3]

Что говорят теистические эволюционисты?

Несмотря на ясное библейское учение, ведущие теистические эволюционисты утверждают, что Господь не окончил работу над своим творением, но работа над ним продолжается. Основатель БиоЛогос, Фрэнсис Коллинз, к примеру, одобрительно цитирует покойного Феодосия Добжанского: «Творение — это не то, что произошло 4004 лет до рождения Христа; это процесс, который начался 10 триллионов лет назад и он до сих пор продолжается».[4] Также, профессор Университета Брауна Кен Миллер сказал, что сотворение — это «не законченный проект, но продолжающийся».[5] Другой пример это Роберт С. Бишоп из Уитонского Колледжа, который настаивает, что «Бытие 1 ни в коем случае не представляется как оконченное, завершенное творение. Этот текст описывает начало и продолжение природы Божьего проекта творения».[6]

Если теистические эволюционисты так думают, как они могут обойти Библейское учение, состоящее в том, что Бог прекратил творить?

Размывание сотворения и провидения

Одной стратегией может быть размытие линии между сотворением и провидением. Теистические эволюционисты подметили, что Библия относится к Богу как к Творцу вещей, которые появились посредством естественного провидения, задолго после недели сотворения.[7] К примеру, Бог создаёт каждое новое поколение людей (Пс. 102:18), новое поколение животных (Пс. 104:30), и даже ветер (Ам. 4:13). Это, конечно же, правда, что язык творения можно приложить к вещам, которые возникают посредством естественных процессов, так как Бог установил законы природы, которые управляют их появлением.

Тем не менее, изначальный Божий акт творения должен быть понят в другом, сверхъестественном смысле. Иначе, если бы различия между первоначальным творческим процессом и обычным провидением были бы устранены, то Библия противоречила бы сама себе, утверждая, что творение завершено и продолжается одновременно. Следовательно, эта стратегия не может, в конечном счёте, решить проблему теистических эволюционистов.

Аллегоризация Божьего отдыха

Другая тактика — это утверждение, что прекращение работы Бога творить — это не историческое событие. Гипотеза рамки (The Framework Hypothesis),  к примеру, принимает этот подход и утверждает, что седьмой день не происходил, но что это просто литературный приём для передачи богословских истин, таких как «восседание Бога на небе».[8] Тем не менее, автор Послания к Евреям ясно связывает Божье завершение творения с историей человечества, утверждая, что «дела Его были совершены еще в начале мира.» (Послание к Евреям 4:3). Он имеет в виду мир, в котором мы живём. Дела Бога были закончены с момента сотворения мира, а не в каком-то мистическом мире вне времени. Фактически, сама идея о том, что Бог прекратил Свое творение, больше не имеет чёткого значения, если она отделена от реального времени и перенесена в плохо определённую временную шкалу «верхнего регистра», как утверждают сторонники гипотезы рамки.[9] Так что эта стратегия тоже ошибочна.

Отвержение того, что сотворение влияет на физический мир

Третий подход утверждает, что книга Бытие не описывает происхождение физической вселенной вообще. Джон Уолтон, библеист, изучающий Ветхий Завет, сторонник такой позиции, настаивает, что Бытие 1 и 2 главы не имеют ничего общего с материальным происхождением материи, звёзд, растений, зверей или даже Адама и Евы. Вместо этого, Уолтон верит, что в этих главах Господь просто объявляет о разных функциональных отношениях, которые Он раннее установил. Уолтон говорит, что если представить себе аналог мира как территорию колледжа, то первая глава книги Бытия, это тур для новых студентов, где они узнают,  как всё было устроено для их нужд.[10] В этом случае, когда Господь отдыхает, Он просто заканчивает этот тур и начинает учебный год; Он не перестаёт создавать материальные вещи, потому что, как говорит Уолтон, это не то, о чём Бытие говорит.

Уолтон подтверждает, что его интерпретация вызывает спор о том, происходит ли творение до сих пор:

«Когда мы думаем о Бытие 1 как об описании происхождения материи, творение становится действием, которое произошло в прошлом и завершено… Рассматривание первой главы книги Бытия как отчёта о функциональных началах даёт больше возможностей понять, что творческая работа Бога продолжается».[11]

Тем не менее, среди множества фатальных проблем точки зрения Уолтона есть и факт того, что авторы Нового Завета ясно восприняли книгу Бытие как означающую, что Господь сотворил все вещи именно в прошлом, с чем Уолтон возможно даже согласен.[12] Итак, даже если мы отвергнем безошибочность Писания, что Уолтон и делает,[13] то мы не можем отвергать, что первоначально сотворение относилось ко всем вещам – это был завершенный проект.

Твердые альтернативы

Теистические эволюционисты сталкиваются с дилеммой. Если они соглашаются с тем, что мир был завершён в прошлом, то им приходится отказаться от своего мнения, что Господь использовал естественные эволюционные процессы для того, чтобы выполнить Свою работу. Но если они продолжают настаивать, что творение — это незаконченная работа, находящаяся в процессе, то они не могут остаться верными Писанию, в таком случае. Итак, что же будет избрано? Если теистические эволюционисты признают, что Господь авторитетно говорит в Своём Слове, то пусть они поверят Богу, когда Он говорит нам, что  «дела Его были совершены еще в начале мира.» (Послание к Евреям 4:3).

Ссылки и примечания

1. Sarfati, J.D., The Genesis Account, Creation Book Publishers, Powder Springs, GA, p. 283, 2015.
2. Walton, J.H., The Lost World of Genesis One: Ancient Cosmology and the Origins Debate, InterVarsity Press, Downers Grove, IL, p. 72, 2009.
3. Это не значит, что Бог никогда бы после этого не сотворил ничего. Некоторые чудеса, описанные в Писании могут быть понимаемы как исключения из общего правила, заключающегося в том, что Бог отдыхает от Своей творческой деятельности в Бытие 1.
4. Collins, F.S., The Language of God: A Scientist Presents Evidence for Belief, Free Press, New York, NY, p. 206, 2006.
5. Miller, K.R., Only a Theory: Evolution and the Battle for America’s Soul, Viking, New York, NY, p. 160, 2009.
6. Bishop, R.C., Recovering the Doctrine of Creation: A Theological View of Science, p. 5, https://biologos.org/uploads/static-content/bishop_white_paper.pdf.
7. Stek, J.H., ‘What Says the Scripture?’ in Van Till, H.J., ed., Portraits of Creation, Wm. B. Eerdmans, Grand Rapids, MI, pp. 212–216, 1990.
8. Kline, M., Space and Time in the Genesis cosmogony, Perspectives on Science and the Christian Faith48(1):2–15, March 1996.
9. Ссылка 8.
10. Ссылка 2, стр. 98.
11. Ссылка 2, стр. 76.
12. Walton, J.H., Reading Genesis 1 as Ancient Cosmology, in J. Daryl Charles (ed.), Reading Genesis 1–2: An Evangelical Conversation, Hendrickson Publishers, Peabody, MA, p.157, 2013. Уолтон говорит: некоторые читатели, ознакомившись с идеей функциональной онтологии, задаются вопросом, почему никто не замечал этого раннее. Прочтение межзаветней литературы, Нового Завета и записи Отцев Церкви и раввионов, все указывает на материальное восприятие Бытие 1,  или по крайней мере отчасти материальное. Говорит ли Уолтон здесь, что Новый завет так же предполагает материальное понимание (неверное, в его понимании)? Здесь по всей видимости грамматическая ошибка.  Глагол предполагать должен быть во множественном числе, если прочтение это подлежащее, а слово все должно быть убрано. Но даже после этого изменения, не совсем ясно имеет ввиду ли Уолтон, что некоторые читатели могут прийти к материальному толкованию Бытие 1, читая Новый Завет из-за предположений, которые они вносят в текст или что честное прочтение текста приведет их к тому же выводу? Скорее всего, Уолтон считает, что другие тексты, о которых он говорит предполагабт материальное прочтение Бытие 1, потому тот факт, что они соединяет их вместе с Новым заветом. говорит о том, что это так же относится и к нему.
13. Halley, K., John Walton reimagines Adam and Eve: A review of The Lost World of Adam and Eveby John Walton, J. Creation29(2):47–51, 2015.

Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в соц. сетях!

ВАМ БУДУТ ИНТЕРЕСНЫ ЭТИ СТАТЬИ: