Десять казней египетских: чудо или чудесное совпадение?
Автор: Владимир Силенок
Редактура: Наталья Агеева
На некоторых христианских порталах сегодня можно найти статьи, объясняющие многие библейские чудеса совпадением природных явлений. Сторонники такого подхода считают, что подобное объяснение поможет скептикам поверить Библии. В действительности же подобные объяснения подрывают библейский авторитет. В данной статье мы рассмотрим, почему и каким образом это происходит.
Определяясь с терминами
Прежде всего нужно определиться с ключевыми терминами, которые будут использованы в статье.
1. Безошибочность или непогрешимость Писания. Во 2 Тимофею 3:16 написано, что «все Писание богодухновенно». Слово «богодухновенность» подразумевает, что Бог говорит через Писание. Если это так, то оно не может быть ошибочно, поскольку Бог не человек, чтобы Ему лгать (Чис. 23:19). Если Библия от Бога, то Он стоит за ее словами, а значит, все события, места, научные данные и духовные истины являются объективно верными независимо от того, когда и каким библейским автором они были записаны. Христос также сказал, что не может нарушиться Писание (Иоан. 10:35). Объективно верные данные – это значит соответствующие действительности для всех, как во времени, так и в пространстве. Это очень важно, поскольку нельзя отделить духовные истины Писания от исторических или научных. Если исторические данные ошибочны, значит, автор неправильно понял и записал в Библию ошибочные исторические события или их описание, следовательно, Писание будет содержать ошибку в этом месте, а это тогда подрывает весь его авторитет. Если нельзя доверять историческим описаниям, то и духовным истинам нельзя доверять также. Здесь либо все, либо ничего.
2. Ошибка – неправильность в действиях или мыслях. Писание утверждает, что оно безошибочно. «Слова Господни – слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное» (Псалтирь 11:7). Это означает, что все события, записанные авторами, должны являться объективно правдивыми, т.е. не содержать ошибочного описания.
3. Чудо — явлeниe, вызвaннoe вмeшaтeльcтвoм бoжecтвeннoй cилы.[1] Чудо невозможно объяснить естественным процессом, и оно по определению будет необъяснимым с научной точки зрения явлением. Чудо — это прямое вмешательство Бога вопреки законам природы. Примеры чудес: не кончающееся масло в сосудах у женщины, к которой пришел Илия, воскрешение человека, голос с неба и т.д.
4. Чудесное совпадение – в данной статье под этим термином будет подразумеваться какое-то совпадение событий, природных явлений и т.д., за которыми стоит Бог и Его проведение. Другими словами: все, что происходит, будет иметь естественную природу, однако события именно в той последовательности или продолжительности своего действия будут особым образом влиять на кого-либо. Пример чудесного события: Иосиф был продан именно тому купцу, который продал его именно тому хозяину, после чего Иосиф попал именно в ту тюрьму, куда посадили виночерпия, благодаря чему он вспомнил об Иосифе в нужное время – цепочка естественных событий, за которой стоял Бог, желающий спасти семью Иосифа. Отличие чудесного совпадения от чуда состоит в том, что первое можно объяснить случайностью или стечением обстоятельств, и в нем нет ничего сверхъестественного, несмотря на то, что за ним стоит Господь, второе же невозможно объяснить естественным образом. Это важная разница.
Казни как чудесное совпадение природных катаклизмов
Приверженцы этого взгляда утверждают, что египетские казни не были чудом (см. опред. слова выше), но являлись последовательностью естественных катаклизмов, совпавших таким образом, что они происходили именно после слов Моисея, сказанных фараону – т.е. это было чудесное совпадение, за которым, конечно же, стоит Бог. Покраснение воды объясняется тем, что в воде появился определенный вид водорослей красного цвета, который убил рыбу и привел к массовому бегству жаб на сушу. Мертвые жабы и рыба вызвали быстрый рост количества мух и мошек, которые кусали египтян и вызывали нарывы. Гром, молнии и огненный град связывают с вулканической активностью, а тьму — с песчаной бурей. Гибель первенцев объясняется тем, что в верхних слоях зерна появился токсичный грибок, а, как известно, исходя из египетских традиций, первенцы питались первыми, поэтому они могли отравиться зараженным зерном.[2] Причины казней в подходе чудесного совпадения природных катаклизмов могут отличаться, однако суть остается той же.
Проблемы совмещения с их описанием в Библии
Но здесь возникает проблема, которую упустили из виду сторонники такого объяснения: Моисей описал все эти казни как сверхъестественные – как чудеса. В таком случае, он ошибался – т.е. не правильно мыслил или воспринимал происходящее (см. определение слова «ошибка» выше). Значит, Писание не является безошибочным и не содержит в себе объективно правильного описания событий казней, поскольку описывает их как чудеса — явлeния, вызвaнные вмeшaтeльcтвoм бoжecтвeннoй cилы, но если верить естественным описаниям событий, то они не были чудесами, из чего следует неизбежный вывод о том, что Писание небезошибочное, и что Моисей — ограниченный человек своего времени, записал все, как мог, не понимая, что же на самом деле происходит. В таком случае, как мы можем доверять остальным событиям, о которых он писал? Где он еще ошибся? Стоит отметить, что большинство христиан, придерживающихся этого взгляда, упускают эту важную деталь из виду и, думая, что они приносят пользу, вносят в церковь такие объяснения казней. Но на самом деле, не смотря на их благие намерения, они сами того не видя, отвергают авторитет и безошибочность Писания.
Фиаско с объяснением первой встречи с фараоном
Примечательным является тот факт, что прежде того, как Бог наказал Египет 10 казнями, Моисей приходил к фараону с просьбой отпустить народ. В доказательство того, что он послан Богом, он бросил жезл, и тот сделался змеем (Исход 7:10). Нет никакого естественного объяснения этому происшествию, разве что это был какой-то фокус-покус, и змей все это время находился у Моисея где-нибудь под плащом или в рукаве. Однако вряд ли кто-либо захочет защищать такую смехотворную идею! Это было явно чудо Божье, и его цель состояла в том, чтобы показать Божью силу. Не только это, но и пример, когда рука Моисея покрылась проказой, после того как он засунул ее за пазуху, также был чудесным явлением и не может быть объяснен никак иначе. Если так, то какой смысл, убеждая скептика, объяснять все остальные действия Божьи, как естественные явления или чудесные совпадения, когда в самом контексте, как мы убедимся дальше, нет намеков на это? Первая встреча Моисея с фараоном подрывает всю идею чудесного совпадения казней, ведь если объяснять происходящее таким образом, то тогда все и полностью, а не выборочно. Бог – всемогущий Бог, поэтому для Него превратить палку в змея так же легко, как и превратить речную воду в кровь или создать вселенную.
Чудесное совпадение под более детальным следствием
Давайте теперь сравним естественные интерпретации казней с тем, что записано в Библии, и посмотрим, не будет ли между ними противоречий.
Превращение воды в кровь. В Исходе 7:17 Бог сказал, что вода превратится в кровь. Далее в 19 стихе Бог сказал, что вместилища вод «превратятся в кровь, и будет кровь по всей земле Египтеской и в деревянных и в каменных сосудах». Далее написано, что так и случилось: «вода превратилась в кровь … и была кровь по всей земле египетской». (Исход 7:20-21)
Исходя из чудесного совпадения: «Кровавыми реки Египта могли сделать токсичные бактерии, которые иногда так и называют – «бургундская кровь». Эти микроорганизмы при определенных условиях стремительно размножаются, а затем, погибая, окрашивают воду в цвет крови».[3]
Внимательный читатель, наверное, уже заметил несоответствие. В Библии написано, что вода превратилась в кровь, а не просто окрасилась в красный цвет по какой-то причине. Если принять версию чудесного совпадения, то тогда Библия ошибается, а Моисей, «неосведомлённый человек» своего времени, записал эту историю, как понимал. Это значит, что его запись не является объективно верной (а мы сегодня знаем, конечно же, лучше!), а значит, является ошибочной – неправильной в мыслях, поскольку Моисей описывает все как чудесное явление, а не просто счастливое стечение обстоятельств, за которыми стоит Бог. Кроме того, не только Моисей ошибается, но и Давид также, когда пишет в своих Псалмах о том, что это были чудеса Божьи (Пс. 77:43), и говорит, что вода превратилась в кровь: «и превратил реки их и потоки их в кровь, чтобы они не могли пить» (Пс. 77:44.) Если это водоросли, бактерии или что-то другое, кроме крови, то тогда Библия не может быть безошибочной (см. определение этого слова в начале статьи), а, следовательно, и боговдохновенной.
Комментатор Женевской Библии пишет об этом следующее: «В древнееврейском языке это слово никогда не используется для описания красного цвета, оно всегда обозначает кровь как таковую».[4]
Жабы. В Исходе говорится о том, что Бог сказал Моисею: «простри руку твою с жезлом твоим на реки, на потоки и на озера и выведи жаб на землю Египетскую» (Исх. 8:5). В Писании говорится, что жабы вышли по команде Моисея, а не естественным образом, убегая из отравленной воды, или нечто подобное.
Исходя из гипотезы чудесного совпадения: «В реках и озерах погибла вся рыба, и некому стало пожирать жабью икру – при том, что каждая жаба способна произвести до миллиона икринок. Развитие взрослых лягушек из головастиков управляется особыми гормонами, которые могут ускорить этот процесс в стрессовой ситуации. Поражение Нила бактериями и явилось таким стрессом. Это вызвало настоящий взрыв популяции!»[5]
Опять же, мы видим похожую ситуацию, когда Писание описывает это как чудесное событие, вызванное Богом именно в тот момент, когда Моисей протянул свой жезл, в то время как гипотеза чудесного совпадения пытается объяснить чудо естественным путем.
Мошки. «Аарон простер руку свою с жезлом своим и ударил в персть земную, и явились мошки на людях и на скоте. Вся персть земная сделалась мошками по всей земле Египетской». (Исх.8:17)
Исходя из Библейского описания, появление мошек было чудесным явлением, которое было связано с тем, что Аарон ударил жезлом по земле, и в этот момент Бог посредством своей силы произвел насекомых.
Исходя из гипотезы чудесного совпадения: «То обстоятельство, что мошки появились в воздухе Египта именно после того, как Аарон ударил жезлом о землю, заставляет предположить, что речь шла о так называемых куликоидах. Это определенный вид комаров, которые способны откладывать яйца не только во влажную среду, но и в сухую пыль. После удара о землю они поднялись в воздух».[6]
Такое объяснение не имеет смысла, поскольку удар посоха никак не повлиял бы на комаров. Библия учит, что удар жезла привел к тому, что «вся персть земная сделалась мошками по всей земле Египетской» (Исх. 8:17), т.е. после удара жезлом вся земля покрылась мошками. Но исходя из теории чудесного совпадения, эта земля уже была покрыта мошками, и они только ждали удара жезла Аарона, чтобы напасть, что само по себе является чудом: получается, что они сидели на земле и ждали команды Аарона! Объясняя чудо Божье, нам приходится прибегать к другому чуду…
Песьи мухи (Исх. 8:20-24). Писание не говорит, каким образом Бог произвел всех этих мух, поэтому, несомненно, Бог мог использовать какие-то естественные способы, не прибегая к чуду. Бог может действовать, как хочет, однако вопрос в том, что написано в Библии. Мы видим, что все эти мухи были удалены сразу же после молитвы Моисея. Моисей даже сказал, что он помолится на следующий день (Исх. 8:29), поэтому и мухи должны были быть удалены после молитвы, во свидетельство египтянам, что Моисей – человек Божий,. Так и произошло (Исх. 8:31).
Моровая язва. Эта язва имела сверхъестественное начало, поскольку Бог указал конкретный день (Исх. 9:5), в который Он поразит животных этой язвой.
Исходя из гипотезы чудесного совпадения: «Эпидемии «блютанга» случаются во время сезонного подъема активности насекомых. Специфическими переносчиками этого заболевания являются комары – куликоиды».[7]
Если эта идея верна, то язва должна была начаться постепенно, и скот не вымер бы на следующий день (Исх. 9:6), как указывает Библия.
Воспаление с нарывами. Аналогично моровой язве воспаление с нарывами было вызвано Богом после того, как Моисей подбросил пепел из печи (Исх.9:9). Это должно было стать свидетельством сверхъестественного Божьего действия для Египтян, иначе действия Моисея являются по сути своей бессмысленными, поскольку язва пришла бы и без этого – естественным путем.
Град. «И простер Моисей жезл свой к небу, и Господь произвел гром и град, и огонь разливался по земле; и послал Господь град на [всю] землю Египетскую». Исходя из Библейского описания, град выпал после того, как Моисей простер жезл свой к небу (Исх. 9:23).
Исходя из гипотезы чудесного совпадения: «Извержение вулкана Санторин археологи датируют приблизительно тем же временем, что и исход евреев из Египта. Сейсмическая активность этого вулкана была настолько мощной, что в атмосферу оказалось выброшено несколько миллионов тонн вулканического пепла. Часть этих выбросов образовала облако, которое атмосферные потоки направили в сторону Египта».[8]
В Библейском описании казни мы видим то же самое — казнь начинается с момента поднятия Моисеем жезла и заканчивается тем же – т.е. это не просто бесконтрольное природное явление, которое совпало с действиями Моисея.
Саранча. «И простер Моисей жезл свой на землю Египетскую, и Господь навел на сию землю восточный ветер, продолжавшийся весь тот день и всю ночь. Настало утро, и восточный ветер нанес саранчу». (Исх. 10:13) Данная казнь описана иначе, чем другие. Как мы уже вспоминали, Бог может действовать, как посчитает нужным, поэтому в этом случае, он навел ветер, который принес саранчу откуда-то. Мы не можем однозначно утверждать, что в этом случае Бог совершил чудо или использовал какие-то механизмы природы. Скорее всего, ветер имел сверхъестественное происхождение – прямое вмешательство Бога, посредством которого Он принес саранчу на Египет.
Тьма. В Библии написано, что по всей земле египетской была кромешная тьма: «И сказал Господь Моисею: простри руку твою к небу, и будет тьма на земле Египетской, осязаемая тьма. Моисей простер руку свою к небу, и была густая тьма по всей земле Египетской три дня; не видели друг друга, и никто не вставал с места своего три дня; у всех же сынов Израилевых был свет в жилищах их». (Исход 10:21-23)
Исходя из гипотезы чудесного совпадения: «3 дня без Солнца — это песчаная буря, продолжавшаяся не обычные 1-2 дня, а 3 дня. Причиной затяжной бури могло быть уничтожение саранчой посевов и флоры (ветры не сдерживались листвой), или возможное извержение вулкана, вызвавшего климатические аномалии и вулканическую зиму».[9]
В Библии не говорится, что это была песчаная буря. Моисей – человек, проживший в Египте всю свою жизнь, видел бури неоднократно, поэтому он смог бы отличить песчаную бурю от просто тьмы. Вулканическая зима же в свою очередь, не произвела бы осязаемой тьмы настолько, что они «не видели друг друга, и никто не вставал с места своего три дня» (Исх. 20:23), более того, явление такого рода продолжалось бы намного дольше, чем 3 дня. Если это была песчаная буря, то Моисей ошибался, сказав, что это была тьма. Кроме того, почему тогда у всех сынов Израилевых был свет в жилищах их?
Смерть первенцев. «В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота». (Исход 12:29)
Исходя из гипотезы чудесного совпадения: «Гибель первенцев объясняется токсинами грибка Stachybotrys atra, расплодившегося в верхнем слое зерновых запасов, попавшего туда из воды или экскрементов саранчи. Заражение могло быть в результате соединения ряда культурных факторов. По египетской традиции первыми в семье питались старшие сыновья, получая двойную порцию; так же питается и скот — к кормушке первым пробивается самое сильное старшее животное. Первенцы и отравились первыми, получив двойную порцию из верхних, заражённых запасов зерна. Евреи не пострадали от этой казни, ибо селились вдали от крупных египетских городов и имели независимые пищевые запасы. К тому же они были пастухами, а не земледельцами, и значительную долю их рациона составляло не зерно, как у египтян, а мясо и молоко».[2]
Разница между библейским описанием и этим разительна. Писание учит, что у израильтян никто не умер, потому что их стены были помазаны кровью агнца – это прообраз смерти Христа. «И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую». (Исход 12:13) Однако если воспринять чудесное совпадение как правдивое, то на самом-то деле, у израильтян никто не погиб, потому что они жили в других условиях и питались другой пищей. Если принять такой подход, то получается что это просто суеверные и недалекие израильтяне восприняли естественные процессы за действие Божье, словно язычники, которые думали, что гром и молнии — это гнев богов!
Материалистические предпосылки
Материализм предполагает, что все происходящее должно быть объяснено только естественными событиями. Эта распространенная философия века сего проникает и в церковь, искажая взгляд христиан на написанное в Писании, и порождает подобные объяснения чудесам, описанным в Библии. Корень этого – неверие Божьему слову. В основу становится не Слово Бога, а разум человека. Например, в документальном фильме «Из истории древнего мира»,[9] посвященном чудесному объяснению казней, др. Марр утверждает, что «у каждой казни должно быть какое-то логическое объяснение». Другой ведущий этого же фильма использовал похожую формулировку: «когда я услышал объяснение казням…» Другими словами: «мы ведь не можем воспринять идею о том, что это сделал Бог, поэтому нам нужно объяснить эти казни просто стечением обстоятельств или упорядоченной серией растительных или животных катастроф, исключив из них участие Бога». В итоге, мы получаем следующую картину: суеверный и недалекий Моисей что-то там увидел, но ничего не понял из того, что произошло, и записал это так, как смог. Однако он ошибся, и на самом деле за всем этим стоят естественные процессы. В таком случае Библия не является безошибочной, поскольку вмещает в себя неверное описание событий — ошибку. Если это так, то нельзя верить и остальному, ведь мы не знаем, где еще там есть ошибки?
К сожалению, это материалистическое (атеистическое) объяснение становится все популярней в церквях. На самом деле, за подобными объяснениями стоит неверие, которое требует чудесного совпадения естественных событий, но никак не чуда! Таким образом, мы ограничиваем Бога и фактически говорим: «Он может действовать, но только посредством естественных природных процессов. Ведь на большее у нас не хватит веры!» Смешивая материализм и Библию, мы получаем деизм – еретическое течение, которое оставляет место Богу только на задворках. Однако мы, христиане, не должны быть ограничены материалистическими предпосылками в нашем мышлении. Для нас самое главное – что сказал Бог в Своем Слове, и если там написано, что это были «чудеса перед фараоном» (Исх. 11:10), то значит, так оно и было.
Ссылки и примечания
1. Toлкoвaниe и знaчeниe cлoвa «чyдo»: http://ozhegov.textologia.ru/definit/chudo/?q=742&n=181160
2. Википедия, Десять казней египетских https://ru.wikipedia.org/
3. Радио Вера, Превращение воды в кровь https://radiovera.ru/prevrashhenie-vodyi-v-krov.html
4. Комментарий новой женевской Библии, https://bible.by/geneva-bible/2/7/
5. Радио вера, Нашествие жаб на Египет https://radiovera.ru/nashestvie-zhab-na-egipet.html
6. Радио Вера, Мошки и пёсьи мухи https://radiovera.ru/moshki-i-pyosi-muhi.html
7. Радио Вера, Казни египетские – мор скота и язвы https://radiovera.ru/kazni-egipetskie-mor-skota-i-yazvyi.html
8. Радио Вера, Огненный град в Египте https://radiovera.ru/ognennyiy-grad-v-egipte.html
9. Десять Казней Египетских / Научно-познавательный фильм https://science-online.org.ua/desyat-kaznej-egipetskih-nauchno-poznavatelnyj-film/
Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в соц. сетях!