Список небиблейских исторических источников, подтверждающих историчность Иисуса

Автор: Стивен Банцаж (англ. Steven Bancarz )
Источник: reasonsforjesus.com
Перевод: Люба Грищенко
Редактура: Владимир Силенок 

Иудейские источники

1. Иосиф Флавий (95 г. н. э.)

Вероятно, наиболее раннее небиблейское свидетельство об Иисусе принадлежит историку 1 века Иосифу Флавию. Евангелие от Иоанна, позднейшее евангелие, написанное +- 60 лет спустя после смерти Иисуса (30 г. н. э.) очень близко к свидетельству Флавия. Тем не менее, этот великий иудейский автор первого столетия подтверждает тот важный факт, что Иаков, брат Иисуса, умер мученической смертью. В его труде «Иудейские древности» кн. 20 гл. 9 написано:

«… и представил им Иакова, брата Иисуса, называемого Христом, и некоторых других; и когда составил обвинение на них как на нарушителей закона, приговорил их к побитию камнями».

Прежде чем рассмотреть следующее упоминание, необходимо отметить, что вышеупомянутое упоминание брата Иисуса, согласно крупнейшему в мире специалисту по Иосифу Флавию, Луису Фельдману «почти всемирно признано», и таким образом, не подлежит сомнению. Мы имеем достоверное упоминание об историческом Иисусе и его брате.

Следующее упоминание находится в «Свидетельстве Флавия». Исследователи справедливо отмечают, что упоминание Иисуса в данном тексте вызывает подозрения, поскольку Иисус представлен так, как иудеи, подобные Флавию, крайне неодобрительно относившемуся ко Христу и раннему христианству, никогда бы его не представили. Иосиф как будто бы превозносит Иисуса более, чем ему следовало бы, из-за чего исследователи подвергли сомнению аутентичность этого текста и заключили, что это более поздняя христианская вставка.

Тем не менее, исследователи единодушно согласны,  что Иосиф действительно упоминает Иисуса в первоначальном тексте, копия которого затем была изменена. К счастью, исследователи  удалось реконструировать то, как, по их мнению, выглядел и звучал оригинал «Свидетельства Флавия». Предположительно, текст был таким: «Приблизительно в то время был Иисус, человек мудрый. Он творил удивительные дела, учитель тех людей, которые с радостью принимают истину. Он приобрел многих последователей как среди иудеев, так и среди греков. И когда Пилат, по предложению главнейших среди нас, осудил его на распятие, те, которые полюбили его не оставили его. И племя христиан, названных в честь его, не исчезло по сей день».

Согласно другому авторитетному иудейскому исследователю по имени Геза Вермеш, реконструированное издание «Свидетельства» предоставляет аутентичное изображение Иисуса, описывая Его как мудрого учителя и чудотворца с восторженной группой последователей, которые остались верны Ему после того, как Пилат распял Его, и до времени Иосифа. По словам ученого Майкла Бёрда, «такие авторы, как Иосиф Флавий, Плиний Младший, Светоний и Тацит конца первого – начала второго также писали об Иисусе… [что] кажется мне очень ранними упоминаниями, как минимум, по сравнению с другими историческими личностями». Итак, какие факты об Иисусе можно получить из этих двух упоминаний?

Мы видим, что Иисус жил в первом веке, что Он был признан мудрецом, что Он был учителем и творил удивительные и необычные дела, что люди верили, что Он учил истине, что за Ним последовало много иудеев и греков, что Понтий Пилат осудил Его на распятие, что некоторые были верны Ему и не оставили Его, и что от Него христианство распространилось и приобрело множество последователей. Это как минимум 8 фактов, большинство из которых упоминаются и подтверждаются в Новом Завете.

2. Иудейский Талмуд (400-700 гг. н. э.)

Талмуд – свод записей о иудейской истории, законе и учениях раввинов, составленный на протяжении столетий, в котором можно найти несколько упоминаний об Иисусе. Это враждебный христианству источник, поэтому неудивительно, что Талмуд не только отрицает божественность Христа, но и критикует Его характер. В трактате «Санхедрин» 43а написано: «Иисус Назарянин занимался колдовством, обманывал и вводил Израиль в заблуждение». Там же написано: «Иисус Назарянин был повешен, за сорок дней до этого глашатай возвестил: «Иисус Назарянин объявлен приговоренным к побитию камнями, так как занимался колдовством, подстрекал и соблазнял Израиль к идолопоклонству. Ели кто может сказать что-то в Его защиту, пусть придет и заявит об этом». Но поскольку они не нашли ничего в его защиту, то повесили его в (канун субботы) канун Пасхи».

В «Санхедрин» 107 говорится, что Иисус («Йешу») «оскорбил своего учителя тем, то уделил слишком много внимания жене хозяина гостиницы. Иисус желал получить прощение, но [его раввин] слишком медлил с прощением, и Иисус в отчаянии пошел и поставил [идола] из кирпичей и поклонялся ему».

Следующие стихи в Талмуде упоминают Иисуса:

  • Иисус – волшебник с учениками (b Sanh 43a-b)
  • Исцеление во имя Иисуса (Hul 2:22f; AZ 2:22/12; y Shab 124:4/13; QohR 1:8; b AZ 27b)
  • Учитель Торы (b AZ 17a; Hul 2:24; QohR 1:8)
  • Сын или ученик, который плохо кончил (Sanh 103a/b; Ber 17b)
  • Легкомысленный ученик, который занимался колдовством и впал в идолопоклонство (Sanh 107b; Sot 47a)
  • Наказание Христа в загробной жизни (b Git 56b, 57a)
  • Казнь Иисуса (b Sanh 43a-b)
  • Иисус – сын Марии (Shab 104b, Sanh 67a Shab 104b, Sanh 67a).

Для сохранения максимальной объективности в стремлении узнать об Иисусе из небиблейских источников необходимо отметить, что многие ученые не рассматривают Талмуд как авторитетный источник для изучения жизни Иисуса из-за слишком позднего времени его написания. Например, некоторые ученые, такие как Питер Шефер считают, что Талмуд черпает информацию об Иисусе из Евангелий, поэтому не является независимым источником, тогда как другие, такие как Пол Мейер, отвергают свидетельства без упоминания имени Иисуса.

Мейер также скептически относится к тем стихам, которые не упоминают Иисуса по имени, такие как 43a и 107b, считая их более поздними средневековыми изменениями. Однако некоторые ученые, такие как Иосиф Клаузнер, Треверс Херфорд и Бернхард Пик действительно уверены, что из Талмуда можно получить некоторую информацию о Христе.

Римские источники

3. Историк Корнелий Тацит (116 г. н. э.)

Тацит – значительный римский историк, предоставивший ученым немало сведений, также упоминает Иисуса в своих записях. Тацит упоминает Иисуса, Понтия Пилата, казнь Иисуса и присутствие ранних христиан в Риме в своем последнем труде «Анналы» (написан в 116 г. н. э.). В книге 15 главе 44 Тацит пишет:

«…кого толпа называла христианами. Христос, от имени которого происходит это название…»

Тацит, наряду с Иосифом Флавием, пишет о Пилате (префекте, судившем Иисуса). Однако особенно важным для нашего исследования является то, что Иисус упоминается враждебным и независимым источником примерно 100 лет спустя (приблизительно 80-85 лет).

Хотя большинство исследователей считают, что Тацит представляет уникальное свидетельство о Христе, некоторые все же до сих пор это оспаривают. Однако, некоторых убедил тот факт, что Тацит был членом квиндецемвиры священнодействий – совета жрецов, в чьи обязанности входило надзирать за иностранными религиозными культами в Риме.

По мнению Ван Ворста, на основании этого разумно предположить, что он располагал сведениями о происхождении христиан благодаря своему труду в этой организации, а не на основе молвы и сплетен. Согласно выдающемуся исследователю Джону Кроссану, «То, что он был распят – также достоверно, как и любой другой исторический факт, поскольку как Иосиф Флавий, так и Тацит… согласны с христианскими свидетельствами как минимум в этом основополагающем факте.»

Однако, вот весь отрывок:

«Христос, основатель [названия] христиан, был приговорен к смерти Понтием Пилатом, прокуратором Иудеи в правление Тиберия. Но пагубное суеверие, подавленное на некоторое время, вспыхнул вновь, не только в Иудее, где возникло это зло, но также и в Риме».

Как видим, это подтверждает существование Христа, то, что Иисус был основателем христианства, что был римлянин по имени Пилат, приговоривший Иисуса к смерти, что христианская религия возникла в Иудее и позднее распространилась до Рима. Таким образом, от одного только Тацита можно получить как минимум шесть фактов, подтверждающих достоверность новозаветных посланий.

4. Историк Гай Светоний (121 г. н. э.)

Светоний – еще один значительный автор начала 2 века, предоставивший историкам ценную информацию о римском обществе. Он написал о жизни римских императоров и исторических событиях времен их правления и в его труде «Жизнь двенадцати цезарей» мы находим упоминание об Иисусе и о первых христианах: «Он изгнал из Рима иудеев, постоянно производящих беспорядки по наущению Хрестус…»

Почему Светоний называет Иисуса Хрестус? По словам историка Луис Фельдмана, большинство ученых предполагают, что в этом отрывке упоминается Иисус и что вышеупомянутые беспорядки обусловлены распространением христианства в Риме. Историк Джеймс Данн отмечает: «Светоний неверно услышал имя «Христос» (относящееся к Иисусу как Христу) как «Хрестус» а также неверно истолковал отчет и предположил, что последователи кого-то по имени Хрестус вызывали беспорядки в еврейском сообществе по его инициативе».

Профессор Роберт Ван Ворст утверждает, что исследователи достигли «почти единодушного» соглашения в том, что использованное слово «Хрестус» относится ко Христу. Учитывая это, какие факты мы можем получить от Светония?

Мы имеем замечательное подтверждение событиям, описанным в Новом Завете, в книге Деяния 18:2, где о евреях-христианах говорится, что их изгнали из Рима, таким образом подкрепляя историчность раннехристианской новозаветной литературы. Иисус также, вполне возможно, упоминается Светонием, хотя он ошибочно называет Его «Хрестус».

5. Философ Мара бар Серапион (73-200 г. н. э.)

Серапион – философ-стоик из римской провинции Сирия, который в своем письме (70-200 г. н. э.), написанном сыну из тюрьмы, вполне возможно, косвенно упоминает Христа. Стоит это процитировать:

«Что доброго получили афиняне, убив Сократа? Голод и чума пришли на них как наказание за их преступление. Что доброго получили жители Самоса, сжегши Пифагора? Во мгновение их земля была покрыта песком.

Что доброго получили иудеи, казнив своего мудрого царя?

Сразу после того, их царство было упразднено. Бог праведно отомстил за этих трех мудрых мужей: афиняне погибли от голода; самянами овладело море и иудеи, разоренные и изгнанные со своей земли, живут в рассеянии. Но Сократ не умер благодаря Платону; не умер и Пифагор благодаря статуе Юноны; не умер и мудрый царь благодаря установленному им «новому закону».

Согласно Роберту Ван Ворсту, большинство исследователей датируют письмо периодом вскоре после 73 г. н. э. и у него почти нет сомнений, что упоминание казни «царя иудейского» подразумевает смерть Иисуса. Брюс Чилтон, специалист по раннему христианству и иудаизму, утверждает, что упоминание бар Серапиона «царь иудейский» может быть связано с надписью на кресте Иисуса, как об этом упомянуто в Евангелии от Марка (15:26).

Кроме того, Серапион упоминает «новый закон», что может относиться к воскресению Христа после Его распятия. Верил ли Серапион во Христа или нет, неизвестно. Вероятно, упоминается именно Иисус, а не кто-либо еще, поскольку Серапион конкретно утверждает, что «сразу после того их царство было упразднено», и только Иисус находился на соответствующем отрезке временной шкалы, так как Тит разрушил Иерусалим примерно через 36 лет после смерти Христа. Другие возможные кандидатуры жили приблизительно за 170-250 лет до разрушения. Так какие же факты мы можем почерпнуть из этого письма?

Мы обнаружили, что Иисус был иудеем, что Его считали мудрым царем, что он был казнен, что Он был учителем, и Его учение оказало большое влияние после Его смерти.

6. Плиний Младший (112 г. н. э.)

Плиний занимал должность императорского легата в римской провинции Вифиния на территории современной Турции. В письме (Epistulae X.96) императору Траяну приблизительно 112 г. н. э., он просит совета по поводу того, как поступать с христианами:

«Они утверждали, что суть их вины была в том, что они собирались в определенный день перед рассветом и пели гимны Христу как Богу, и клятвенно обещали не совершать никакого преступления, ни обмана, ни воровства, ни измены, не нарушать своего слова, или того, что им доверили».

По словам Роберта Ван Ворста, «письмо совпадает по стилю с другими письмами» той же книги, и письма «были известны уже во время Тертуллиана (196-212 г. н. э.)». По этой причине подлинность отрывка не вызывает сомнений. Плиний также сообщает читателям, что христиан преследовали за их веру. Какие факты мы можем получить из данного отрывка?

Мы видим, что Иисусу поклонялись, что верующих преследовали за веру в Него в начале второго века. Также мы видим, что христиане собирались в определенный день до рассвета, пели гимны Иисусу как Богу, и что вследствие Его учения они не делали никакого зла, мошенничества, воровства, прелюбодеяния, а также никогда не изменяли своему слову.

Гностические источники

7. Гностические евангелия (2-4 века)

Гностические евангелия – это псевдо христианские тексты, написанные сектой, известной как гностики в период с 100 по 400 г. н. э. Гностики явно пытались перестроить и исказить исторического Иисуса так, чтобы Он вписывался в их теологическую систему. Историк Дэн Уоллес объясняет, кем были эти люди: «Гностики были раннехристианской сектой, образовавшейся, вероятнее всего, во втором веке, и в большинстве своем рассматривали материальный мир как злой и считали тайные знания единственным путем ко спасению».

Однако в попытке подтасовать факты из жизни исторического Иисуса они впали в крайности, что видно из их хронологии юности Иисуса, о которой у нас нет информации. Подобным образом и гностическое евангелие от Петра приукрашивает библейскую историю о пустой гробнице и триумфальный выход из гроба. А в евангелии от Иуды, еще одном манускрипте, написанном не Иудой (в действительности ни один из гностических текстов не был написан тем, кому его приписывают) можно найти смеющегося Иисуса. Уоллес объясняет:

«Этот эпизод содержит необычную, но часто встречающуюся в гностических евангелиях черту: смеющегося Иисуса. Он смеется, когда кто-то делает что-то по неведению, и в этом случае он смеется в ответ на молитву благодарения учеников. Но ученики отвечают на смех словами: «Мы поступили правильно».

Подобным образом Н. Т. Райт, авторитетный исследователь историчности Иисуса пишет, что «Мы видим вымышленного персонажа по имени Иисус, разговаривающего с вымышленным персонажем по имени Иуда о понятиях, которые бы настоящие Иисус и Иуда не поняли…»

Особенно интересно евангелие от Фомы.

8. Евангелие от Фомы (+-110-180 г. н. э.)

Евангелие от Фомы не является частью Нового Завета, и дата его написания вызывает жаркие споры современных исследователей. Барт Эрман отмечает: «Несмотря на то, что некоторые продолжают относить евангелие [от Фомы] к первому столетию, большинство придерживается того, что оно в его настоящей форме дошло к нам из начала второго века, скажем, 110-20 г. н. э.»

Этот текст – собрание 114 высказываний Иисуса и Дэн Уоллес, потратив большое количество времени на работу с текстом, объясняет, что «Евангелие от Фомы – не повествовательное евангелие, как наши четыре канонических евангелия. В отличии от Матфея, Марка, Луки, Иоанна евангелие от Фомы почти полностью является чередой высказываний – всего их 114, которые предположительно произнес Иисус. В нем нет описаний пути, упоминаний о Галилее, Иерусалиме или другом городе, нет чудес, исцелений, изгнания бесов – просто высказывания».

Уоллес также отмечает сложность его датировки: «Одна из причин, по которой дата написания евангелия от Фомы неясна заключается в том, что в этой книге нет повествования» и что она написана «вероятно между 120 и 140 гг. н. э. Но на этот счет нет полного согласия; одни предполагают более раннюю дату написания, тогда как другие поддерживают более позднюю».

Небиблейские христианские источники

9. Климент Римский (95-97 гг. н. э.)

В 98 г. н. э Климент принял мученическую смерть за готовность распространять веру во Христа. Благодаря дате его смерти Климента можно считать ранним источником, поскольку очевидно, что он написал свой труд до своей смерти. Это придает ему достоверности как раннехристианскому свидетельству из первых уст. Хотя его послание не вошло в канон, оно было сохранено ранними отцами церкви.

Мы видим, что Климент хорошо разбирался в вопросах Ветхого Завета, а также был знаком с посланиями апостола Павла. В своих трудах он ссылается на послания к Римлянам, Галатам, Ефесянам, Филиппийцам и другие книги Нового Завета (послание к Евреям, и, возможно, материал из Деяний, послания Иакова и 1 послания Петра). Тем не менее, в своем послании Коринфянам, Климент подтверждает служение учеников и некоторые из основных аспектов раннего христианства. Он пишет:

«Апостолы приняли Евангелие для нас от Господа Иисуса Христа. Иисус Христос был послан от Бога. Итак, Христос от Бога, и апостолы – от Христа. И то, и другое было в порядке по воле Божией. Итак, принявши повеление и будучи вполне удостоверены через воскресение нашего Господа Иисуса Христа и утвержденные в вере Словом Божьим, с полнотой Духа он пошли благовествовать наступающее царство Божье. Проповедуя повсюду по странам и городам, они первенцев, по духовном испытании, поставляли в епископы и диаконы для будущих верующих».

По Тертуллиану и Иерониму, Климент был рукоположен лично самым близким учеником Христа – Петром. Поэтому, а также благодаря раннему времени написания, Климента можно считать авторитетным источником в поддержку Иисуса.

10. Игнатий Антиохийский (110 г. н. э. +)

Игнатий был епископом Антиохийским, назначенным на эту должность, по свидетельствам, апостолом Петром, чьим учеником он являлся, также как учеником Павла и Иоанна. Игнатий был арестован римлянами и казнен как мученик на арене приблизительно в 100 г. н. э. Игнатий, как и Климент Римский, подробно пишет об историческом Иисусе в послании к траллийцам, магнезийцам, первом послании к смирнянам. В своих посланиях он затрагивает тему божественности Иисуса (послание к Ефесянам, глава 7), евхаристии (Игнатий к Ефесянам 20:2, послание к смирнянам 6:2 – 7:1), замещения субботы днем Господним (игнатий к Магнезийцам 8:1, 9:1-2, 10:3), и подражает апостолу Павлу, цитируя 1 Коринфянам 1:19 в послании к Ефесянам (послание к Ефесянам 18).

Есть вероятность, что, согласно Феодориту (393 – 458 гг. н. э.), Игнатий был назначен в Антиохию апостолом Петром. Нам также известно о что Иоанн Златоуст (349-407 гг. н. э.), архиепископ Константинопольский, подчеркивает честь, оказанную Игнатию, поскольку он лично получил это посвящение от апостолов. Не следует забывать, что Феодорит и Златоуст жили намного позже, а это значит, что можно оспаривать надежность их свидетельства о Петре и Игнатии.

Хотя его свидетельство неуклонно привело бы к смерти, Игнатий был непреклонен в том, о чем говорил. Он подкреплял веру ранних христиан тюремными посланиями и отказался отречься от веры перед лицом смерти. Есть еще много других отцов церкви, достойных рассмотрения.

Источники до написания Нового Завета

11. Гипотетический Q (40-70 гг. н.э.)

Авторы евангелий от Луки и от Матфея обращались к гипотетическому (уже не существующему) источнику, предшествовавшему им, известному как Q. Например, и Матфей, и Лука обращаются к евангелию от Марка, но благодаря текстологической критике видно, что Матфей и Лука также обращались к другому источнику наряду с евангелием от Марка, который уже не существует.

Этот источник известен как гипотетический Q; считается, что он состоит из высказываний, которые можно найти в евангелиях от Матфея и от Луки. Хотя ученые почти единодушно признают его существование в определенный период времени, о нем действительно мало известно, как объясняет Дэн Уоллес:

«Хотя мы согласны, что Q действительно существовал, мы все еще мало знаем о нем. В конце концов все, о чем мы можем говорить – это обрывки из Q, использованные Матфеем и Лукой. Суть в том, что мы ничего не знаем о природе, размере и значении Q кроме его использования у Матфея и Луки».

Тем не менее, Q приближает нас к начальным событиям жизни Иисуса и датируется ранее написания евангелия от Марка (наше наиболее раннее евангелие приблизительно 70 г. н. э.). Некоторые исследователи датируют этот документ 40-ми годами, тогда как другие датируют 50-ми, и все же есть предположения, что его можно датировать 30-ми основываясь на шести мудрых речах, содержащихся в Q.

Тем не менее, Q предоставляет правдоподобную информацию об Иисусе. Как объясняет профессор Джеймс Данн, «Q действительно свидетельствует о реальности смерти Иисуса». Более того, источник Q предоставляет историю о трех искушениях Иисуса, заповеди блаженства, Господнюю молитву и многие отдельные изречения. Как бы там ни было, это приближает нас к смерти Иисуса до около 30 г. н. э.

12. Уникальный материал Луки, L (40-70 гг. н. э.)

 Исследователи утверждают, что автор евангелия от Луки обращался к дополнительному источнику. Его содержимое составляет то, что известно как L. L – это любой материал в евангелии от Матфея, которого нет в Q или евангелии от Марка. Таким образом считается, что при формировании своего евангелия, Лука совместил евангелие от Марка, источник Q и L.

Основание для существования L состоит в том, что есть истории, присутствующие только в евангелии от Луки. К ним относятся истории о блудном сыне и добром самарянине. L мог состоять из устной традиции либо письменных источников, или сочетания устных и письменных источников об Иисусе.

13. Уникальный материал Матфея, M (30-50 гг. н. э.)

Как и L, M – это дополнительные предания, использованные автором евангелия от Матфея. M – это информация, которой нет ни в Q, ни в L. M содержит несколько притчей Иисуса, а именно притчу о плевелах, о сокровище, о жемчужине, о неводе, о непрощающем слуге, о работниках в винограднике, о двух сыновьях, о десяти девах. Таким образом, Матфей пользовался содержимым трех источников: евангелия от Марка, Q, L.

14. Рассказ о страданиях Христа, предшествующий евангелию от Марка (33 г. н. э. +)

Это источник, который Марк (автор самого раннего евангелия) использовал для того, чтобы составить историю о страданиях Христа. На сегодняшний день этот источник признан большинством исследователей, но, кажется, его точное содержание вызывает споры. Как объясняет Уильям Лейн Крейг, «большинство библеистов сегодня согласны с этим (Что у Марка был источник, которым он воспользовался). Любое воссоздание этого источника противоречиво и не получит широкого принятия. Иными словами, до сих пор ведутся споры, относится ли стих 5 главы 15 к содержанию источника, предшествующего евангелию от Марка, но фактическое существование этого источника – общепринятый факт».

Хотя маловероятно, согласно евангелию от Марка, что мы сможем «воссоздать его с какой-либо точностью», мы можем быть уверены, что туда входило содержание последней вечери (14:12-6) и пение псалмов хвалы (14:26).

Тем не менее, как продолжил Крейг, «то, что Марк использовал и опирался на рассказ о страданиях Христа, предшествующий евангелию от Марка, сегодня принято большинством библеистов, и поскольку речь идет о столь раннем упоминании, это вероятно основано на свидетельстве очевидца».

15. Евангелие знаков (Signs Gospel), предшествовавшее евангелию от Иоанна (ранее 95 г. н. э.)

Самое позднее евангелие – это евангелие от Иоанна (95 г. н. э.), независимое от всех синоптических евангелий. Тем не менее, в нем также содержатся ссылки на источники, ему предшествующие, как объясняет Барт Эрман: «Но библеисты давно подозревали, что в распоряжении Иоанна было ранее написанное свидетельство о чудесах Иисуса (так называемый источник Знаков), как минимум, две записанные длинные речи Иисуса (источник Бесед) и, возможно, также другой источник о страданиях Христа».

16. Символы веры (35 г. н. э.)

По словам экзегета Гари Хабермаса, «символы веры «сохранили некоторые из наиболее ранних упоминаний об Иисусе с приблизительно 30-50 гг. н. э». Один символ веры, упомянутый Хабермасом, находится в 1 Коринфянам 15 (стихи 1-11) и содержит доктрины, полученные апостолом Павлом. Текст этого символа веры датируется промежутком в пять лет со времени смерти Иисуса, таким образом, являясь необычайно ранним свидетельством.

По словам профессора Дэна Уоллеса, этот символ веры говорит «о Христе, сидящем по правую руку Бога, и Павле, защищающем физическое воскресение как часть передаваемой доктрины, которую он получил, когда стал христианином, убеждения, о которых он сообщает в 50-х гг. н. э., но которые относятся к его обращению в 30-х». Еще один символ веры можно найти в послании к Филиппийцам 2:7-8 в форме гимна. Давид Десонье объясняет, что «несколько символов веры прямо говорят о факте существования Христа, включая рождение, человечность, и родословную. Как один из примеров, Филиппийцам 2:7-8 считается частью «предшествовавшего Павлу гимна» ранней церкви, удостоверяет человеческую природу Христа».

Десонье продолжает: «Наиболее ранние доступные материалы о жизни Иисуса – это устные символы веры зарождающейся христианской церкви. Эти символы были сформулированы за годы до написания книг Нового Завета, и передавались из уст в уста для новообращенных христиан».

17. Таллос (50 г. н. э.)

Хотя сохранились только фрагменты его трудов, Юлий Африкан (160-240 гг. н.э.) выступает против объяснения Таллосом тьмы, которая наступила в день Пасхи во время распятия Христа. Таллос пытается объяснить тьму природными явлениями, как, например, солнечное затмение, но Африкан утверждает, что солнечное затмение невозможно в полнолуние.

Светский ученый второго века Флегонт из Тралл, вероятно, также упоминает тьму и пытается объяснить ее с помощью солнечного затмения. Флегонт также сообщает, что это событие произошло во время правления Тиберия Кесаря. Стоит процитировать отрывок из «Хронографии» Юлия Африкана, где написано:

«Весь мир придавила весьма страшная тьма. Скалы раскололись от землетрясения и многие места в Иудее и других областях были разрушены. Эту тьму Таллос в третьей книге своей «Истории» называет, по моему мнению, безосновательно, солнечным затмением. Ибо евреи празднуют Пасху на 14 день лунного календаря, а страдания нашего Господа приходятся не день перед Пасхой.

Но солнечное затмение возможно только когда Луна проходит под Солнцем. И оно не могло произойти ни в какое другое время… Флегонт записал, что во время Тиберия Кесаря, в полнолуние было полное солнечное затмение с шестого часа до девятого – явно то самое, о котором мы говорим».  

Уильям Лейн Крейг, философ и экзегет, утверждает, что «с одной стороны, если Таллос написал свою «Историю» раньше евангелий, тогда его свидетельство очень интересно. Точная дата написания его труда неизвестна, но большинство библеистов  датируют «Историю» Таллоса серединой первого века, то есть где-то приблизительно 50 г. н. э., всего лишь 20 лет спустя после распятия Иисуса в 30 г. н. э. В отличие от этого, большинство ученых датируют евангелие от Марка 66-70 гг. н. э.».

Тем не менее, мы можем извлечь некоторую информацию из этого отрывка. Один комментатор объясняет: «Если бы уцелело больше записей Таллоса, возможно, у нас было бы больше информации о распятии Иисуса. Но есть нечто, что мы можем получить из этого отрывка: Иисус жил, Он был распят, и во время Его распятия произошло землетрясение и тьма».

18. Флегонт (140 г. н. э.)

Так же, как в случае с Таллосом, Юлий Африкан упоминает историка по имени Флегонт, написавшего «Историю» около 140 г. н. э. В его трудах мы находим упоминание о тьме, сопровождавшей распятие и попытку объяснить ее. Как объясняет Африкан в своей «Хронологии», «Флегонт записал, что во время Тиберия Кесаря, в полнолуние, было полное затмение солнца с шестого до девятого часа».

Другой отец церкви, Ориген, упоминает о трудах Флегонта: «И в отношении затмения во время Тиберия Кесаря, в царствование которого Иисус был распят, и за которым последовало великое землетрясение…»

19. Лукиан из Самосаты (120 – 180 гг. н. э.)

Лукиан – греческий сатирик второго века, высмеивавший Христа и христиан. Он был хорошо образован и его перу принадлежат более 80 книг. Примечательно, что в своих трудах он подтверждает, что Иисус был казнен на кресте и что он был основателем христианства:

«Вы знаете, христиане поклоняются человеку до наших дней – выдающейся личности, учредившему их исходные обряды и за это распятому… Их первый законодатель внушил им, что все они – братья с того момента, как обратились и отвергли греческих богов, и поклонились распятому мудрецу, и стали жить по его законам».

По словам Роберта Ван Ворста, Луциан «знает, что христиане поклоняются богу, который был человеком, и который был распят в Палестине… Он точно передает некоторые сведения о христианстве второго столетия».

Комментатор Джим Уоллес говорит, что Луциан «действительно подтверждает, что они были реальными людьми и никогда не говорит о них, как о вымышленных персонажах». Это важная информация, поскольку если бы Иисус действительно был вымышленным персонажем, Луциан бы это обнаружил и, весьма вероятно, использовал бы в своих сатирических произведениях.

По Луциану получается, что Иисус действительно существовал, что он был основателем христианства, ему поклонялись последователи, и пострадал на кресте. Ученый Ван Ворст также утверждает, что Луциан не почерпнул эту информацию из христианской литературы:

«Употребление не встречающихся в Новом Завете слов «покровитель», «законодатель» и, в особенности, характерное для него слово, обозначающее «распятый» также свидетельствует в пользу того, что это не новозаветный источник. Итак, нет никаких литературных или устных связей между Луцианом и Новым Заветом и другой раннехристианской литературой в отношении личности Иисуса».

Что мы знаем об Иисусе из этих источников

1. Небиблейские факты

Гари Хабермас показывает, что на основе одних только небиблейских источников можно установить, что у Иисуса был брат по имени Иаков (Иосиф Флавий), он находился в Палестине (Тацит, Луциан, «Деяния Пилата»). Иисус был известен как мудрый, добродетельный и нравственный человек (Иосиф Флавий, Мара бар Серапион), о котором известно, что он творил чудеса («Деяния Пилата»), и пророчествовал слова, которые сбылись (Флегонт, ср. Иосиф Флавий). В результате своего служения он приобрел много учеников, как из иудеев, так и из язычников (Иосиф Флавий, Талмуд). В начале своего служения он встретил человека по имени Иоанн Креститель, который его крестил (Иосиф Флавий).

Иисусу поклонялись как божеству (Плиний, Луциан), и некоторые верили, что он – мессия (Иосиф Флавий) и называли его «царем» (Мара бар Серапион). Некоторые считали Иисуса философом с необычным учением (Луциан, Мара бар Серапион, Евангелие Фомы). Иудейские начальники судили Иисуса как отступника (Талмуд, ср. Апокриф Иоанна) и никто не заступился за Иисуса на суде (Талмуд).

Он умер от руки Понтия Пилата (Тацит), который распял его (Иосиф Флавий, Талмуд, Луциан, Евангелие истины, «Деяния Пилата»). Это произошло в канун Пасхи (Талмуд), он был пригвожден ко кресту (Флегонт, Евангелие истины, «Деяния Пилата», ср. Тацит) и после его смерти палачи бросали жребий о его одежде («Деяния Пилата»). Во время распятия была трехчасовая тьма (Таллос, Флегонт) и землетрясение (Флегонт), что подтверждает описанное в Новом Завете.

Учение Иисуса распространилось после его смерти (Тацит, ср. Светоний, Плиний), христианская религия получила свое название от имени Иисуса (Тацит), христиане сформировали слой общества (Плиний) и упражнялись в вере в учение Иисуса (Луциан). Христиане также верили в свое вечное бессмертие и презирали смерть (Луциан), и что смерть Иисуса обеспечила их спасение (Евангелие истины).

Ученики не оставили учения Христа даже несмотря на гонения (Иосиф Флавий) и многие христиане были изгнаны из Рима за их веру в него (Светоний). Многиие все еще находились в Иерусалиме во время падения Иерусалима в 70 г. н. э. (Тацит, Светоний). Их описывали как нарушителей закона за то, что они тайно встречались и обвиняли в том, что они пьют кровь и сжигают своих детей (Плиний, ср. Траян, Адриан).

По словам Хабермаса, несколько поддельных гностических источников также подтверждают книги Нового Завета. Они рассказывают, что однажды Иисус спросил своих учеников, кем они его считают (Евангелие Фомы), что Иисус был плотью и кровью (Евангелие истины, Трактат о воскресении) и что у него был титул «Сын человеческий» (Евангелие Фомы). Об Иисусе также сказано, что он «Сын Божий» (Евангелие истины, Трактат о воскресении, Евангелие Фомы).

Поэтому мы можем набросать исторический портрет первого христианства.

2. Факты от отцов первой церкви

Иисус стал человеком (Варнава), родился от Марии (Игнатий), которая была девственницей (Игнатий, Иустин), он пришел из колена Иудина (Иустин), из рода Иессея и Давида (Игнатий, Иустин). Иисус родился в городе Вифлеем недалеко от Иерусалима, его рождение записано и может быть подтверждено записями Квириния, который был первым прокуратором Иудеи (Иустин).

Иисуса посетили арабские волхвы, которые сначала встретились с Иродом (Иустин). В своем публичном служении Иисусу предшествовал Иоанн, который крестил его (Игнатий), Иисус избрал апостолов (Варнава, Иустин).

Иисус творил чудеса (Квадрат, Варнава, Иустин). Мы также видим, что некоторые были исцелены, другие воскресли из мертвых и некоторые из очевидцев этих событий до сих пор живы (Квадрат) и что Понтий Пилат подал отчет для римских чиновников, подтверждающий эти детали (Иустин).

В добавление к этому, Иисус исполнил ветхозаветные пророчества, таким образом, подтвердив свои заявления (Иустин), и сам изрек пророчества, исполнившиеся позднее (Флегонт), в соответствии с чем Иисус предсказал свое воскресение (Иустин).

Эта статья была переопубликована с сайта James Bishop с позволения автора.

Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в соц. сетях!

ВАМ БУДУТ ИНТЕРЕСНЫ ЭТИ СТАТЬИ: