Не суди, да не судим будешь!

Автор: Владимир Силенок
Редактор: Татьяна Юревич

Должны ли мы судить? Христос сказал: не судите, да не судимы будете. Сегодня эта фраза является очень популярной как среди христиан, так и среди неверующих. Кто-то, комментируя это, написал: мы не имеем права судить своим судом, и вообще не имеем права кого-то судить. И это правильно, абсолютно верно![1] Вот еще один интересный известный комментарий: «Не суди другого за то, что он грешит не так, как ты». Другими словами: у тебя свои грехи и смотри на них, а не на чужие. А вот эти слова приписываются Шекспиру, величайшему англоязычному писателю и одному из лучших драматургов мира: «… Грехи других судить Вы все усердно рвётесь, начните со своих — и до чужих не доберётесь …»[2]

Что сказал Христос?

Но Христос сказал: «Не судите по наружности, но судите судом праведным» (Иоанна 7:24)

Прежде чем разбираться с тем, что сказал Христос, давайте определимся с терминами: «судить — составлять мнение, суждение о ком-либо, чем-либо. Это также может означать: оценивать кого-либо, что-либо, чьи-либо дела или поступки».[3] Христос сказал: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7:1). Таким образом, из этой цитаты следует, что мы не должны судить ничьи поступки и у нас не может быть также мнения ни о чем (см. опред. слова «судить» выше). В таком случае читатель не может сказать, правильно ли что-либо написано в этой статье, потому что он будет судить дела автора, а Христос сказал «не суди»… Возникает еще одна проблема. Люди, которые говорят кому-то не судить, уже судят! Вот что происходит: человек, который говорит другому не судить, должен сначала в уме решить, что тот поступил неправильно, т.е. сначала оценивает чьи-либо дела и поступки, т.е. судит, и тогда идет и говорит другому не делать то, что сам же делает и считает грехом! Из этой фразы также возникает, то мы не можем назвать чьи-то действия греховными, потому что будем судить их!

Так что же сказал Христос?

Христос сказал: «Не суди, да не судим будешь». Но это только первый стих. После первого стиха идет второй стих, затем третий и т.д. Это называется контекст. К сожалению, иногда создаётся впечатление, что многие христиане не знают, что это такое вообще. Они, наверное, должны сказать: «Я человек простой, и таких слов не знаю, потому читаю как написано, а там написано не судить…» Что ж, это похоже на историю того христианина, который каждый день открывал Библию на любом месте и читал первый попавшийся стих или фразу, и этот стих становился для него стихом дня и тем, что Бог говорил ему делать. Однажды он открывает, по своему обычаю, Писание на первом попавшемся месте и читает там: «Он вышел, пошел и удавился» (Мф. 27:5). Будучи смущенным таким стихом, он решил, что это какая-то ошибка, потому открыл другое место, а там написано: «Иди, и ты поступай так же» (Луки 10:37). Испугавшись, он начал усердно молиться, чтобы Бог послал ему какое-то другое место. После он снова, по своему обычаю, открыл Писание и прочитал там: «Что делаешь, делай скорее» (Иоанна 13:27). Этот пример является хорошей иллюстрацией того, что, вырывая стихи из контекста, можно получить абсурдные вещи. Вот что Христос говорит в контексте: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф. 7:1-5).

Давайте разберем, что говорит здесь Христос в контексте не только этого места, но и в контексте всей Библии.

«Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф.7:1-2).

Здесь Христос говорит нам, что, когда мы судим другого, то должны понимать, что нас будут судить так же. И те стандарты, по которым мы судим, мы должны относить так же и к себе. Христианин смотрит на мир через призму Писания, таким образом, он судит поступки окружающих в свете Писания. Например, когда мы говорим, что гомосексуализм — это грех, то мы судим. И это происходит каждый раз, когда мы называем что-либо правильным или не правильным, – мы судим. Далее Христос говорит:

«И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно?»

Здесь идет речь о двойных стандартах. Говоря о бревне в глазу и соринке, идет речь о случаях, когда мы видим грех в окружающих людях, а свой, еще худший, не замечаем. Можно смело сказать, что это является частью греховной природы человека — замечать грех у других, а на свой смотреть сквозь пальцы. Именно поэтому Христос называет в пятом стихе таковых лицемерами – т.е. людьми с двойными стандартами. Потому далее мы читаем:

«Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза — и тогда до чужого не доберешься». Так? На самом деле — нет! Там написано: «И тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего». Это Шекспир сказал, что «не доберётесь», но Христос говорит совершенно иное. Христос никогда бы не сказал, чего-то подобного, если бы нельзя было судить:

«Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Матф. 18:15-17).

Он не говорит нам не судить вообще! Он говорит нам, КАК не судить! Ведь тот же Христос сказал: «Не судите по наружности, но судите судом праведным» (Иоанна 7:24). В таком случае мы получаем противоречие! В следующий раз, когда к вам придут со словами: «Не судите, да не судимы будете», вы им скажите: «Хорошо, я не буду. Я рад, что ты ко мне пришел, потому что я купил ящик пива и хочу тебя пригласить напиться со мной.» Вам скажут: «Как? Это ведь грех!» А вы им в ответ: «Не судите, да не судимы будете. Не суди другого за то, что он грешит не так, как ты.» И затем откройте Библию на 1 Кор. 15:22 и скажите ему, что в Библии написано: «Станем есть и пить, ибо завтра умрем! Потому я делаю то, что говорит мне Библия!» Глупо, не правда ли? С таким же успехом, когда милиция вас остановит за нарушения ПДД, то вы им скажите: «Не суди, да не судим будешь. Кто из вас первый без греха, пусть выпишет мне штраф!»

Запрещает ли Рим. 2:1-3 нас судить?

Более искушенные в вырывании мест из контекста скажут вам, что Рим. 2:1-3 запрещает нам судить (их, конечно же, не волнует, что они сами вас судят и что мы получаем всю ту бессмыслицу, которая описана выше…)

В Рим. 2:1-3 написано:

«Итак, не извинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же. А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие дела. Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и сам делая то же?»

Не стоит забывать, что Павел не разделял свои послания на главы и стихи, а потому это произошло позже. И сегодня, например, читая по одной главе, мы можем потерять логическую цепочку, которую нужно было бы проследить с прошлой главы. На самом деле, в Рим. 2:1-3 идет речь о том же самом, о чем и говорит нам Христос в Мф. 7, ведь в первом стихе написано, что каждый, судя другого, осуждает себя сам, потому что, судя другого, делает то же. Делая что? О каких делах идет речь? Начиная с 20 стиха первой главы Римлянам, Павел говорит о людях, которых Бог предал постыдным делам, и перечисляет эти вещи. Потому здесь идет речь о таких же двойных стандартах, когда мы судим кого-то за грех, а сами живем в том же грехе. Потому Павел в Послании к Римлянам ни в коем случае не запрещает нам судить вообще, но говорит нам, КАК мы не должны судить.

Последствия заблуждения «не судите, да не судимы будете»

Без сомнения, церковью, лозунгом которой был «не судите, да не судимы будете», была церковь в Коринфе. В этой церкви творился такой хаос, что трудно даже представить! Начиная с того, что верующие судились друг с другом (1 Кор. 6:1-8), собираясь, многие напивались и объедались на Вечере Господней, и это приводило к беспорядку (1 Кор. 11:20-34), заканчивая тем, что в церкви процветало лжеучение (1 Кор. 15:12-34), члены церкви жили во грехе (1 Кор. 5:9-13) (например, что кто-то спал со своей матерью (1 Кор. 5:1-6)). Это была церковь, в которой ничьи действия не осуждались. Без сомнения, когда они собирались вместе, то они говорили: «Мы ведь должны быть едины, потому не судите грехи других, а смотрите на себя, и до чужих не доберётесь. Мы ведь должны любить друг друга, а не судить!» Мы должны молиться за людей и любить их, но сегодня любовь становится тождественна толерантности. Многие церкви и христиане сегодня приняли этот ложный лозунг и он осквернил их учение и мышление. И теперь любое лжеучение и грех, появляющийся в церкви, не судится никем. Однако Павел пишет им: «Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас» (1 Кор. 5:12-13).

ВИЧ в церкви

Когда ВИЧ (вирус иммунодефицита) проникает в тело, то он уничтожает систему защиты — иммунитет и любые инородные организмы могут проникать внутрь и размножаться в нем, таким образом разрушая тело. Сегодня в церковь проникает ВИЧ, под названием «не судите, да не судимы будете». Прикрываясь любовью (которая, на самом деле, является ничем иным, как толерантностью), эта болезнь свирепствует в умах многих христиан и разрушает церкви. И теперь, каждому, кто заикнется о критике чьего-то учения или действий, закрывают рот, говоря: «Мы должны любить их, а не судить. Не суди другого за то, что он грешит не так, как ты.»

Но какая же это любовь? Дейв Хант, международный эксперт по культам и «Нью Эйдж», сказал:

«Что сказал Христос? Кого Я люблю, того наказываю. Если вы любите кого-то, то вы достаточно обеспокоены тем, чтобы исправить их. Настоящая любовь говорит правду. Это была бы не любовь, если бы я был врачом, и вы пришли ко мне с аппендицитом, но я, зная, что вы умрете, если не ляжете на операционный стол в течение следующих 30 минут, не захотел бы вас расстраивать и разрушать вашу Я-концепцию, говоря вам правду. Сказав вам, что высокая температура — это нормально, я был бы вам не друг, и это была бы не любовь. На самом деле я убивал бы вас!»[4]

Если ваш ребенок находит люки на дороге и прыгает по ним, то, если вы его любите, то будете обеспокоены тем, чтобы исправить его. Никому не придёт в голову ответить: «Ну, я люблю его, потому не хочу расстраивать своими словами.» Но как исправить такой поступок или сказать, что человек в опасности, если мы не можем судить о его действиях?

Если мы не можем судить вообще, то нам просто нужно выбросить половину Писания, которая призывает нас к обличению братьев или отвержению лжеучения, потому что для исполнения их мы должны судить!

Еретическое евангелие

Что такое благодать? В чем она заключается? Сегодня можно услышать такое евангелие: «Ты такой классный! Ты такой красивый! Каждая твоя клетка — как космический Шаттл! Ты просто шедевр, и Бог тебя возлюбил и умер за тебя, прими Его как своего Спасителя! У Него на твою жизнь грандиозные планы!» И человек думает: «Отлично! И я себя люблю, и у меня на мою жизнь грандиозные планы. Не совсем понятно, от чего меня спасать, но ничего, я выйду, скажу какие-то слова, и меня примут в этот клуб хороших людей под названием «церковь»!» Однако, такое «евангелие» отправляет в ад! А где покаяние? Ведь если нет покаяния, то нет и прощения грехов, а раз так, то нет и спасения. Но сегодня это «евангелие» можно услышать очень громко во многих церквях! Евангелие без обличения и покаяния. А как проповедовать людям, что они грешники, не судив их? Говоря им, что они грешники, мы их судим! В чем суть благодати? Представьте себе суд. На этом суде судья говорит подсудимому: «Воровал – виновен смерти, лгал – виновен смерти, прелюбодействовал – виновен смерти» и т.д. У подсудимого нет шансов, он обречен. И тут судья встает, снимает свои судейские одежды, подходит к подсудимому и говорит: «Давай я займу твое место и умру вместо тебя». Это и есть благодать и добрая весть, состоящая в том, что Бог возлюбил этот мир и отдал Своего Сына, чтобы никто не погиб, но имел жизнь вечную. И сегодня Он протягивает руку к каждому человеку и предлагает ему благодать – то, чего он не заслуживает! Слава Христу за Его милость и любовь к нам, который мы не достойны! Теперь мы должны идти и обличать мир во грехе, говоря им: «Покайтесь и обратитесь» (Деян.3:19). Но в чем каяться, если человек не чувствует вины? В чем каяться, если о грехе и покаянии не говорится, потому что мы не должны судить? Да благословит вас Бог благоразумием, как тех христиан в Верии, которые ежедневно разбирали слова Павла, точно ли это так (Деян. 17:11-12).

Ссылки и примечания

1. Евангелие от Матфея. Мф.7:1-6. Не судите ближних своих.
http://vedmedenko.org/lection.php?num=31
2. 25 вечно актуальных цитат Уильяма Шекспира http://bibo.kz/anekdoti/druzia/981556—grehi-drugih-sudit-vy-tak-userdno-rvetes-nachnite-so-svoih-i-do-chuzhih-ne-doberetes.html
3. Толковый словарь Ефремовой
https://www.efremova.info
4. Dave Hunt — A Call For Reformation

Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в соц. сетях!

ВАМ БУДУТ ИНТЕРЕСНЫ ЭТИ СТАТЬИ: