Иисус против Будды: 9 основных различий
Автор: Джеймс Бишоп
Источник: reasonsforjesus.com
Перевод: Владимир Силенок
Редактура: Катерина Савченко
Иисуса часто сравнивают с Буддой, пытаясь провести параллели между моралью обоих этих людей. Но их учения значительно отличаются друг от друга, и в этой статье мы рассмотрим девять основных различий между этими двумя личностями.
1. Цель и смысл их жизни
В 1960 году богослов по имени Пауль Тиллих посетил Японию и в беседе с некоторыми буддийскими богословами спросил: «Если какой-нибудь историк подвергнет сомнению то, что человек по имени Гаутама жил, каковы будут последствия для буддизма?».
В ответ эти буддийские ученые сказали, что вопрос об историчности Гаутамы Будды никогда не был проблемой для буддизма: «Согласно доктрине буддизма, дхарма-кайя [тело истины] вечна, и поэтому она не зависит от историчности Гаутамы».[1]
Таким образом, жил ли Гаутама на самом деле как историческая личность, или он никогда не говорил и не делал того, о чем записано, что он говорил и делал, не имеет никакого влияния на сам буддизм.
Историчность Иисуса является неотъемлемой частью христианской веры; без Иисуса нет христианства. Апостол Павел в одном из своих посланий подчеркивал это. В своем послании к Коринфянам он утверждает, что если Иисус не воскрес из мертвых, то христианская вера тщетна и бесполезна, и мы все еще во грехах (1-е Коринфянам 15:14-19).
Вершиной, центром христианства является искупительная смерть Иисуса на кресте за спасение человечества, и это, конечно, означает, что Иисус должен быть исторической личностью, которая действительно умерла на кресте и была воскрешена. Если убрать Иисуса из уравнения, то христианская вера исчезнет вместе с ним.
2. Их историчность
Источники, которыми мы располагаем для веры в исторического Иисуса, намного превосходят по своей древности и обилию те, что мы имеем для Будды. Таким образом, мы можем набросать более достоверный портрет исторического Иисуса. Для Иисуса у нас есть множество источников, а именно: биографические Евангелия, послания Павла и другие послания, написанные разными авторами. Это означает, что есть около 12 авторов, которые написали 27 книг в течение 60 лет после жизни Иисуса.
Ранние отцы церкви, а также другие авторы подтверждают историчность Иисуса и события его жизни, таковы историки Иосиф Флавий и Корнелий Тацит. Более того, самые ранние новозаветные писания были написаны около 50 или 51 года нашей эры (Послание Павла), что оставляет промежуток от 17 до 21 лет со времени смерти Иисуса до первых писаний. Последняя книга, Откровение, появляется не позднее, чем через 60-65 лет после смерти Иисуса. Но что у нас есть о Будде?
В отношении него мы полагаемся на информацию из источников, далеких от его существования, и это является причиной того, что вокруг его жизни существует много неопределенности. Самые ранние буддийские писания дошли до нас примерно в конце I века до нашей эры (Будда жил либо в 566-486 годах до нашей эры, либо в 448-368 годах до нашей эры), а «Буддакарита» («Деяния Будды» — эпическая поэма, написанная Асвагхорой) была написана примерно во II веке нашей эры.
В любом случае, самый ранний источник появился через 300-400 лет после его жизни. После Буддакариты следуют Лалитавистара Сутра, Махавасту и Ниданакатха, все из них написаны с интервалом в 100 лет. Другие источники включают Джатаки, Махападана Сутту и Ачариябхута Сутту, и в них содержатся рассказы, которые могут быть более ранними, чем биографии, но все же поздними и не исчерпывающими в плане предоставления нам исторической информации о Будде.
На основании этого мы можем быть исторически уверены в том, что именно первые последователи Иисуса думали о нем, поскольку такой короткий промежуток времени между реальными событиями служения Иисуса и временем написания Павловых посланий и Евангелий слишком мал, чтобы неисторические элементы могли приукрасить историческое ядро.
Этого нельзя сказать о Будде, поскольку до появления первых письменных текстов прошли века.
3. Их понимание себя
Будда настаивал на том, что он не божественен, и что его проблема в жизни — это страдания людей и даже животных. Он учил, что для того, чтобы устранить страдания из своей жизни, нужно отпустить желания и, в свою очередь, жить умеренно и контролировать себя. Через некоторое время после этого человек достигнет состояния счастья и блаженства (известного как Нирвана), где он больше не будет перерождаться в жизнь, полную страданий.
Иисус, с другой стороны, утверждал, что он равен Богу, и его миссия заключалась в том, чтобы прийти и спасти свой народ, заставив его покаяться в своих грехах и обратиться к Нему как к единственному средству спасения. Важным аспектом Его служения было обличение зла. Решение проблемы — покаяться, любить Бога и других людей, верить в Него как в Спасителя через веру, а также соблюдать десять заповедей.
Иисус утверждал, что это единственный путь к Богу. Будда этого не делал.
4. Их концепция Бога
Будда отвергал существование Бога и говорил, что это не имеет отношения к страданиям.[2] Согласно одному из исследователей буддизма, если под словом «Бог» мы подразумеваем Бога-творца, то:
« … Будда – атеист, и буддизм в его формах тхеравады и махаяны является атеистическим … отрицая, что вселенная является продуктом личностного Бога, который создает ее во времени и планирует завершение в конце времени, буддизм является формой атеизма»[3]
Будда не претендовал на особое вдохновение или откровение из какого-либо божественного источника. С другой стороны, Иисус был монотеистом (он верил в единого Бога) и принимал ветхозаветное понимание как авторитетное. Он также претендовал на равный статус с единым истинным Богом и убедил многих своими чудесами, авторитетом своих учений и, что особенно примечательно, воскресением из мертвых. В этом отношении Будда и Иисус совершенно разные.
5. Их чудотворения
Чудеса Иисуса многократно и независимо засвидетельствованы. Они также очень ранние, и мы находим их в Q, L (специальный материал для Луки), M (специальный материал для Матфея), Марке, Матфее, Луке, Иоанне и посланиях Павла. Семейский источник, предшествующий Иоанну, также содержит несколько рассказов о чудесах, а еврейско-римский историк Иосиф Флавий утверждал, что Иисус был известен своими чудесами.
О том, что Иисус был чудотворцем, знали и последователи, и враги, и окружающие люди в деревнях. Как комментирует один выдающийся историк Нового Завета: «Что бы вы ни думали о философской возможности чудес исцеления, ясно, что Иисус был широко известен тем, что совершал их»[4]
Это заставляет меня предположить, что на исторических основаниях (в частности, из-за чрезвычайно ранней даты сообщений и многочисленных свидетельств) Иисус действительно был чудотворцем. Единственное возможное отрицание — это то, что Иисус был каким-то мошенником с огромным гением, чтобы обмануть тысячи людей, своих критиков и своих последователей, которые страдали и умирали за Него.
Однако возможность того, что Иисус был мошенником, может быть отвергнута по вышеизложенным причинам, а также потому, что он пошел на страшную, кровавую и мучительную смерть посредством распятия в результате своей проповеди и служения. Иисус, с большой исторической достоверностью, действительно совершал чудеса исцеления и экзорцизма. Это бесспорно на исторических основаниях и широко подтверждается современной наукой.
Как объясняет Борг:
«Несмотря на трудности, которые чудеса представляют для современного ума, на исторических основаниях практически не остается сомнений, что Иисус был целителем и экзорцистом»[5]
А как Будда относится к чудесам? Однажды Будда в ответ на просьбу о чудесах сказал: «Я не люблю, отвергаю и презираю их», а затем отказался выполнять просьбу.[6] Когда он был младенцем, везде, где он ставил свои ноги, распускался цветок лотоса.[7]
В другое время он якобы совершил двойное чудо: из верхней части своего тела он испустил пламя, а из нижней — потоки воды. После этого он сделал три гигантских шага и прибыл в Таватимсу. Находясь там, Будда проповедовал Абхидхарму своей матери, которая переродилась там как дэва по имени Сантуссита.
Существуют и другие рассказы о чудесах, которые якобы произошли, например, о его способности создавать миллионы своих копий, а затем возвращаться в нормальное состояние, он мог путешествовать сквозь пространство, он мог делать себя огромным, как гигант, а затем маленьким, как муравей.
Однако рассказы о чудесах, связанных с Буддой, являются поздними, а значит, вероятно, являются неисторичными, поскольку самые ранние буддийские тексты, Палийский канон, появились спустя 450 лет после его жизни, и этот промежуток времени дает достаточно времени для приукрашиваний.
Некоторые из приписываемых ему чудес кажутся явно мифологическими, например, его способность менять форму, ходить через горы, использовать телепатию и божественное зрение. Они не кажутся историческими или соответствующими значимому действию Бога. Они похожи на мифологические приукрашивания, встречающиеся в поздних гностических текстах: Иисус лепит птиц из глины, проклинает своих товарищей по играм, которые впоследствии умирают, и некоторые родители, которых он проклинает и которые впоследствии становятся слепыми.
Благодаря своей давности, обилию и многочисленным свидетельствам чудеса Иисуса в евангельских повествованиях превосходят те, которые приписываются Будде.
6. Их ответ на человеческие проблемы
Будда учил, что избавиться от страданий можно, избавившись от желаний, другими словами, нужно подавить свои желания. Однако Иисус пришел в мир, чтобы преодолеть пропасть, которую грех вызвал между Богом и человеком. Итак, Будда преподавал философию, а Иисус пришел как наш Спаситель (и принес с собой философию). Рави Захариас, индиец, принявший христианство еще в юности, сравнивает Бога Библии с Буддой:
«Кажется неслучайным, что ночь, когда Гаутама Будда покинул свой дворец, чтобы найти ответ на боль и страдания, была той самой ночью, когда его жена рожала их сына. В своем стремлении устранить страдания он фактически ушел и оставил свою жену одну в муках боли. Противопоставьте это Богу Библии, Который Сам пришел в этот мир в лице Своего Сына, чтобы пострадать на кресте, принять боль и страдания ради человечества. Будда ушел от своего сына и от боли. В христианстве Бог является неотъемлемой частью решения»[8]
По мнению Иисуса, проблема, присущая человечеству, более значительна, чем просто подавление желаний, как учил Будда. Для Иисуса именно грех находится в центре человеческих проблем, особенно потому, что грех — это сознательное отвержение праведных путей Бога.
7. Спасение против освобождения
Согласно учению раннего буддизма, каждый из нас несет ответственность за достижение собственного освобождения, что противоречит взглядам Иисуса. По словам Иисуса, мы не можем спастись сами из-за пропасти, которая отделяет человека от Бога. Будда произнес дхарму, истинное учение, которое приводит к освобождению, но человек все равно должен сам постичь истину, чтобы достичь нирваны. Как сказал один из исследователей буддизма:
«Если Будду вообще можно назвать «спасителем», то только в том смысле, что он открыл и показал путь к освобождению, нирване. Но мы должны пройти этот путь сами»[9]
Согласно Иисусу, мы беспомощны и безнадежны без его искупительной смерти на кресте по милости Божьей. Иисус говорил о Себе как о ком-то исключительном во всех наших евангельских источниках, и особенно утверждая в Евангелии от Иоанна, что Он единственный путь к Богу (14:6) и равен Богу (10:30). Согласно Библии, только в Иисусе мы можем найти спасение.
8. Вопрос о пустом гробе
И Будда, и Иисус умерли, Будда был кремирован, а Иисус распят. Однако гробница Иисуса была найдена пустой, и это подтверждает большинство исследователей: «В действительности, в библиографическом обзоре более 2200 публикаций о воскресении на английском, французском и немецком языках, начиная с 1975 года, исследователь Гэри Хабермас обнаружил, что 75 процентов ученых согласились с историчностью обнаружения пустой гробницы Иисуса» [10]
Не существует достоверных или ранних исторических свидетельств о том, что Будда или кто-либо другой, кроме Иисуса, воскресали или появлялись после смерти. В случае с Иисусом это, очевидно, хорошо известно в раннем христианстве и было историческим фактом для ближайших учеников Иисуса. Даже один историк-атеист признает, что:
«Можно считать достоверным с исторической точки зрения, что Петр и ученики имели некие видения после смерти Иисуса, в которых Иисус явился им как воскресшим».[11]
Таким образом, предполагаемое воскресение Иисуса отличает Его от Будды и ставит христианскую веру в другую категорию, отличную от буддизма и других восточных религий.
9. Религия христианства отличается от буддизма во всех отношениях
Иисус учил, что самое важное, что нужно сделать, — это поверить в Него. Фактически, он сказал, что вера в него — это высшая воля Бога (Иоанна 6:29). Причина этого в том, что Иисус стал жертвой за человеческий грех (Марка 10:45), и только вера в Него может примирить нас с Богом (Ефесянам 2:8-9).
Иисус учил о Царстве Небесном и месте вечных мучений, называемом адом, где нечестивые будут наказаны (Матфея 14:41-42). Иисус исцелял больных, воскрешал мертвых, изгонял бесов из людей и был воскрешен из мертвых Богом иудеев, который также является личным Творцом Вселенной и нравственным законодателем для человечества.
Он учил, что имеет власть прощать грехи (Матфея 9:6), что нам нужно родиться свыше в Нем (Иоанна 3:3) и что мы получим награду в загробной жизни в соответствии с нашими делами для Его Царства в судный день (Матфея 16:27).
Иисус учил, что Он есть путь, истина и жизнь, и что никто не может придти к Отцу иначе, как через Него (Иоанна 14:6). Спасение приходит только через Него, и те, кто не родился свыше в Нем и не раскаялся в своем неверии и греховной природе, не наследуют вечной жизни (Иоанна 3:18).
Эти идеи являются абсолютно фундаментальными для христианского богословия и даже не фигурируют на карте буддийской философии. Вот список основных верований буддизма, приведенный на сайте Buddhanet.
1. В буддизме нет всемогущего Бога. Нет никого, кто бы раздавал награды или наказания в предполагаемый Судный день.
2. Буддизм в строгом смысле не является религией в контексте веры и поклонения сверхъестественному существу.
3. В буддизме нет концепции спасителя. Будда не является спасителем, который спасает других своим личным спасением. Хотя буддист ищет прибежища в Будде как в своем несравненном проводнике, указывающем путь чистоты, он не служит ему. Буддист не думает, что он может обрести чистоту, просто ища прибежища у Будды или просто веря в него. Не в силах Будды смыть нечистоту других.
4. Будда не является воплощением бога/богов (как утверждают некоторые последователи индуизма). Отношения между Буддой и его учениками и последователями — это отношения учителя и ученика.
5. Освобождение себя — это ответственность самого себя. Буддизм не призывает к непререкаемой слепой вере всех последователей буддизма. Он делает большой акцент на самодостаточности, самодисциплине и индивидуальном стремлении.
6. Принятие прибежища в «Трех драгоценностях» — Будде, Дхарме и Сангхе — не означает самоотречения или полной зависимости от внешних сил или третьей стороны в поисках помощи или спасения.
7. Дхарма (учение в буддизме) существует независимо от того, есть ли Будда. Будда Сакьямуни (исторический Будда) открыл и поделился учениями/ универсальными истинами со всеми живыми существами. Он не является ни создателем этих учений, ни пророком всемогущего Бога, передающим эти учения другим.
8. В буддизме конечной целью последователей/практиков является просветление и/или освобождение от самсары, а не попадание на небеса (или в царство дэвов в контексте буддийской космологии).
9. Идея греха или первородного греха не имеет места в буддизме. Также грех не следует приравнивать к страданию.
10. Буддийские учения утверждают, что у существования человека нет начала и конца. Первопричины не существует – т.е. того, как возник человек.
11. Дхарма дает очень подробное объяснение доктрины анатмана {анатта на пали} или бездуховности, то есть отсутствия душевной сущности (будь то в одной жизни или во многих жизнях).
12. Концепция ада (адов) в буддизме сильно отличается от концепций других религий. Это не место для вечного проклятия, как считают религии «всемогущего творца». В буддизме это всего лишь одно из шести царств в Самсаре [т.е. худшее из трех нежелательных царств]. Кроме того, в буддийской космологии существует практически неограниченное количество адов, как и бесконечное количество миров Будды.
Как мы видим, Иисус предлагает нам иное решение проблемы греха. Решение не в том, чтобы больше размышлять, преодолевать желания или медитировать, а в том, чтобы поверить в Него как в единственное средство примирения с Богом.
Общность между Иисусом и Буддой является ложной, и хотя могут появиться похожие моральные параллели (если не обращать внимания на окружающий богословский контекст), служение и воскресение Иисуса ставят его в категорию Спасителя, Господа и Бога, в то время как Будда был просто еще одним человеком с собственным мнением о состоянии человека.
Ссылки и примечания
1. Robert, W. 1961. “Tillich Encounters Japan” in Japanese Religions 2. p. 48–71.
2. Nyanaponika, T. 1996. Buddhism and the God-idea. Available.
3. Jayatilleke, K. 1974. The Message of the Buddha. p. 105.
4. Ehrman, B. 1999. Jesus: Apocalyptic Prophet of the New Millennium. p. 199.
5. Borg, M. 1987. Jesus, A New Vision. p. 61.
6. Walshe, M. 1995. The Long Discourses of the Buddha.
7. Buddhist Studies. 2008. The Life of the Buddha: The Birth of the Prince. Available.
8. Zacharias, R. 2014. Why Suffering? p. 131.
9. Walpola, R. 1959. What the Buddha Taught.
10. Craig, W. 2013. Accounting for the Empty Tomb. Available.
11. Ludemann, G. 1995. What Really Happened? p. 80.
Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в соц. сетях!