Леннокс, страдания и дизайн

Автор: Кэтрин Олаусен (англ. Catherine Olaussen )
Источник: creation.com 
Перевод: Владимир Силенок
Редактура: Катерина Савченко

[В марте 2010 года в Стокгольме прошла конференция с участием известного христианского апологета Джона Леннокса, на которой присутствовал автор этой статьи, являющийся сторонником служения CMI и живущий в Норвегии. Организаторы обратились с просьбой об обратной связи; нижеследующий текст адаптирован с незначительной правкой из ответного письма автора].

Джон Леннокс

Уважаемые [организаторы конференции],

Организация, докладчики, тема, место проведения, еда — все было замечательно. Ваша молодая команда проделала отличную работу, и было интересно присутствовать на конференции.

Но чего-то не хватало. И я боюсь, что в результате конференция не окажет желаемого влияния на светскую Швецию.

Недостающий ингредиент — это библейское объяснение страданий, объяснение, обещающее физический мир в будущем, где наконец-то будет справедливость.

Джону Ленноксу бросили вызов по этому поводу в субботу утром, но он сказал, что его пригласили говорить о науке, а не о страданиях — нам нужна другая конференция, чтобы заняться этим вопросом. Однако, продолжил он, Библия говорит, что страдания вошли в мир в результате греха. Павел говорит о человеческой смерти (Римлянам 5:12 «смерть перешла во всех человеков»). Джон также сказал: «Есть страдания животных, но главный вопрос — это человеческие страдания». Из-за этого, по словам Джона, многие его коллеги отвергают Бога, хотя и видят, что тонкая настройка Вселенной свидетельствует о наличии интеллекта.

Мой комментарий к ответу Джона заключается в том, что он подтверждает тот факт, что страдание имеет отношение к христианской конференции по науке, потому что это причина, которую многие ученые сегодня приводят для отвержения Бога. И речь идет не только о человеческих страданиях. В Римлянам 5 Павел сравнивает Иисуса с Адамом и, действительно, говорит о смерти и жизни человека; но к 8 главе Римлянам, Павел показывает, что страдает все творение, включая животных. Лютер и Кальвин и большинство евангельских лидеров на протяжении всей истории (вплоть до времени Дарвина) понимали это именно так, как это видно из примечаний к комментарию Кальвина (www.ccel.org; Римлянам 8:19-23; Исаия 65:25).

Именно страдания животных были проблемой для Дарвина.  Он мог не знать того, что мы знаем сегодня о тонкой настройке и ДНК, но того, что он знал, того, что каждый может увидеть, оглянувшись вокруг, должно было быть достаточно, чтобы убедить его в том, что этот мир не мог возникнуть случайно. И все же он не мог, по его словам, верить в доброго Бога Библии из-за другой вещи, которую каждый может увидеть, если оглянется вокруг: так называемого «природного зла». В письме к Эйсе Грею, своему другу-евангелисту-богослову, Дарвин писал 22 мая 1860 года,

«Что касается теологического взгляда на вопрос: это всегда болезненно для меня. Я в недоумении. У меня не было намерения писать атеистически. Но я признаю, что не могу видеть так же ясно, как другие и как я хотел бы доказательств замысла и благодеяния со всех сторон от нас. Мне кажется, что в мире слишком много страданий. Я не могу убедить себя в том, что благодетельный и всемогущий Бог создал бы ихневмонид с явным намерением питаться живыми телами гусениц, или что кошка должна играть с мышами».

Почему для Дарвина страдания животных должны были стать препятствием для веры, в то время как для Лютера, Кальвина и других великих библейских учителей это было совсем не так? Дело не в том, что им было все равно. Евангелисты в прошлом были пионерами в вопросе защиты животных. Их вера в будущее восстановление Эдема, основанная на их вере в буквальное Бытие, как видно из комментариев Кальвина (упомянутых выше), вела их в этом направлении. Проблема для Дарвина заключалась в том, что к его времени большинство уже не воспринимало Бытие в его прямом смысле, а верило в древность Земли. К 1833 году, когда Дарвин на корабле «Бигль» читал книгу Лайелла «Принципы геологии» (том 1), Англиканская церковь приняла рассуждения деистов о том, что возраст Вселенной составляет миллионы лет.[1] Множество обнаруженных окаменелостей («миллиарды мертвых существ, погребенных в слоях горных пород, отложенных водой по всей Земле») больше не рассматривались как свидетельство Ноева потопа, Божьего суда над грехом, а рассказывали другую историю. Если окаменелости с признаками болезней (включая рак), насилия, хищничества и страданий, а также смерти имеют возраст в миллионы лет, то животные должны были страдать задолго до грехопадения Адама.

Бог старой земли жесток и слаб. Насилие, болезни и страдания — единственный путь, который он знает. Если это то, что он подразумевал под словом «очень хорошо» на шестой день, то на что надеяться? Если это то, что принесло плодородие и прогресс, почему Бог вдруг назвал это грехом, когда Адам стал это делать, и как смерть на кресте может быть справедливым наказанием, если Бог Сам использовал этот метод для творения?

Таким образом, именно из-за страданий животных в сочетании с верой в древность Земли Дарвин не мог принять никаких доказательств замысла в качестве причины для веры в Бога Библии:

«Я никак не могу удовлетвориться тем, что рассматриваю эту удивительную вселенную», являющуюся «результатом действия грубой силы», но «не веря в это [что благодетельный и всемогущий Бог создал бы кошку, чтобы она играла с мышами], я не вижу необходимости верить в то, что глаз был создан».[2]

Вера в старую землю подрывает библейское учение о том, что Христос, Творец, вернется, чтобы восстановить совершенное творение. Согласно большому взрыву, творение изначально не было совершенным, поэтому нет никакой надежды на его восстановление.

В своем письме к Эйсе Грею Дарвин заключает, что

«Вся эта тема слишком глубока для человеческого интеллекта. С таким же успехом собака может рассуждать об уме Ньютона. Пусть каждый надеется и верит в то, во что может».

Дарвин прав, и именно поэтому у нас есть Божье откровение — Библия. Нам не нужно строить догадки. Нам не нужно беспокоиться о том, почему Бог сделал кошек жестокими по отношению к мышам. Он этого не сделал! В Эдеме они питались растениями. Когда Адам согрешил, Бог проклял мир, но обещал Спасителя, и однажды кошки снова будут питаться растениями, а не мышами (Исаия 65:25). Учение о старой земле исходит не из Библии (которой оно противоречит), а из человеческих рассуждений, и оно ведет в никуда.

Проблема дебатов на конференции в субботу вечером заключается в том, что христиане (Джон Леннокс и Стефан Густавссон) аргументировали своё мнение только на основе человеческих рассуждений — тонкая настройка и другие подобные доказательства в пользу Бога и замысла — вместо того, чтобы начать свои рассуждения с откровения. Но «вера приходит от слышания» (Римлянам 10). Когда Петр и Павел проповедовали (также и язычникам), они учили в рамках ветхозаветной вести (ВЗ) о творении, грехопадении, суде и восстановлении. Все объяснялось на этом фоне: Завет, жертвенная система, наше понимание Господа Иисуса, кто Он есть и для чего пришел. Также и воскресение Иисуса может быть понято только на фоне ВЗ, вот почему Сам Иисус и авторы НЗ снова и снова ссылаются на Писание — ВЗ. Вся Библия и вся жизнь могут быть объяснены этими понятиями, но только если Земля молодая. Ибо только в этом случае творение было совершенным в начале, а Господь Иисус способен восстановить его, потому что Он — потомок Адама, причины всех бед, и все же Сын Божий.

В ходе дебатов стало ясно, что тонкая настройка и другие доказательства замысла не произвели особого впечатления на гуманистов. Какими бы правдоподобными ни были аргументы в пользу замысла и Бога-творца, и какой бы спекулятивной ни была альтернатива мультивселенной, они сказали, что если выбор стоит между Богом и загадкой, то они, как и Дарвин, выбирают загадку. Даже в приведенном Джоном Ленноксом случае с Энтони Флю, бывшим атеистом, которого покорили доказательства дизайна в ДНК, он все равно не верил в Бога Библии, и сейчас скончался, не исповедуя, насколько известно, спасительной веры в Господа Иисуса.

Только в самом конце дебатов Джон Леннокс, когда его подталкивают, приводит еще одну причину для веры в Бога — воскресение. Но даже здесь он использует аргументы от человеческих рассуждений, а не из Божьего откровения, Его Слова (хотя он и упоминает «Логос»). Он говорит о преображенных учениках, о найденных нетронутыми погребальных пеленах, о подъеме Церкви и о своем собственном опыте. Если мы сравним это с проповедью апостолов, которая, собственно, и привела к возникновению Церкви, то увидим, что они возвращаются к ВЗ. Да, авторы Евангелий описывают могильные одежды и т.д., но в рамках Творения, Падения и Восстановления, и именно это они проповедуют. Причина, по которой воскресение занимает центральное место в вере, заключается не только в том, что оно исторично, но и в том, что оно имеет историческую подоплеку в Бытие. Воскресение является хорошей новостью для ученых только в том случае, если смерть и грех (насилие, страдания, землетрясения) действительно произошли от Адама. Это становится ясно из последних слов профессора Ульфа Даниэльссона,

«Я не верю в Бога, но все равно стараюсь делать все, что в моих силах. Что такое доброта? Может быть, высшей добротой был бы атеист, тайно жертвующий своей жизнью ради другого человека?».

Действительно, другие люди жертвовали своей жизнью и воскресали из мертвых или попадали прямо на небеса. Уникальность Иисуса заключается в том, что Его воскресение стало первым плодом совершенно нового совершенного космоса, и наша вера в это основана на буквальном прочтении книги Бытие. Это то, чему учит Библия. Это то, чему учил Иисус, апостолы и Церковь до времен Дарвина. Именно этого не хватало на Конференции.

Причина, по которой я написала это длинное письмо, не в том, чтобы критиковать, а в том, чтобы призвать вас на вашей следующей конференции включить христианина, который представит перспективу молодой Земли.

Искренне ваша,
Кэтрин Олауссен

Ссылки и примечания

1. Mortenson, T., The Great Turning Point: The Church’s Catastrophic Mistake—Before Darwin, Master Books, Green Forest, AK, 2004. 
2. darwinproject.ac.uk/entry-2814

Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в соц. сетях!

ВАМ БУДУТ ИНТЕРЕСНЫ ЭТИ СТАТЬИ: