Было ли Воскресение Иисуса поздним вымыслом церкви?

Автор: Шон Макдауэлл (англ. Sean McDowell)
Источник: SeanMcDowell.org
Перевод: Михаил Абакумов
Редактура: Владимир Силенок, Татьяна Юревич

Быть христианином сегодня — это верить в Воскресение Иисуса. Но как насчет первых христиан? Возможно ли, что вера в Воскресение была вымышлена церковью позже? Если это так, то празднование Пасхи является большой ошибкой, а христиане должны отвергнуть доказательство их веры.

Критики часто утверждают, что в течение первого и второго столетий существовало множество «христианских» верований, некоторые из которых признавали Воскресение Иисуса, а другие отвергали. Сторона, признававшая Воскресение, «победила», и поэтому современные христиане принимают его.

Проблема с этим утверждением заключается в том, что нет раннего христианства без веры в Воскресение. Позвольте мне повторить это: все самые ранние записи, которые у нас есть, свидетельствуют о том, что вера в Воскресение Иисуса была сердцем христианской веры. Рассмотрим четыре пункта.

1. Ранние христианские вероучения: вероучения — это устные проповеди, которые циркулировали до того, как их включили в Новый Завет (например, Римлянам 1:3-4, 1 Петра 3:18). Они дают нам представление о самых ранних христианских верованиях. Возможно, старейшее вероучение берет свое начало в 1-м Коринфянам 15:3-5:

«Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял: то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати».

Обратите внимание на две вещи. Во-первых, Павел передает учение, которое было получено им раннее. Учитывая формулировку этого отрывка, большинство ученых согласны с тем, что Павел пересказывает материал, который он сам получил. Во-вторых, Воскресение «первоначально» для веры.

2. Ранняя христианская проповедь. Книга Деяний описывает зарождение и распространение церкви. Воскресение упоминается в большинстве выступлений, составляющих примерно одну треть всей книги. В первой речи в Деяниях Петр описывает, как Бог определил Иисусу творить чудеса, но Он был убит беззаконниками, и все же «Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его» (Деяния 2:24).

3. Ранние Письма Павла. Апостольские послания Павла наполнены упоминаниями о Воскресении. Н. Т. Райт отмечает:

«Послание к Римлянам с начала до конца проникнуто темой воскресения. Откройте это Послание на любом месте, и вы наткнетесь на воскресение; поднесите его к свету, и вы увидите, что все его насквозь пронизывает блистание Пасхи. Если бы его не прославили как великое Послание об оправдании верой, оно могло бы стать главным Посланием о воскресении».[1]

4. Отцы ранней Церкви: Воскресение стало центральной темой для многих верующих, живших сразу же после апостолов. Утверждения о Воскресении можно найти в «Послании к магнезийцам» Игнатия (11 глава), «Послании к филиппийцам» Поликарпа (главы 1, 2), «Первом послании к коринфянам» Климента Римского (глава 42) и в «Послании Варнавы» (глава 5).

Центральность Воскресения можно увидеть в ранних христианских вероучениях, первых письменных документах, первой проповеди, а также у апостольских мужей. Нет записей о ранней христианской вере, оторванной от Воскресения.

Воскресение Иисуса не было поздним церковным вымыслом. Оно было сердцем ранней христианской веры и её проповеди.

Ссылки и примечания

1. Н. Т. Райт «Воскресение Сына Божьего», Пер. с англ. (Серия «Современная библеистика»). М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2011, с. 267.

Шон Макдауэлл, доктор философии (Ph.D.), профессор христианской апологетики в университете Биола, автор бестселлеров, популярный оратор, внештатный преподаватель средней школы и ученый-резидент Summit Ministries, Калифорния. Следите за ним на Twitter: @sean_mcdowell и в его блоге: seanmcdowell.org.

Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в соц. сетях!

ВАМ БУДУТ ИНТЕРЕСНЫ ЭТИ СТАТЬИ: