Совершенный Бог и эволюция

Автор: Михаил Абакумов

Одной из важнейших концептуальных основ монотеистического представления о Боге является богословие совершенного существа. Последнее играет важную роль во всех трех главных теистических традициях: иудаизме, христианстве, исламе. В философии же корни богословия совершенного существа восходят, по крайней мере, к Платону, который отождествлял Бога с высшей реальностью – «Благом», и к Аристотелю, который характеризовал Бога как «наилучшую сущность». Сочетание этих традиций оказало мощное воздействие на крупнейших богословов каждой из религиозных традиций монотеизма: Филона Александрийского и Маймонида в иудаизме, Аль-Кинди и Авиценны в исламе, Ансельма и св. Фомы Аквинского в христианстве.

Хотя богословие совершенного существа имеет весьма долгую историю, как ясно выраженная интеллектуальная проблема оно впервые было осознанно в трудах философа XI века Ансельма Кентерберийского, автора онтологического аргумента — одного из самых сильных аргументов в пользу существования Бога.[1] Именно Ансельм ясно охарактеризовал Бога как «то, больше чего невозможно что-либо помыслить». Если вы можете помыслить что-то, что будет больше чем Бог, это и будет Богом!

Современные богословы совершенного существа считают, что Ансельм здесь утверждает, что Бог есть величайшее из возможных существ, т.е. индивидуум, являющий максимальное совершенство. Богословие совершенного существа есть, таким образом, попытка максимально полно раскрыть понятие «Бог». Подобная концепция дает нам правило для выработки более конкретного представления о Боге.

Таким образом, Бог должен быть самым великим мыслимым существом. Это означает, что Бог должен быть всемогущим, всезнающим, вечным, и так далее. Ядро этого богословия составляет следующее утверждение:

Нечто есть Бог лишь при том условии, что оно обладает величайшей из возможных совокупностью возвеличивающих свойств.[2]

И здесь возникает проблема для тех верующих людей, которые верят в эволюцию от «молекулы к человеку», и в то, что Бог творил посредством смерти, проб и ошибок.

Во-первых, если Бог безмерно велик и всемогущ, почему Он не создал все живое сразу, не прибегая к постепенной и долгой эволюции? Очевидно, что для Бога это не составило бы труда, и это логически возможно и даже приемлемо. Зачем Богу прибегать к эволюции, которая «бесконечно более равнодушна, жестока и капризна»[3], как говорил Кристофер Хитченс? Последний, так же сделал еще одно меткое замечание: «Разумный «создатель», пожалуй, мог бы обойтись без хаотичной игры»[4]. Это замечание действительно справедливо: если Бог действительно всемогущ, всезнающ, безмерно велик, то Ему просто не зачем было прибегать к такому процессу, как эволюция.

Но это не все. Есть еще одна глобальная проблема, для тех верующих людей, которые верят в эволюцию «от молекулы к человеку».

Самое великое мыслимое существо также должно быть и вселюбящим, морально совершенным существом. Очевидно, что Бог должен быть любящим и добрым существом, так как морально лучше быть любящим, нежели нелюбящим.

«Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Колоссянам 3:14).

Таким образом, Бог, как совершенное Существо, должен обладать совершенным чувством любви. Это именно то, что утверждает Библия. В ней написано:

«Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1-е Иоанна 4:7-8).

Итак, Слово Божье говорит нам, что Бог есть воплощение любви. Задумайтесь: разве стало бы воплощение любви создавать посредством весьма долгой череды смертей тысяч живых существ, испытывая их на выживание сильнейших? Эта идея просто абсурдна, учитывая то, что традиционные монотеисты считают Бога всемогущим и вселюбящим существом. Часто природа нас ужасает. Вы испытываете жалость к живым существам? Подумайте о том, что должен испытывать Бог, учитывая Его совершенство.

То существо, которое создавало посредством такой жестокой и бессмысленной эволюции – не только не обладает совершенным знанием и могуществом, но и не является морально совершенным.

Если все вышесказанное верно, то, я думаю, эти суждения логически верны:

1. Нечто есть Бог лишь при том условии, что оно обладает величайшей из возможных совокупностью возвеличивающих свойств.

2. Следовательно, Бог, по определению, должен быть всемогущ и всезнающ, совершенным Творцом, морально совершенным, самым большим мыслимым существом.

3. Бог, который творил посредством долгой, жестокой эволюции, смерти и ошибок — не является самым большим всемогущим, всезнающим, морально мыслимым существом.

4. Следовательно, он не может быть Богом.

Ссылки и примечания

1. Подробнее см. Онтологический аргумент. 
2. Thomas Morris. The Concept of God. New York: Oxford University Press. 1987:35.
3. Кристофер Хитченс «Бог не любовь», глава шестая.
4. Там же.

Подробнее о богословии совершенного существа см.: Майкл Рей, Майкл Мюррей «Введение в философию религии», глава 1.

Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в соц. сетях!

ВАМ БУДУТ ИНТЕРЕСНЫ ЭТИ СТАТЬИ: