Обольщение Христианства. Глава 12. Психологическое спасение
«Смотрите, братия, чтобы кто не увлёк вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу… Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти» (Колоссянам 2:8, 23)
Перевод: Анна Небосова
Данный перевод сделан нашим служением и в скором времени, если Господь позволит, книга Дейва Ханта «Обольщение Христианства» будет отдана в печать. Перевод сделан исключительно на пожертвования наших читателей. Если у вас есть желание помочь нам финансово, чтобы мы смогли продолжить перевод других книг на русский язык, то вы можете отправить свои финансы на этот счет:
40817810755865664771 АГЕЕВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА
Банк получателя: СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ БАНК ПАО СБЕРБАНК
БИК: 044030653
Корр. счет: 30101810500000000653
ИНН: 7707083893
КПП: 784243001
SWIFT-код: SABRRUMM
Кажется, сама сила переживаний, которые могут быть получены через визуализацию, «доказывает», что они являются подлинными не только для не христиан, но и для христианских лидеров. В своей статье в журнале «Христианская жизнь» Роберт Л. Вайз, известный пастор и лидер движения «Пресвитерианское возрождение», объяснил «новый метод молитвенной терапии», который, по его словам, был «впервые внедрён в середине 1960-х годов настоятелем епископального богословия возрождения, Агнес Сэнфорд».[1] Вайз рассказал, что произошло, когда он впервые представил себе «Иисуса» во время сеанса «исцеления воспоминаниями» под руководством христианского лидера, который научился этой технике у Сэнфорд:
«Я начал представлять себя восьмилетним мальчиком. Я поразился, увидев, что… несу большой свёрток на спине, [который] по-видимому,… символизировал мои прошлые потребности и переживания.
«Теперь посмотрим, сможете ли вы представить то, как появляется Иисус», — инструктировала она. «Пусть Он подойдёт к вам».
К своему удивлению, я — рукоположенный реформатский священнослужитель с докторской степенью по психологии — обнаружил, что это происходит со мной. Образ Иисуса медленно приближался ко мне, выступая из тёмной игровой площадки. Он протягивал ко мне руки с любовью и принятием…
Я больше не был тем, кто выстраивал эту сцену. Фигура Христа протянула руку и сняла свёрток с моей спины. И сделала это с такой силой, что я буквально вскочил со скамьи».[2]
Духовный гид, именуемый «Иисус»?
Действительно ли это Иисус? Рита Беннетт говорит: «Когда мы молимся и побуждаем человека визуализировать Иисуса, точность изображения не важна.[3] Если хотите, смотрите на Него, как на картины вашего любимого художника».[4] Тем не менее, миссис Беннетт, похоже, убеждена, что в такой опыт вовлечено не только воображение. Ссылаясь на этого выдуманного Иисуса, который изначально создан в воображении, но после этого оживает в уме, как кинофильм на экране, она говорит: «Необходимо следовать Его наставлению».[5] Если это действительно настоящий Иисус, то она даёт здравый совет. Однако, не найдётся ни одного примера или учения в Библии, показывающего, что Иисус когда-либо появлялся или появится перед любым человеком только потому, что этот человек визуализировал Его. Он – не волшебный джинн, которого можно вызывать посредством воображения и силой нашего разума.
Тогда что это за фигура, которая становится настолько реальной? Что происходит в уме визуализирующего? Из того, как Роберт Уайз описывает опыт внутреннего исцеления, может показаться, что был установлен контакт с неким духовным существом. Более того, то, что говорит или делает этот «Иисус», когда фантастическая кинокартина, проигрываемая на воображаемом ментальном экране, начинает разворачиваться сама по себе, выглядит как правильные ответы на поставленные вопросы и разрешение затруднительных ситуаций. Возможно ли, что одни и те же бесовские существа, изображающие из себя «духовных гидов» для оккультистов, предстают перед христианами в виде «Иисуса»? Будут ли бесы использовать эту тактику?
Нам должно быть совершенно ясно, что процедура визуализации: 1) не является библейской; 2) она использовалось на протяжении тысячелетий в многочисленных формах колдовства; 3) в процессе происходит нечто большее, чем просто работа воображения; 4) те, кто практикует визуализацию, рискуют открыть себя для бесовского влияния.
«Духовные гиды», которые на протяжении тысячелетий были неотъемлемой частью оккультизма, связываются с человеком через методы визуализации и столь же реальны, как и визуализируемый христианами «Иисус». И их руководство не менее точно и убедительно. Хотя Бог и милостив, христиане, которые настаивают на методах, призванных явить им Иисуса, находятся на опасном пути. Пастор/автор К.С. Ловетт пишет:
«Включите экран своего воображения… Выполните УПРАЖНЕНИЕ, которое поможет вам визуализировать Господа. Я хочу убедиться, что у вас есть чёткое представление о Нём…
Как видите, Господу ВСЁ РАВНО, как мы визуализируем Его… Тот, кто смирил Себя на кресте для нас, не собирается поднимать шум вокруг того, как мы представляем Его в нашем разуме…
Спасибо, что мне рассказали об этом замечательном способе использования моего воображения… Моя визуализация Тебя будет становиться все яснее и отчётливее, когда мы будем проводить больше времени вместе [выделено в оригинале]».[6]
Психодуховность в движении
Таким образом, Ловетт соглашается с Келвином Миллером в том, что все свободны визуализировать Иисуса любым умственным методом, который они находят привлекательным. Ричард Фостер говорит: «Мы просто должны убедиться в важности размышления и получения опыта в воображении».[7] Помните, мы не говорим о многих правильных методах использования воображения, таких как визуальные образы, к которым прибегают художники, архитекторы или обычные люди, которые «видят» то, что описывается, или же вспоминают и прокручивают это у себя в разуме. Мы должны избегать тех методов, которые специально предназначены для манипулирования реальностью или же вызывают появление и помощь некоего «божества». В этом внутреннем мире, созданном разумом, те же фантастические видения, которые вводили в заблуждение оккультистов и мистиков на протяжении тысячелетий, встречаются и современному человеку, взявшему на вооружение такие же оккультные практики. Мортон Келси напоминает нам об описании Юнга для того, что он назвал «входом в бессознательное»:
«Был запущен непрерывный поток фантазий, и я сделал всё возможное, чтобы не потерять голову, а найти способ понять эти странные вещи».[8]
[Келси добавляет свой собственный комментарий]: «Мистики всех религий отправлялись в такие же путешествия и описывали такие же встречи. Шаманы многих первобытных религий ведут к обновлению через расчленение и смерть. Они поняли «эти странные вещи»».[9]
Так что во имя новейшей психологии нас возвращают обратно в примитивное язычество/шаманизм, который затем проникает в церковь, потому что психология воспринимается, как нечто научное или нейтральное. К сожалению, это часто делают искренние христианские лидеры, которые воображают, будто несут в церковь пробуждение. Не сознавая того, что на самом деле они принимают психологизированный шаманизм в своих усилиях по восстановлению Божьей силы в опыте физического и эмоционального исцеления, эти люди создают мощный «сдвиг парадигмы» «Нового века», который меняет взгляды тысячи пастырей и будущих пастырей на христианство и Библию. В своём недавнем «Конспекте лекций о знамениях и чудесах» Джон Уимбер пишет:
«На момент подготовки данного руководства доктор С. Питер Вагнер и я преподаём курс MC510 уже на протяжении трёх лет. Это остаётся одним из самых бодрящих и захватывающих приключений в нашей жизни.
В январе 1985 года у нас было более 700 студентов, проходящих курс обучения в «Всемирной миссионерской школе Фуллера». Результаты были поразительными. Более 90 процентов студентов указали на смену парадигмы, под действием которой они сейчас служат с изменённым мировоззрением».[10]
Семинары Уимбера посещают тысячи пастырей и христианских лидеров. Джон Уимбер очень искренен в своём желании преподнести библейское учение, и те, кто посещает его классы и семинары, как правило, считают, что теперь стали более подкованными с библейской точки зрения. Несмотря на это, все больше и больше христианских лидеров начинает толковать Писание через призму мистицизма с юнгианской психологией.
Просто представь!
Этот «сдвиг парадигмы», на который ссылается Уимбер, происходит в очень широком кругу церковных лидеров. Католические священники Деннис и Мэтью Линн заявляют: «Что бы я ни переживал, моё воображение влияет на меня таким образом, как будто я это действительно испытал».[11] Лютеранский пастырь Уильям Васвиг пишет:
«Пожалуй, самая важная мысль о молитве, которой научила меня Агнес Сэнфорд, в том, что она связана с воображением… Я всегда думал о воображении только с негативной стороны. Я часто слышал, как воображением пренебрегали: «Не позволяйте себе убежать в своё воображение…». Бытие 6:5 повествует о том, что человеческое воображением было чрезвычайно испорченным…
Я верю, что воображение является одним из самых важных ключей к эффективной молитве… Бог касается меня посредством моего воображения… Воображение является одним из ключей к молитвенным отношениям с Богом».[12]
Поскольку воображение является ключом, то точность изображения, которое вы визуализируете, будет уже не важна. Такую идею вряд ли можно согласовать с вдохновением от Бога; тем не менее, среди христианских писателей все больше усиливается тенденция приравнивать их друг к другу. Наполеон Хилл, как мы уже отмечали, визуализировал великие фигуры истории, такие как Дарвин и Вольтер, которых он связывал с бесконечным источником мудрости, но настаивал на том, что всё это было только воображение. Врач О. Карл Симонтон рекомендует жертвам рака визуализировать «внутренние ориентиры», и некоторые пациенты на этом основании получают опыт чудесных исцелений. Договорившись с другими врачами, которые передают ему свои тяжёлые случаи, доктор Ирвинг Ойл учит пациентов визуализировать «энергичных животных» (таких как, например, койот, популярный у шаманов американских индейцев) и достигает невероятных результатов.
С учётом вышеизложенного, а также дополнительных примеров, которые следует принять во внимание, популярная современная практика визуализации «Иисуса» имеет неоспоримое сходство с оккультными практиками.
Это не значит, что Бог, по Своей великой милости, не может защитить от причастности к оккультизму христиан, которые, по незнанию, используют шаманские приёмы. Однако, вряд ли можно ожидать того, что Бог почтит оккультные методологии, проявив Себя для тех, кто их использует. Одно дело, когда Господь защищает христиан, которые невинно играют с доской Уиджа, но совсем другое – предполагать, что Бог станет говорить с ними через это или любое другое устройство гадания хотя бы один раз, и ещё менее того – на постоянной основе. Многие христиане пытались использовать доску для спиритических сеансов и, не зная силы, стоящей за ней, были разочарованы, когда она им не помогла. Позже они только порадовались тому, что она не сработала, и благодарили Господа за защиту. То же самое относится и к христианам, которые пытались визуализировать Иисуса, но у них ничего не вышло. Тех, кто пытается связаться с «Иисусом» таким образом, мы можем только предостеречь: идея о том, что настоящий Иисус явится им на этом основании, не находит поддержки в Писании. На самом деле, все наоборот. Многочисленные места в Библии, такие как 18-я глава Второзакония, ясно указывают на то, что все оккультные практики полностью запрещены для народа Божьего.
Это не означает, что каждый, кто занимается оккультными практиками, сразу же попадает под власть Сатаны. У некоторых может случиться катарсический и очень эмоциональный психологический опыт, который убедит их, что все является подлинным и исходит от Бога. Некоторые из практикующих «внутреннее исцеление» пытаются объяснить в психологических терминах даже кажущиеся реальными явления «Иисуса», приписывая все силе воображения. Это удобно, поскольку устраняет любой страх перед контактом с бесами или обольщением Сатаной и, конечно, не является библейским. Если воображаемый опыт имеет на нас такое же влияние, как и фактический (как нам неоднократно говорили христианские лидеры, которые продвигают в церквях основные техники PMA, а также теории и практики успеха и мотивации), тогда не нужно беспокоиться о том, является ли Иисус настоящим или нет, так как и мнимый будет делать то же. Мы вернулись к индуизму и «христианской науке» (которая учит, что все – иллюзия, созданная нашим разумом), и двери широко открыты для любого вида обмана.
Иисус, Мария и другие «внутренние гиды»
Чудесные исцеления, экстатические переживания вселенской любви и личностная трансформация осуществлялись не только посредством визуализации «Иисуса», но и через визуализацию духов умерших, великих святых, прославленных владык и религиозных лидеров прошлого таких, например, как ассорти из древних индуистских гуру и Будды. В чём разница? Юнг сказал бы, что её нет, и это, похоже, стало частью учения Келси и ряда других христианских лидеров.
Мортон Т. Келси пишет: «Благодаря тому, что Юнг поддерживал активное воображение, плюс его понимание умершего, как живущего в реальности, я смог провести такую встречу со своей [мёртвой] матерью… она казалась мне реальной».[13]
Если не имеет значения, визуализируем мы Иисуса или Будду, тогда не должно иметь значения, верим мы в Иисуса или в Будду. Тогда это всё является просто путешествием ума; воображение столь же реально, как и реальный опыт. Хотя эта мысль может быть отвергнута некоторыми практиками, всё же она является единственной предпосылкой, на которой, можно сказать, покоится «внутреннее исцеление». Воображение — создатель целого нового прошлого, настоящего и будущего, и каким-то образом люди путают его с откровением от Бога.
Христианские церкви «Vineyard Christian Fellowships», возглавляемые Джоном Уимбером, сильно вовлечены в применение воображения, визуализации и «внутреннего исцеления». Их критикуют за то, что в значительной степени практика позволения Богу «управлять воображением» была приравнена к авторитету Библии, что создало большую путаницу.
Рекомендация Джоном Уимбером таких авторов, как Келси, Сэнфорд, Макнут, Сэндфорды и Линны, подтверждает наличие растущей опоры на духовно-психологические псевдохристианские методы, как необходимые для реализации библейского христианства для полного освобождения и победы. Фрэнсис Макнатт говорит: «Если человеку каким-то образом недоставало любви матери, я прошу Иисуса (если он католик) отправить Свою мать Марию… сделать все то… что делают матери, чтобы дать своим детям любовь и безопасность».[14]
Братья-иезуиты Линн являются самыми выдающимися лидерами движения «внутреннего исцеления». Ссылаясь на конкретный пример, Линны и Шейла Фабрикант писали:
«Джуди присоединилась к Марии у подножия креста, наблюдая [в своём воображении], как умер Христос… Она начала чувствовать себя так же, как чувствовала себя Мария… Джуди позволила Марии заплакать, стоя напротив неё…
Таким образом, Деннис [Линн] поощряет Джуди [в её фантастическом видении] рассказать Марии всё о смерти [её] матери, которая была столь тяжёлой для неё. Джуди вспомнила, как испугалась, увидев свою мать в больничной палате. Но теперь, когда Джуди вновь увидела ту же самую больничную палату, Мария была там, чтобы поддержать её…
Оставшись в этой палате и наполнившись любовью Марии, Джуди попросила ее быть рядом с ней в тот момент, когда её мать умерла. Джуди видела, как Мария также привела в палату Иисуса.
[В другое случае, Линда, которая ненавидела свою сексуальную идентичность, и ранее, под заголовком «Управляемое путешествие», визуализировала «Иисуса, который поощрял её: «Давай, выругай меня»».]
Таким образом, каждую неделю мы просили Иисуса отвести её домой к Его любимым родителям Марии и Иосифу… В наших молитвах мы просили, чтобы Мария и Иосиф стали приёмными родителями Линды. Мы также просили, чтобы их здоровая любовь друг к другу… раскрыла Линду, как это сделал Иисус, проникая в её подсознание и память в момент зачатия и реформируя её сексуальную идентичность в свете, а не во тьме, в которой она выросла».[15]
Можно только удивляться, как евангелисты, которые отвергли бы идею о том, что сегодня Мария и Иосиф могут быть вовлечены в чьё-либо исцеление, совмещают это с практикой внутренних целителей, которых они рекомендуют. Раз визуализация Марии является столь же эффективной, как и визуализация Иисуса, каким образом евангелисты делают различие между ними? Каким образом они объясняют чудесную, по-видимому, целительную силу визуализированной Марии?
Кажется, для того чтобы принять движение «внутреннего исцеления», была сделана существенная корректировка того, что раньше считалось библейскими стандартами. В своих рекомендациях, Уимбер пишет:
«Отцы Деннис и Мэтью Линн… священники-иезуиты, написавшие четыре книги, связанные с физической, психологической и духовной целостностью.
Они хорошо обучены психологии и объединяют лучшие идеи в этой области с богословским пониманием, разделяемым харизматическим опытом».[16]
Абсолютно необходимо позволить Слову Божьему судить каждый подобный опыт. Если в Библии нет ясного учения о конкретной практике, она не должна приниматься современной церковью, независимо от того, насколько прекрасными и чудесными кажутся переживания, которые с ней связаны. К сожалению, в какой-то степени Писание больше не рассматривается как полное и достаточное руководство, данное Святым Духом для учения, для обличения, исправления, наставления в праведности, чтобы человек Божий был во всей полноте подготовлен для любого доброго дела (2 Тимофею 3:16, 17).
Два основных подхода открыли путь к ошибкам в церкви: 1) опыт принимается за самостоятельную идентификацию, так что необходимость библейской идентификации, в лучшем случае, считается неважной; и/или 2) принимаются психологические теории, которые обеспечиваются подтверждением опыта и практик, которые не могут быть оправданы Библией. Оба эти подхода находят широкое распространение в церкви.
Первичная иллюзия
Согласно южнокорейской организации «Ojai Foundation», пропагандирующей Восточный мистицизм, шаманизм включает в себя визуализированные «путешествия» в прошлое, сопровождаемые «духовным руководством» через «архетипические упражнения и ритуалы», призванные «пробудить бездействующие человеческие возможности и забытые связи… в том числе извлечение духовной боли и болезни».[17]
Если заменить «Иисуса» «духовным наставником», а «внутреннее исцеление» — «архетипическими упражнениями и ритуалами», связь между шаманизмом и христианскими методами «внутреннего исцеления» становится бесспорной. И светские, и христианские методы лечения разделяют общее заблуждение о том, что спасение и исцеление происходит через искоренение воспоминаний о «боли», связанной с ранним детством или даже зачатием, которая, предположительно, глубоко похоронена в подсознании, откуда без нашего ведома диктует нам текущее поведение. Таким образом, вина слишком часто ложится на прошлое и на других людей, а не на нас самих.
В прошлом действительно может быть что-то, с чем необходимо разобраться, что вызывает горечь по отношению к тем, кто, возможно, обидел нас, а мы никогда не прощали и не испытывали вины за то, что сделали с другими, никогда не извинялись и не исправляли содеянного. Ни один христианин не должен иметь на своей совести ни одного момента, связанного с подобными вещами. Все, что нам нужно для решения таких проблем, заключается в том, что Христос умер за наши грехи и воскрес из мёртвых, чтобы жить в нас. Никто из тех, кто, будучи грешными бунтарями, действительно получил любовь Бога и Его прощение, не может удерживать ту же самую любовь и прощение от тех, кто их обидел. Мы любим и прощаем других людей из-за Божьей любви и того прощения, которое Он дал нам самим. Вот так просто. Это «плод Духа», который исходит от Христа, живущего в нас. Если мы готовы встретиться с этой истиной, то Он даст нам силы для ее осуществления в нашей жизни. «Внутреннее исцеление» основано на отрицании того факта, что это всё, в чем мы нуждаемся; необходимо быть вовлечённым в «нечто большее», и это «нечто» заимствовано из различных психотерапевтических процедур, большинство из которых связаны с шаманизмом.
Многие из этих методов лечения включают в себя фантазийную реконструкцию прошлых травм, вызванных методами, которые варьируются от дыхательных техник и управляемых образов до психодрамы. Доступные методы охватывают всё, от «Primal Scream»[18] (разработанного Артуром Яноу) и его «христианского» эквивалента «Primal Integration Therapy»[19] (систематизированным Сесилом Осборном) до разнообразных заменителей, практикуемых в церкви странствующими специалистами по «исцелению воспоминаниями» или «внутреннему исцелению».
Практика «Primal Scream» настолько возмутительна, что большинство «внутренних целителей» осудит этот метод. Тем не менее, применение данных методов верно для основных детерминированных теорий, которые лежат в основе психотерапии и большинства форм «исцеления воспоминаниями», будь они светскими или христианскими. Более того, некоторые христианские психологи используют «Primal Scream». Описание, приведённое Мартином и Дейдрой Бобган в книге «The Psychological Way/The Spiritual Way», показывает, как «Primal Scream» вписывается в общие рамки детерминированной психологии, а также как он связан со своими «христианскими» аналогами:
«Священными словами «Primal Therapy» являются «Primal Pain»[20]… [которую] ребёнок накапливает… от неудовлетворённых потребностей, таких как то, что его не кормят, когда он голоден, не меняют вовремя подгузник… Конфликт между собственной потребностью и родительским ожиданием… приводит к тому, что Янов называет «первобытный бассейн боли».
Когда бассейн становится достаточно глубоким, ещё один инцидент предположительно толкает ребёнка в невроз. Этот наиболее значимый инцидент обозначен как «главная первобытная сцена»… [которая] происходит в возрасте от пяти до семи лет и похоронена в бессознательном…
Яноу полагает, что для излечения невротик должен возвратиться к своей «главной первобытной сцене»… эмоциям, событиям и… сопутствующей боли по порядку, чтобы вылечиться…
На групповых сессиях происходит… полный хаос и откровенный бедлам… Некоторые взрослые сосут детские бутылочки, другие обнимаются с мягкими игрушками, третьи лежат в кроватках для взрослых. То есть, по сути, это симулятор рождения для тех, кто хочет испытать себя в роли младенцев, пройти весь путь назад в утробу и родиться… Другие, лёжа на полу, изображают рвоту, дрожат, корчатся, булькают, давятся и плачут… «Папа, будь замечательным!», «Мама, помоги!», «Я тебя ненавижу! Я тебя ненавижу…»
Эта больная психотерапия является лишь одним из множества подобных методов лечения, которые привлекают большое количество взрослых, стремящихся найти утешение своей для беспокойной души».[18]
Другим пионером в подобной форме нафантазированной регрессии, тесно связанной с христианским «внутренним исцелением», является Станислав Гроф, который «начинал как строгий фрейдист, но перешёл в юнгианский и трансперсональный режимы, в стремлении оправдать свои выводы…»[19] Благодаря «исследованиям, проведённым в Чехословакии в 60-х годах», использующим «психолитическую (основанную на ЛСД) терапию», Гроф обнаружил, что шизофреники «спонтанно разыгрывали мощные фантазии о перерождении под влиянием галлюциногенных препаратов».[20] Таким образом, Гроф совместил с ЛСД теорию, которую Фрейд и Юнг открыли через не менее шаманскую практику гипноза. Такие теории образуют «научную» основу для психотерапии и христианского «внутреннего исцеления».
Обожествление процесса рождения
Вызванные ЛСД фантазии легли в основу новой светской терапии, называемой «перерождение». Она стала одной из самых быстрорастущих популярных направлений психологии, где каждый – от отдельных практикующих до служителей «Единства» и «религиозной науки» – проводит ритуал «исцеления воспоминаниями». Часто перерождение происходит в воде, и, кажется, это ответ культов науки о разуме христианскому крещению.
«Перерождение» — это западная версия древней мифологии, которая тесно связана с культами плодородия: она приписывает мистическое значение и богоподобные силы процессу рождения. Хотя Гроф и другие психологи, оправдывая своё мирское спасение, предполагают, что «образы перерождения [являются] ядром мистического опыта»,[21] они настаивают на том, что побуждать и интерпретировать это – наука. Более того, они упорствуют в этом, несмотря на доказательства, на которые мы ссылались, того, что внутриутробный, натальный и ранний постнатальный мозг недостаточно развит, чтобы хранить воспоминания. И теперь «перерождение» пришло в церковь. Рита Беннетт называет свой особый вид «исцеления воспоминаниями» «оживлением сцены с Иисусом».
Метод миссис Беннетт имеет своей целью воссоздать прошлое при рождении или во время получения ранних травм через визуализацию настоящего Иисуса в утробе матери. Её список «вопросов, о которых нужно молиться [для исцеления] во время первых двух годов жизни человека» включает в себя: «Был ли он голодным, мокрым или страдал от необходимости отрыгивать…»».[22]
Кажется, всё больше популярных христианизированных ритуалов «перерождения» производят, в основном, те же самые «воспоминания», которые получил Станислав Гроф с помощью ЛСД или методики дыхания, изменяющей сознание. В рамках ритуала исцеления таких сомнительных «воспоминаний» Рита Беннетт предлагает подробные «медитации»: «Дорогой Господь, пожалуйста, смой ложную вину, которая заставляет его чувствовать ответственность за родовые боли его матери… Визуализируй своих родителей и поблагодари за своё рождение, визуализируя Иисуса на этой сцене…» и т.д.[23] Эффективно ли это? В качестве доказательства миссис Беннетт цитирует отзывы, подобные представленным в «Молитвеннике собора Святого Филиппа, Атланта»:
«Я хочу сказать вам, что ничто не помогло нашему внутреннему консультированию по исцелению так сильно, как обучение молитве с момента зачатия, через период формирования плода и процесса рождения. Мы благодарны за эти идеи… Благословение быть частью этого служения!» [выделено в оригинале].[24]
Многие из лидеров движения внутреннего исцеления учат и почти все, кажется, подразумевают, что прошлое фактически воссоздаётся посредством визуализации Иисуса, возвращающегося назад через «воспоминания» и изменяющего историю. Макнатт объясняет это тем, что «Иисус, как повелитель времени, способен делать то, чего мы не можем… [мы] просим Иисуса о том, чтобы вернуться с нами в прошлое… это внутреннее дитя прошлого, которое исцеляется…».[25] Рут Картер Стэплтон, которая, как и большинство других лидеровдвижения, узналао «внутреннем исцелении» от Агнес Сэнфорд, рассказывает омолодой женщине, которая увлекалась наркотиками и совершала преступления по причине «ненавистиксебе»,будучи«незаконнорождённымребёнком».РешениемРут было провести молодую женщину назад через «управляемую медитацию», в которой Христос был визуализирован, как «настоящий», во время акта блудодеяния, вызвавшего её зачатие, и сделал этот акт «святым и чистым актом Бога… предопределённым её небесным Отцом».[26] Знание о том, что человек был зачат незаконно, может причинять сильную боль, но по-настоящему важны нынешние отношения с Богом через Господа Иисуса Христа. Несмотря на это, вместо того чтобы привести молодую женщину к воскресшему и вознёсшемуся Христу, как к Господу и Спасителю, Стэплтон привела её к фантазии с воображаемым «Иисусом», который путешествовал с ней в прошлое с целью превратить блуд в святое и чистое действие Божье! Фрэнсис МакНатт пишет:
«Идея внутреннего исцеления заключается в том, что мы можем попросить Иисуса Христа вернуться к тому времени, когда нам было больно и освободить нас от последствий этой раны в настоящем…»[27]
К этому моменту нам уже должно быть ясно, что то, чему они учат, является христианизированной формой ментальной алхимии, которая лежит в основе шаманизма. Это колдовство, попытка манипулировать реальностью, будь то прошлое, настоящее или будущее. Эта небиблейская практика, как минимум, отрицает всемогущество Бога, подразумевая, что Ему требуется наша «творческая визуализация», для того чтобы эффективно применять Своё прощение и исцеление; в худшем же случае она представляет нас как богов, которые способны посредством предписанных ритуалов использовать Его Самого или Его силу в качестве своих инструментов. Обращаясь к общине «Универсального храма Христа» в Чикаго (большой церкви «Единства»), миссис Стэплтон представила основу своей методологии «внутреннего исцеления», объясняющую, почему мы можем переделать прошлое:
«Бог — это цельность, и ты — Бог. В тебе Его жизнь и движение, Его существо».[28]
Миф Фрейда о психическом детерминизме
Первичная основа для «внутреннего исцеления» – дезинформированное принятие дискредитированной теории Фрейда о «психическом детерминизме». Учебники психологии описывают его как «человеческое поведение… [происходящее] в соответствии с внутренними психическими мотивами»[29] и фактически «контролируемое импульсами, многие из которых похоронены в бессознательном состоянии ниже уровня сознания».[30] Данные две идеи Фрейда/Юнга (психический детерминизм и бессознательное), составляют основу «внутреннего исцеления», как в светском мире, так и в церкви. Однако очевидно, что если теория Фрейда о прошлом, определяющая настоящее и будущее, верна, тогда человек не имеет свободной воли, но управляется силами бессознательного. Из этого следует, что он не может нести личную ответственность за свои действия. Методология «внутреннего исцеления» иногда даёт возможность обвинить других (родителей, друзей и даже Бога), а затем простить их, используя «теорию бессознательного» Фрейда в качестве обоснования. Психолог и автор Мартин Бобган сказал:
«Среди величайшей критики психологии Фрейда сегодня (а ее звучит больше, чем когда-либо было) была критика, направленная против всей идеи бессознательного.
Таким образом, ни в библейской, ни в научной основах в действительности не найдётся поддержки использованию бессознательного, применяемого в психологии Фрейда и заимствованного «внутренними целителями»».[31]
Чтобы поддержать свою теорию, Фрейд утверждал, что «бессознательное — главная мотивирующая сила всех человеческих поступков».[32] Принятая за научную, эта концепция Фрейда сыграла большую роль в обращении Запада к Восточному мировоззрению, акцентированному на эгоизме. Мортон Т. Келси пишет: «Вряд ли возможно переоценить важность этой теории для всех последующих размышлений о характере личности…»[33] Типичным для любого светского учебника в колледже является следующее утверждение:
«Согласны ли вы с теорией Фрейда или нет, ясно, что его концепции полностью перевернули наш взгляд на человеческую природу. Факт в том, что, вероятно, ни один человек не произвёл такого рода революцию в наших взглядах на самих себя, как это сделал Фрейд».[34]
Ещё одним изобретением Фрейда, которое оказало глубокое влияние на общество и в настоящее время обольщает христианство, является идея о том, что «для практических целей взрослая личность формируется к концу пятого года жизни»[35] через «определённые психосексуальные стадии развития», которые«определяют, какой личностью будет обладать человек, когда станет взрослым».[36] Важно знать, что именно благодаря «воспоминаниям» о прошлом опыте, возникшим у их пациентов под влиянием древней шаманской практики гипноза, которая, как мы уже отмечали, в лучшем случае, ненадёжна, а, скорее всего, является бесовской, были развиты основные теории и Фрейда, и Юнга (более подробный разговор о гипнозе см. в книге Мартина и Дейдры Бобган «Hypnosis and the Christian» (Bethany, 1984) и стр. 111-128 книги Дейва Ханта «Peace, Prosperity, and the Coming Holocaust»). Келси подтверждает, что посредством гипнотической регрессии Фрейд «обнаружил», что его пациенты «были движимы идеями, чувствами и эмоциями, которые были подавлены в детстве…».[37] В том же самом выступлении на семинаре, указанном выше, Мартин Бобган напомнил своим слушателям:
«Использование прошлого — это ещё одна коварная психологическая концепция, которая объединяется с христианским учением, для того чтобы её можно было использовать на ничего не подозревающих христианах. Я не нахожу для этого никаких библейских оснований».[38]
Даже христиане приняли эту теорию, несмотря на библейское учение о том, что нынешний моральный выбор, а не прошлые травмы определяют наше текущее состояние и действия. Библия не приводит в пример ни одного пророка, священника или апостола, которые имели бы дело с чем-нибудь даже смутно связанным с похороненными или подавленными эмоциями или воспоминаниями. Если бы это было правдой, как на том настаивают практикующие «внутреннее исцеление», тогда, конечно, в Библии имелись бы тому примеры и соответствующее учение. Однако, Павел, чьё законническое воспитание и преступления против церкви до обращения сделали бы его главным претендентом на «исцеление воспоминаниями», был не только свободен от любых плохих последствий, но и заявлял: «Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперёд, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Филиппийцам 3:13, 14). Несмотря на это, Джон и Пола Сэндфорд, авторы «самой полной книги по внутреннему исцелению на сегодня»,[39] заявляют:
«Мы нуждаемся в том, чтобы тщательно припомнить и разобрать всю историю человека… Мы служим не только взрослому человеку, но и ребёнку, всё ещё живущему в его сердце…
Часто обиды лежат глубже сердца и разума, возникшие либо в духе в утробе матери, либо при рождении».[40]
Хотя мы и не отрицаем того, что прошедшее событие может как-то повлиять на текущее отношение, предположение о том, что необходимо исследовать «всю историю», включая «обиды», которые «лежат глубже сердца и разума», не является ни библейским, ни разумным. Не столько событие, сколько реакция на него имеет первостепенное значение в жизни человека. Реакция человека не конкретизирована, чтобы навсегда остаться тем, чем она была изначально, но видоизменяется по мере роста в Господе. Таким образом, попытка восстановить прошлую травму, словно она остаётся автономной единицей где-то в бессознательном, наполненной первоначальной реакцией на неё, может принести больше вреда, нежели пользы. Выкапывание прошлого опыта стало бы для нас бесконечной рутиной. Мы не прикованы к прошлому, дожидаясь, пока терапия в той или иной форме не сделает нас свободными. Мы свободны во Христе. Он – наша жизнь. Эта жизнь не нуждается во «внутреннем исцелении» или любой другой небиблейской терапии. Мы рождаемся заново в тот день, когда Он входит в наши сердца.
С этого дня Святой Дух работает в жизни каждого ребёнка Божьего, преображая его сердце и разум. Важна наша любовь к Нему, простая вера в Его Слово и наше послушание руководству Его Духа в настоящем. Секрет обретения радости и плодотворной христианской жизни – в динамичных отношениях со Христом, живущим в наших сердцах прямо сейчас. И всё же Сэндфорды учат, что грехи, которые мы совершили, в том числе и обиды, которые мы получили, как духи во чреве матери, мы должны «вспомнить» и покаяться в них, чтобы получить благословения креста:
«К настоящему времени читатель должен уже понять, что в нашем духе мы знаем и понимаем всё, что происходит вокруг нас в утробе матери… В своём духе [ссылаясь на конкретную историю болезни] в утробе матери она судила своего отца и мать за блуд, своего отца за пьянство и прелюбодеяние, и за то, что он отверг её мать и её саму.
Это обрекло её на: а) отвержение любого мужчины (её мужа), поскольку отвергли её; б) алкоголизм; в) совершение прелюбодеяния…
Как она ненавидела пребывать в этой утробе стыда в течение девяти месяцев и ненавидела становиться личностью, так и девочка, формирующаяся уже в её утробе, вызывала у нее ненависть к себе, и она подсознательно проецировала ненависть к себе на своего ребёнка».[41]
Нельзя отрицать того, что многие христиане страдают в различной степени от одного или нескольких влияний: разочарование, беспокойство, привычки, сожаление, вина, обида, ревность, отсутствие безопасности, страх, похоть и т.д. Одна из самых больших нужд церкви — наличие тех, кто имеет сострадание, время и подготовку для того, чтобы помочь этим страдальцам. Отличная книга на эту тему — «How To Counsel From Scripture» Мартина и Дейдры Бобган. Мы должны консультировать друг друга, но консультация должна быть основана на Библии, а не сомнительных психологических теориях. К несчастью, в области психологии мы приняли убеждения и практики, которые не имеют ни научной, ни библейской основы. Как сказала психолог Кэрол Таврис:
«Теперь ирония состоит в том, что многие люди, которые ни на одну минуту не позволяют одурачить себя астрологией, годами подвергаются терапии, в которой часто встречаются одни и те же ошибки логики и интерпретации».[42]
«Решение» проблем, которые оно же и создаёт
«Внутреннее исцеление» — это просто христианизированный психоанализ, который использует силу внушения для «решения проблем», которые в действительности были им же и созданы. То же самое можно сказать и о других формах психотерапии. Как и тысячи других, доктор Карни Лэндис из Института психиатрии Колумбийского университета, почувствовал себя намного хуже после психоанализа. Его аналитик откровенно признался ему, что «аналитическая процедура создаёт невроз» у любого «действительно нормального человека». В итоге Лэндис пришёл к следующему выводу:
«Я считаю, что… детские фантазии, воспоминания, чувства нереальности, передачи любви, на самом деле, создаются путём анализа, а не выявляются им».[43]
Так было со многими искренними христианами, которые стали жертвами внутреннего исцеления. Яркие свидетельства скрывают эту весьма реальную проблему. В церквях, где начали практиковать «внутреннее исцеление», их члены, которые казались вполне нормальными и счастливыми в своей христианской жизни, впали в депрессию после принятия разрушительной идеи о том, что в действительности они имеют глубоко похороненные обиды, о которых даже не подозревали. Процесс «исцеления воспоминаниями», который должен был их освободить, на деле создал псевдопамять, которая привнесли в их жизнь больше путаницы. Они больше не могут полагаться на простую веру в обещания Библии, но зависят теперь от практикующих и практик, которые пытаются послужить связующим звеном для Божьих благословений посредством эмоциональных переживаний и периодического катарсиса, создаваемого управляемыми образами.
Ссылки и примечания
1. Christian Life Magazine, Июль 1984, Роберт Л. Вайз, «Исцеление воспо-минаниями: молитвенная терапия для вас?», стр. 63-64.
2. Там же.
3. Беннетт, Свобода, стр. 116.
4. Там же, стр. 122.
5. Там же, стр. 138.
6. Ловетт, Стремление, стр. 88, 103, 113.
7. Фостер, Празднование, стр. 22.
8. К. Г. Юнг, Воспоминания, мечты, размышления (Pantheon, 1963), стр. 176.
9. Келси, Христо, стр. 13.
10. Джон Уимбер, Знамения и чудеса и рост церкви (Vineyard Ministries International, 1985), Вступление.
11. Деннис Линн, Метью Линн, Исцеление жизненной боли (Paulist Press,1978), стр. 98.
12. Васвиг, Я молился, стр. 59, 72.
13. Келси, Христо, стр. 149.
14. Фрэнсис МакНутт, Выздоровление (Ave Maria Press, 1974), стр. 188.
15. Линс и Фабрикант, Молиться, стр. 13, 16-18.
16. Уимбер, пред. цит., стр. 8-9.
17. The Ojai Foundation, 1985 Расписание отступлений, стр. 5-6.
18. Бобганс, Психологический путь, стр. 85-89.
19. Территаунские письма, Декабрь 1983, стр. 3.
20. Там же.
21. Там же.
22. Рита Беннетт, Как молиться о внутреннем исцелении для себя и других (Fleming H. Revell, 1984), стр. 99.
23. Там же, стр. 99; Беннетт, Свобода, стр. 79-107.
24. Беннетт, Как, стр. 89.
25. Фрэнсис МакНутт, Выздоровление (Ave Maria Press, 1974), стр. 186.
26. Стэплтон, Опыт, стр. 22-23.
27. МакНутт, Выздоровление, стр. 183.
28. Из её записи от Фев. 26, 1978, записанной в Универсальном Храме Христа, Чикаго, Иллинойс.
29. Лили Е. Боурн, Младший и Брюс Р. Экстранд, Психология, ее принци-пы и значения, второе издание (Holt, Rinehart andWinston, 1976), стр. 326.
30. Там же, стр. 23.
31. Семинар «Обольщение христианства», Ноя. 1984, из записи №3, Мартин Бобган, доступно в Службах Распространения Благой Вести, 3093 Роулинс, Пр., Салем, Орегон 97303.
32. Камилла Б. Вортман и Элизабет Ф. Лофтус, Психология (AlfredA. Knopf, 1981), стр. 408.
33. Мортон Т. Келси, Исцеление и Христианство (Harper & Row, 1977), стр. 286.
34. Б.Р. Хергенбахн, Введение в теории личности (Prentice-Hall, 1980), стр. 19.
35. Там же, стр. 33.
36. Там же, стр. 41.
37. Келси, Выздоровление, стр. 282, 285.
38. Бобган, Обольщение.
39. Джон и Паула Сэндфорд, Трансформация внутреннего человека (Bridge Publishing, 1982), Передняя обложка.
40. Там же, стр. 91, 102.
41. Там же, стр. 256, 257.
42. Prime Time, Октябрь 1980, Кэрол Таврис, «Свобода для перемен», стр. 28.
43. Мартин Л. Гросс, Психологическое общество (Random House, 1978), стр. 197-198.
Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в соц. сетях!