Гибриды неандертальцев и людей
Низкокачественная апологетика староземельцев
Автор: Фред Батлер (англ. Fred Butler)
Источник: creation.com
Перевод: Владимир Силенок
Редактура: Катерина Савченко
Недавно в Твиттере у меня возникла дискуссия с апологетом из «Причины верить» (Reasons to Believe – RTB). Наш обмен мнениями начался после того, как я написал следующий комментарий в ответ на твит апологета из их служения: «Давайте поговорим о Хью Россе и его теории преадамических людей. Вы, апологеты, игнорируете ее проблемы».
На следующий день апологет из «Причины верить» написал мне в Твиттере следующий ответ: «Брат, мы не верим в преадамических людей. Адам был первым человеком и был создан напрямую Богом».
Справедливости ради, он абсолютно прав. Я неправильно написал в Твиттере. Технически, Росс и апологеты из «Причины верить» утверждают, что существовали бездушные гоминиды, которые были до сотворения Адама. Эти гоминиды были очень похожи на современного человека, но у них не было образа Божьего, который есть у Адама и всех его потомков. Они были животными, похожими на более продвинутою версию человекообразных обезьян.
Тем не менее, я ответил ему, спрашивая: Так являются ли неандертальцы людьми?
Далее немножко больше деталей, почему я задал этот вопрос.
Неандертальцы и Библия
С каждым годом исследователи все больше и больше ненамеренно доказывают то, чего всегда придерживались библейские креационисты: что неандертальцы — это группа людей, живших вскоре после потопа во дни Ноя и событий Вавилонской башни и в конце концов вымерших. На самом деле, в тот самый день, когда мы с моим главным героем из «Причины верить» спорили о неандертальцах на Twitter, исследователи сообщили об обнаружении подземных сооружений во Франции, вероятно, построенных неандертальцами. Это открытие показывает, что они были не просто продвинутой версией человекообразных обезьян. В эволюционном докладе утверждается следующее:
«Археологические данные свидетельствуют о том, что они были способны мыслить абстрактно, обладали базовыми знаниями в области химии, медицины и кулинарии, а также, возможно, обладали некоторой способностью к речи».[1]
Несмотря на это, хотя «Причины верить» справедливо отвергают эволюционную интерпретацию так называемой «науки», они все же продолжают придерживаться своих выводов, настаивая на том, что неандертальцы были животными. Эта приверженность тому, что неандертальцы были животными, привела их к довольно странному богословию и небиблейской апологетике, которая затрагивает доктрину греха Адама.
Наряду с обнаружением артефактов неандертальцев, исследователи также установили, что неандертальцы скрещивались с современными людьми.[2] ДНК неандертальцев можно обнаружить во всех современных группах людей, живущих сегодня за пределами Африки.[3] Пропагандисты эволюции утверждают, что это свидетельствует о скрещивании неандертальцев с другой группой людей, которые совсем недавно покинули Африку. Креационисты всегда говорили, что это лишь доказывает, что неандертальцы всегда были людьми, произошедшими от Адама и Евы.
Неандертальцы против компромиссеров
Тот факт, что неандертальцы скрещивались с современными людьми (согласно светскому эволюционному взгляду), является серьезной проблемой для «библейской модели» «Причины верить», которую выдумали Хью Росс и Фаз Рана, чтобы объяснить окаменелости гоминидов и других ранних человекоподобных существ. Еще в 2004 году, когда исследования ДНК неандертальцев только начинались, и еще не было конкретных доказательств так называемого скрещивания неандертальцев и современного человека, Фаз Рана написал следующее на блоге «Причины Верить»:
«Несмотря на убедительные доказательства, меньшинство палеоантропологов все еще верят (как и некоторые христиане), что неандертальцы внесли генетический вклад в генофонд современных людей путем скрещивания. Если неандертальцы скрещивались с современными людьми, то, по определению, они должны быть людьми» (выделено автором)».[4]
Можно подумать, что после обнаружения факта скрещивания неандертальцев и современных людей «Причины Верить» изменит, а еще лучше полностью переработает свою модель и апологетические тезисы. Ведь апологеты из «Причины Верить» настаивают на том, что они хотят учитывать явные свидетельства «67-й книги Библии», верно? Не-а. Они закопались еще глубже.
Я хорошо помню подкаст на Stand to Reason[5] в 2010 году, в котором Фаз Рана обсуждал с Грегом Коуклом библейское мировоззрение (ну, «библейское» мировоззрение «Причин Верить») того, как христиане могут объяснить доказательства генетического скрещивания. Он сослался на скотоложество и объяснил, что мерзость из Левит 18, касающаяся скотоложства, возможно, говорила о предыдущих скрещиваниях человечества с неандертальцами.
Я был ошеломлен. Серьезно? Я не мог поверить в то, что звучало в моих наушниках. По состоянию на прошлый год их позиция практически не изменилась. Если вы зайдете на сайт «Причины Верить» и введете в поиск слово «Neandertals», то первой ссылкой будет 30-минутный подкаст Рана, в котором он объясняет позицию «Причин» по отношению к ним.[6] И снова он выдвигает версию о скрещивании/скотоложестве.
Мой оппонент в Твиттере ответил на мой вопрос с той же линией аргументации: «Модель «Причины верить» утверждает, что нет. Живое существо — да, но не человек, не созданное по образу и подобию Божьему». Он снова написал в Твиттере: «Мы считаем, что они были животными, а не предками человека». Далее в своем твите он объяснил, что неандертальцы достаточно похожи на людей, что позволяло им скрещиваться, но само скрещивание считалось бы греховным.
Серьезные проблемы со староземельным компромиссом
Здесь возникает серьезная проблема с апологетикой «Причины верить» в отношении неандертальцев. Эта точка зрения имеет серьезные богословские последствия, касающиеся вменения греха Адама, вменения праведности Христа и того, что значит быть человеком, созданным по образу и подобию Божьему. Позвольте мне изложить четыре мысли относительно проблем с их апологией неандертальцев:
Во-первых, в книге Бытия ясно сказано, что когда Бог создал морских животных, птиц и сухопутных животных, Он сделал это «по роду их», Бытие 1:11, 12, 21, 24 и 25. Другими словами, Бог создал множество разнообразных существ, чтобы наполнить землю, и подразумевается, что когда они размножаются, то делают это «по роду своему». То есть, животные могут размножаться с другими подобными животными только «по роду их».
В целом, Бытие свидетельствует о том, что подобные животные размножаются с подобными животными, например, самка лошади + самец осла = мул. Тот факт, что они вообще скрещиваются (несмотря на то, что потомство обычно бесплодно), показывает, что они принадлежат к одному виду. Когда два отдельных вида (например, волк и койот или крупный рогатый скот и буйвол) способны производить плодовитое потомство, то это является еще более веским доказательством того, что они принадлежат к одному и тому же первоначальному роду.[7] Бог установил генетическую границу, так сказать, для созданных Им существ. Так, например, акулы не будут размножаться с дельфинами, или волки с барсуками, или люди с шимпанзе, или с любой высокоразвитой человекообразной обезьяной. Неважно, есть ли у нас схожая ДНК, мы не являемся тем же биологическим «видом», что и шимпанзе или орангутанги.
Вопреки словам моего оппонента на Твиттере, если неандертальцы были настолько похожи, что они и люди могли скрещиваться и производить плодовитых детей и так далее, то они относятся к тому же сотворенному роду, то есть к человеческим существам, произошедшим от Адама и являющимся носителями образа Божьего. Обратите внимание, что сам Рана еще в 2004 году, когда он первоначально писал об идее скрещивания неандертальцев с людьми, признал это, заявив, что если появятся доказательства скрещивания, то неандертальцы «должны быть людьми». Это его слова.
Во-вторых, учитывая, что «Причины верить» принимает светские временные рамки, согласно которым неандертальцы жили на земле примерно 5 000 лет, а современный человек появился примерно 40 000 лет назад, то почему для людей того времени смешение с ними было бы греховным? Серьезно. Запрет на скотоложство был дан Израилю, когда они вошли в землю Ханаанскую. Это всего лишь 3 000 лет назад, т.е. намного позже, чем одновременное сосуществование неандертальцев и людей в соответствии с временной шкалой древней земли. Бог конкретным образом осудил практики поклонения ханаана, среди которых было и участие в скотоложстве. Насколько правдоподобно было бы думать, что когда Моисей давал запрет на скотоложство, они думали о смешении с неандертальцами ?
В-третьих, если модель «Причины верить» верна, и в какой-то момент в прошлом современные люди скрещивались с неандертальцами, возникает серьезная богословская проблема. Согласно Писанию, люди наследуют грех и вину Адама, являющиеся результатом его непослушания в саду. Римлянам 5:12 гласит: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть распространилась по всем человекам, потому что все согрешили». Римлянам 5:18 продолжает: «Итак, как одно преступление привело к осуждению всех людей, так одно дело праведности привело к оправданию и жизни всех людей».
Всем потомкам Адама вменен его грех, и под «всеми» я подразумеваю весь род человеческий, состоящий из каждого человека, который когда-либо жил. Где же в таком случае остается гибридное потомство первого поколения неандертальцев и человека? Несет ли на себе этот человеко-неандертальский младенец грех Адама? Как говорится в старом пуританском учебнике грамматики «New England Primer»:
В грехопадении АДАМА
Мы согрешили все.
Является ли это потомство частью падшего человеческого рода, нуждающегося в искуплении? Или оно оправдано, потому что наполовину человек, наполовину животное?
Это также поднимает вопрос о том, в какой именно момент потомство стало отождествляться с грехом Адама. То есть, когда получеловек, полунеандерталец спаривается с другим человеком, будет ли потомство неандертальца с четверть-неандертальской кровью считаться виновным в грехе Адама? Или же «неандерталец» должен быть выведен в достаточной степени, прежде чем человек станет настоящим человеком и ему будет вменен грех Адама?
И, в-четвертых, наиболее серьезным богословским последствием взгляда «Причины верить» на гибриды неандертальца и человека является вменение праведности Христа, см. Римлянам 5:17-19, а также 2 Коринфянам 5:21. Христос мог вменить Своему народу Свою праведность, потому что Он — наш родственник-искупитель, концепция, изначально представленная нам в книге Руфь, затем предсказанная в Исаии 59:20, и расширенная в Новом Завете в Галатам 4:4, Филиппийцам 2:7-10 и Евреям 4:14-18. Он — родственник, потому что, приняв на Себя человеческий облик, Он теперь считается нашим «ближайшим родственником». Он обладает судебной властью как человек и как совершенный блюститель закона, чтобы Он мог стать нашим заместителем перед Богом.
Проблема в том, что никакой гибрид неандертальца и человека никогда не сможет иметь праведность Христа, потому что это будет животное, а не человек. Короче говоря, исходя из взгляда «Причины верить» на неандертальцев, получается, что если бы они скрещивались с людьми, произошедшими от Адама, то потомство не могло бы быть спасено. Конечно, это при условии, что они изначально «в Адаме».
Заключение
Причина, по которой я вообще затрагиваю эту тему, заключается в том, что «Причины верить» и их староземельная апологетика часто является стандартным ресурсом по вопросам сотворения/эволюции среди нэоапологетических служений и групп блогеров, с которыми я сталкиваюсь в интернете и социальных сетях. Многие из них ссылаются и продвигают позицию древней земли «Причины верить», потому что им сказали, что они разумны в своей защите книги Бытие и повествования о сотворении. Они не ставят перед неверующими ненужных камней преткновения, например, не говорят им, что они должны верить, что Бог сотворил мир чудесным образом за 6 суток, как учит Бытие.
И все же в своих усилиях предстать перед миром разумными, какими бы благородными они ни были, центральная, основная доктрина христианской веры подвергается глубочайшему негативному воздействию. Теперь «Причины верить» утверждает, что это совсем не так, и на самом деле, вероятно, скажет, что я преувеличиваю касательно их взглядов на гибриды неандертальцев и человека. Но учитывая то, что Библия ясно говорит о вменении вины Адама, о работе Христа и о том, что Бог создал животных так, что разные сотворенные роды не могут размножаться с другими сотворенными родами животных, апологетика «Причины верить», придумывающая неандертальских гибридов, является не просто странным взглядом, но и опасно близка к тому, чтобы стать, если уже не стала, еретической.
Ссылки и примечания
1. Barras, C., Neanderthals built mystery underground circles 175,000 years ago, 25 May 2016, newscientist.com.
2. Gibbons, A., Close encounters of the prehistoric kind, Science 328:680–684, 2010.
3. Carter, R.W., Neandertal genome like ours: (There may be Neandertals at your next family reunion!), creation.com/neandergenes, 1 June 2010.
4. Rana, F., Did Neanderthals and humans interbreed? Reasons to Believe, reasons.org/explore/publications/connections/did-neanderthals-and-humans-interbreed, 1 April 2004. [Дополнение: Рана утверждает, что Бытие 6 ссылается на гибридов неандертальцев и человека: reasons.org/explore/blogs/the-cells-design/answering-scientific-questions-on-neanderthal-human-interbreeding-part-2 ]
5. Fuz Rana—Implications of Neanderthal DNA in human DNA, Stand to Reason, str.org/w/fuz-rana-implications-of-neanderthal-dna-in-human-dna-may-16-2010-, 16 May 2010.
6. Did Neanderthals Interbreed with Humans in Europe? reasons.org, accessed 13 June 2016. [Дополнение: По всей видимости, этот подкаст уже не доступен онлайн, но даже сегодня, если кто-то впишет в поисковике сайта «Причины Верить» слово Неандерталец, то найдет несколько статей, проталкивающих точку зрения скрещивания/скотоложства]
7. Batten, D., Ligers and wholphins? What next? Crazy mixed-up animals … what do they tell us? They seem to defy man-made classification systems—but what about the created ‘kinds’ in Genesis?Creation 22(3):28–33, 2000; creation.com/ligers.
Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в соц. сетях!