Каким был древнееврейский взгляд на сотворение?

Автор: Дэвид Малкольм (англ.  David Malcolm
Источник: creation.com
Перевод: Дарина Шестопалова
Редактура: Владимир Силенок, Катерина Савченко

Источник фото: iStockphoto

Талмуд — это собрание древних писаний еврейских раввинов, комментирующих Писание.  Он был описан как «произведение, в котором собрана большая часть литературных трудов многочисленных еврейских исследователей, писавших на протяжении 700 лет [от 200 до н.э. до 500 г. н.э.]»[1]

Таким образом, это самый старый из дошедших до нас библейских комментариев. Однако между раввинами существует весьма широкий круг мнений. По словам Авраама Коэна (Abraham Cohen), записанным в «Everyman’s Talmud»:  «Обычно мы сталкиваемся с различными взглядами, которые часто противоречат друг другу, и отнюдь не легко добиться последовательного представления доктрины».[2]

Как эти древние исследователи рассматривали библейское повествование о творении? Понимали ли они Писание буквально? Или они впитали эволюционные взгляды своих греческих соседей?

Начало

Рисунок 1. Первое слово книги Бытие. Его первая буква (справа)  открыта только спереди, указывая на то, что было бы бессмысленным думать о времени до начала.

На вопрос «Почему история создания начинается с буквы beth?», Второй буквы еврейского алфавита, дан ответ Талмуда: «Точно так же, как буква beth закрыта со всех сторон и открыта только спереди, подобным образом, вам не разрешено исследовать то, что было до или что будет после, но только начиная с самого времени  сотворения».[3] То есть «время бессмысленно для Бога, и оно не существовало до тех пор, пока Он не создал мир».[4]

Был ли Адам одним человеком?

Рисунок 2. Порядок сотворения первых трех составных частей (см. Исход 20:11) в соответствии со школой Гиллеля.

Верил ли кто-нибудь из древних раввинов, что «Адам был группой людей»? Очевидно, нет. Коэн говорит, что в Талмуде дается любопытное объяснение того, почему вся человеческая раса произошла от одного человека: «Из-за праведников и нечестивых, праведники не должны говорить: «мы — потомки праведного предка» и злые говорить: «Мы — потомки злого предка». Мораль заключается в том, что «ни один из них не может ссылаться на наследственное влияние как  определяющий фактор их поведения».[5] «Сначала человек был создан как отдельная личность, чтобы преподать урок: о том, кто разрушает одну жизнь, Писание говорит так, словно он разрушил целый мир; И о том, кто спасает одну жизнь, Писание говорит так, словно он спас целый мир».[6]

Ева создана из ребра Адама

История повествует о том, что император сказал раввину, что его Бог был вором, потому что он взял ребро у Адама. Дочь раввина дала ему  превосходный ответ. Она рассказала ему историю о том, как вор ворвался в ее дом, украл серебряный кувшин, а вместо него оставил золотой. Когда император разгневался в связи с таким ограблением, она ответила: «Разве это не было великолепным событием для первого мужчины, когда у него отобрали единственное ребро, и вместо него была дана ему ​​женщина, которая ухаживала за ним?».[7]

События недели Сотворения

Рисунок 3. Перевод названий дней в 1 главе Бытие. (полное объяснение происхождения языческих названий дней недели вы найдете в статье The Seven Day Cycle)

Похоже, не было никаких предположений о том, что дни недели Сотворения были длительными периодами времени, хотя существовали разные мнения относительно порядка сотворения неба и земли.

Раввин Неемия Кефар Сихон объяснил Исход 20:11 как указание на три основных элемента (небо, земля и вода) в создании вселенной (в отличие от греческой философии, которая приняла четыре основных элемента). Это утверждение было расширено школой Гиллеля посредством предположения, что каждый из трех элементов был создан в отдельный день, а затем через три дня каждый из них породил три вида (как показано на рисунке 2).

Однако раввин Азария верил только в два элемента (небо и землю), основываясь на Бытии 2:4. Другими словами, он взял этот стих, чтобы сослаться на «элементы», которые были созданы первыми, и поэтому, возможно, не противоречат событиям шести дней главы 1. Это утверждение было расширено школой Шаммая, что подразумевает, что небеса были созданы в первый день и ждали три дня, пока они не были завершены в четвертый день с созданием светил, так же как Земля была сотворена на третий день и также ждала три дня, пока не была завершена на шестой день вместе с сотворением человека.[8]

Ночь и день

Большинство древних раввинов полагали, что создание тьмы предшествовало созданию света,[9] на основании упоминания о темноте в Бытии 1:2 до создания света в Бытии 1:3. Каждый день творения состоял из вечера (тьмы), предшествующего утру (дневному свету), в каждый из шести дней творения. Вот почему день начинается в 18 часов вечера. По еврейским расчетам.

Интересно отметить, что еврейский народ никогда не называл дни недели, а только цифры, соответствующие схеме шести дней творения. Следовательно, было бы совершенно разумно соотнести Бытие 1 с нашей западной культурой и сказать: понедельник, вторник и т. Д. (См. Рис. 3). Например, учили тому, что: «Тот, кто родился в воскресенье, будет полностью хорошим или совершенно плохим, потому что в тот день были созданы свет и тьма».[10]

Небо

Интересно также отметить одно объяснение значения еврейского слова, переведенного как «небеса». Оно было разделено на два слова sham и mayim,  означающие место вод,[11] и тем самым связало само значение этого слова с Божьим актом Творения на второй день, разделив воды над пространством от вод под пространством (Или «Твердью», как версия в «Короле Иакова» (авторизованной).

Вывод

Как же древние раввины смотрели на  повествование о сотворении мира в книге Бытия? Справедливо сказать, что они никогда не воспринимали это иначе, кроме как в буквальном смысле. Возможно, они приняли некоторые неверные научные идеи из общества своего времени, но следует признать, что эти ложные идеи не пришли из священного текста.

Однако под «Адамом» понимался один мужчина, из ребра которого Бог создал первую женщину; считалось, что «День» означал обычные сутки (24-часа), состоящие из темной части и светлой части; «Начало» означало именно начало и так далее.

Ссылки и примечания

1. Cohen, A., Everyman’s Talmud, Schocken Books, New York, 1975, Introduction, p. iii.
2. Ссылка 1., Preface, p. vii. 
3. Ссылка. 1., p.27., (p. Chag. 2:1). 
4. Ссылка  1., p.37. 
5. Ссылка 1., p. 94., (Sanh. 38a). 
6. Ссылка 1., p. 67., (Sanh. IV 5). 
7. Ссылка 1., p. 160., (Sanh. 39a). 
8. Ссылка 1., p. 35., (Genesis R. XII 5). 
9. Ссылка  1., p. 34. 
10. Ссылка  1., p. 281. 
11. Ссылка 1., p. 30. 

Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в соц. сетях!

ВАМ БУДУТ ИНТЕРЕСНЫ ЭТИ СТАТЬИ: