Стены Иерихона

Археология подтверждает: они действительно упали

Автор: Брайант Вуд (Bryant Wood)
Источник: creation.com
Перевод: Елена Бондаренко
Редактура: Владимир Силенок

Недавние захватывающие открытия показывают, что с древним городом Иерихон произошло нечто необычное. Хорошо укрепленный, с практически неприступной двойной стеной город. Что стало причиной его внезапного разрушения? Узнайте, почему важно то, что даже в наше время можно увидеть продовольственные склады его обитателей там, где они были оставлены … 

_____________________________________________

Доктор Вуд стоит у подножия каменной подпорной стены, обнаруженной итальянскими археологами в южной части Иерихона в 1997 году. Израильтяне маршировали вокруг этой стены, когда атаковали город, как описано в книге Иисуса Навина 6.

При слове «Иерихон» вспоминаются марширующие израильтяне, звуки труб и падающие стены. Это чудесная история веры и победы, но было ли это на самом деле?

Скептик сказал бы: нет, это всего лишь народная сказка, объясняющая руины Иерихона. Основная причина такого негативного взгляда — раскопки на этом месте, проводившиеся в 1950-х годах под руководством британского археолога Кэтлин Кеньон. Она заключила:

«Печальным фактом является то, что от городских стен позднего бронзового века, на период которого, согласно любой датировке, приходилась атака израильтян, не осталось и следа… Таким образом, раскопки Иерихона не пролили света на стены Иерихона, разрушение которых так ярко описано в Книге Иисуса Навина».[1]

Томас А. Холланд (Thomas A. Holland), который был редактором и соавтором отчетов Кеньон о раскопках, резюмировал очевидные результаты следующим образом:

«Кеньон пришла к выводу, ссылаясь на теорию военного завоевания и стены ПБВ [позднего бронзового века], что не было никаких археологических данных, подтверждающих тезис о том, что город был окружен стеной в конце LB I [ок. 1400 г. до н.э.].»[2]

Однако тщательное изучение археологических свидетельств, собранных на протяжении этого столетия, приводит к совершенно другому выводу.

Укрепления Иерихона

Перед тем, как израильтяне вошли в землю обетованную, Моисей сказал им, что теперь они собираются пересечь реку Иордан, чтобы изгнать народы, которые были больше и сильнее их самих, с большими городами, стены которых достигали как бы до неба (Второзаконие 9:1).

Кропотливая работа Кеньон показала, что Иерихон действительно был сильно укреплен и что он был сожжен огнем. К сожалению, она неправильно датировала свои находки, что привело к расхождению между открытиями археологии и Библией. 

Керамика, найденная в Иерихоне Джоном Гарстангом (John Garstang). Эта своеобразная керамика, украшенная красными и черными геометрическими узорами, использовалась только в 15 веке до нашей эры, во времена израильского завоевания согласно библейской хронологии.

Она пришла к выводу, что город Иерихон бронзового века был разрушен египтянами около 1550 г. до н. э. Однако углубленный анализ свидетельств показывает, что разрушение произошло около 1400 г. до н.э. (конец периода поздней бронзы, или LB I), именно тогда, когда, согласно Библии, произошло завоевание.[3]

Курган, или «тель», Иерихона был окружен огромным земляным валом или насыпью с каменной подпорной стеной у основания. Высота подпорной стены составляла от четырех до пяти метров (12–15 футов). Поверх нее возвышалась стена из глинобитного кирпича толщиной два метра (6 футов) и высотой от шести до восьми метров (20–26 футов).[4]

На гребне насыпи находилась аналогичная стена из сырцового кирпича, основание которой находилось примерно на высоте 14 метров (46 футов) выше уровня земли за пределами подпорной стены (см. схему). Именно она возвышалась над израильтянами, когда они каждый день в течение семи дней обходили город. С человеческой точки зрения, израильтянам было невозможно проникнуть в неприступный бастион Иерихона.

Внутри верхней стены находилась территория площадью примерно в шесть акров, тогда как общая площадь верхнего города и фортификационной системы была на 50% больше, или около девяти акров. Если исходить из эмпирического правила археологов — 200 человек на акр, то население верхнего города должно было составлять около 1200 человек.

Однако из раскопок, проведенных немецкой командой в первом десятилетии этого столетия, мы знаем, что люди жили и на насыпи между верхней и нижней городскими стенами. Кроме того, хананеи, жившие в окрестных деревнях, в поисках защиты бежали бы в Иерихон. Таким образом, можно предположить, что в момент прихода израильтян в город внутри стен находилось несколько тысяч человек. 

Павшие стены

Жители Иерихона были хорошо подготовлены к осаде. Внутри городских стен находился обильный источник, снабжавший водой как древний, так и современный Иерихон. На момент нападения урожай был только что собран (Книга Иисуса Навина 3:15), поэтому у горожан был достаточный запас еды.

Схематическое поперечное сечение системы укреплений Иерихона на основе западной траншеи Кеньон.

Это подтверждают многочисленные большие кувшины с зерном, найденные в ханаанских домах Джоном Гарстангом (John Garstang) во время раскопок в 1930-х годах, а также Кеньон. Имея обильные запасы пищи и воды, жители Иерихона могли продержаться, возможно, несколько лет.

Писание говорит нам, что после седьмого обхода города на седьмой день стена «обрушилась» (Иисуса Навина 6:19). Еврейский язык здесь содержит возможность предположения, что она «провалилась под себя».[5] Есть ли свидетельства такого события в Иерихоне?

Оказывается, существует множество доказательств того, что городская стена из сырцового кирпича рухнула и сложилась у подножия каменной подпорной стены в тот момент, когда город встретил свой конец.

Работа Кеньон была наиболее подробной. На западной стороне кургана, у основания подпорной (или укрепительной) стены, она обнаружила:

«Упавшие красные кирпичи, нагроможденные почти до самого верха укрепительной стены. Вероятно, они были частью стены на вершине насыпи [и/или]… из кирпичной кладки над укрепительной стеной».[6]

Другими словами, она нашла груду кирпичей от рухнувших городских стен! Итальянская команда, проводившая раскопки на южной стороне кургана в 1997 году, обнаружила то же самое.

Художественная реконструкция северной части древнего Иерихона по материалам немецких раскопок 1907–1909 годов. Обратите внимание на дома, построенные у городской стены из сырцового кирпича, которая опирается на каменную подпорную стену. Библия говорит, что дом Раав был построен у городской стены (Иисуса Навина 2:15).

Согласно Библии, дом Раав был включен в систему укреплений (Иисуса Навина 2:15). Если стены рухнули, как же ее дом уцелел? Как вы помните, соглядатаи велели Раав привести семью в её дом чтобы спасти.

Когда израильтяне штурмовали город, Раав и ее семья были спасены, как и было обещано (Иисуса Навина 2:12–21; 6:16, 21–22). В северной части кургана Иерихона археологи сделали несколько поразительных открытий, которые, кажется, имеют отношение к Раав.

Немецкие раскопки 1907–1909 годов показали, что на севере небольшой участок нижней городской стены обрушился не так, как везде. Часть этой стены из сырцового кирпича все еще стояла на высоте более двух метров (восемь футов).[4]

Более того, у стены были построены дома! Вполне возможно, что именно здесь находился дом Раав.[7] Поскольку городская стена образовывала заднюю стену этих домов, соглядатаи могли легко скрыться. От этого места на северной стороне города было совсем недалеко до холмов Иудейской пустыни, где соглядатаи прятались три дня (Иисуса Навина 2:16, 22).

Стоимость недвижимости здесь, видимо, была невысокой, поскольку дома располагались на насыпи между верхней и нижней городскими стенами. Не самое лучшее место для жизни во время войны! Этот район, без сомнения, был переполнен жителями верхнего города и городской беднотой, возможно, даже был районом трущоб.

Как израильтянам удалось преодолеть подпорную стену высотой четыре-пять метров (12–15 футов) у основания кургана после падения городских стен? Раскопки показали, что кирпичи от рухнувших стен образовали пандус к подпорной стене, так что израильтяне могли просто забраться на вершину.

Библия очень точно описывает, как израильтяне вошли в город: «народ пошёл в город, каждый с своей стороны [то есть, прямо перед собой и поверх стены]» (Иисуса Навина 6:19). Израильтянам пришлось подниматься, и именно это показала археология. Чтобы войти в город, им пришлось пройти от уровня земли у подножия теля до вершины вала.

Уничтожение огнем

Израильтяне сожгли город и все, что в нем (Иисуса Навина 6:23). Археологические находки еще раз подтвердили истинность этой записи. На восточной стороне кургана была раскопана часть города, разрушенного израильтянами. Везде, где археологи доходили до этого уровня, они обнаруживали слой пепла и обломков толщиной около одного метра (трех футов). Кеньон описала масштабные разрушения следующим образом:

«Разрушение было полным. Стены и полы почернели или покраснели от воздействия огня, и каждая комната была завалена упавшими кирпичами, бревнами и домашней утварью; в большинстве комнат упавшие обломки сильно обгорели, но обрушение стен восточных комнат, судя по всему, произошло ещё до того, как они пострадали от огня».[6]

Доктор Вуд на каменной подпорной стене указывает на остатки стены из сырцового кирпича, которая когда-то стояла здесь. Стена рухнула, как сказано в Библии (Иисуса Навина 6:19).

И Гарстанг, и Кеньон нашли множество кувшинов, наполненных зерном, оказавшихся в огненной стихии. Это уникальная находка в анналах археологии.

Зерно имело ценность не только как источник пищи, но и как товар, который можно было обменять. При обычных обстоятельствах такие ценности, как зерно, были бы разграблены завоевателями. Почему зерно оставили в Иерихоне? Библия дает ответ. Иисус Навин повелел израильтянам, чтобы город и все, что в нем, было посвящено Господу (Иисуса Навина 6:16).

Зерно, оставленное в Иерихоне и найденное археологами в наше время, наглядно свидетельствует о послушании израильтян почти три с половиной тысячелетия назад. Только Ахан не повиновался, что привело к разгрому в Гае, описанному в книге Иисуса Навина 7.

Такое большое количество зерна, оставленного нетронутым, молчаливо свидетельствует об истинности еще одного аспекта библейского повествования. На покорение сильно укрепленного города с обильным запасом еды и воды обычно уходили многие месяцы, а то и годы. Библия говорит, что Иерихон пал всего через семь дней. Кувшины, найденные в развалинах Иерихона, были полными, что свидетельствует о том, что осада была недолгой, поскольку люди, находившиеся внутри стен, употребили очень мало зерна.

Уроки Иерихона

Когда-то Иерихон считался «библейской проблемой» из-за кажущегося разногласия между археологией и Библией. Однако если археология интерпретируется правильно, то дело обстоит как раз наоборот. Археологические данные подтверждают историческую точность библейского повествования во всех деталях. Каждый аспект этой истории, который мог быть подтвержден археологическими находками, на самом деле подтверждается.

Существует множество предположений относительно того, как рухнули стены Иерихона. И Гарстанг, и Кеньон обнаружили свидетельства землетрясения в то время, когда город встретил свой конец. Если Бог действительно использовал землетрясение для достижения Своих целей в тот день, это все равно было чудом, поскольку оно произошло именно в нужный момент и проявилось таким образом, чтобы защитить дом Раав. Независимо от того, какое средство использовал Бог, в конечном итоге именно Он, благодаря вере израильтян, разрушил стены. После того как народ ходил вокруг них семь дней — «верою пали стены Иерихона» (Евреям 11:30).

Иерихон не только показывает нам, насколько важно не сбрасывать со счетов Библию из-за некого очевидного конфликта со светской наукой, но также и сегодня является прекрасным духовным уроком для народа Божьего. Бывают моменты, когда мы сталкиваемся с огромными «стенами», которые невозможно разрушить человеческими силами. Если мы будем верить в Бога и следовать Его заповедям, Он совершит «великое и недоступное» (Иеремии 33:3) и даст нам победу.

Ссылки и примечания

1. Kenyon, K.M., Digging Up Jericho, London, Ernest Benn, pp. 261–62, 1957. 
2. Holland, T.A, Jericho, The Oxford Encyclopedia of Archaeology in the Near East, Vol. 3, pp. 220–24, ed. Eric. M. Myers, New York, Oxford University Press, p. 223, 1997. 
3. Wood, B.G., Did the Israelites Conquer Jericho?, Biblical Archaeology Review 16(2):44–58, March–April 1990. 
4. Sellin, E. and Watzinger, C., Jericho die Ergebnisse der Ausgrabungen, Osnabrück, Otto Zeller Verlag, p. 58, 1973 (reprint of the 1913 edition). 
5. Корень слова тахтейха в Иисуса Навина 6:4, 19 — тахат, что означает «под», «внизу» с возвратным местоименным суффиксом 3-го лица женского рода единственного числа ха, отсылающим к хо́мах — «стена».
6. Kenyon, K.M., Excavations at Jericho, 3:110, London, British School of Archaeology in Jerusalem, 1981.
7. Еврейская фраза в книге Иисуса Навина 2:15 — беки́р ѓахо́ма. Обычно кир означает небольшую стену, но может также обозначать вертикальную поверхность стены. Лексикон Брауна, Драйвера и Бриггса (Brown, Driver and Briggs) предполагает это для Книги Иисуса Навина 2:15 (стр. 885), и в этом случае предлог бе будет означать «против» (стр. 89). Таким образом, буквально «ее дом [был построен] против вертикальной поверхности [городской] стены».

Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в соц. сетях!

ВАМ БУДУТ ИНТЕРЕСНЫ ЭТИ СТАТЬИ: