Звезды
Автор: Др. Джонатан Сарфати (англ. Jonathan Sarfati)
Источник: creation.com
Перевод: Владимир Силенок
Редактура: Катерина Савченко
Звезды привлекали внимание людей с давних времен, как одни из наиболее поразительных черт ночного неба. Современная наука обнаружила множество интересных фактов о звездах — в некоторых случаях догоняя то, что Бог открыл нам в Своем Слове еще тысячи лет тому назад.
Происхождение звезд
Библия учит, что Бог создал звезды на 4 день недели сотворения:
«И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды». (Быт 1:16)
Этот стих говорит нам о «светилах», объектах, излучающих свет в небе. В предыдущих выпусках журнала Creation, мы обсуждали некоторые поразительные запроектированные качества солнца[1] и луны.[2] А теперь мы добрались до звезд.
Что такое звезда?
Еврейское слово, обозначающее звезду, — это kôkāb (כוכב). Для того, чтобы понимать Библию, мы должны ставить своей целью разобраться в том, как понимали это слово люди в то время, когда писалась Библия. В этом случае мы должны разобраться, какое значение слово kôkāb имело для древнего еврея, потому что оно не является таким же самым, как его понимают современные астрономы.
Библейское значение слова kôkāb т.е. «Звезда» — это любой маленький светящийся объект в небе, потому оно включало бы в себе метеоры («падающие звезды»). Оно также включало бы в себя то, что древнегреческие астрономы называли astēr planētēs (αστήρ πλανήτης), что означает «блуждающая звезда», которую сегодня мы бы назвали планетой. Отсюда логически следует, что это слово описывало бы и планеты, движущиеся вокруг других звезд, что оказалось головной болью для эволюционных теорий происхождения планет.[3]
Однако, современные астрономы классифицируют звезды как гигантские светящиеся шары плазмы, находящиеся в гидростатическом равновесии, когда давление изнутри балансируется гравитацией. Таким образом, в современном понимании, но не в библейском, солнце является звездой. Поэтому, мы можем использовать солнце как пример для сравнения с другими звездами.
Огромное разнообразие звезд
Солнце — это самый большой объект нашей Солнечной системы — оно вмещает в себя более 99% всей массы Солнечной системы. Его диаметр 1.4 миллиона километров, что в 109 раз превышает диаметр Земли, и в 1.3 миллиона раз превышает ее объем, а так же в 330 000 раз ее массу. Температура его поверхности составляет около 5 5000°C (9,900 ºF), в то время как температура ядра составляет 14,000,000 °C (25 миллионов ºF).
Выделяемая солнцем мощность составляет 3.86 × 1026 Ватт, и является основным источником большей части энергии Земли. Земля находится на расстоянии 150 миллионов километров от Солнца и получает малую часть его энергии, но это все так же составляет около 1.73 × 1017 Ватт. Скорее всего, источником энергии солнца является термоядерная реакция: 4 очень быстро движущихся ядра водорода соединяются, тем самым формируя ядро гелия[4] — для этого требуется температура в миллионы градусов. Часть массы теряется и превращается в огромное количество энергии, что и предсказывает формула Эйнштейна E = mc². Огромная выходная мощность солнца требует, чтобы 4 миллиона тонн материи превратилось в энергию — это очень много, однако это не принимается в расчёты из-за невероятной массы солнца.
Солнце ярче, чем 90% всех звезд Млечного пути,[5] где большинство звезд маленькие и красные, которые мы не можем увидеть без телескопа. Но несмотря на огромную мощь и размеры нашего солнца, оно является карликом по сравнению с некоторыми другими. Самая массивная и яркая звезда, известная нам, это R136a1, находящаяся в галактике под названием Магелланово Облако. Это очень агрессивная звезда типа Вольфа-Райе,[6] которые являются разновидностью синих звезд — самый горячий цвет звезд. На поверхности R136a1 царит температура в 50 000 Кельвин, что почти в 9 раз горячее, чем поверхность солнца. Она массивнее солнца в 265 раз и светит в 8.7 миллионов раз ярче. В то же время, ее диаметр всего в 35 раз превышает диаметр солнца (около половины размера Ригеля, см. Рис. 1).
Самая большая известная нам звезда — это красный супергигант UY Щита (см. Рис. 1) радиус которой в 1,708±192 раза превышает радиус солнца и в 5 миллиардов раз его объем! Если бы оно было в центре нашей солнечной системы, то его поверхность поглотила бы орбиту Юпитера. Но эта звезда, «всего» в 10 раз массивнее солнца и в 340 000 раз ярче.
Потому, существует огромное разнообразие звезд разных цветов, температур и размеров. Павел прокомментировал поразительное разнообразие небесных тел в главе о воскресении, ясно ссылаясь на Бытие 1:16:
«Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных. Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе». (1 Коринфянам 15:40-41).
Не могут быть сочтены
Наблюдаемая вселенная настолько огромна — радиусом в 46 миллиардов световых лет — что она вмещает в себя около 10²² звезд. Это число настолько велико, что даже если мы используем компьютер, способный считать триллион в секунду, то у него заняло бы около 300 лет, для того, чтобы их все посчитать. Библия учит, что человек не может сосчитать все звезды:
И вывел его вон и сказал:
«посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков». (Бытие 15:5)
Иеремия пишет:
«Как неисчислимо небесное воинство и неизмерим песок морской, так размножу племя Давида, раба Моего, и левитов, служащих Мне». (Иеремия 33:22)
У науки ушли тысячелетия для того, чтобы догнать Библию в этом вопросе. До того, как Галилео направил телескоп в небеса, астрономы смогли увидеть только 3 000 звезд в каждой из полусфер. И даже Галилео мог видеть всего 30 000 звезд. Однако, современные телескопы подтвердили, что мы в действительности не можем сосчитать звезды.[7]
Проблемы для эволюции
Во первых, креационисты не отвергают, что звезды могут изменяться. Это может быть названо эволюцией звезд, но этот процесс не может быть ответственным за происхождение звезд и не такой же самый как биологическая эволюция, потому что он не требует никакого натуралистического процесса, который производил бы новую информацию. Но мы не согласимся с большинством теорий звездного происхождения или их временных рамок.
Быстрые изменения звезд
Есть множество наблюдаемых свидетельств, что звезды могут изменяться очень быстро, намного быстрее, чем эволюционные теории предсказывали бы. Например, в 1994 году, Объект Сакураи скорее всего был белым карликом, расположенным в центре планетарной небулы. Его диаметр был таким же самым как и диаметр земли, но намного плотнее — около тонны на см³ — он был незаметным для невооруженного взгляда. Однако, команда астрономов, включая Бенгта Густавсона (Bengt Gustafsson) из обсерватории Мак-Доналд и Мартина Асплунда (Martin Asplund) из Уппсальской астрономической обсерватории в Швеции, наблюдали, как она превратилась в яркого желтого гиганта, размером в 70 миллионов километров в диаметре, что в 80 раз превышает солнце. Это означает, что ее диаметр увеличился в 8 000 раз, а объем в 500 000 миллионов раз. Астрономы выразили свое величайшее удивление теми изменениями, которые произошли.[8] К 1998 году, она увеличилась еще, превратившись в красного супергиганта с диаметром около 210 миллионов километров, что в 150 больше, чем солнце. Но она сжалась так же быстро, как и росла, разбросав множество осколков. К 2002 году звезда сама по себе стала невидимой даже для самого мощного телескопа, несмотря на то, что ее можно было наблюдать в инфракрасном спектре, проникающем через пыль.
Проблема первых звезд
Большой проблемой для эволюции является формирование первых звезд. Эволюционные астрономы верят, что первые звезды сформировались посредством коллапса газового облака. Однако, сегодня такие облака слишком горячие и рассеиваются, а не сжимаются. Современные теории, включающие в себя сжатие посредством сверхновых или охлаждением посредством теплового излучения из гранул пыли требуют наличия уже существующих звезд. Авраам Лоэб (Abraham Loeb) из Гарвардского центра астрофизики говорит:
«Правда состоит в том, что мы не понимаем формирование звезд даже на самом фундаментальном уровне»[9][10]
Не так давно, Нил Деграсс Тайсон, эволюционный астрофизик и фанатичный антитеист, признал:
«Не все газовые облака в Млечном пути могут всегда сформировать звезды. Чаще всего, облако не знает что делать дальше. В действительности, астрофизики являются здесь теми, кто не знает. Мы знаем, что облако хочет сжаться под собственным весом, чтобы создать одну или более звезд. Однако вращение, так же как и турбулентные движения внутри, противодействуют этому. Так же как и обычное давление в газах, о котором вы узнали на уроках по химии выпускных классов. Галактические магнитные поля также противодействуют коллапсу: они пронизывают облако и цепляются за свободно движущиеся частицы внутри, тем самым мешая тому, как облако могло бы отреагировать на свою гравитацию. Самое страшное состоит в том, что если бы никто из нас заранее не знал, что звезды существуют, то передовые исследования предложили бы множество убедительных причин, почему звезды никогда бы не смогли сформироваться».[11]
Формируются ли звезды сегодня?
Утверждалось, что было наблюдаемо рождение звезд. Некоторые креационисты думают, что некоторые звезды могут формироваться в современных условиях, после недели сотворения, так же само как и все животные существующие сегодня небыли сотворены тогда.[12] Креационист и бывший профессор асторономии Др. Денни Фолкнер объясняет разницу:
«Звезды не очень сложные, и так называемая звездная эволюция (несмотря на то, что я в нее вовсе не верю) отличается от биологической эволюции. Потому, у меня не возникает проблем с идеей о том, что облако газа, которое было создано изначально Богом в сферическом нестабильном состоянии, могло бы сжаться под действием своей собственной гравитации и начать нагреваться, формируя новую звезду».[13]
Все же, астроном-креационист Др. Рон Самек (Dr Ron Samec) относится скептично по отношению к тому, что формирование звезд наблюдалось:
«Когда темная небула сталкивается с излучающей небулой, тогда появляются такие характерные свидетельства, которые были замечены на фото, сделанном телескопом Хаббл. Пыль прокладывает себе путь через горячий газ. Вдоль переднего края, газ сжимается и нагревается еще больше. Результатом этого становятся беловатые участки на краях темных «пальцев» пыли.
Я полагаю, что температура на краях этих областей около 10 000 К, потому они светятся как поверхности звезд с соответвующей температурой, т.е. белым светом. При такой температуре газ очень быстро распространится и нет никаких шансов на формирование звезд. Нам не стоит верить, что в тех пылевых регионах есть звезды, разве что они на самом деле воображаемы».[14]
Возражение скептиков: луна, меньшее светило чем звезды
Многие скептики Библии выдвигают утверждение о библейских текстах, на которое предположительно невозможно ответить, с подтекстом, что современная наука сделала Библию устаревшей. В действительности, многие из этих утверждений являлись пустым звоном даже для христиан в Средние века. Например, Фома Аквинский (1225-1274), ведущий апологет и теолог-систематик своего времени, посвятил секцию своей книги Summa Theologica этому утверждению, причем это была цитата еще более раннего библеиста Иоанна Златоуста (347-407 от Р.Х.):
«Возражение 5: Кроме того, по словам астрономов, есть много звезд, превышающих своим размером луну. Следовательно, описание что солнце и луна «два светила великих» неверно …
Ответ на возражение 5: Как говорит Златоуст, два светила названы великими не из-за своих размеров, а из-за своего влияния и силы. Несмотря на то, что звезды являются большими по объему, чем луна, влияние луны более ощутимо для нас. Более того, если говорить об ощущениях, то ее видимый размер больший».[15]
Более того, многие из этих скептиков не знают, что астрономы используют такой же язык. Также сегодня яркость звезд классифицируется по их величине, от латинского слова magnus — т.е. великий или большой. Это логарифмическая шкала, в которой звезды величиной в 1, ярче в 2,512 раза звезды величиной 2. Это означает, что за каждые 5 шагов величины, яркость увеличивается на 100. Потому, звезды величиной в 1, в 100 раз ярче, чем звезды величиной в 6, являющиеся почти самыми тусклыми звездами, различимыми невооруженным взглядом.
По этой шкале, Сириус, являющийся самой яркой звездой ночного неба, обладает величиной в 1, 46, а величина луны — 12,7, а солнца 26,7. И помните, что в связи с логарифмической шкалой, небольшая разница величины вытекает в большую разницу в яркости. Потому, луна ярче Сириуса на 11.24 величины, что в 31 000 раз[16] ярче.[17]
Вывод
Как мы уже убедились, звезды — объекты, внушающие благоговение, так что псалмист восклицает: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь». (Псалом 18:2) Однако, несмотря на огромную мощь и размез звезд, в Бытие 1:16 о о них всего лишь сказано: «и звезды», так словно это нечто второстепенное. А все потому, что Богу ничто не стоило сотворение этого бесчисленного множества горячих шаров газа!
Ссылки и примечания
1. Sarfati, J., The sun: our special star, Creation 22(1):27–31, 1999; creation.com/sun.
2. Sarfati, J., The moon: the light that rules the night, Creation 20(4):36–39, 1998; creation.com/moon.
3. Spencer, W., Planets around other stars, Creation 33(1):45–47, 2011; creation.com/extrasolar2.
4. Реакции слияния — это 41H →4He + 2e+ + 2νe, где e+ это позитрон или антиэлектрон, а νe электронное нейтрино.
5. Chown, M., What a star! New Scientist 162(2192):17, 1999.
6. Это массивные звезды, быстро теряющие массу из-за очень мощного звездного ветра, скорость которого может достигать 2 000 км/час.
7. Gitt, W., Counting the stars, Creation 19(2):10–13, 1997; creation.com/star-count.
8. New Scientist 154(2085):17, 7 June 1997; referring to Astronomy & Astrophysics 321:L17, 1997.
9. Quoted by Marcus Chown, Let there be light, New Scientist 157(2120):26–30, 7 February 1998.
10. See also, Stars could not have come from the ‘big bang’, sidebar, Creation 20(3):42–43, June–August 1998; creation.com/starform.
11. Tyson, N. deG., Death by Black Hole: And Other Cosmic Quandaries, p. 187, W.W. Norton & Company, 2007
12. Wieland, C., The canyon and the panda (Editorial), Creation 23(2):4, 2001; com/canyon.
13. Wieland, C. and Sarfati, J., “He made the stars also …”: Interview with creationist astronomer Danny Faulkner, Creation 19(4):18–21, 1997; com/faulkner2.
14. Samec, R, Are stars forming? (Letter to the Editor), Creation 19(1):5, 1996.
15. Summa Theologica, Question 70. The work of adornment, as regards the fourth day, newadvent.org/summa/1070.htm.
15. Т.е. 2. 51211.24
17. Астрономы также используют абсолютную звездную величину, чтобы показать присущую объекту яркость, в противовес видимой величины, т.е. обычного значения величины. Абсолютная звездная величина — это видимая звёздная величина объекта, которую он имел бы, если бы был на расстоянии 10 парсек (32.6 световых лет) от наблюдателя. Потому, абсолютная величина составляет всего 4.83 — за 10 парсеков от наблюдателя, ее величина будет составлять всего 5.
Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в соц. сетях!