Властелин Колец, Гарри Поттер и Нью-эйдж

Стоит ли христианам смотреть фильмы, где колдовство преподносится как добро?  

Автор: Владимир Силенок
Редактура: Наталья Агеева

 В  2010 году др. Мукамель и его коллеги провели эксперимент над группой из 21 участников, которым показывали фото с разными выражениями лиц и движениями рук, которые участники должны были повторить. Затем им показали те же видео снова, но в этот раз они должны были бездействовать.  Все это время активность их мозга регистрировалась, и оказалось, что исследуемые нейроны (иначе называемые «зеркальными нейронами») «срабатывали как во время наблюдения, так и во время выполнения одного вида действий».[1]   Другими словами, мозг человека, наблюдая за действиями, реагирует на них так же, словно он выполняет их сам! Др. Нил Нидли объясняет процессы, происходящие в мозге в момент просмотра развлекательного контента: «Лобная доля отвечает за духовность, мораль и волю. Это аналитическая часть нашего мозга. Здесь принимаются решения. … К сожалению, развлекательное телевидение подавляет действие нашей лобной доли. Через 90 секунд просмотра кровообращение в лобной доли ослабевает… »[2]  Затем он продолжает,  приводя в пример врачей, дискутирующих о какой-то научной программе по телевидению, и сопоставляя это с тем, что «вы никогда не увидите, как кто-либо оспаривает то, что он видит в развлекательных программах. Люди просто сидят и принимают это все, возможно, плача или смеясь, но они не станут спорить с программой, поскольку они не способны это делать. Возможно, что где-то внутри они не согласны с происходящим, но в этот момент у них не будет сил, чтобы выразить несогласие и начать логически рассматривать полученную информацию, что вызвано подавлением активности лобной доли мозга».[2]  Когда вы смотрите фильм, ваш мозг не способен отличить реальность от происходящего в фильме, поскольку за это ответственна лобная доля, которая подавлена, как показывают исследования. Это особенно заметно у детей, которые могут вовсе не замечать происходящее вокруг во время просмотра захватывающих материалов.  «Вот почему мы расстраиваемся, когда что плохое происходит с другом, пугаемся смотря ужасы или злимся, когда играем в жестокие игры. Что же касается зеркальных клеток, то все так, словно это происходит с нами» – объясняет физиолог др. Девид Волщ – «мы постоянно учимся делать то, что видим».[13] Другими словами, мы «погружаемся в фильм», сами того не замечая, и в момент такого фактически гипнотического состояния мы не способны рационально мыслить, а потому отличать не только реальность от вымысла, но и правильное от неправильного, что делает нас уязвимыми к той морали, которая преподнесена в фильме.  И когда мы смотрим снова и снова фильмы, в которых преподносятся определенные ценности, то это влияет на наше восприятие этих ценностей, в чем можно убедиться ниже.

Обезьянка видит, обезьянка делает

 В прошлом так называемое «Моральное Большинство» в Америке во главе с Джерри Фоллуэлом открыто выступало против представления в позитивном свете оккультных тем в кино. Однако со временем американские евангельские христиане, отделившиеся от фундаменталистов, оставили дискуссию в этой области, отчасти потому, что не хотели выглядеть фанатичными в глазах мира, отчасти потому, что решили, что это второстепенно. Такой шаг был большой ошибкой, поскольку этим они открыли свободный ход для дьявольской «евангелизации» людей в Нью-эйдж и оккультизм.  Ренди, бывший последователь Нью-эйдж, рассказывает, как он стал вовлекаться в это движение:

Ренди:  Вовлечение в Новый век происходит интересным образом: вы не замечаете этого процесса, поскольку погружаетесь в него постепенно. Я вырос в семье лютеран, мои родители были в значительной степени вовлечены в церковное служение. Мне нравилась научная фантастика. Я был фанатом научной фантастики. Я читал все эти «замечательные» фантастические книги, которые, наверное, вам не стоит читать, потому что они постепенно вводят людей в религию Новый век. Затем я начал читать книги о Гендальфе из «Властелина Колец», и это послужило для меня толчком в значительной степени. И со временем я стал все больше погружаться в это. Интересно то, что учась в Мичиганском университете, на Хэллоуин я одевался в наряд Гендальфа … Это показывает, как мое увлечение становилось все более глубоким. Для меня это было важным, у меня была книга и т.д.

Ведущий:  Вы знаете, когда я занимался исследованием этой области и слушал свидетельства других детей, то был удивлён тем, как много молодых людей вовлеклись в движение Новый век, и что  все они начинали точно так же, как вы рассказали. Начали читать книги про Гарри Поттера, увлекаться всем тем, что предлагал Голливуд и это притягивало их, и чем глубже они интересовались этим, тем больше вовлекались.[3]

 А где же христиане, трубящие изо всех сил своими предупреждениями об опасности вовлечения в оккультизм, не предупредившие Ренди об опасности? Многие уже давно смотрят все это, как и Ренди в прошлом. Они скажут, что Толкиен, автор Властелина Колец, хотел пересказать библейскую историю. Как бы там ни было, нужно учитывать социальный контекст. Во времена Толкиена общество было намного более христианизированным, чем сегодня. Но теперь произведения Толкиена, преподносящие колдовство как добро, с легкостью становятся орудием дьявола, поскольку его произведения — это небиблейская попытка переписать библейские истории, исказив библейскую мораль, проигнорировав предупреждения Божьи об опасности колдовства. Это бесплодная и небиблейская попытка рассказать о Христе без Христа, представив библейские истории в языческом свете. Такие произведения не только используемы дьяволом для введения в заблуждение неверующих, но еще и верующих. Когда в истории действие Божье и действие злых сил представлено в виде колдовства, то это создает основание в уме неподготовленного потребителя для неверного понимания таких понятий как «вера» и «молитва». Теперь вера по аналогии с колдовством Гендальфа становится колдовской верой – некой силой мысли, которой человек управляет реальностью, а молитва – верой в силу колдовского слова, предположительно меняющего реальность. Все это только усугубляет путаницу. Именно это предлагают сегодня нам такие учения, как движения веры и позитивное исповедание, и именно к такому выводу придёт человек, знакомящийся с христианством через «христианского» Властелина Колец.  

Скриншот из фильма Хоббит: Битва пяти воинств (Из мира Властелин Колец). На скриншоте видно предположительно добрую волшебницу. Разве это выглядет как что-либо имеющее хотя бы отдаленное отношение к Библии?

Одна из причин, почему христиане не реагируют на такое небиблейское творчество — это влияние культуры материализма на мышление. Мы выросли в атеистическом мире, где под эгидой науки отвергается все сверхъестественное, и этот скептицизм отчасти повлиял и на нас. Но Ренди, свидетельство которого приведено выше, конечно же не один:

«Удивительное количество молодых ведьм, с которыми разговаривали репортеры MTV News, также сказали, что они стали интересоваться своей верой из-за движений в поп-культуре, таких как фильм «Колдовство» Ник Кэмбелл и многосерийный фильм  «Гарри Поттер». (По-видимому, некоторые консервативные христианские группы были правы насчет этого)»[4].

 Какое признание на фоне того, что многие христиане отмахиваются рукой, когда им говорят, что поскольку колдовство это грех, то мы не должны смотреть такие фильмы. Учитывая данные из исследований, упоминающихся в начале статьи, нас это не должно удивлять, ведь смотря фильм, наши зеркальные нейроны также срабатывают, в результате чего мы как бы повторяем за главным героем. Увлечение Гарри Поттером сегодня не менее распространено среди детей, чем в прошлом, что закладывает фундамент для оккультного пробуждения поколений. Об этом свидетельствует Наталья Агеева, преподаватель русского языка: 

«В сочинениях дети нередко приводят цитаты из Гарри Поттера, написанные увлекательным языком, чем интригуют остальных. Если оценивать книги Роулинг с литературной точки зрения, то написаны они настолько гениально, что даже ничего не желающие читать дети увлекаются ими (уж если есть идея заинтересовать детей колдовством, то конечно, им не подсунут что-то нудное). Когда мы учимся писать рецензии на книги, то обязательно несколько детей из группы порекламируют что-то подобное. Получается, что эти книги настолько вошли в культурный пласт, что уже и не извлечь их более …»

Серия книг Роулинг о Гарри Поттере. Обратите внимание на толщину этих книг. Это не маленькие брошурки. Несмотря на это, поколения «не любящие читать» с запоем «проглатывают» их. Дьявол с самого детства промывает мозги, используя искусных писателей вроде Роулинг. 

Учитывая, что общество все больше отдаляется от когда-то популярных христианских ценностей, сегодня такие книги будут подогревать интерес поколений к оккультизму еще больше. Эта спираль греха, подогревающая себя сама будет раскручитваться все быстрее и становится все шире по мере оттдаления общества от Бога и вытеснения из информационного пространства обеспокоенных христиан, предупреждающих об опасности.  В Библии написано: «не положу перед очами моими вещи непотребной» (Пс. 100:3). Майкл Мур в одной из программ рассказывает:  

Майкл: Интерес к оккультизму начался в еще очень раннем возрасте, кода я стал играть в игру Deluge.  Затем я стал играть в Dracula Cruisa, Translivania 3 и это погрузило меня в магию, заклятия и другие вещи, которые мы находим в мифологии. Когда вы играете в эти игры, которые по своей сути основаны на мифологии, то вы сами начинаете интересоваться мифологией… И вы сидите и думаете: «А что, если бы я мог стрелять огнём из рук? Было бы круто!»  Все начинается с детских комиксов. А затем, читая их, вы начинаете интересоваться тем, где можно найти больше подобной информации…

Ведущий: Люди говорят: «фильмы не влияют на меня»  или «вы думаете, что если кто-то посмотрел Гарри Поттера, то он присоединится к ведьмовскому ковену?». Это не происходит скачкообразно, но подумайте вот о чем: если вы интересуетесь подобной фантастикой, то разве не было бы классно, чтобы она стала явью? Если вам нравится придуманный аспект, то представьте себе, насколько больше он вам понравится, если будет существовать в реальности? Это логическиe шаги: от выдумки к реальности.[5]

  Фильмы, которые мы смотрим, влияют на нас. Они постепенно и незаметно для нас самих изменяют наше мировоззрение, преображая в тот образ, который приготовил для нас режиссёр. Проблема состоит еще и в том, что христиане, регулярно читающие Слово Божье, скорее всего, будут менее подвержены этому влиянию, а потому им сложнее понять силу влияния таких фильмов на светских людей и номинальных христиан. И снова, пока христиане бездействуют, дьявол делает свое дело, заманивая других в ловушку:      

 «Я стал смотреть такие фильмы, как «Колдовство», где группа привлекательных девушек занимается всем этим крутым колдовством, которое меняет цвет их глаз, волос… Они могли ехать по улице и усилием воли переключить свет на светофоре, и все это не выглядело фантастичным. Все выглядело так, словно это можно сделать самому дома, практиковать это, используя доску Вия, книги с заклинаниями и т.д. Я начал искать об этом больше информации в интернете, читал форумы, на которых общались те, кто занимался колдовством, и меня затянуло» – рассказывает Майки Дженни.[6]

Сколько еще существует таких примеров, когда люди стали интересоваться оккультизмом после просмотра фильма или нескольких фильмов в детстве или во взрослом возрасте, которые незаметным для них образом повлияли на их мировоззрение, направив на путь смерти? Сколько еще нужно таких свидетельств, чтобы христиане сказали: «Достаточно! Мы будем говорить и предупреждать об этом!»  Но многие бездействуют, поскольку сами увлечены просмотром всего этого. Режиссер, показывая в фильме определенный образ жизни, осознавая это или нет, создает рекламу и спрос на этот стиль жизни. Сначала колдовство представляется чем-то интересным и захватывающим, как в фильмах Марвел, вроде Доктора Стренджа, а затем человек, посмотревший эти интригующие, красивые фильмы, сам будет склонен и более открыт к колдовскому мировоззрению, представленному в нем. Фильмы создают рекламу и спрос, а йога, Нью-эйдж и различные оккультные верования — удовлетворяют спрос.  Журнал Time пишет: «Фильм «Колдовство» был причиной некоторого пробуждения ведьмовства, произошедшего около семи лет тому назад».[7] В той же статье говорится: «Наверное, ни один современный фильм не имел такого влияния на современное движение Викки, как «Колдовство» … Очарованные его темным гламуром, бесчисленное количество молодых девочек заинтересовались колдовством и язычеством, многие из которых стали искать советы и общение в интернете».[7] В статье продолжается: «Режиссура фильма наняла Пат Девин, практикующую ведьму, верховную жрицу гардерианской викии (также известной, как современная форма колдовства), являющуюся Главой Информационного отдела религиозной организации  The Covenant of the Goddess. В интервью в 1997 году Девин описала попытки улучшить имидж ведьм в фильмах: «Моей целью было сделать ритуалы и заклинания реалистичными, чтобы они не включали в себя ничего кроме того, что можно найти в нескольких книгах или того, что может быть воссоздано девочками-подростками».[7] Помните свидетельство Майки Дженни, приведенное выше: «Все выглядело так, словно это можно сделать самому дома …»? Так работает влияние кинематографа на людей. Но где все те христиане, которые так рьяно противостоят пропаганде ЛГБТ в фильмах? Почему они не противодействуют этому?

 «По словам Кэйт Лайти, профессора по средневековья и исследования СМИ, преподающей на курсах по колдовству в College of St. Rose, фильм «Колдовство» несомненно имел влияние и продолжает влиять, в особенности на молодых женщин, прельщенных магией и колдовством. Есть не так много тех, на кого он не повлиял хотя бы в определенной степени».[7] Влияние таких фильмов настолько огромно на публику, что в соответствии с одним из отчетов Google, после выхода фильма Вий «продажи доски Вия выросли на 300 процентов».[8]

Теряя чувствительность и погружаясь все глубже во тьму

Когда на протяжении долгого времени некурящий находится среди курящих, то он перестает чувствовать запах сигарет. Чтобы его почувствовать ему нужен еще более сильный запах. Это связано с потерей чувствительности. Мы привыкаем. Так же и с грехом. Может, мы сами и не будем курить, но грех становится для нас чем-то обыденным, частью мейнстрима. Он больше не шокирует нас, не удивляет так, как удивлял предыдущие поколения. Чем больше мир отходит от христианской культуры, тем больше будет погружаться в порок, и тем более странно, фанатично и неприемлемо для него, будут выглядеть христиане, последовательно держащиеся Слова Божьего. «Но теперь, на волне широкого успеха серий Гарри Поттер и Сумерки, а также в связи с появлением множества ведьм в социальных сетях, колдовство уже больше не считается чем-то странным. Оно стало часть мейнстрима» — пишет USA Today.[9]  MTV News, в репортаже, который они сделали о возрождении викки (ведовства), утверждают: «…Викка – одна из самых быстрорастущих религий в Соединенных Штатах».[4]  «Так почему же увечилась популярность ведьм? Может, это связано с тем, что миллениалы выросли на Гарри Поттере?» — задается вопросом  Мелисса из New Yourk Post.[10]  Несомненно, кинематограф добавил свою значимую лепту, но не меньшую роль сыграли и охладевшие христиане, погрузившиеся в мир греховных развлечений и переставшие выполнять свой долг. Как пьяница, завороженно разглядывает напиток в бутылке, так и многие христиане заворожены Голливудом, спецэффектами и игрой актёров, показывающих зло добром, а добро злом. Так, шаг за шагом, погружаясь в мирской образ мышления, многие стали вести себя как в миру, одеваться как в миру и мыслить соответственно.  Практикующей ведьме задали вопрос: «Кто, как вы думаете, является наиболее реалистичным представителем ведовства в поп-культуре?  Ответ: «Я думаю, Гермиона [героиня из Гарри Поттера]… »[11] Это подтверждает и бывший профессиональный лицензированный астролог Марсия Монтенерго, пришедшая ко Христу через покаяние: 

«На мой взгляд, две главные проблемы — потеря чувствительности и гламуризация. Я считаю, что огромное количество книг, телепередач и фильмов, пропагандирующих оккультизм и героев/героинь, обладающих оккультными способностями, привели к тому, что культура потеряла к этому чувствительность в целом. Например, уже больше не считается чем-то плохим, когда ребенок притворяется, что произносит заклинания; теперь это воспринимается почти как что-то милое. Легко потерять чувствительность к тому факту, что эти действия являются злом.

В конечном итоге, потеря чувствительности может привести к принятию Нью-эйдж или оккультных верований, что в свою очередь может привести к отсутствию интереса или отвержению того, что Бог говорит о ложных верованиях. Такое принятие может привести к активному участию в оккультных практиках».[12]

 Потеря чувствительности может быть обращена вспять покаянием и практикой библейского отделения от мира. Святость — это антидот потери чувствительности, вызванной осквернением. Осквернение имеет место тогда, когда наше мышление уклоняется от того, которое заповедал нам Бог, когда наше отношение к происходящему перестает соответствовать Божьему.

Заставив многих поверить в то, что это все безобидное развлечение никак на них не влияющее, дьявол тем самым заставил соль потерять свою силу. Мы, боясь, что оттолкнем людей от Христа своим странным в глазах мира поведением, уже перестали предупреждать об опасности просмотра мирских фильмов, потому что сами смешались со всем этим и уже не можем эффективно выполнять свое предназначение в мире. Примечательно то, что в 2020 году был выпущен фильм «Колдовство: Наследие», для работы над которым «были наняты не одна, а целых три ведьмы для консультации… »[7]  Их цель: гламуризировать зло. Можно и не сомневаться в том, что многие христиане посмотрят этот и подобные ему фильмы, считая, что это просто безобидное развлечение, не влияющее на них.

Если не лицемерие, то что?

— Я заметил, что ты смотрел фильм, в котором главный герой был гомосексуалистом, а его друг трансгендером. Разве будучи христианами, мы можем смотреть такие фильмы?

— Да ладно тебе, я просто провожу таким образом досуг, я не воспринимаю это в серьез. К тому же фильм очень хорошо снят и сюжет довольно интересный.

— Но ведь гомосексуализм — это грех перед Богом, и поэтому христиане не должны такое смотреть! Тем более с тобой это смотрят твои дети!

— Да, но ты ведь смотрел такие фильмы, как Терминатор или Железный Человек, правда?

— Но там не было гомосексуализма!

— Ну и что? Но ведь в таких фильмах показаны в позитивном свете и гламуризированы убийства и секс вне брака, пьянство, сквернословие, развратное поведение, месть и многое другое, что Бог называет грехом! И тебе ведь это не мешает смотреть такие фильмы, правда? К тому же твои дети смотрят такие фильмы и мультфильмы и ничего…

— Но во многих из этих фильмов можно увидеть евангельскую весть, когда главный герой отдает свою жизнь за кого-то, как например, в первой части Терминатора, а еще в них показана доброта и решительность – качества нашего Господа Христа!

— Вот именно! И в моем фильме, где главные герои гомосексуалисты, тоже видны христианские темы. Тот трансгендер пожертвовал многим ради гомосексуалиста, и если бы не трансгендер, то он бы не выжил совсем. Разве ты не замечаешь в этом прообраз Иисуса? К тому же те фильмы, которые ты смотришь тоже показывают главного героя, который является грешником. Вспомни  Железного Человека, когда он переспал со своей секретаршей до брака или когда его развратное поведение с другими женщинами было показано в позитивном свете. Он тоже грешник и живет греховной жизнью. Но ты ведь не выключил фильм? Все мы грешники. Так что расслабься, ты на самом деле такой же, как и я. Ведь если ты готов бороться против того, чтобы в фильмах и мультфильмах показывали гомосексуализм и трансгендеризм, то нужно бороться и против остальных грехов. Но мы же не какие-то зашоренные фундаменталисты, правда? Мы свободны во Христе!

Кадр из фильма Железный Человек

Этот надуманный диалог призван проиллюстрировать простую мысль: если вы готовы выступать против фильма из-за того, что в нем представлен один грех, то почему перестали выступать из-за того, что в нем представлен другой?  Почему многих христиан так возмущает, когда в фильме или книге ЛГБТ преподносится как норма, но не возмущает, когда там преподносятся как норма колдовство, разврат, насилие, воровство и многое другое? Это самое настоящее лицемерие. В 1940-х годах христиане боролись против всего этого, так же как сегодня многие возмущаются представлением ЛГБТ в позитивном свете. Но сегодня мы уже смирились со всем остальным. И дело не в том, что они были слишком строгими, дело в нас! Мы потеряли чувствительность ко греху!  

 Кроме того, обратите внимание на эту псевдодуховную риторику, которую можно встретить сегодня: «ну, в фильме можно увидеть христианские темы» — и вам приводят в пример совершенно мирской фильм, вроде Человека Паука, фильмов Марвел или Матрицы. Но в Библии написано, что «мир Его не познал» (Иоанна 1:10).  Если мир не познал Христа, то и христианские темы в нем всего лишь плод больной фантазии обольщенных христиан, обманывающих самих себя и ищущих оправдания своим идолам. Это жалкая попытка показаться духовным, будучи вовлеченным в греховные действия и потакание своей плоти. Если бы не серьезный тон, с которым это все говорится, то можно было бы подумать, что это богохульство или насмешка над христианством.  По такой же логике можно искать евангельские темы в эротике и легкой порнографии, поскольку там, предположительно, можно увидеть отношение церкви и Христа! Если бы актер в фильме сыграл доброго педофила или гомосексуалиста (не будучи таковым в реальной жизни), то многие бы сказали: «О! Это так ужасно! Это грех смотреть такое!» Но почему, когда актер играет доброго мага, то многие христиане считают это нормальным?

Последствия и предупреждение нам

Когда люди смотрят фильмы, где колдовство показано, как нечто хорошее, то происходит несколько вещей. В миру, т.е. среди неверующих, появляется интерес к оккультизму: для одних, эти фильмы становятся очередной каплей в их чашу заинтересованности оккультизмом, а для других — целым потоком, который направляет их на исследования колдовства и паранормального.

Одновременно в христианской среде параллельно этому происходят свои деструктивные процессы. Один из таких процессов — это уменьшение чувствительности ко греху, в частности, к колдовству. Эта нечувствительность к гламуризации греха в медиа пространстве, дает возможность для роста всевозможных обольщений в мирской среде с еще большей силой, поскольку теперь соль мира теряет свою силу и уже не реагирует на грех так, как положено. Теперь греховные действия становятся чем-то обыденным и уже не шокируют нас. Таким образом, проникновение мира в церковь ослабляет ее изнутри, притупляя ее реакцию на грех, и открывает дорогу для еще большего обольщения общества, погружения в колдовство и другие греховные действия, что в итоге отразится на потерявшей чувствительность церкви, которая сама начнет христианизировать колдовские термины, как это делается движением веры и позитивным исповеданием.

Потеря чувствительности чаще всего связана с осквернением христианина, т.е. его мышление извращается в образ мира сего, а не в образ Христов. Если Бог ненавидит эти действия и называет их мерзостью, а в фильме они воспеваются, то мы становимся непоследовательными, если говорим, что это хороший фильм и наслаждаемся его просмотром. Это значит, что наше мышление не соответствует Христовому. Христос умер на кресте за все эти грехи! Как же мы теперь можем называть это хорошим и наслаждаться просмотром мирских фильмов, в которых преподносится как добро то, за что умер Христос? По этим причинам развлекательный просмотр мирских фильмов греховен – нет на это воли Божией.  Библия же говорит нам, что у нас должен быть «ум Христов» (1-е Коринфянам 2:16), а не ум мирской. Читая Слово Божье и погружаясь в здравую библейскую литературу, мы преображаемся в образ Христов и будем иметь ум Христа. «Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ…»  (2-е Коринфянам 3:18), а когда взираем на мирские фильмы, то преображаемся в образ мира сего. И чем ближе к Нему мы будем, тем меньше нас будут привлекать мирские фильмы и потехи. «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1Ин 2:15). Это радикальное утверждение применимо и к нашему выбору досуга. Будем же следовать за Христом, будучи последовательными в своих действиях и предупреждая других об опасности!

Ссылки и примечания

1. Christian Keysers, Valeria Gazzola, Current Biology, Volume 20, Issue 8, 27 April 2010, Pages R353-R354 https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0960982210003271

Подобные исследование вкратце описаны в статье на вебсайте www.bu.edu. В статье объясняется, что «…эксперименты позволили предположить, что зрители шоу «Survivor» (Выживший) могут использовать зеркальные нейроны, чтобы повторять ощущения, связанные с действиями участника, например, дотягивание до веревки и хватание за нее. Некоторые начали задаваться вопросом, может ли существовать еще один набор зеркальных нейронов, помогающий зрителям «почувствовать» шероховатость веревки. Кристиан Кейзерс, нейробиолог из Университетского медицинского центра Гроенингена (Нидерланды), недавно проверил, могут ли зеркальные нейроны также воспроизводить ощущения других людей. Его исследовательская группа поместила испытуемых в аппарат фМРТ, который показывает, какие участки мозга активизируются в тот или иной момент времени, и слегка погладила ногу испытуемого или ногу другого человека, пока испытуемый наблюдал за происходящим. Четыре области мозга «включались» как при ощущении прикосновения, так и при простом наблюдении за прикосновением другого человека, что говорит о том, что зеркальные нейроны существуют как для таких действий, как хватание, так и для ощущений.

Обнаружив зеркальные нейроны, связанные с действиями и ощущениями, исследователи задались вопросом, играют ли зеркальные нейроны роль в чем-то более субъективном, например, в эмоциях. В случае, когда нож режет чей-то палец, объяснил Кейзерс, бедняга чувствует холодный металл ножа, когда тот режет кожу. К тому же, у него возникает болезненная и эмоциональная реакция. Наблюдая за тем, как кто-то переживает подобное, большинство из нас инстинктивно схватится за собственный палец, морщась от боли, как будто нас тоже порезали». См. статью целиком по ссылке: https://www.bu.edu/sjmag/scimag2005/features/mirrorneurons.htm

Аналогичные выводы были сделаны и другими учеными, как например, профессором медицины Иоахимом Бауэром, специалистом в области нейробиологии: «Удалось доказать, что действия живых лиц, демонстрируемые в кино и на телевидении, напротив, могут воздействовать на системы зеркальных нейронов и привести их в резонанс. Резонанс создается и видеофильмами, и компьютерными играми, виртуальными мирами, которые сегодня уже практически невозможно отличить от реальности. Хотя зеркальные нейроны, возбужденные наблюдением за каким-либо действием, необязательно вызывают это действие, тем не менее остается вопрос, повышает ли наблюдение действия, в частности частое наблюдение, вероятность того, что наблюдающий сам совершит это действие. Результаты научных исследований говорят о том, что это возможно» (Иоахим Бауэр, Почему я чувствую, что чувствуешь ты. Интуитивная коммуникация и секрет зеркальных нейронов, 2009, стр. 24-25).

«Теоретически, если главный герой фильма печален, то мы зеркально повторяем его состояния и сами чувствуем печаль. … Примером этой концепции может послужить фильм, который я смотрел недавно – «Манчестер у моря», где главный герой Кейси пытался украсть пистолет у полицейского, чтобы совершить суицид. Несмотря на то, что у меня нет детей и я никогда не был женат, я все равно почувствовал мучения, опустошение и безысходность в связи с отличной актерской игрой и тем, как была представлена сцена в фильме. … Поэтому, несмотря на то что я никогда не проходил через то, что проходил герой фильма, я почувствовал его состояние сам… Когда в следующий раз в ваших глазах появятся слезы в связи со смертью вашего любимого героя или чего-то очень печального, происходящего в фильме, то подумайте о зеркальных нейронах» (Др. Тюна, Клинический психолог. Mirror Neurons and Movies: Why Do We Get So Emotionally Invested At The Movies — YouTube).

Как было продемонстрировано в одном из исследований, кроме всего прочего зеркальные нейроны новорожденных детей способны загораться при наблюдении за действием, с которым они вовсе не сталкивались в прошлом (см. Victoria Southgate, Do infants provide evidence that the mirror system is involved in action understanding?, Conscious Cogn. 2013 Sep; 22(3): 1114–1121. doi: 10.1016/j.concog.2013.04.008 https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3807794/ ).

В другом исследовании, связанном с влиянием насилия в фильмах, на человека был сделан вывод: «Дети автоматически приобретают сценарии поведения, которые они наблюдают вокруг себя в реальной жизни или в СМИ, а также эмоциональные реакции и социальные когниции, которые поддерживают такое поведение». (L. Rowell Huesmann, The Impact of Electronic Media Violence: Scientific Theory and Research, J Adolesc Health. Author manuscript; available in PMC 2009 Jun 30. Published in final edited form as: J Adolesc Health. 2007 Dec; 41(6 Suppl 1): S6–13. doi: 10.1016/j.jadohealth.2007.09.005 The Impact of Electronic Media Violence: Scientific Theory and Research (nih.gov)) Это утверждение, конечно же, применимо не только к насилию, но и к колдовству, сквернословию, прелюбодеянию и многому другому.

Все это заставляет нас посмотреть на просмотр фильмов под новым углом, поскольку теперь у нас есть научное объяснение «напряжения» внутри нас, вызванного «погружением» в фильм, например, с насильственными сценами. В этот момент, в зависимости от степени «погружения» в фильм, происходящее с главным героем в определённой степени сравнимо с происходящим с нами.  Таким образом, когда герой сквернословит, то и мы вместе с ним, когда вовлекается в сексуальный акт, то и мы тоже, когда занимается колдовством, то и наши зеркальные нейроны повторяют за ним. Как указывал др. Нил Нидли, наша лобная доля, отвечающая за «мораль и волю», подавлена в момент просмотра развлекательного контента, поэтому мы не способны объективно оценивать ситуацию (см. ссылку 2).  Эти нейроны «отвечают за подражание», напоминает нам статья в Википедии. Страшно подумать, что зеркально «повторяют» и чему учатся подражать люди, смотря многие современные фильмы в стиле Джона Уика, Мотрал Комбата и других.
2. Pseudology Introduction, Канал Youtube: Little Light Studios, https://www.youtube.com/watch?v=iewHyYnAxq4
3. New Age Rage, Канал Youtube: Little Light Studios, https://www.youtube.com/watch?v=w2HtvL6MCFw
4. FAR FROM DEVIL WORSHIP AND ‘HARRY POTTER,’ YOUNG WITCHES EXPLAIN WHAT THEY’RE REALLY ABOUT, 03/25/2008 http://www.mtv.com/news/1584096/far-from-devil-worship-and-harry-potter-young-witches-explain-what-theyre-really-about/
5. From Satanist to Christian | LED Live, Канал Youtube: Little Light Studios, https://www.youtube.com/watch?v=uJFcQgKNwXA&t
6. From Goth to God | Mikey Jenny Testimony | Antichrist to Christian, Канал Youtube: Little Light Studios, https://www.youtube.com/watch?v=capFIY6rlqk
7. PEG ALOI, The Craft Inspired a Generation of Teenage Witches. Now a Sequel Is Poised to Do the Same, Time, OCTOBER 28, 2020 https://time.com/5904701/the-craft-legacy-witches/
8. NEIL TWEEDIE, Sales of Ouija boards up 300% and threatening to become a Christmas ‘must buy’ despite warning from churchmen, 1 December 2014, https://www.dailymail.co.uk/news/article-2855439/Sales-Ouija-boards-300-threatening-Christmas-buy-despite-Church-England-warning.html
9. ‘DEENA YELLIN, We’re in the middle of a witch moment’: Hip witchcraft is on the rise in the US, USA Today, https://eu.usatoday.com/story/news/nation/2021/10/28/celtic-festival-samhain-2021-celebration-wicca-witches/6182226001/
10. Melissa Malamut, Witch population doubles as millennials cast off Christianity, New York Post, November 20, 2018, https://nypost.com/2018/11/20/witch-population-doubles-as-millennials-cast-off-christianity/
11. Christopher Rosa, Real Witches Explain What Movies and TV Get Wrong (and Right) About Witches, Glamour, October 14, 2016, https://www.glamour.com/story/real-witches-explain-what-movies-and-tv-get-wrong-and-right
12. Наташа Крэйн, Что нужно знать верующим родителям об оккультизме и Нью-эйдж?, https://bibleap.com/chto-nuzhno-znat-veruyushhim-roditelyam-ob/
13. Media Violence and Mirror Neurons, June 2, 2011, https://sparkandstitchinstitute.com/media-violence-and-mirror-neurons/

Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в соц. сетях!

ВАМ БУДУТ ИНТЕРЕСНЫ ЭТИ СТАТЬИ: