Смерть животных до грехопадения

Жестокость к животным противоречит природе Бога

Автор: Пол Прайс (англ.  Paul Price)
Источник: creation.com
Переводчик: Милана Белишко
Редактура: Владимир Силенок, Катерина Савченко

Библейские креационисты учат историческому христианскому взгляду, состоящему в том,  что все виды смерти, тления, разложения и т. д. (все, что меньше, чем «весьма хорошо» по мнению Бога), в конечном счете, являются результатом справедливого Божьего наказания за грех Адама в Эдемском саду. До грехопадения и проклятия это творение существовало в  том состоянии, которое совершенно точно соответствовало изначальной воле Бога. Можно назвать это «раем». Это идеальное состояние было бы распространено на все творение и на все сферы; в животном царстве не было бы ни разложения, ни смерти, как не было их и для человечества.

На самом деле, мы даже можем прочитать в Книге Бытия 1:29-30, что до грехопадения и проклятия всем животным и людям были даны в пищу только растения. До появления греха в животном мире не было хищничества. И в Исаии 11: 6 пророк открывает, что Бог обещает восстановить этот рай на земле в будущем, включая  отсутствие хищничества, говоря: «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и телёнок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их». Комментаторы говорят, что Исайя использовал прообраз мира до грехопадения. Более того, он резюмирует это будущее состояние так: «Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей»— то есть, в отличие от нынешнего мира, где животные разрывают друг друга на куски.

Христианский ревизионизм 

К сожалению, некоторые люди и организации, которые заняли различные компромиссные позиции, стремясь смешать и сопоставить свое мировоззрение как с библейскими, так и с секулярными, нехристианскими идеями, заставляют многих в церкви забыть это основное библейское учение. Одним из ключевых аргументов в этом направлении является аргумент о смерти животных. Учит ли Библия, что животные были свободны от смерти и страданий до грехопадения, или же последствия грехопадения коснулись только людей?

Если принять светскую (староземельную) интерпретацию ископаемых, то следует вывод о том, что смерть, страдания и болезни, предшествовавшие человечеству, являются частью изначального творения, поскольку мы находим убедительные доказательства всего этого в ископаемых.

Это проблема, которая поражает (почти) все формы веры в древние эпохи,[1] будь то полномасштабный теистический эволюционизм или более мягкая форма — прогрессивный креационизм. Все эти точки зрения направлены на согласование  светских древних эпох с библейской историей.

Какому Богу мы служим? 

Однако Библия ясно учит, что смерть — это враг (1-е к Коринфянам 15:26). Так почему же Бог намеренно создал мир в менее чем совершенном состоянии с самого начала? Приспешники староземельного креационизма, такие как Хью Росс, например, утверждают, что когда Библия говорит, что Бог назвал первоначальное творение «весьма хорошим», то он имел в виду только то, что оно существовало именно так, как задумал Бог (не то чтобы оно буквально было совершенным).[2] Но что этот ответ подразумевает? Это означает, что Бог намеренно создал смерть, страдания и болезни в животном мире, не считая проклятия, и назвал это состояние «весьма хорошим». Какой же Бог способен на такое?

Самое раннее историческое христианское понимание смерти и страдания (в том числе и в животном мире) состоит в том, что оно существует только как часть проклятия, которое возникло как наказание за грехопадение человечества.[3] Искажение этой позиции, предположение, что животные всегда страдали, и что Бог предназначил им страдать с самого начала (как это делают последователи учения Росса), поднимает серьезные вопросы о природе Бога и имеет также последствия для Проблемы Зла. Зачем Богу без нужды и намеренно создавать сознательные страдания и боль (даже у животных)?

Были ли у Бога добрые (но непостежимые) причины для всех этих страданий? 

Один из распространенных ответов Росситов здесь заключается в предположении, что страдания животных не были излишними, но мы просто не можем понять, какие благие причины могли быть у Бога. Но это не так, потому что Бог одновременно всеведущ и всемогущ. Если исключить любые размышления о свободе выбора (которая является причиной, по которой Бог позволил греху и последующему проклятию войти в первую очередь), то как Бог мог нуждаться в создании такого страдания? В этом случае животные были бы морально неспособны на какие-либо собственные проступки, а их страдания предшествовали бы любому человеческому проступку (но вы не наказываете за преступления, которые еще не произошли)! И это страдание продолжалось бы бесконечно долго — миллионы лет! Немыслимо, чтобы Бог (всемогущее существо) должен был вызвать миллионы лет страданий до того, как появились какие-либо моральные существа (люди), чтобы отреагировать или ответить на это страдание.

Все становится еще хуже: к какому выводу пришли бы Адам и Ева, если бы они невинно пришли в этот мир болезней, смерти и страданий? Они бы огляделись вокруг и, естественно, пришли к выводу, что смерть и болезнь — это хорошо, и на то есть Божья воля! Как в таком мире проклятие может рассматриваться как нечто плохое? Является ли Бог автором этого недоразумения?

Был ли Эдемский сад «безопасной зоной»? 

На этом этапе другой ответ последователя учения Россса  мог бы заключаться в предположении, что Адам и Ева не были бы подвержены этому животному страданию, потому что оно было исключительно ограничено миром за пределами Эдемского сада (который каким-то образом был райским островком среди остального опасного и кровавого мира).[4] Но этот ответ опровергает предыдущий: по какой-то причине Бог должен был создать все это. Если Адам и Ева все равно не имели никакого контакта с внешним миром, то какую же цель могли иметь все эти миллионы лет страданий, даже для людей? (И вообще, как долго может человеческая популяция продолжать расти в пределах одного сада?) Разве эта точка зрения не подразумевает, что большая часть планеты была бесполезной и бессмысленной, пока Адам и Ева не согрешили? Не означает ли это также, что у Адама и Евы действительно не было иного выбора, кроме как согрешить? Но это неважно, потому что нигде в Священном Писании мы не находим этой идеи о том, что сад был охраняемой зоной посреди страшной, опасной планеты.

Представьте себе, что вы находитесь в положении Бога, способного сделать все, что угодно, и из этого безграничного моря возможностей и решаете создать планету, полную существ, способных испытывать боль и страдание (как физические, так и эмоциональные), а затем убедиться, что они будут испытывать много и того, и другого в течение миллионов лет, и ничего не делать, чтобы помочь им. Каков же будет характер этого бога? Будет ли это вообще похоже на Бога Библии? Основываясь на всем, что мы знаем о Боге из его Слова —  это просто не то, что сделал бы Бог.

Библейская основа законов о жестоком обращении с животными 

История законов о жестоком обращении с животными на Западе связана с протестантизмом, который был в значительной степени попыткой вернуться к библейскому движению в христианском мире.[5] Один из самых ранних юридических документов американских колоний, Массачусетский свод свобод (1641), содержит много ссылок на Библию и включает в себя следующую строку:

«92. Ни один человек не должен проявлять никакой Тирраннии [тирании] или жестокости [жестокости] по отношению к какому-либо живому [животному] существу, которое обычно [обычно] содержат для использования человеком».[6]

Хотя в этом документе нет конкретной ссылки на библейский текст, чтобы оправдать этот закон, у меня есть хорошая идея для места в Библии, где можно было бы найти такой изложенный принцип. Притчи 12:10:

«Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко».

Обратите внимание, что в этом стихе нет никакого пути отхода: он говорит: «кто праведен». Бог праведен? Совершенно верно! Это значит, что Бог должен заботиться о жизни животных. Но независимо от этого стиха мы знаем, как Бог действительно относится к животным, потому что он прямо говорит об этом в главе 4 книги пророка Ионы в ответ на злобное желание Ионы принести страдания городу Ниневии. Бог говорит:

«Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?» [курсив добавлен] – Иона 4:11

Здесь мы можем видеть из собственных откровенных слов Бога, что он действительно относится с милосердием даже к скоту. Так зачем же тогда миллионы лет смерти, болезней и страданий? Это главная проблема в теологии древней земли. Библия ясно учит:

«Благ Господь ко всем, и щедроты Его – на всех делах Его». (Псалом 144:9)

Это просто не согласуется с картиной Бога, нарисованной компромиссными взглядами древней Земли, как бога, который с самого начала намеренно создает смерть и страдания для своих созданий, а затем сидит и наблюдает буквально миллионы лет и ничего не делает, чтобы помочь. Истинное библейское учение об этом состоит в том, что всякая смерть и страдание есть результат проклятия, которое явилось наказанием за грехопадение человечества. Животный мир пострадал из-за главенства Адама над всем Божьим творением.  Бог послал Своего Сына (вторая  личность Троицы) умереть на орудии пытки – кресте  —  чтобы мы могли восстановить правильные отношения с Ним. Он также обещал восстановить это творение в его первоначальном совершенном состоянии на Новых Небесах и Новой Земле.

Порочность, смерть и болезни — все это часть проклятия 

Павел пишет: «Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Римлянам 8:22). Значительно усилившаяся боль при родах на самом деле специально упоминается Богом как часть проклятия в Книге Бытия 3:16. Делая вывод, Павел предполагает, что все творение было затронуто проклятием. Бог не сотворил смерть и страдание с самого начала; они являются результатом непослушания нашему совершенному и любящему Богу, который желает только добра для всего, что Он сотворил.

Ссылки и примечания 

1. Я не могу сказать, чсто все без исключения, потому что технически есть один взгляд, который называется креационизм молодой жизни, который предлагает приблизительно библейский взгляд на появление жизни (около 6000 лет тому назад), а затем вмещает миллионы лет до сотворения жизни на земле. Этот взгляд не входит в дискуссию в этой статье, потому что его приспешники не верили бы, что смерть животных существовала бы до потопа. Но смотрите о проблемах этого взгляда в статье.
2. See Ch. 6, Sarfati, J., Refuting Compromise, Creation Book Publishers, Powder Springs, 2014; also Was God’s finished creation perfect?
3. Zuiddam, B., 2nd Century Church Fathers: God will make lions vegetarian again, Creation 36(3):46–47, 2014; Early Church Fathers on creation, death and eschatology, J. Creation 28(1):77–83, 2014. 
4. Этой концепции уделяется внимание в статье  Could thorns have existed outside of Eden, and what about the Framework Hypothesis? 
5. Protection in the United States, oah.org, accessed 2 December 2019. 
6. The Massachusetts Body of Liberties (1641), history.hanover.edu/texts/masslib.html, accessed 2 December 2019. 

Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в соц. сетях!

ВАМ БУДУТ ИНТЕРЕСНЫ ЭТИ СТАТЬИ: