Может ли вселенная быть вечной?

Автор: Райан Лизере (англ.  Ryan Leasure
Источник: crossexamined.org
Перевод: Денис Спирин
Редактура: Михаил Абакумов

Одним из моих любимых аргументов в пользу существования Бога является космологический аргумент “Калам”. Он известен давно, но популяризовал его совсем недавно современный христианский философ Уильям Лейн Крейг. Звучит он так:

1. У всего, что имеет начало, есть причина.

2. Вселенная имеет начало.

3. Следовательно, у Вселенной есть причина.

Логически этот аргумент безупречен. То есть, если мы докажем, что предпосылки (1) и (2) верны, то заключение (3) неизбежно верно. Давайте рассмотрим эти предпосылки по очереди.

(1) У всего, что имеет начало, есть причина.

Эта первая предпосылка кажется интуитивно очевидной. Чтобы отказаться от нее, нужно предположить, что нечто может возникнуть из ничего. Но это просто нелепо. Ничто не может создать нечто. В конце концов, наш собственный опыт и научные наблюдения говорят нам, что вещи беспричинно не возникают. Никто из нас, например, никогда не видел, чтобы на дороге из ничего появился новый Corvette, как бы это ни было замечательно. Кроме того, если вещи могут возникать беспричинно, тогда как объяснить то, что это не происходит постоянно вокруг нас?

Как можно себе представить, большинство принимает эту предпосылку, хотя некоторые пытались опровергнуть ее на протяжении многих лет. Квентин Смит, например, предполагает, что «самое разумное убеждение состоит в том, что мы пришли из ничего, благодаря ничему, и ни для чего».[1]  Но, должен признаться, я не уверен, что понимаю, как это возможно. Как это мы возникли из ничего? Как ничто могло вызвать что-либо вообще?

Если до существования вселенной ничего не существовало — включая пространство, время, материю или Бога — как возникла вселенная? Такие люди, как Квентин Смит, должны отбросить все, что мы знаем о причинно-следственных связях в нашей вселенной, чтобы иметь подобную точку зрения. Даже великий скептик Дэвид Юм однажды заметил: «Я никогда делал настолько абсурдного утверждения о том, что что-либо могло возникнуть без причины».[2]

Чтобы обойти эту метафизическую невозможность, скептик Лоуренс Краусс предполагает, что вселенная возникла из ничего. Но затем он продолжает объяснять, что «ничто» на самом деле является квантовым вакуумом флуктуирующей энергии. И, как уже указывали многие, Краусс здесь делает ошибку эквивокации для слова “ничто”. В конце концов, квантовый вакуум флуктуирующей энергии не является ничем. Это нечто. Нужно еще объяснить, как возник этот самый вакуум.

Кроме того, некоторые считают, что предпосылка (1) верна для всех вещей во вселенной, но она не обязательно верна для самой вселенной. Проблема с этой точкой зрения заключается в том, что она совершает логическую ошибку “такси”. Другими словами, пока нам удобно, мы соглашаемся с принципом причины и следствия, но затем оставляем его — как только мы выходим из такси, когда добираемся до желаемого пункта назначения. Эта точка зрения не только логически противоречива, она также предполагает, что принцип каузальности справедлив только в материальном мире. Но принцип причины и следствия является метафизическим принципом в том смысле, что он справедлив для всей реальности. Бытие не может возникнуть из небытия.

Наконец, последнее возражение против предпосылки (1) обычно формулируется в виде вопроса: «Какова же причина Бога?». Но предпосылка не утверждает, что «У всего, что существует, есть причина». Скорее говорится, что «У всего, что имеет начало, есть причина». И теисты утверждают, что у Бога никогда не было начала. Он существует вечно и необходимо. Если бы это было не так, то Он бы и не был бы Богом. Это то, что мы имеем в виду, когда говорим «Бог». Если он обязан своим существованием внешней причине, этой внешней причиной и был бы Бог. Итак, вопрос: «Что является причиной существования Бога?» не поможет скептику  отбросить предпосылку (1). На протяжении тысячелетий теисты утверждают, что Бог вечен. И спрашивать: «что стало Его причиной?» значит искажать предпосылку.

(2) Вселенная имеет начало.

Поскольку трудно опровергнуть предпосылку (1), многие скептики нацеливаются на предпосылку (2), которая утверждает, что вселенная начала существовать. Ранее я излагал научные доказательства того, что вселенная не вечна. Однако в этой статье я хочу сосредоточиться на философских причинах отказа от вечной вселенной.

Чтобы обойти предпосылку (2), скептик утверждает, что физическая вселенная существовала вечно и, таким образом, существовала бесконечное количество моментов времени. Однако, хотя мы используем бесконечность в математике, она невозможна в реальности, поскольку она приводит к абсурдным следствиям.

Представьте себе метровую линейку, которую делят пополам до бесконечности. Можно было бы проделать это бесконечное количество раз? Как узнать, в какой момент вы перейдете от натуральных чисел к бесконечному числу? И достигли ли вы бесконечности, ведь вы всегда можете разделить линейку еще один раз?

Пожалуй, самым известным примером, демонстрирующим абсурдность бесконечности, является мысленный эксперимент Дэвида Гильберта — Отель Гильберта. Гильберт просит представить отель с бесконечным количеством номеров. Кроме того, предположим, что все комнаты заняты, так что нет ни одной свободной комнаты. Теперь представим, что к стойке регистрации приходит гость и просит номер. Менеджер говорит: «Да, конечно, сейчас найдем вам комнату». Затем он перемещает постояльца из комнаты №1 в комнату №2, постояльца из комнаты №2 — в комнату №3, человека из комнаты №3 — в комнату №4  и так далее до бесконечности. Затем он поселяет нового гостя в свободную комнату №1. Но вспомните — до появления гостя бесконечное количество комнат уже было занято.

Теперь представим, что бесконечное количество гостей появится в полностью занятом отеле и попросят номер. «Конечно» — говорит менеджер. Затем он перемещает постояльца из комнаты № 1 в комнату №2, постояльца  из комнаты №2 — в комнату №4, постояльца из комнаты №3 — в комнату №6 и т. д. до бесконечности, перемещая постояльцев в комнату с номером вдвое больше исходного. Поскольку все жильцы теперь проживают в комнатах с четными номерами, бесконечное число новых гостей поселяется в комнаты с нечетными номерами. Помните, однако, до того, как прибыло бесконечное количество гостей, все бесконечное количество комнат уже было занято.

В первом примере у нас уже было бесконечное количество гостей, но мы смогли добавить еще одного. Уравнение будет выглядеть примерно так: бесконечность + 1 = бесконечность. Во втором примере у нас было бесконечное количество гостей, которые жили в отеле, до заселения бесконечного количества гостей. Это уравнение будет выглядеть так: бесконечность + бесконечность = бесконечность. Несмотря на то, что к бесконечности мы прибавляли в обоих уравнениях разные числа, мы все равно получили одну и ту же бесконечность. Математическая невозможность такого отеля демонстрирует абсурдность актуальной бесконечности в реальном мире.

Рассмотрим другой пример. Средневековый философ  аль-Газали просит нас представить, что Юпитер и Сатурн вращаются вокруг Солнца вечно. Если за каждый раз, когда Сатурн делает полный оборот, Юпитер совершает 2,5 оборота вокруг Солнца, то какая планета сделала большее количество оборотов? Что ж, если обе планеты вращались вечно, ответ таков: это число бесконечно для обеих планет. Но разве это не абсурд? На самом деле, мы знаем, что чем больше времени прошло, тем больше будет расхождение между количеством оборотов. Если Сатурн обернулся бесконечное количество раз, то хотя Юпитер вращался в 2,5 раза быстрее, количество все равно должно быть одинаковым.

Эти примеры помогают продемонстрировать, что актуальная бесконечность не может существовать в реальном мире. А это значит, что и вселенная не может существовать бесконечное количество моментов времени.

Эти примеры приводят к еще одной проблеме для человека, который хочет отказаться от предпосылки (2). Она состоит в том, что невозможно достичь бесконечности. Перефразируя: если бы вселенная существовала бесконечно много дней, мы бы никогда не достигли сегодняшнего дня, потому что это означало бы, что мы исчерпали бесконечность. Но бесконечность не может закончиться. В этом смысл понятия бесконечности.

Подумайте об этом таким образом. Прежде чем мы сможем достичь сегодняшнего дня, нужно, чтобы наступило вчера, и позавчера, и позапозавчера, и так до бесконечности. Но как узнать, когда мы достигли бесконечности в прошлом? В прошлом нет такого дня, с которого мы должны были бы начать отсчет до сегодня. Это все равно что считать все отрицательные числа от бесконечности до нуля.

Интересно, что многие скептики признают, что наша вселенная не вечна, основываясь на научных данных. Однако многие из тех же скептиков пытаются обойти эту проблему, предлагая вечную мультивселенную. Но абсурдность бесконечности все же относится и к мультивселенной. Невозможно пересечь бесконечное количество точек в любой физической вселенной, даже в той, которую мы даже не можем обнаружить. Таким образом, скептик сталкивается с той же самой проблемой.

Подытоживая, поскольку абсурдно предполагать, что вселенная существовала бесконечное количество моментов времени, вселенная имела начало конечное время назад.

(3) Следовательно, у Вселенной есть причина.

Поскольку у всего, что имеет начало, есть причина (1), а вселенная имеет начало (2), то из этого неизбежно следует, что у вселенной есть причина (3). Исходя из этого, что мы можем знать о природе этой причины?

Во-первых, то, что стало причиной вселенной, должно быть вне вселенной. То есть оно должно выходить за рамки физического мира.

Значит, эта первопричина должна быть внепространственной, вневременной и нематериальной, поскольку пространство, время и материя возникли в начале вселенной. Особенно важным является то, что первопричина вечна и, следовательно, никогда не имела начала. Теперь скептик может возразить, что вечная первопричина стоит перед той же проблемой бесконечности, что и вечная вселенная. Но он ошибается, потому что первопричина вселенной существует вне или независимо от времени. То есть, она существует во вневременном состоянии и, следовательно, не проходит через бесконечное количество моментов времени.

Первопричина также должна быть личностной. Мы приходим к такому выводу, основываясь на том факте, что существует только два вида внепространственных, вневременных и нематериальных сущностей — либо абстрактные объекты, такие как числа, либо чистый разум. Но абстрактные объекты не обладают причинной силой. Они ничего не могут создать. В качестве единственного объяснения остается сознательный разум, который сотворил мир актом свободной воли.

Наконец, исходя из размеров и сложности нашей вселенной, эта внепространственная, вечная, нематериальная личность должна быть всемогущей и чрезвычайно разумной. И это то, что мы называем Богом.

Ссылки и примечания

1. Quentin Smith, Theism, Atheism, and Big Bang Cosmology, 135.

2. David Hume, The Letters of David Hume, 1:187.

Об авторе

Райан Лизаре имеет степень магистра искусств в Университете Фурмана и степень магистра богословия в Южной баптистской теологической семинарии. В настоящее время он работает над докторской степенью в Южно-баптистской духовной семинарии. Он также служит пастором в Библейской церкви Благодати в Муре, Южная Каролина.

Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в соц. сетях!

ВАМ БУДУТ ИНТЕРЕСНЫ ЭТИ СТАТЬИ: