Скользкий склон, ведущий к неверию

Известный евангелист переходит от надежды к безнадёжности

Авторы: Кен Хэм и Стася Байерс 
Источник: creation.com
Перевод: Алена Недоступ 
Редактура: Анна Тощева

Во время своей поездки в Англию с лекциями профессор Джон Рендл-Шорт (John Rendle-Short), почётный председатель «Creation Ministries International Australia», обращаясь к группе пасторов, сказал, что, отвергнув буквальное понимание первых глав книги Бытие в пользу эволюционных идей (или даже просто приняв концепцию миллионов лет), они окажутся на скользком склоне горы, ведущем к неверию.

Обложка книги Чарльза Темплтона «Прощание с Богом» («Farewell to God» by Charles Templeton)

Если мы дадим новое истолкование Слову Божьему в книге Бытия, соответствующее ошибочному человеческому мнению, то, в конечном итоге, логичным и последовательным будет применение той же самой герменевтики (метода интерпретации) в любом другом месте Писания — даже относительно воскресения Христа.

После выступления профессора один пастор, который отстаивал компромиссные позиции в отношении книги Бытия, сказал ему: «Я думаю, что уже прошёл долгий путь вниз по этой скользкой горке».

Мы видим, что этот «скользкий путь» все больше и больше проявляется в западной культуре. Например, в одной газетной статье 1999 года говорилось: «Постоянно растущее число либеральных христиан и учёных не верит, что Иисус воскрес из мёртвых телесно».[1]

Что же может быть причиной подобного соскальзывания в неверие в таком жизненно важном и основополагающем для Евангелия вопросе, как воскресение Христа? Мы предполагаем, что одна из главных причин заключается в следующем: по мере того, как книгу Бытия компрометировали, принимая идею о миллионах лет и/или эволюционные концепции, все большее число людей, в конечном итоге, последовательно применяли ту же самую герменевтику ко всей остальной Библии.

Это привело к мифологизации Слова Божьего, подрыву его абсолютного авторитета и, как итог, часто приводит к отрицанию традиционного христианского послания.

«Прогрессивные креационисты», такие как доктор Хью Росс,[2] настаивающие на интерпретации книги Бытие в свете человеческих теорий, таких как «большой взрыв» и предполагаемые «доказательства» древности Земли (миллиарды лет), утверждают, что те, кто учит о молодости Земли и применяют буквальное толкование 1-11-й глав книги Бытие, являются камнем преткновения на пути учёных и других людей, принимающих евангельскую весть. Однако, снова и снова мы обнаруживаем, что верно и обратное. Компромисс книги Бытие с человеческими/небиблейскими идеями открывает дверь к этому «скользкому пути неверия», что становится главным камнем преткновения для людей, восприимчивых к Божьему Слову и Евангелию. Неверующих обычно не впечатляет, когда они видят, что христиане явно уклоняются от очевидного смысла начала их собственной книги.

Далее следует печальный рассказ о жизни некогда выдающегося и преуспевающего евангелиста, его постепенном соскальзывании в неверие и отвержении христианства. Когда в 1996 году была опубликована книга «Прощание с Богом», ее автор Чарльз Темплтон заявил: «Я выступаю против христианской церкви, потому что, несмотря на все то хорошее, что она иногда делает, она осмеливается говорить от имени Бога и отстаивать убеждения, которые устарели, явно неверны и часто, в различных своих проявлениях, вредны для отдельных людей и общества в целом».[3]

По мере развития этой истории вы увидите разрушительные результаты компромисса человеческих теорий со Словом Божьим, начиная с книги Бытие.

Кто такой Чарльз Темплтон? В 1940-х годах на американскую сцену ворвался массовый евангелизм, подпитываемый обеспокоенностью о духовном состоянии молодёжи после Великой депрессии: тысячи молодых военнослужащих и гражданских лиц с готовностью смотрели программы, включавшие в себя проповеди, музыку и различные выступления.

Одним из лидеров этого движения был молодой человек по имени Чарльз Темплтон, родившийся в Канаде в 1915 году. По общему признанию, он был самым разносторонним из новых молодых евангелистов. Вскоре Темплтон превзошёл по своей популярности другого энергичного молодого проповедника –Билли Грэма. В 1946 году Чарльз Темплтон вошёл в список лучших по версии «Национальной евангельской ассоциации» (National Association of Evangelicals).[4]

Евангелист Билли Грэм (1966 год)

Будучи пастором быстро растущей церкви Avenue Road Church в Торонто, которая начиналась только с его семьи и нескольких друзей, Темплтон также стал одним из трёх вице-президентов созданной в 1945 году организации «Youth For Christ International» («Молодёжь за Христа»). Затем он предложил своего хорошего друга Билли Грэма в качестве странствующего евангелиста для этого нового служения. Темплтон, Грэм и ещё несколько человек регулярно проповедовали перед тысячами людей, как в Америке, так и в Европе, и многие обращались ко Христу.

Газеты и журналы публиковали отчёты о таких встречах, информируя читателей, что после проповедей Темплтона бывает до 150 новообращённых за вечер. В г. Эвансвилль, штат Индиана, общая посещаемость его выступлений за две недели составила 91 000 при населении в 128 000 человек. Посещаемость церкви выросла на 17 %.

Однако, несмотря на популярность и кажущийся успех евангелиста, у Чарльза Темплтона не все было хорошо. Чем больше он читал, тем больше начинал сомневаться в основах христианской веры, потому что больше не мог верить Слову Божьему, начиная с книги Бытие.

Рассказывая Билли Грэму о своём желании поступить в Теологическую семинарию Принстона, Темплтон заявил: «Билли, попросту невозможно больше верить, например, в библейское повествование о сотворении мира. Мир не был создан в течение нескольких дней несколько тысяч лет назад; он эволюционировал на протяжении миллионов лет. Это не предположение, а очевидный факт».[5]

Темплтон предостерёг Грэма, что не подвергать сомнению Библию и продолжать проповедовать Слово Божье, как авторитет, — это «интеллектуальное самоубийство».

Обуреваемый всеми этими сомнениями в Слове Божьем и не имея какого-либо формального образования, он решил получить степень по теологии в Теологической семинарии Принстона. Оставив церковь, в которой служил пастором в течение нескольких лет, Темплтон приступил, с особого разрешения, к своей курсовой работе в Принстоне в 1948 году.

Вместо того чтобы развеять его сомнения, дав основательные богословские ответы на вопросы, касающиеся авторитета Библии, исторической достоверности книги Бытия и божества Христа, в семинарии лишь усилили их. Неудивительно, учитывая влияние на толкование книги Бытие, которое проникло в Принстон через таких людей, как Чарльз Ходж (Charles Hodge) и Б.Б. Уорфилд (B.B. Warfield). Например, Ходж, принявший теорию о миллионах лет, отвергая учение о буквальных днях творения, учил так: «Конечно, допустимо, что, принимая это повествование [Бытие] само по себе, было бы вполне естественно понимать слово [день] в его обычном смысле. Если же такое понимание заставляет Моисеево повествование противоречить фактам, а другое понимание [миллионы лет] помогает избежать подобных противоречий, то мы обязаны принять его».[6]

Уорфилд (1851-1921) пошёл ещё дальше и, в отличие от Ходжа, даже принял дарвинизм. Темплтон, как и многие другие поколения студентов, учился в семинарии отвергать отдельные части книги Бытие в пользу человеческих представлений о таких вещах, как миллиарды лет.[7]

После окончания Принстонского университета Темплтон принял должность в Национальном совете церквей (National Council of Churches), организуя проповеднические миссии на всей территории Соединённых Штатов и Канады. Однако его все чаще беспокоили проблемы со здоровьем, особенно боли в груди. Он посетил специалиста в Пенсильвании, который посоветовал ему (не обнаружив никаких отклонений в сердце) разобраться с конфликтом в своей жизни, а именно – с сомнениями относительно авторитета Библии, которую он так горячо проповедовал тысячам людей каждый вечер.[8]

Это напоминает нам о другом человеке, который страдал от болезни из-за большого конфликта в его жизни относительно учения, подрывающего Слово Божье. Чарльз Дарвин, начав учиться на англиканского священника, в конце концов, отверг христианство и поверил в эволюцию. Говорят, что внутренний конфликт, вызванный осознанием того, что эволюция сотрёт идею о Боге из умов миллионов людей, в значительной степени способствовал психосоматическому заболеванию Дарвина.[9]

Борьба Темплтона затронула и других. Сражаясь с «очевидным фактом» эволюции, который не позволял ему поверить в «библейский рассказ о сотворении мира»,[10] он разыскал своего близкого друга Билли Грэма. Это заставило и Билли столкнуться с трудными вопросами, которые потрясли самые основания веры, которую он исповедовал и проповедовал ежедневно, а именно: «Является ли Библия истинной во всей своей полноте?»[11]

Когда «наука» повлекла Темплтона в одну сторону, а Библия, как ему казалось, тянула его в совершенно другом направлении, он ушёл со своей должности в Национальном совете церквей и возглавил Департамент евангелизации в Пресвитерианской церкви США (Department of Evangelism of the Presbyterian Church USA). Одновременно он вёл на канале CBS серию передач под названием «Смотри вверх и живи» (Look Up and Live).

Однако, в конце концов, сомнения во всем, что он отстаивал, возобладали настолько, что он решил покинуть служение.

В своей автобиографии «Прощание с Богом» Чарльз Темплтон перечисляет «причины отказа от христианской веры». Большинство из них относится к проблеме происхождения жизни и, следовательно, к точности книги начал — Бытия [эта интернет-версия статьи журнала Creation magazine имеет гиперссылки, добавленные под каждым из пунктов списка Темплтона и отсылающие к ответам на его «причины», которые можно найти на нашем веб-сайте — ред. сайта creation.com]:

  • Физики говорят: «Потребовались миллиарды лет, чтобы Вселенная, наша галактика, наша Солнечная система и наш мир эволюционировали до своей нынешней … формы».[12]
    Evidence for ‘young’ age of the Earth/Universe 
  • Антропологи говорят, что «наши более ранние предки появились не внезапно полностью сформированными, но были антропоидными существами, которые жили на Земле миллионы лет назад».[13]
    Q&A: Anthropology 
  • Генетики говорят, что «бессмысленно» верить в то, что «причина всех преступлений, нищеты, страданий и общего зла в мире» — грех.[13]
    The Fall Into Sin 
  • Геологи говорят: «Нет никаких свидетельств Всемирного потопа», о котором рассказано в книге Бытие.[13]
    Q&A: Flood 
  • «Мифы» (в главах 1 и 2 книги Бытие), которые «на протяжении веков оставались основанием христианского богословия».[15]
    The Necessity for believing in six literal days 
  • Ной и его семья были слишком примитивны, чтобы построить ковчег.[16]
    См. книгу Noah’s Ark: a Feasibility Study 
  • Христиане, которые «отвергают любые достижения науки или учения, противоречащие главам Бытие о сотворении мира, непослушании Адама и Евы в Эдемском саду и Божьем проклятии на мир и человечество… и которые верят, что единственное спасение от этого проклятия и окончательного изгнания в вечный ад — это быть “рождёнными свыше”».[18]

  • «Мрачная и неотвратимая реальность» того, что «вся жизнь основана на смерти. Каждое плотоядное существо должно убивать и пожирать другое существо. У него нет выбора».[19]
    How did bad things come about? 

Два существенных наблюдения по поводу этих «причин» отказа от христианской веры:[20]

1. Большинство из предполагаемых «фактов науки» и вопросов, касающихся Бытия, существовали в течение длительного времени, и это вопросы, которыми многие задаются сегодня. Очевидно, что значительная часть церкви не уделяла этим вопросам должного внимания. Это означает, что найдётся ещё немало «темплтонов», находящихся на разных этапах скользкого пути к неверию, поскольку церковь не делает того, что должна была сделать для Темплтона: «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчёта в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Петра 3:15).

Интересно также отметить, что ответы на все эти вопросы можно найти в (недавно переизданной) книге нашего служения [Creation Ministries International] – The Creation Answers Book («Книга ответов о сотворении»),[21] [а также на этом веб-сайте, см. гиперссылку — ред. cайта creation.com]. Ответы находятся в свободном доступе, только бы церковь приняла их и распространяла информацию среди своих прихожан.

2. У Темплтона, как и у Чарльза Дарвина,[22] была большая проблема с пониманием того, как примирить Землю, полную смерти, болезней и страданий, с Богом Библии.

Темплтон заявляет: «Почему великому замыслу Бога требуются существа с зубами, созданными для того, чтобы крушить позвоночник или рвать плоть, с когтями, предназначенными для того, чтобы хватать и рвать, с парализующим ядом, с пастью, сосущей кровь, с кольцами, которые сжимают и душат, и даже с расширяющимися челюстями, чтобы добычу можно было поглотить целиком и живьём? … Природа, по меткому выражению Теннисона, «кровава в зубах и когтях, а жизнь — это кровавый карнавал»».[23]

Затем Темплтон заключает: «Как мог любящий и всемогущий Бог сотворить такие ужасы, о которых мы только что говорили?»[24]

Его сомнения вполне можно понять, учитывая, что ему внушили, будто Земле миллиарды лет. Поскольку палеонтологическая летопись представляет собой миллиарды лет земной истории, он должен был поверить, что та же смерть, болезни и страдания в окружающем нас мире продолжаются уже миллионы и миллионы лет и не могут быть результатом греха, грехопадения и проклятия.

Интересно, написал бы Темплтон когда-нибудь свою книгу «Прощание с Богом», если бы церковь его дней отвергла концепцию о миллиардах лет, показала ошибочность методов датировки и ясно учила, что не может быть смерти, болезней и кровопролития до грехопадения. Какой бы могла быть его жизнь, приди он к осознанию, что мир, который он наблюдает, — не тот, каким его изначально создал Бог, а тот, который сегодня страдает от последствий греха, проклятия и потопа.

Не скомпрометируй церковь (и такие колледжи, как Принстон) Слово Божье ошибочными человеческими учениями, можно только гадать, чего мог бы достичь такой могущественный евангелист под руководством Всемогущего Бога.

Те верующие, кто идёт на компромисс с идеей древней Земли (миллиарды лет), становятся преткновением для людей, с которыми они вступают в контакт, как это произошло с Темплтоном. Если Земле миллиарды лет, то нет любящего Бога, каким Его представляет нам Библия! Темплтон завершил свой спуск на пути к неверию, заявив, что «вся история воскрешения не заслуживает нашего доверия».[25]

Печально видеть, как старый друг Темплтона Билли Грэм, по существу распространяет сомнения относительно книги Бытия, когда, отвечая на вопросы о динозаврах, утверждает следующее: «…В Библии динозавры особо не упоминаются. В книге Иова… упоминаются крупные существа времён Иова, такие как «бегемот»… чей хвост колышется, как кедр… Это, вероятно, относится к слону или гиппопотаму, поскольку динозавры, по-видимому, вымерли задолго до того, как Бог поселил на земле людей [курсив авторов статьи]».[26]

Так чем же сегодня занимается Чарльз Темплтон? После ухода из служения в 1957 году он занял видное место в журналистике. Помимо прочего, Темплтон был исполнительным главным редактором газеты «Toronto Star», главным редактором журнала «Maclean’s Magazine», директором по новостям и связям с общественностью телевизионной сети CTV и автором двенадцати книг.

Он использует влияние в светских средствах массовой информации, чтобы распространять своё разрушительное послание, нападая на непогрешимое Слово Божье.

[Ред. примечание: Чарльз Темплтон умер 7 июня 2001 года в возрасте 85 лет и, к сожалению, к концу жизни страдал болезнью Альцгеймера. См. статью Death of an apostate]

Мы верим, что у него также есть послание истины для современной церкви. Он заявляет: «Главным фактором резкого снижения посещаемости церковных служб во всем мире, несомненно, является неуместность или отсталость современной проповеди».[27]

Чарльз Темплтон совершенно прав: большая часть учения церкви не имеет отношения к делу, поскольку Слово Божье было низведено до уровня некой «религиозной» книги или книги «историй». Бытие, по большому счету, преподаётся не как история человечества. Церковь не «связывает» Библию с реальным миром, поскольку учёные якобы доказали, что ей нельзя доверять в области биологии, геологии и астрономии. Поэтому, когда церковь пытается проповедовать мораль, мир (подобно Темплтону) отвечает примерно так же, как актёр Брюс Уиллис (серия фильмов «Крепкий орешек»): «Учитывая все, что мы знаем о науке, любой мыслящий человек, вероятно, больше не поверит в огонь и серу. Таким образом, организованная религия утратила свой голос, который мог бы поддержать ее нравственные установки».[28]

Темплтон (в отличие от многих христианских лидеров современной церкви) последователен в своих утверждениях. Он признает: если вы не можете доверять Библии в различных областях науки (геологии, биологии, астрономии и т. д.), то вы не можете доверять ей и в вопросах морали и спасения. Как сказал Иисус: «Если Я сказал вам о земном, а вы не верите, то, как же вы поверите, если Я скажу вам о небесном?» (Евангелие от Иоанна 3:12). Все больше и больше людей в церквях, идущих на компромисс, становятся последовательными в своём подходе к Библии, принимая человеческое учение о миллионах лет, и ещё больше людей однажды проснутся и скажут вместе с Темплтоном: «Разве не глупо закрывать глаза на то, что большую часть христианской веры просто невозможно принять за факт?»[29] «Должен ли человек продолжать строить свою жизнь на основании системы верований, которая — при всей своей случайной мудрости и частой красоте — явно неверна?»[30]

И конечный результат – анти-Евангелие, послание безнадёжности для погибающего мира — это конечная точка, подножие «скользкой горки»?

Темплтон заключает: «Я верю, что нет высшего существа с человеческими атрибутами — нет Бога в библейском смысле, — но вся жизнь есть результат действия вневременных эволюционных сил… на протяжении миллионов лет».[31] «Я верю, что, как и все живые существа, мы умираем и перестаём существовать, как единое целое».[32]

[Ред. примечание: Смотрите также обзор книги «Прощание с Богом» на сайте Tekton Apologetics, где указан ряд других заблуждений, например: выкручивание рук «аргументами от противного», эмоциональные призывы, которые сводятся к тому, что «ни один разумный человек не поверит…», генетические ошибки, хронологический снобизм и т.д.. Темплтон также игнорирует ответы на многие другие «проблемы» христианской веры, которые уже дали евангелисты, точно так же, как он делал это в отношении тем, связанных с сотворением, о которых мы говорили выше. Следует задаться вопросом: хотел ли он получить ответы на самом деле?]

Какой контраст в сравнении с истиной, которую должны услышать и поверить в неё все люди:

1. «Разве ты не знаешь? разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? разум Его неисследим» (Исаия 40:28)
2. «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мёртвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас…» (1 Петра 1:3-4)

Ссылки и примечания

1. Roanoke Times, 4 апреля 1999, стр. А1
2. Доктор Росс возглавляет группу «Reasons to Believe» в Калифорнии, США. Он учит следующему: теория «большого взрыва»; миллиарды лет возраста Земли/Вселенной; смерть, болезни и страдания существовали в животном мире до грехопадения; Бог создал бездушных «гуманоидов» до Адама и Евы, которые делали наскальные рисунки и хоронили своих мёртвых, но не могли иметь спасения; Ноев потоп был просто локальным событием — не глобальным. См. статьи Q&A: Compromise, Progressive Creationism (Вопросы и ответы: компромисс, прогрессивный креационизм) и Q&A: Flood (Вопросы и ответы: потоп).
3. Темплтон Ч. Прощание с Богом (Templeton, C., Farewell to God, McClelland & Stewart, Inc., Toronto, Ontario, Canada), стр.7, 1996
4. Мартин У. Пророк с честью: история Билли Грэма (Martin, W., A Prophet with Honor: The Billy Graham Story, William Morrow and Company, Inc., New York, NY, USA), стр. 110, 1991
5. См. п. 3, стр. 7
6. Ходж. Систематическая теология (Hodge, C., Systematic Theology, Wm. B. Eerdmans Publishing Company, Grand Rapids, MI, USA), стр. 570–571, 1997
7. Хотя Ходж и Уорфилд все ещё защищали непогрешимость Библии, их преемники не были столь непоследовательными. Следующее поколение приняло не только дарвинизм / концепцию миллионов лет, но и подвергло сомнению библейский авторитет. Таким образом, консерваторы, такие как Дж. Грешэм Макен (J. Gresham Machen), откололись и основали в 1929 году Вестминстерскую теологическую семинарию (Westminster Theological Seminary). Принстон сам по себе является примером скользкого пути.
8. См. п. 3, стр. 12
9. Григг Р. Загадочная болезнь Дарвина (Grigg, R.Darwin’s Mystery IllnessCreation 17(4):28–30), 1995
10. См. п. 3, стр. 7
11. Грэм Б. Такой, как есть: автобиография Билли Грэма (Graham, B., Just As I Am: The Autobiography of Billy Graham, HarperCollins Publishers, NY, USA), стр. 138, 1997
12. См. п. 3, стр. 29
13. См. п. 3, стр. 30
14. См. п. 3, стр. 38
15. См. п. 3, стр. 43
16. См. п. 3, стр. 55
17. См. п. 3, стр. 57
18. См. п. 3, стр. 136
19. См. п. 3, стр. 198
20. Римлянам 1:18 и далее предполагает, что, в конечном счёте, все это – псевдоинтеллектуальная дымовая завеса для добровольного отвержения Бога. Но это не освобождает нас от ответственности (1 Петра 3:15).
21. Баттен Д., Сарфати Дж., Виланд. Книга ответов о сотворении (Batten, D., Ed., Sarfati, J.and Wieland, C.The Creation Answers BookCreation Ministries International, Queensland, Australia, 2006).
22. Десмонд А., Мур Дж. Дарвин (Desmond, A. and Moore, J., Darwin, Warner Books, Inc., NY, USA), стр. 293, 377, 1991
23. См. п. 3, стр. 198-199
24. См. п. 3, стр. 201
25. См. п. 3, стр. 122
26. Knoxville News Sentinel, апрель 1999
27. См. п. 3, стр. 162
28. USA Weekend, 11–13 февраля, 2000, стр. 7
29. См. п. 3, стр. 229
30. См. п. 3, стр. 218
31. См. п. 3, стр. 232
32. См. п. 3, стр. 233

Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в соц. сетях!

ВАМ БУДУТ ИНТЕРЕСНЫ ЭТИ СТАТЬИ: