Простая причина, почему Коран не может быть Словом Бога

Автор: Джонатан Маклатчи
Источник: crossexamined.org
Перевод: Михаил Костин
Редактура: Анна Небосова

Исламская религия заявляет, что Коран, по преданию, открытый ангелом Гавриилом пророку Мухаммеду около 610 г. от Р.Х., – вдохновенное и безошибочное Слово Бога. Однако подобное утверждение выглядит крайне проблематично; можно представить множество аргументов, убедительно опровергающих его. В этой статье я предлагаю одну из причин, которую считаю наиболее изобличительной. В следующих статьях мы рассмотрим другие серьёзные трудности, связанные с идеей о том, что Коран представляет собой Слово Бога. Мой аргумент можно кратко сформулировать в виде следующего силлогизма:

1 предпосылка: Библия – это либо Слово Бога, либо нет.

2 предпосылка: Если Библия – Слово Бога, то Коран – нет.

3 предпосылка: Если Библия – не Слово Бога, то Коран – тоже нет.

Вывод: Коран – не Слово Бога.

Сразу оговорюсь. Под словом «Библия» я подразумеваю Ветхий и Новый Заветы в том виде, который есть сейчас и в котором они были у христиан во времена Мухаммеда в 7 веке. Существуют текстовые различия в греческих манускриптах Нового Завета, но основное послание остаётся неизменным, так что эти различия несущественны в том, о чем я пишу.

Первая предпосылка не нуждается в защите, т.к. очевидно, что это две взаимоисключающие альтернативы. Вторую предпосылку легко обосновать, т.к. Коран и Библия фундаментально противоречат друг другу. Самый очевидный пункт противоречия связан с вопросом, умер ли Христос на кресте; Коран это отрицает (Сура 4:157-158), а Новый Завет утверждает, и этот факт лежит в основе всей новозаветной теологии. Коран также постоянно отрицает ключевое библейское представление о том, что Христос – вочеловечившийся вечный Сын Бога, заявляя, что Христос, напротив, лишь посланник или пророк (Сура 5:75). Коран многократно отрицает Троицу (Сура 4:171, 5:73). Конечно, Коран вновь и вновь неверно трактует представления христиан об этих темах, но это не столь существенно в отношении темы, которую мы разбираем здесь. Итак, если христианские Писания действительно являются вдохновенным Словом Бога, то исламские писания таковыми быть не могут, т.к. Коран столь фундаментально не соответствует теологии Библии.

Подтверждение христианских и иудейских Писаний в Коране

Если мусульманин отрицает сделанный вывод, это означает отрицание и, как минимум, одной из трёх предпосылок. Как я уже показал, посылки первую и вторую невозможно отрицать аргументированно. Как насчёт третьей? Коран снова и снова подтверждает верность христианских Писаний, заявляет о согласии с ними и утверждает, что Тора, Евангелие (Инджиль), Псалмы – предыдущие откровения от Аллаха. Например, обратите внимание на следующие строки:

«Он ниспослал тебе Писание с истиной в подтверждение того, что было до него. Он ниспослал Таурат (Тору) и Инджиль (Евангелие)» (Сура 3:3).

«О те, которые уверовали! Веруйте в Аллаха, Его Посланника и Писание, которое Он ниспослал Своему Посланнику, и Писание, которое Он ниспослал прежде. А кто не уверовал в Аллаха, Его ангелов, Его Писания, Его посланников и Последний день, тот впал в глубокое заблуждение» (Сура 4:136).

«Воистину, Мы внушили тебе откровение, подобно тому, как внушили его Нуху (Ною) и пророкам после него. Мы внушили откровение Ибрахиму (Аврааму), Исмаилу (Измаилу), Исхаку (Исааку), Йакубу (Иакову) и коленам (двенадцати сыновьям Йакуба), Исе (Иисусу), Айюбу (Иову), Йунусу (Ионе), Харуну (Аарону), Сулейману (Соломону). Давуду (Давиду) же Мы даровали Забур (Псалтирь)» (Сура 4:163).

«Твоему Господу лучше знать тех, кто на небесах и на земле. Одним пророкам Мы отдали предпочтение над другими. А Давуду (Давиду) Мы даровали Забур (Псалтирь). Скажи: «Взывайте к тем, кого вы считаете богами наряду с Ним. Они не властны отвратить от вас беду или перенести ее на другого» (Сура 17:55-56).

«Мы уже записали в Писаниях после того, как это было записано в Напоминании (Хранимой скрижали), что землю унаследуют Мои праведные рабы» (Сура 21:105).

Коран идёт ещё дальше, утверждая, что появление пророка Мухаммеда предсказано в Ветхом и Новом Завете. Рассмотрим следующие строки:

«Которые последуют за посланником, неграмотным (не умеющим читать и писать) пророком, запись о котором они найдут в Таурате (Торе) и Инджиле (Евангелии). Он повелит им совершать одобряемое и запретит им совершать предосудительное, объявит дозволенным благое и запрещённым скверное, освободит их от бремени и оков. Те, которые уверуют в него, станут почитать его, окажут ему поддержку и последуют за ниспосланным вместе с ним светом, непременно преуспеют» (Сура 7:157).

«А вот Иса (Иисус), сын Марьям (Марии), сказал: «О сыны Исраила (Израиля)! Я послан к вам Аллахом, чтобы подтвердить правдивость того, что было в Таурате (Торе) до меня, и чтобы сообщить благую весть о Посланнике, который придёт после меня, имя которого будет Ахмад (Мухаммад)». Когда же он явился к ним с ясными знамениями, они сказали: «Это — очевидное колдовство» (Сура 61:6).

Бессмысленно искать какое-либо упоминание о Мухаммеде в тексте Библии. Исламским апологетам пришлось заняться «герменевтической гимнастикой», чтоб хоть как-то «пристроить» Мухаммеда в Библию. Однако, все эти попытки бесполезны. Одна из них – заявление о том, что грядущий пророк, подобный Моисею, о котором упоминается во Второзаконии 18:15-19, – на самом деле, Мухаммед. Вот полный текст:

«Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, — Его слушайте, — так как ты просил у Господа Бога твоего при Хориве в день собрания, говоря: да не услышу впредь гласа Господа Бога моего и огня сего великого да не увижу более, дабы мне не умереть. И сказал мне Господь: хорошо то, что они говорили [тебе]; Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему; а кто не послушает слов Моих, которые [Пророк тот] будет говорить Моим именем, с того Я взыщу».

Этот аргумент, как и прочие, сопряжён с определёнными трудностями. Самая большая из них – контекст, который относит слово «братья» в стихах 15-м и 18-м только к израильтянам. Стихи 1-2 18-й главы Второзакония чётко определяют, кто эти «братья»:

«Священникам левитам, всему колену Левиину, не будет части и удела с Израилем: они должны питаться жертвами Господа и Его частью; удела же не будет ему между братьями его: Сам Господь удел его, как говорил Он ему».

Здесь слово «братья» можно отнести только к израильтянам. Так как пророк, о котором идёт речь в стихах 15-19, должен прийти из «братьев» израильтян, Мухаммед не соответствует этому критерию.

Другой любимый аргумент мусульман – Утешитель, обещанный Иисусом ученикам в 14-й и 16-й главе Евангелия от Иоанна. В Иоанна 14:15-17 мы читаем следующие слова Иисуса:

«Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет».

Крайне сложно представить на месте Утешителя Мухаммеда, так как сказано, что Он будет с последователями Иисуса и в них вовек; Мухаммед этого не сделал. Исламская интерпретация также полностью игнорирует весь контекст этого отрывка. Здесь Иисус обращается к Своим ученикам. Если это обещание относится к Мухаммеду, то оно исполнилось через 600 лет. Тогда все, сказанное Иисусом ученикам, не относилось бы к ним.

Из Евангелия от Иоанна 15:26-27 мы узнаём ещё больше о Его грядущем Утешителе:

«Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною».

Мухаммеда послал Иисус? Он исходит от Отца? Более того, свидетельство учеников напрямую связано с грядущим Утешителем, а потому обещание должно исполниться в учениках, которым оно и было дано. В тексте в Евангелии от Иоанна 16:7-14 обнаруживается ещё больше трудностей:

«Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошёл; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осуждён. Ещё многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмёт и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Моё; потому Я сказал, что от Моего возьмёт и возвестит вам».

Этот текст ещё лучше поясняет, что Утешитель послан Иисусом и придёт именно к этим ученикам, с которыми разговаривал Иисус. Мухаммед же явился лишь спустя шесть столетий. Также сказано, что Утешитель прославит Иисуса. Мухаммед точно Его не прославлял.

Можно проверить все остальные стихи из Библии, на которые обычно ссылаются мусульмане, называя их пророчествами о Мухаммеде, но среди них не найдётся таких, которые отражали бы суть противоречия лучше, чем приведённые нами выше. В сущности, мусульманские апологеты цитируют именно эти два чаще других.

Сталкиваясь со столь очевидной ошибкой Корана в отношении содержания христианских Писаний, мусульманские апологеты часто пытаются возражать, что христианские Писания были искажены или что слово «Инджиль» (Евангелие) относится только к особой книге, данной лишь Иисусу (которого Коран зовёт Исой), и о ней не сохранилось записей в истории. Однако, как мы увидим, ни исторические данные, ни Коран не оставляют такой возможности.

Были ли послания Инджиль и Торы искажены или утрачены?

Мусульмане не могут обоснованно утверждать, что Писания, появившиеся ранее, были искажены или потеряны, т.к. Коран, видимо, соглашается с тем, что эти тексты по-прежнему принадлежат «людям Писания» (христианам и иудеям). Это обстоятельство – очень сильный аргумент, выводы из которого сложно игнорировать. Рассмотрим некоторые из этих текстов в том порядке, в каком они представлены в Коране.

«Когда им говорят: «Уверуйте в то, что ниспослал Аллах», — они отвечают: «Мы веруем в то, что было ниспослано нам». Они не веруют в то, что явилось впоследствии, хотя это является истиной, подтверждающей правдивость того, что есть у них. Скажи: «Почему же раньше вы убивали пророков Аллаха, если вы являетесь верующими?» (Сура 2:91).

Эта сура утверждает, что Писания, ранее открытые Аллахом (т.е. Тора и Инджиль), находятся «с ними» (то есть с «людьми Писания») к моменту появления Корана в 7 веке. Если иудеи и христиане, о которых упоминает Коран, не имели доступа к Писаниям, то эта сура не имеет смысла. Вот ещё пример, иллюстрирующий ту же самую мысль:

«О люди Писания! Почему вы не веруете в знамения Аллаха, хотя сами свидетельствуете?» (Сура 3:70).

И вновь речь о том, что христиане и иудеи – свидетели строк, открытых в предыдущих Писаниях. Слово «вы» в этой суре явно относится к христианам и иудеям времён Мухаммеда. Вот ещё один пример из той же суры:

«Воистину, среди людей Писания есть такие, которые веруют в Аллаха и в то, что было ниспослано вам и что было ниспослано им, будучи смиренными перед Аллахом и не продавая знамения Аллаха за ничтожную цену. Их награда ожидает их у их Господа. Воистину, Аллах скор в расчёте» (Сура 3:199).

Обратите внимание, в приведённой выше цитате использовано местоимение «их» (множественное число). Откровение от Аллаха, по-видимому, было дано не только Иисусу, но и «им» (то есть «людям Писания»). Почему тогда мусульмане часто заявляют, что Инджиль был открыт только Иисусу?

Вероятно,  чаще других в связи с этой темой цитируется следующий текст из пятой суры Корана:

«Но как они выберут тебя судьёй, если у них есть Таурат (Тора), содержащий закон Аллаха? Даже после этого они отворачиваются, ибо они не являются верующими. Мы ниспослали Таурат (Тору), в котором содержится верное руководство и свет. Покорившиеся пророки выносили по нему решения для исповедующих иудаизм. Раввины и первосвященники поступали таким же образом в соответствии с тем, что им было поручено сохранить из Писания Аллаха. Они свидетельствовали о нем. Не бойтесь же людей, а бойтесь Меня, и не продавайте Мои знамения за ничтожную цену. Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются неверующими. Мы предписали им в нем: душа — за душу, око — за око, нос — за нос, ухо — за ухо, зуб — за зуб, а за раны — возмездие. Но если кто-нибудь пожертвует этим, то это станет для него искуплением. Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются беззаконниками. Вслед за ними Мы отправили Ису (Иисуса), сына Марьям (Марии), с подтверждением истинности того, что было прежде ниспослано в Таурате (Торе). Мы даровали ему Инджил (Евангелие), в котором было верное руководство и свет, которое подтверждало то, что прежде было ниспослано в Таурате (Торе). Он был верным руководством и увещеванием для богобоязненных. Пусть люди Инджила (Евангелия) судят согласно тому, что Аллах ниспослал в нем. Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются нечестивцами. Мы ниспослали тебе Писание с истиной в подтверждение прежних Писаний, и для того, чтобы оно предохраняло их (или свидетельствовало о них; или возвысилось над ними). Суди же их согласно тому, что ниспослал Аллах, и не потакай их желаниям, уклоняясь от явившейся к тебе истины. Каждому из вас Мы установили закон и путь. Если бы Аллах пожелал, то сделал бы вас одной общиной, однако Он разделил вас, чтобы испытать вас тем, что Он даровал вам. Состязайтесь же в добрых делах. Всем вам предстоит вернуться к Аллаху, и Он поведает вам о том, в чем вы расходились во мнениях.

Суди между ними согласно тому, что ниспослал Аллах, не потакай их желаниям и остерегайся их, дабы они не отвратили тебя от части того, что ниспослал тебе Аллах. Если же они отвернутся, то знай, что Аллах желает покарать их за некоторые из их грехов. Воистину, многие люди являются нечестивцами» (Сура 5:43-49).

Как могут христиане и иудеи судить в соответствии с тем, что было открыто в Торе и Инджиле, если они не имели доступа к этим Писаниям? Вновь текст предполагает, что «люди Писания» имели доступ к ранее открытым Писаниям. Продолжаем:

«Скажи: «О люди Писания! Вы не будете идти прямым путём, пока не станете руководствоваться Тауратом (Торой), Инджилом (Евангелием) и тем, что ниспослано вам от вашего Господа». Ниспосланное тебе от твоего Господа приумножает во многих из них несправедливость и неверие. Не печалься же о неверующих людях» (Сура 5:68).

Этот текст не только повелевает «людям Писания» руководствоваться Торой и Инджилем (которые они должны были уже иметь, чтоб повеление имело смысл), но также им говорится о Писаниях, которые были «ниспосланы вам». К кому относится слово «вам»? Исходя из контекста, это может относиться только к «людям Писания». Все это с трудом согласуется с популярным исламским утверждением, что Инджиль был открыт только Иисусу и вскоре затерялся, не оставив следа в истории. Вновь этот текст предполагает, что «люди Писания» владеют Торой и Инджилем, и также то, что они не были искажены или утеряны.

И, в дополнение ко всему сказанному, последний пример:

«Если ты сомневаешься в том, что Мы ниспослали тебе, то спроси тех, кто начал читать Писание раньше тебя. Воистину, к тебе явилась истина от твоего Господа. Не будь же в числе тех, кто сомневается» (Сура 10:94).

Этот текст тоже не имеет смысла, если только христиане и иудеи не имели доступа к Книгам, открытым до Мухаммеда. Мусульманское утверждение, что христианские и иудейские Писания были искажены до неузнаваемости не находят никакой поддержки в Коране.

Был ли Иисус успешным проповедником Ислама, согласно Корану?

Мусульмане обычно заявляют, что Иисус проповедовал ислам, но, очевидно, не имел большого успеха, обращая последователей, так как смысл Его послания очень быстро был искажён. Однако это утверждение противоречит тексту Корана. Рассмотрим ещё несколько отрывков:

«Я пришёл, чтобы подтвердить истинность того, что было в Таурате (Торе) до меня, и чтобы разрешить вам часть того, что было вам запрещено. Я принёс вам знамение от вашего Господа. Бойтесь же Аллаха и повинуйтесь мне. Воистину, Аллах — мой Господь и ваш Господь. Поклоняйтесь же Ему, ибо таков прямой путь! Когда Иса (Иисус) почувствовал их неверие, он сказал: «Кто будет моим помощником на пути к Аллаху?». Апостолы сказали: «Мы — помощники Аллаха. Мы уверовали в Аллаха. Будь же свидетелем того, что мы являемся мусульманами!» (Сура 3:50-52).

Согласно этому тексту, Иисус достиг определённого успеха в роли проповедников ислама, обратив, Своих учеников – по крайней мере, некоторых из них: составителей Нового Завета Петра, Матфея и Иоанна. Если эти ученики были мусульманами, почему их теология так сильно противоречит Корану?

«Вот сказал Аллах: «О Иса (Иисус)! Я упокою тебя и вознесу тебя к Себе. Я очищу тебя от тех, кто не уверовал, а тех, которые последовали за тобой, возвышу до самого Дня воскресения над теми, которые не уверовали. Затем вам предстоит вернуться ко Мне, и Я рассужу между вами в том, в чем вы разошлись во мнениях» (Сура 3:55).

В приведённом выше тексте Аллах обещает Иисусу «возвысить» тех, кто следует Ему «до самого Дня воскресения». Если бы хоть один человек действительно стал последователем Иисуса (то есть мусульманином), то невозможно понять следующий текст:

«Аллах скажет: «О Иса (Иисус), сын Марьям (Марии)! Помни о милости, которую Я оказал тебе и твоей матери. Я поддержал тебя Святым Духом (Джибрилем), благодаря чему ты говорил с людьми в колыбели и будучи взрослым. Я научил тебя Писанию, мудрости, Таурату (Торе) и Инджилу (Евангелию). По Моему соизволению ты лепил изваяния птиц из глины и дул на них, и по Моему соизволению они становились птицами. По Моему соизволению ты исцелял слепого (или лишённого зрения от рождения; или обладающего слабым зрением) и прокажённого, по Моему соизволению ты выводил покойников живыми из могил. Я отвратил от тебя (защитил тебя от) сынов Исраила (Израиля), когда ты явился к ним с ясными знамениями, а неверующие из их числа сказали, что это — всего лишь очевидное колдовство. Я внушил апостолам: «Уверуйте в Меня и Моего посланника». Они сказали: «Мы уверовали! Засвидетельствуй же, что мы стали мусульманами» (Сура 5:110-111).

Этот текст вновь утверждает, что ученики Иисуса были мусульманами. Интересно то, что описанное выше не встречается в тексте Библии, но источник можно обнаружить в «Арабском Евангелии детства Спасителя» (датируется 6-м веком), к которому Мухаммед мог иметь доступ. В действительности, я бы предположил, что Мухаммед основывался именно на этом тексте. Вот точный текст 36-й главы «Арабского Евангелия детства Спасителя»:

«Когда исполнилось Господу Иисусу от рождества Его семь годков, играл Он как-то днём со сверстниками своими, т.е. с теми, кто по летам Ему ровней был. Возились с глиной они, из которой лепили птиц, ослов и быков, да и разных других животных. И, ловкостью своей хвастаясь, расхваливал всяк творенье своё. Говорит тут Господь Иисус детям: «А я тем фигуркам, которые сделал, двигаться прикажу!» Когда же спросили дети Его, уж не Творца ли Он Сын, повелел Господь Иисус двигаться тем фигуркам, и тотчас встрепенулись они, а потом, когда позволенье им дал, опять замерли. Слепил же Он птиц и воробьёв. И когда приказывал им летать — летали, а когда замереть им бывало велено — замирали; когда же питье и пищу им предлагал — ели и пили. Пошли потом дети и об этом своим родителям рассказали. Говорят им отцы: «Остерегитесь, детки, и больше с ним не водитесь, ибо он — чародей; и потому избегайте его и от него подальше держитесь и никогда отныне и впредь с ним не играйте».

Заметьте, в частности, чем заканчивается этот отрывок. Иисуса обвиняют в том, что «он – чародей». Коран утверждает, что «неверующие из их числа сказали, что это — всего лишь очевидное колдовство». Кажется вероятным, что автор Корана, высказываясь на эту тему, взял текст именно из этого источника. Продолжаем:

«Он узаконил для вас в религии то, что заповедал Нуху (Ною), и то, что Мы внушили тебе в откровении, и то, что Мы заповедали Ибрахиму (Аврааму), Мусе (Моисею) и Исе (Иисусу): «Исповедуйте религию и не расходитесь во мнениях относительно неё». Тяжко для многобожников то, к чему ты их призываешь. Аллах избирает для Себя того, кого пожелает, и направляет к Себе того, кто обращается к Нему. Они распались только после того, как к ним явилось знание, по причине зависти и несправедливого отношения друг к другу. И если бы не было прежде Слова от твоего Господа об отсрочке до назначенного срока, то их спор был бы решён. Воистину, те, которые унаследовали Писание после них, испытывают к нему смутные сомнения» (Сура 42:13-14).

Кто такие «те, которые унаследовали Писание после них»? Не относится ли эта фраза к тем, кто унаследовал книги Авраама, Моисея и Иисуса (три «пророка», приведённых в тексте выше)?

«О те, которые уверовали! Будьте помощниками Аллаха. Иса (Иисус), сын Марьям (Марии), сказал апостолам: «Кто будет моим помощником на пути к Аллаху?». Апостолы ответили: «Мы — помощники Аллаха». Часть сынов Исраила (Израиля) уверовала, а другая часть не уверовала. Мы поддержали тех, которые уверовали, в борьбе с их врагами, и они вышли победителями» (Сура 61:14).

Этот текст подразумевает, что группа иудеев верила в исламские учения Иисуса. Почему тогда они не оставили следа в истории? Последнее предложение («мы поддержали тех, которые уверовали, в борьбе с их врагами, и они вышли победителями») комментаторы обычно интерпретируют как относящееся к христианству, ставшему официальной религией Римской империи в 4 веке. Если это так, почему христианская религия, «завоевавшая» римскую империю, так сильно отличалась от Ислама? Христианство, которое стало доминирующей религией римской империи, строилось на божественности Христа и Его смерти на кресте – двух постулатах, которые со всей очевидностью отрицает Коран.

Может ли кто-то изменить Слово Аллаха?

В Коране несколько раз встречается ясно прописанное утверждение, что никто не может изменить слово Аллаха и что Аллах сохраняет и защищает Свои слова. Вот что говорит Коран:

«До тебя посланников также считали лжецами, но они терпели то, что их так называли и обижали, пока не являлась к ним Наша помощь. Никто не исказит слов Аллаха, и до тебя уже дошли некоторые вести о посланниках» (Сура 6:34).

«Слово твоего Господа исполнилось правдиво и справедливо! Никто не изменит Его Слов. Он — Слышащий, Знающий» (Сура 6:115).

«Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его» (Сура 15:9).

«Читай Писание твоего Господа, ниспосланное тебе в откровении. Нет замены Его Словам, и тебе не найти помимо Него прибежища» (Сура 18:27).

Мусульмане часто говорят нам о том, что текст Корана чудесным образом сохранился неприкосновенным. Заметим в скобках, что утверждение, будто текст Корана в имеющемся сегодня виде совершенно идентичен Корану 7 века, — заведомо ложно, но это тема для отдельного разговора. Я хочу задать мусульманам следующий вопрос: «Если Аллах мог сохранить текст Корана, почему он не мог сделать то же с Библией? Разве эти строки не относятся в равной степени к предыдущим откровениям Аллаха?».

Что говорят исторические источники о сохранности библейских текстов?

Говоря об античных текстах, древность Нового Завета подтверждена большим объёмом манускриптов (5-6 тысяч греческих манускриптов) и их датировкой. Более того, в самых древних из имеющихся у нас манускриптов не найдётся ни одной строки с искажённой передачей текста; напротив, они демонстрируют передачу текста с многоуровневой точностью. Множество линий передачи сводит на нет возможность централизованного изменения всего текста. Бремя доказательства ложится на скептика, предполагающего существование искажений в изначальных текстах Нового Завета, хотя дошедшие до нас манускрипты демонстрируют множество независимых линий передачи библейских текстов. В любом случае, даже если бы не сохранилось ни единого текста Нового Завета, мы смогли бы воссоздать большую его часть, опираясь на цитаты ранних «отцов» церкви.

Заключение

В качестве заключения, отмечу, что аргумент, представленный выше, представляет собой серьёзный вызов для исламской религии, и я готов предоставить любому мусульманину возможность указать, в чем я ошибаюсь. Чтоб защитить свою исламскую веру, мусульманину придётся отвергнуть одну или более предпосылок силлогизма, приведённого в начале этой статьи. Если он не может этого сделать, сам собой неизбежно напрашивается очевидный вывод.

Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в соц. сетях!

ВАМ БУДУТ ИНТЕРЕСНЫ ЭТИ СТАТЬИ: