Понимание Бога в Исламе и Христианстве

Автор: Уильям Лейн Крейг (англ. William Lane Craig
Источник: reasonablefaith.org
Перевод: Михаил Абакумов
Редактура: Марк Слободян

Поклоняются ли мусульмане, иудеи и христиане одному и тому же Богу? Доктор Крейг объясняет существенные различия в понимании Бога между Исламом и Христианством.

Интерес к Исламу у меня возник во время изучения космологического аргумента, свидетельствующего в пользу личностного создателя вселенной. Ранние христианские комментаторы Аристотеля, жившие в египетском городе Александрии, разработали этот аргумент в ответ на учение Аристотеля о вечности мира. Они стремились показать, что у вселенной было начало, и что она возникла благодаря запредельному творцу.

Исламские богословы познакомились с этим аргументом, когда в восьмом веке мусульмане захватили Северную Африку, и, благодаря развитию исламской апологетики, к средним векам он обрёл полноценную форму. Потому как Ислам сделал огромный вклад в развитие этого аргумента, я решил назвать этот космологический аргумент – Калам. Слово «калам» имеет арабское происхождение и используется в исламском богословии. Я считаю, что это весомый аргумент в пользу существования Бога, и он составил мне хорошую службу в донесении Евангелия мусульманам.

Мусульманское богословие мне стало ещё более интересно, когда я начал работать над докторской диссертацией по богословию в Мюнхенском университете Германии, и я выбрал Ислам в качестве одной из моих дополнительных дисциплин. В то время я даже не мог себе представить, что это когда-нибудь станет предметом интереса широкой публики.

После известных событий 11 сентября 2001 года Ислам завладел вниманием западного общества, и люди начали задаваться вопросами о мусульманстве всё чаще, потому как терроризм исламских экстремистов начал распространяться по всему миру. Люди стали узнавать об Исламе больше – и у меня появилась естественная причина затронуть тему сходств и различий между Исламом и Христианством. Работа, которую я предлагаю вашему вниманию, посвящена разнице концепций Бога в Коране и Библии.

Вопрос, ответом на который и является данное исследование – это, скорее, «истинно ли христианское или же мусульманское понимание Бога», чем просто «в чём между ними разница». Однако, в наше время, когда все стремятся к «религиозной толерантности», подвергать сомнению истинность какой-либо из мировых религий крайне политически некорректно. Ведь все религии должны быть одинаково истинны? Или, всё же, нет?

Чтобы начать отвечать на этот вопрос, требуется рассмотреть поближе «религиозную толерантность», которая сегодня практически бездумно принята многими людьми, и убедиться, что она логически несостоятельна. «Религиозная толерантность» внутренне противоречива и потому не может быть истинной, так как все религии наделяют Бога, или богов, весьма многими, зачастую — взаимно противоречивыми атрибутами, и все они не могут быть истинными одновременно. В частности, понимание Бога в Исламе и Христианстве отличается настолько сильно, что эти обе веры не могут быть верны одновременно. В Исламе и в Христианстве есть совершенно противоположные доктрины о том, каков Бог на самом деле. Например, христиане верят, что Бог триедин, то есть, что существует один Бог в трех лицах, которые мы называем Отцом, Сыном и Святым Духом. Мусульмане отвергают как эту доктрину, так и всё сопутствующее ей учение. Они верят, что Бог – это единственная личность. Обе точки зрения не могут быть одновременно истинными, так как они противоположны. Справедливости ради, следует заметить, что они могут быть обе ложны: возможно, что правы буддисты и Бог безличен – но, как минимум, Христианство и Ислам не могут быть одновременно правы. Поэтому часть работы по анализу противоборствующих утверждений Ислама и Христианства будет посвящена оценке различий в понимании Бога.

Для начала мы вместе рассмотрим основные моменты в критике Исламом христианского Бога, а затем критически проанализируем мусульманское понимание Бога, и попытаемся разобраться в адекватности обеих точек зрения.

Итак, давайте вспомним христианское понимание Бога и узнаем, почему мусульмане находят его рационально неприемлемым. Например,  христиане верят, что Бог является:

  • всемогущим;
  • всезнающим;
  • абсолютно святым;
  • вечным;
  • нематериальным (духовным);
  • творцом.

С этими атрибутами (или свойствами) Бога мусульмане согласятся. И это не удивительно, поскольку Ислам, исторически выражаясь, является ответвлением иудео-христианской религиозной традиции. Поэтому наше понимание того, каков Бог на самом деле, всё же в некотором отношении сходно.

Основное возражение, предъявляемое Исламом против христианского понимания Бога, касается учения о Троице. Христиане верят, что Иисус Христос – это Сын Божий, разделяющий одну божественную природу с Богом Отцом. Мусульмане отвергают это учение, потому что они считают, что принятие такого учения является грехом, который они называют ширк. Грех этот состоит в уподоблении чего-либо Богу. Поскольку Бог считается несравнимым, или не имеющим равных себе, у Него не может быть Сына. Таким образом, Коран осуждает как «неверующего» любого, кто считает, что у Бога есть Сын, и предает его адскому огню за такое богохульное утверждение. В Коране говорится:

 «Не уверовали те, которые говорят: «Аллах – это Мессия, сын Марьям». Воистину, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тому Он запретил Рай. Его пристанищем будет Геенна, и у беззаконников не будет помощников» (5:72).

К сожалению, осуждение Кораном доктрины Троицы основано на явном непонимании автором Корана этой доктрины. Кратко коснемся истории: в текстах ранних христианских авторов было лингвистической нормой называть Марию «матерь Божья», потому что она родила Иисуса Христа. А того, кто знаком с богословием ранних отцов церкви недостаточно глубоко, такое выражение, как «матерь Божия», почти гарантированно введет в заблуждение. Отцы Церкви использовали это словосочетание, чтобы акцентировать на том, что Иисус, рождённый Марией в человеческой природе, имел также и божественную природу.

Мария не была причиной наличия Божественной природы у Иисуса Христа; тем не менее, Марию можно назвать «матерью Божьей», поскольку Христос имел божественную природу. Но Мухаммед, как мы знаем из Корана, считал, что христиане верили в Троицу, состоящую из Бога Отца, Марии и их отпрыска, Иисуса. Неудивительно, что он отверг такую смехотворную доктрину, как богохульственную. Непонимание Мухаммедом Троицы явно из следующих отрывков, найденных в Коране:

«Вот сказал Аллах: «О Иса, сын Марьям! Говорил ли ты людям: “Примите меня и мою мать двумя богами наряду с Аллахом”?».

«Пречист Ты!» – ответил он – «как я мог сказать то, на что я не имею права?» (5:116).

«Он – Первосоздатель небес и земли. Как может быть у Него сын, если у Него нет супруги? Он сотворил всякую вещь и ведает обо всем сущем» (6:101).

Учение, которое отверг Мухаммед, а именно, что у Бога Отца должна быть человеческая женщина, чтобы родить сына, и этим троим должны поклоняться как богам, будет также отвергнуто и любым христианином.

Согласно Библии, Иисуса называют Сыном Божьим, потому что у Него нет человеческого отца, но Он был чудесным образом зачат от девы. В Евангелии от Луки ангел говорит Марии:

 «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (От Луки 1:35).

Ирония заключается в том, что Коран подтверждает непорочное рождение Иисуса! В Кораническом рассказе мы читаем:

 «Воистину, я послан твоим Господом, чтобы даровать тебе чистого мальчика». Мария отвечает: «Как у меня может быть мальчик, если меня не касался мужчина, и я не была блудницей?». Ангел отвечает: «Вот так! Господь твой сказал: “Это для Меня легко. Мы сделаем его знамением для людей и милостью от Нас. Это дело уже решено!”» (19:19-21).

После чего Мария зачала Иисуса. Поэтому, ни один мусульманин не может возразить против того, чтобы называть Иисуса Сыном Божьим, в смысле Его чудесного зачатия. Итак, если учение о Троице не является карикатурой, по праву отвергнутой Мухаммедом, то, что это? Это учение о том, что один Бог состоит из трех личностей! Это не просто противоречивое утверждение, будто «три бога – это один бог», либо «три личности — это одна личность». Тогда бы это была просто нелогичная глупость. В том виде, в котором мы это встречаем в Писаниях, это — утверждение, что одна сущность, которую мы называем Бог, состоит из трех личностей. Это не менее логично, чем говорить, что одна геометрическая фигура, которую мы называем треугольником, состоит из трех углов. Три угла в одной фигуре; три личности в одной сущности!

Хороший способ понять это — представить, что библейский Бог имеет не один, а три центра самосознания. Человек — существо с единым самосознанием, а Бог, согласно Библии – это существо с тремя центрами самосознания. Эти три личности равносильны друг другу во всемогуществе и божественности, но мы называем их Отцом, Сыном и Святым Духом из-за разных ролей, которые Они играют по отношению к нам. Отец — это личность, которая посылает Сына на Землю. Сын — это личность, которая принимает человеческую природу и воплощается как Иисус из Назарета. Святой Дух — это личность, которая занимает место Христа, пока Христос не вернется.

Хотя эта доктрина может показаться странной для мусульман, но если её изложить достаточно понятным современному человеку образом, то в ней не окажется ничего рационально неприемлемого. Это логически последовательная доктрина, и её согласованность рационально неоспорима.

На самом деле, я бы хотел закончить свое первое утверждение, предложив аргумент в пользу того, почему правдоподобно считать, что Бог является Триединым.

Начнем с рассмотрения такого постулата: Бог является величайшим мыслимым существом. Если бы вы могли помыслить что-то большее, чем Бог, тогда то, что вы помыслили, и было бы Богом! Каждый мусульманин, погибающий с криком «Аллаху Акбар!» на своих устах соглашается с этим пунктом: Бог — величайшее существо, которое можно было бы себе только представить.

Как величайшее возможное существо, Бог должен быть совершенным. Если у Бога было бы какое-то несовершенство, тогда Он не был бы величайшим возможным существом. Также совершенное существо должно быть любящим существом, потому что любовь — это моральное совершенство: любовь лучше отсутствия любви, также как и существование предпочтительнее несуществования. Следовательно, Бог должен быть совершенно любящим существом.

По самой своей природе любовь стремится отдать себя другому. Любовь отдаёт что-то другому, а не замыкает цикл на самой себе. Итак, если Бог – совершенно любящий по самой Своей природе, то Он должен жертвовать Собой из любви к другому. Но кто этот «другой»? Субъектом любви Божьей не может быть какая-либо созданная личность, потому что творение — это продукт свободной воли Бога, а не следствие Его природы.

Атрибут совершенства любви Божьей касается природы Бога и Его способности к проявлению любви, а не его способности к созданию. Бог обязательно любящий, но не обязательно творящий. Таким образом, мы можем представить себе внутренне согласованный, логически непротиворечивый возможный мир, в котором обязательно есть совершенно любящий Бог, а сотворённые личности не обязательны. Вообще, сотворёнными личностями нельзя обосновать совершенную любовь Бога, потому как современные научные данные свидетельствуют о том, что сотворенные личности существовали не всегда. А так как Бог является вечно любящим, сотворенных личностей здесь недостаточно. Из этого следует, что тот другой, на кого непременно направлена любовь Бога, должен быть внутри самого Бога.

И, напротив, согласно Исламу, Бог — это личность, которая не разделяет свою любовь ни с кем другим. Он сосредоточен, по существу, только на самом себе. Такой Бог не может быть самым совершенным существом. Поэтому мы, христиане, считаем, что Бог не является единичной изолированной личностью, как заявляет Ислам; скорее, Бог — это множественность личностей, как заявляет христианское учение о Троице. Таким образом, совершенно рационально утверждать, что Бог — это триада личностей, пребывающая в вечных самопожертвовательных любовных отношениях. Поскольку Бог по своей природе любящий, учение о Троице более правдоподобно, чем любое унитарное учение о Боге, такое как Ислам. Почему? Потому что если Бог совершенен, то обладает атрибутом совершенной любви.

В данной части рассуждений мы приходим к выводу, что классическое мусульманское отвержение христианского понимания Бога основано на решительном непонимании учения о Троице и что, в правильном её изложении, доктрина о Троице не только рационально неоспорима, но и вполне правдоподобна. Следовательно, рациональность и согласованность христианского учения о Боге неоспоримы.

Теперь рассмотрим моё второе утверждение, что мусульманское понимание Бога рационально неприемлемо. Обратите внимание, это заявление – не попытка кого-то унизить либо же разжечь ссору. Что я имею в виду – это у меня есть причины считать, что в исламском понимании Бога есть серьёзные неразрешённые проблемы, и это позволяет считать их концепцию нерациональной. Мы обсудим как минимум один такой конфликт: понимание Бога в Исламе морально ущербно.

Я уже приводил примеры, показывающие согласие мусульман и христиан о том, что Бог по определению является величайшим возможным Существом, и что также Он является всемогущим, всезнающим, вездесущим. Последовательно также и то, что величайшее мыслимое существо должно быть морально совершенным. Это означает, что Бог должен быть любящим и милостивым существом. Поэтому Бог, как совершенное существо, должен быть вселюбящим.

И это именно то, что подтверждает Библия. Например, в следующих фрагментах можно прочесть:

 «Бог есть любовь. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» (1 Иоанна 4:8; 10).

 «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Римлянам 5:8).

Иисус проповедовал о безусловной любви Бога к грешникам. Мы знаем об этом, из притч – о блудном сыне, о потерянной овце, также это подтверждается тем, что он не сторонился трапезничать с «мытарями и грешниками» за одним столом; также стоит привести в пример и Его изречения, например, из нагорной проповеди:

 «Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не так же ли поступают и язычники? Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Матфея 5:43-48).

Любовь Небесного Отца беспристрастна, универсальна и безусловна. Но такое описание Бога явно контрастирует с тем, как описывает Бога Коран! Я думаю, что вы никогда не столкнётесь с этими цитатами из Корана ни в средствах массовой информации, ни от государственных служащих, ни от известных людей, потому что они не осмелятся сказать подобное. Они не могут рисковать, потому что сотни миллионов мусульман воспримут цитирование этих аятов как нападки в сторону Ислама. Но честность вынуждает меня говорить откровенно и без вражды, что Бог Корана не является тем же Богом, который открыт нам Иисусом. Согласно Корану, Бог не любит грешников. Будто барабанный бой, это неоднократно подчёркивается на страницах Корана, ритмично и последовательно. Просто оцените следующие отрывки:

 «Аллах не любит неверующих» (3:32).

«Аллах не любит всяких неблагодарных (или неверующих) грешников» (2:276).

«Аллах не любит беззаконников» (3:58).

«Аллах не любит гордецов» (4:36).

«Аллах не любит преступников» (5:88).

«Он не любит расточительных» (6:141).

«Аллах не любит изменников» (8:58).

«Аллах является врагом неверующих» (2:98).

Снова и снова Коран заявляет, что Бог не любит тех людей, о которых Библия говорит, что Бог так их возлюбил, что послал за них на смерть своего Сына! Это может показаться парадоксальным, ведь Коран также называет Бога и Ар-Рахмани, Ар-Рахим, что значит Милостивый, Милосердный, но только до тех пор, пока вы не увидите, в чём заключаются эти самые «Милость» и «Милосердие». Согласно Корану, рассчитывать на милость свыше можно только если вы будете усердно верить и совершать много хороших поступков:

«Работай – и Бог точно увидит твою работу» (9:104).

«Каждая душа получит ровно столько, сколько она заслужила» (2:281).

«Те, кто верят, делают праведные дела, совершают молитвы, дают милостыню – их вознаграждение ожидает их у Господа» (2:277).

Согласно Корану, Божья любовь предназначается лишь для тех, кто её заслужил. В нём написано:

 «Тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, Милостивый одарит любовью» (19:96).

Итак, Коран заверяет нас в Божьей любви к богобоязненным и добродетельным, но на грешных и неверующих эта любовь не распространяется. Таким образом, в представлении Ислама, Бог не является вселюбящим! Его любовь ставит условия. Мусульманский Бог любит только тех, кто сперва полюбит его. Его любовь не превышает той любви, которую, как говорил Иисус, имеют даже сборщики налогов и неверующие грешники.

Что бы вы подумали о родителях, которые сказали бы своим детям: «Исполняйте все наши указания и соответствуйте нашим стандартам; тогда и только тогда мы вас будем любить»? Вам наверняка доводилось сталкиваться с родителями, которые требуют от своих детей, чтобы те добивались их любви, и вы должны знать, какие эмоциональные шрамы от этого остаются. Как вы считаете, нормально ли представление о Боге, любовь которого не безусловна?

Будучи величайшим мыслимым Существом, самым совершенным Существом, источником всей доброты и любви, Божья любовь должна быть безусловной и беспристрастной. Следовательно, понимание Бога в Исламе мне представляется морально несостоятельной. Поэтому я не могу принять такого Бога на разумных основаниях.

Несомненно, эта разница между Небесным Отцом и между Богом Мухаммеда наиболее ярко проявляется в том, как христианам и мусульманам предписано относиться к неверующим.

Иисус постановил, что Его последователи должны любить неверующих, как и Бог, даже если они наши враги. Отношение и учение Мухаммеда совершенно отлично от этого. В самом начале своей карьеры, когда он сам был в преследуемом меньшинстве, Мухаммед очень позитивно относился к иудеям и христианам, которых он называл «Люди Книги» из-за их приверженности к Библии. Он считал, что как только евреи поймут его послание, они охотно обратятся в Ислам. Фрагменты Корана раннего периода жизни Мухаммеда в отношении иудеев и христиан довольно положительны.

Но так как со временем иудеи не только не начали обращаться в Ислам, а стали сопротивляться учению Мухаммеда, он становился все более ожесточенным по отношению к ним. Когда Мухаммед приобрел политическую и военную силу, то некогда преследуемый пророк превратился в безжалостного политика. Он стал преследовать иудеев в Медине, где был его штаб, и либо убивал их, либо выселял. В 627 году, после неудачной атаки на Медину арабской армией из Мекки, Мухаммед окружил сотни иудейских семей в Медине. 700 евреев были преданы мечу, а их жены и дети проданы в рабство.

Мухаммед решил, что раздробленные арабские племена объединить будет проще всего в процессе захватнической деятельности. Поэтому он выбрал Сирию и Ирак в качестве первых жертв. В это же время он полностью отменил все указания о защите неверующих. Он приказал уничтожать тех, кто не покоряется Исламу. Девятая глава Корана проистекает из этого периода жизни Мухаммеда.  В ней говорится, что в течение четырех месяцев языческие многобожники должны оставаться в покое. За этим следует леденящий душу приказ:

«Когда же завершатся запретные месяцы, то убивайте многобожников, где бы вы их ни обнаружили, берите их в плен, осаждайте их и устраивайте для них любую засаду. Но если они раскаются и будут совершать намаз и выплачивать закят, то они станут вашими братьями по вере» (9:5; 11).

Не только язычники, но даже иудеи и христиане, некогда уважаемые люди Книги, также впали в немилость Мухаммеда. Те, кто не покорились, также должны быть истреблены. Глава 9 продолжает повеление мусульманам:

«Сражайтесь с теми из людей Писания, которые не веруют ни в Аллаха, ни в Последний день, которые… не исповедуют истинную религию, пока они не станут собственноручно платить дань, оставаясь униженными» (9:29).

Эта глава осуждает самым решительным образом любого мусульманина, который отказывается вступать в сражение:

«Аллах подвергнет их мучительным страданиям и заменит другим народом» (9:38-39).

Мусульмане, отказавшиеся вступать в сражение, будут поражены либо Аллахом, либо непосредственно, что зловеще, — руками верных мусульман, которые не отказались сражаться. В (9:52) описана сцена, когда сомневающиеся вопрошают «Неужели вы ожидаете?», и им отвечают: «Мы тоже ждем». Причём тем, кто вступает в Божью священную войну, обещаны либо победа, либо мученичество (9:52). Погибающим за Божье дело обещан рай чувственных наслаждений: зеленые сады с текущими водами, шелковые ложа, обильное вино и сладострастные, темноглазые девы для ублажений.

Это последние указания относительно неверующих, которые можно найти в Коране. Вскоре после этого Мухаммед умер в 632 году, так и не успев осуществить свои планы по нападению на соседние страны. Эти нападения были осуществлены его преемниками. В 633 году Исламская армия захватила Персию; в 635 году пал Дамаск; в 638 году был покорен Иерусалим; в 649 году был взят Египет, и Ислам продолжил шествие прямо через Северную Африку, вплоть до Атлантического побережья.

Воспитанные демократическими, либеральными ценностями, люди на Западе склонны считать, что эти ценности, должно быть, исповедуются в том числе и всеми религиями по всему миру. Американские должностные лица неоднократно заявляли, что не следует считать террористов «исламскими экстремистами», потому что террористы – убийцы вопреки, а не вследствие своих религиозных убеждений, и ни одна из мировых религий не одобряет убийства. Интересно, читали ли когда-нибудь эти должностные лица девятую суру Корана? Истина заключается в том, что Ислам – это религия, предписывающая насилие, и которая, так сложилось исторически, распространялась посредством насилия.

Вопреки тому, что без устали тиражируется в средствах массовой информации, слово «Ислам» не означает «мир». Это заявление ложно даже лингвистически! «Ислам» – это арабское слово, смысл которого лежит где-то между «покорение» и «подчинение». Именно к этому и призваны мусульмане – подчинить каждого Аллаху. Таким образом, в отличие от западного типа мышления, Ислам – это не церковь. Крайне важно осознать это! Ислам – тотальная картина мироустройства, ибо всё должно быть покорено Аллаху: правительство, экономика, общественные нравы, каждый аспект общества должен находиться в подчинении Аллаху. Таким образом, Ислам поглощает все. Западная идея отделения церкви от государства бессмысленна в Исламе. Потому что все должно быть в подчинении Аллаху.

Это значит что в действительности так называемые «умеренные арабские государства», такие как Египет и Турция, где есть осуществляющее свою деятельность без участия духовенства светское правительство, действуют непоследовательно по отношению к Исламу. Принятие западной модели управления, с отделением духовенства от органов власти, принципиально несовместимо с Исламом. Что и является причиной, по которой исламские фундаменталисты так яростно хотят свергнуть эти «умеренные арабские режимы». Фундаменталисты более точно понимают истинную природу Ислама, и хотят следовать ей.

Конечно же, в СМИ никто не осмелится говорить подобное по политическим причинам. Светским государствам необходима поддержка этих «умеренных арабских государств», если мы хотим, чтобы война с терроризмом имела успех. Поэтому «умеренных» мусульман необходимо холить и лелеять. В результате мы и получаем все эти политкорректные ревизионистские заявления в СМИ о том, что Ислам – религия мира, что мусульмане сражаются только для самообороны, а не в качестве агрессии, что Ислам осуждает насилие, и тому подобное. Все это политически мотивированный ревизионизм, прячущий истинное лицо Ислама.

Здесь необходимо объяснить один важный момент: всё вышесказанное совершенно не значит, что Ислам одобряет зверства, совершаемые, например, такими группировками, как ИГИЛ. Я не осведомлен ни об одном месте в Коране или в законе Шариата, который одобрял бы изнасилование женщин или казнь детей во имя Аллаха. Не было моей целью и убедить вас в том, что мусульмане – жестокие люди. Внимательно следуя ходу мысли, вы увидите, что речь идёт о богословии, а не о людях. Нам следует быть благодарным за то, что подавляющее большинство мусульман являются номинальными мусульманами, моральные стандарты которых выше, чем им следовало бы быть, будь они фундаменталистами. Действительно, мусульмане могут знать весьма мало об исламском богословии. Спросить типичного мусульманина о том, чему учит Ислам – то же самое, что и спросить номинального католика или приверженца епископальной церкви о том, чему же учит Христианство!

Надеюсь, что теперь у вас есть достаточное основание, чтобы понять абсурдность утверждения, что Бог Мухаммеда — Отец Иисуса Христа. Отец Иисуса Христа любит грешников и повелевает своим последователям любить даже врагов, а не только ближних. Бог Мухаммеда любит только тех, кто любит его, и он враг неверующим. Его последователям дано повеление выслеживать и убивать неверующих, если и пока они не покорятся. Бог Корана – это попытка опорочить образ Небесного Отца, провозглашенного и открытого Иисусом.

Подведём итоги. Во-первых, мы увидели, что рациональная и логическая состоятельность христианского понимания Бога как Триединого неоспорима и, во-вторых, что Мусульманское понимание Бога, напротив, неприемлемо с точки зрения логики, потому что Бог Ислама морально ущербен и, следовательно, не может являться величайшим мыслимым существом. Поэтому, как один богослов справедливо заметил, — «Слава Богу за Бога!».

 

Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в соц. сетях!

ВАМ БУДУТ ИНТЕРЕСНЫ ЭТИ СТАТЬИ: