Угнетаются ли женщины в церквях?

Автор: Наталья Герман
Источник: yesodbiblecenter.com 
Редактура: Владимир Силенок 

Недавно я наткнулась на статью Криса Валлотона, в которой он пишет:

«Многие женщины каждый день просыпаются в мире дискриминации просто из-за своего пола. Но наиболее тревожным аспектом этого притеснения является то, что его часто возглавляет церковь!

Многие верующие разработали теологию, которая активно использует Библию, чтобы лишить женщин права занимать самые ответственные руководящие должности, особенно в церкви. Я потрясен количеством христианских лидеров, которые убеждены, что женщины не так квалифицированы, не призваны и не одарены, чтобы руководить, как мужчины. Аргумент в пользу лишения женщин прав и возможностей женщин нелогичен, не соответствует Библии и устарел!

Я хотел бы предположить, что любое подобное мышление, низводящее женщин на более низкую ступень власти или авторитета, давно в прошлом, и нам уже пора приступить к программе, которую Иисус проповедовал на протяжении всего Своего служения».[1]

Как женщина, я уважаю этого автора — мужчину за поддержку и высокую оценку женщин, но я категорически не согласна с его взглядом на роль женщин в служении.

В своей статье Крис утверждает, что угнетение женщин противоречит Писанию. С этим, конечно, я полностью согласна. В то же время я утверждаю, что Библия представляет достаточно доказательств того факта, что Бог назначил мужчинам и женщинам их уникальные духовные роли в самом начале первобытной истории.

Можем ли мы считать решение Бога жестоким только потому, что оно не соответствует нашему ограниченному человеческому пониманию?

Конечно, нет! Более того, я утверждаю, что любая попытка с нашей стороны нарушить порядок, установленный Богом для мужского и женского служения будет бесчестием Бога.    

Прежде чем продолжить обсуждение, давайте вспомним о предупреждении Бога, данном в Откровении 14: 6-7: “И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу; и говорил он громким голосом: убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод.”   

    Вопреки многим женоненавистническим тенденциям на протяжении истории церкви, а также в ТаНаХе (Ветхом Завете) и в Новом Завете женщины рассматриваются как драгоценные сосуды Бога. Как и мужчины, женщины созданы по образу Бога, призваны продвигать святое Царство Бога на земле, несут ответственность за свои действия и равны мужчинам в Божьем плане спасения (Бытие 1: 27–28). И Ева, и Адам получили благословение Бога, и им велено размножаться и «владычествовать над рыбами морскими, над птицами небесными и над всем живым существом, движущимся по земле» (Бытие 1:28). Этот текст демонстрирует, что Бог хочет, чтобы оба пола несли ответственность и заботились о прекрасной природе, которую Он доверил им.

   Более того, Бог удивительным образом использовал женщин в истории и подал духовный пример будущим поколениям. Сара, Ревекка и Рахиль стали прародительницами двенадцати колен Израилевых, а Мария была избрана матерью Иисуса Мессии (Бытие 21: 2, 25:21; Матфея 1:18). Кроме того, Анна служила образцом для безоговорочного доверия к Богу Израиля (1 Царств 1:20). Авигея, жена своего неблагодарного мужа Навала, демонстрирует образцовую мудрость, спасая своего мужа от смерти, а Давида от греховного кровопролития (1 Царств 25: 2-38). Кроме того, Притчи 31:10-31 изображают могущественную женщину, обладающую разнообразными навыками, которая никоим образом не выглядит угнетенной. В Притчах 31:25 говорится, что «сила и достоинство — одежда ее». Она двигатель своего дома — она принимает жизненно важные решения как торговец или бизнес-леди, она сажает виноградники, поддерживает семью и работников, занимается благотворительностью, поощряет мужа в служении Господу и обществу и учит доброте и мудрости (стих 26). Этот библейский образ женщины был настолько популярен и воспринят в иудаизме, что Притчи 31: 10-31 обычно читаются в еврейских домах в Шаббат.[2]  

    Еще одно упоминание о наставлениях женщин находится в Притчах 6:20-21, где наставления отца и матери представлены как равноценные: «Сын мой! Соблюдай заповедь отца твоего и не отступай от закона матери твоей; связывай их на сердце твое и обвяжи ими шею твою». Обучение, руководство и ободрение — драгоценные дары, которые Бог дал женщинам, чтобы они могли изменить жизнь к лучшему в их семьях и общинах.

   Однако Священное Писание показывает, что, хотя роли женщин в жизни и служении так же важны, как и роли, отведенные мужчинам, они все же разные. Только мужчинам дается духовная сила и власть, которые делают их духовными главами семьи и позволяют им служить в качестве священника или епископа для обоих полов.

По этой причине в Писании невозможно найти ни одного примера, когда женщина была бы священником, царем или епископом.

 Следует ли рассматривать это как сексистское, оскорбительное богословие, изобретенное мужчинами в патриархальном обществе? Или это «временное угнетение» женщин, установленное Богом как проклятие за непослушание Евы (см. Бытие 3:16), которое было отменено на кресте Голгофы? Нет, и еще раз, НЕТ!

Распределение ролей в служении, которое можно найти в Писании, является проявлением совершенного порядка, установленного Богом для человечества с момента его зарождения.

    Давайте посмотрим рассмотрим этот важнейший вопрос более детально.

    Бытие 2:7, 18–23 показывает, что сначала был сотворен Адам, а затем Ева как его помощница (Бытие 2: 7, 18–23). Последовательность создания предполагает, что Бог создал Еву для Адама, а не Адама для Евы. Это также предполагает, что Адам должен был стать лидером в своей семье. Кроме того, порядок творения отражает концепцию «первородства» — ветхозаветной практики, в которой первенец имеет первенство и власть в семье для этого поколения (Бытие 25: 27–34; 35–23; 38: 27–30; Второзаконие 21: 15–17).

    Апостол Павел опирается на принцип первородства, утверждая, что женщины не могут осуществлять духовную власть над мужчинами в церкви или в семье: «Жена да учится в молчании, со всякою покорностью; а учить ей не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева» (1 Тимофею 2: 11–13).

   Кроме того, Адам и Ева были созданы, чтобы отразить тайну взаимоотношений между Лицами Триединого Бога. Павел утверждает в 1 Коринфянам 11:3: «Но я хочу, чтобы вы понимали, что Христос — глава всякого мужчины, мужчина — глава женщины, а Бог — глава Христа». Хотя Отец, Сын и Святой Дух равны по божественной сущности и «составляют» одно Божество, они различны в некоторых функциях. Именно Отец послал Своего Сына искупить грехи мира (Иоанна 3:16), однако именно Сын умер на кресте (Матфея 27: 32–56), и тем не менее именно Святой Дух утешает, наставляет и направляет верующих во всякую истину (Иоанна 14:26).

    Динамика между Отцом и Сыном должна была проявиться в главенстве семьи, как мы находим в 1 Коринфянам 11:3: «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог».

   Кроме того, Адам, а не Ева, сначала получает наставления от Бога. В Бытие 1:28 Бог повелевает и Адаму, и Еве умножать и подчинять Божье творение. Однако Бог конкретно запрещает Адаму до сотворения Евы есть от дерева познания добра и зла: «Господь Бог заповедал человеку, сказав: «С любого дерева в саду ешь свободно; а с дерева познания добра и зла не ешьте, ибо в день, в который вы вкусите от него, непременно умрете» (Бытие 2: 16-17). Этот факт демонстрирует план Бога: так же, как Бог учил Адама, Адам должен учить свою жену Еву, а не наоборот. Принцип мужа, представляющего Господа в домашнем хозяйстве, также отражен в Ефесянам 5:22-24: «Жены, покоряйтесь своим мужьям, как Господу. Ибо муж есть глава жены, как Христос есть глава церкви: и Он Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем». Некоторые утверждают, что ответ Евы змею в Бытие 3:3 указывает на то, что, подобно Адаму, она получила повеление непосредственно от Бога воздерживаться от дерева познания добра и зла: «Но от плода дерева, которое на земле. Посреди сада Бог сказал: не ешьте из него и не касайтесь его, чтобы не умереть». Хотя возможно, что Бог действительно проинструктировал Еву, она могла просто передать первоначальное послание Бога Адаму, переданное ей ее мужем, и не обязательно подразумевать, что Бог говорил непосредственно с ней (Бытие 3: 3). В любом случае текст ясно показывает, что Господь дал Адаму наставление относительно дерева познания до того, как была сотворена Ева (Бытие 2: 16-17). Более того, Адам, а не Ева, в первую очередь несет ответственность за грех.

Как указывалось выше, будучи сотворенным первым, получив заповедь от Бога не вкушать от дерева познания добра и зла, он взял на себя духовное первенство над своей женой — ожидалось, что Адам правильно передаст Божье наставление Еве. Духовный авторитет Адама, в свою очередь, предполагал несение ответственности за духовное благополучие их обоих. Следовательно, «коэффициент» ответственности Адама был выше, чем у Евы. Как нам напоминают в Луки 12:48: «Ибо, кому дано много, от того много потребуется; и кому люди много вверяли, от Него больше спросят». В частности, из-за того, что Адаму была доверена духовная власть над своей семьей, Бог сначала обращается к Адаму, чтобы дать отчет о том, что произошло в Эдемском саду: «И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?» (Бытие 3: 9-11).

Таким образом, хотя Ева согрешила первой и была ответственна за свой грех, она понесла на себе его последствия, человечество считаeтcя грешным из-за греха Адама, а не Евы:

«Ибо, поскольку через человека пришла смерть, через человека пришло и воскресение мертвых. Ибо, как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Коринфянам 15: 21–22).

    Очень важно отметить, «Адам не был обманут, но обманываемая женщина была в согрешении» (1 Тимофею 2:14, KJV). На мой взгляд, этот аргумент в пользу запрета женщинам проявлять духовную власть над мужчинами не имеет отношения к наказанию Евы за непослушание, изложенному в Бытие 3:16. Кроме того, 1 Тимофею 2:14 не говорит о том, что женщин легче обмануть, чем мужчин. Если бы это было так, Бог никогда бы не назначил женщин учить других женщин (Титу 2: 3-5).

Итак, что говорится в 1 Тимофею 2:14?

В нем утверждается, что стратегия сатаны соблазнила Еву, а Адама — нет. В Бытие 3: 6 говорится: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел». Хотя вполне возможно, что Адам присутствовал с Евой во время ее разговора со змеем, некоторые исследователи предполагают, что его там не было.[3]  

    Между встречей Евы со змеем и ее разговором с Адамом могло пройти какое-то время. Следовательно, Бытие 3:6 может означать, что Адам был с Евой после того, как она поговорила с сатаной и получила запретный плод. Такой сценарий объясняет отсутствие доказательств участия Адама в разговоре змея с Евой, а также утверждение Павла в 1 Тимофею 2:14 о том, что Адам не был обманут сатаной. В любом случае Адам не стал противостоять жене и не поправлял ее. Он знал, что предложенный ему Евой плод запрещен Богом, но все же он ел. Таким образом, основное преступление Адама было определено его выбором повиноваться Еве, а не Господу (Бытие 3: 6). Фактически, в Бытии 3:17 говорится, что Господь возлагал на Адама ответственность за то, что он послушался голоса своей жены, а не Его. С другой стороны, преступление Евы, как указано в 1 Тимофею 2:14, было определено как самим обманом, так и тем, что она научила своего мужа лжи, вместо того, чтобы посоветоваться с ним и повиноваться ему, как изначально было задумано Богом.

     Итак, 1 Тимофею 2:14 напрямую связывает обман Евы с запретом учить мужчин, потому что Ева решила узурпировать власть над мужчиной, которой у нее никогда не было. Таким образом, женщинам запрещено учить мужчин или проявлять эту духовную власть над мужчинами, чтобы утверждать изначальное распределение духовных ролей Богом.

    Итак, что означает Бытие 3:16: «… и он будет владычествовать над тобою»?

Я утверждаю, что Бытие 3:16 не назначало мужчинам их уникальную духовную роль, но положило начало  «эпохе узурпации власти» в будущем падшими мужчинами над падшими женщинами. Как говорит д-р Грудем:

«В наказаниях, которые Бог дал Адаму и Еве, Он не вводил новых ролей или функций, а просто вносил боль и искажение в функции, которые они выполняли ранее» (Bible Doctrine, 205).

Я утверждаю, что до грехопадения отношения между Адамом и Евой отражали отношения между Иисусом и Его церковью, которая в то время состояла только из первой безупречной человеческой пары. Отношения Мессии Иисуса с Его церковью раскрываются в Ефесянам 5:22,25-27: «Жены, покоряйтесь своим мужьям, как Господу. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил церковь и отдал Себя за нее, дабы освятить и очистить ее водным омовением словом, дабы представить себе славную церковь, не имеющую пятна или морщинки, или что-то в этом роде; но чтобы она был святой и непорочной».

    Отношения Адама и Евы в Эдеме были взаимно бескорыстными, жертвенными, смиренными и любящими с духовной властью Адама, служившей назиданием его жене, в то время как послушание Евы Адаму было направлено на почитание Бога.

    Их отношения предполагали какое-либо угнетение? Конечно, нет! Это был изначальный план Бога! Этот Эдемский сценарий также является той динамикой брака, которую Святой Дух реконструирует в нашей жизни, когда мы трансформируемся по образу нашего Мессии (Ефесянам 5:22-32). Однако грех оказал разрушительное воздействие на человеческую природу, отношения между Богом и человечеством, а также на межличностные отношения людей. Эти последствия позже отразятся на динамике мужчин и женщин после грехопадения. После грехопадения мужчины и женщины сохранили свои духовные роли, но у последних теперь было место для страха, контроля, боли, манипуляций и злоупотреблений (Бытие 3:16).

   Более того, на протяжении всей библейской истории именно через мужчин  прослеживались генеалогии и они отражали уникальные отношения этих людей с Богом. В частности, это была мужская родословная, через которую из поколения в поколение передавались благословения и проклятия (Бытие 9:1, 25; 49:28). Задача обеспечения духовного наставления, руководства, защиты, а также несение ответственности за духовное благополучие общества по-прежнему была возложена на мужчин, и это проявлялось в лидерстве мужчин на протяжении всей истории Израиля. В периоды отступничества Израиля, Господь сурово упрекал и наказывал Свой народ, прежде всего, за беззакония его руководителей-мужчин: «Главы его судят за вознаграждение, и священники его учат за плату, а пророки его — за деньги; будут ли они опираться на Господа и говорить: «Разве Господь не с нами?» никакое зло не может постигнуть нас. За вас Сион будет распахан за вас (мужчины), как поле, и Иерусалим превратится в груды груды, груды, и гора дома станет холмами в лесу» (Михей 3: 11-12). В том же ключе Мессия Иисус упрекает мужское руководство Израиля, когда говорит: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы закрыли Царство Небесное для людей; ибо вы сами не входите и входящим не позволяете войти» (Матфея 23:13).

    Вопреки утверждению Криса Валлотона о том, что «Иисус основал Женское освободительное движение»,[1] Иисус никогда не перекладывал духовные роли на женскую половину человечества.

    Итак, заявление Криса — историческое заблуждение. Во время Своего земного служения Иисус служил мужчинам и женщинам, исцеляя и обучая так же, как Он делал это до Своего воплощения. Подобно тому, как Он обратился к отчаявшейся Агари в пустыне, явившись в виде Ангела Господня. Иисус рассказал самарянке о живой воде, которую мог предложить только Он (Бытие 21:17-19; Иоанна 4:13-14). Иисус — воплощенный ЯХВЕ, несомненно, освободитель, но не от Его вечного порядка и истины, а от греха и смерти (Римлянам 8: 2). Иисус призывал мужчин и женщин быть глашатаями Его истины, но Он никогда не учил, что женщины должны быть священниками, раввинами или пасторами.

    Когда Бог Израиля начал созидать Свою церковь в Шавуот (Пятидесятницу), то Он щедро излил дары Своего Духа на всех верующих. Эти дары в равной степени распределялись как между мужчинами, так и женщинами для их назидания: «И вы — тело Христово, а порознь — члены. И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи?» (1 Коринфянам 12: 28–30).

     Павел нигде не говорит, что теперь мужчины и женщины имеют равную духовную власть и ответственность. Во-первых, в отрывке даже не упоминается пол, а во-вторых, говорится, что не все верующие имеют одинаковые назначения на служение. Как свидетельствует Новый Завет и история ранней церкви, епископы или старейшины оставались людьми, назначенными Богом, чтобы наставлять Божье сообщество и нести ответственность за его духовный рост перед Богом. Ожидалось, что женщины будут всем сердцем служить Господу драгоценными дарами Духа в качестве диаконис, пророчиц, евангелистов и так далее, согласно воле Бога (Деяния 21: 8–9; 1 Коринфянам 11: 5; Деяния 18: 26; Римлянам 16: 1-2). Женское служение пророчеств и евангелизации определенно включало преподавание Слова Божьего, но без проявления духовной власти над мужчинами и только с подчинением мужской духовной власти. Примером может служить Прискилла, которая вместе со своим мужем Акилой наставляла Аполлоса в правильном понимании Священного Писания (Деяния 18:26). Текст не указывает на то, что Присцилла обладала духовной властью над Аполлосом как раввин, священник, епископ, пастор или какой-либо руководитель церкви. Этот отрывок также не предполагает, что она проповедовала публично. Кроме того, как показано в Посланиях, когда люди Божьи проповедовали или пророчествовали, женщины должны были послушно получать их наставления, как это практиковалось в древнем Израиле: «Женщина должна спокойно получать наставления с полной покорностью. Но я не разрешаю женщине учить или управлять мужчиной» (1 Тимофею 2: 11-12).

    Я убеждена, что Библия — это богодухновенное Писание, оно непогрешимо и «полезно для обучения, для обличения, для исправления, для обучения праведности» (2 Тимофею 3:16; 2 Петра 1:21). Библия была написана не для того, чтобы соответствовать человеческой культуре, но для того, чтобы наша падшая культура подчинялась вневременному авторитету Библии. Хотя Писание написано в определенный период времени, оно актуально для всех людей во всех поколениях до скончания веков. Это божественное наставление, преобразующее жизнь учение, которое наш Небесный Отец дал нам из Своей незаслуженной любви к нам, чтобы мы не погибли. Нам следует напомнить, что, когда мы вмешиваемся в наставления Бога, мы вступаем в партнерские отношения с сатаной, как когда-то Адам и Ева в Эдемском саду (Бытие 3: 1-7).

   Есть так много способов, которыми Святой Дух дает возможность женщинам служить Ему сегодня! Он побуждает их евангелизировать, пророчествовать, молиться, советовать, поддерживать, демонстрировать изобилие плода Духа, а также учить других женщин и детей (Деяния 1:8; 1 Коринфянам 11:5; Галатам 5:22-23; Титу 2: 3-5). Женщинам запрещается только «служить пастырями или иметь духовную власть над ужчинами».[4]

   Фактически, без женщин мужчины не могут эффективно выполнять свою работу, поскольку Бог предназначил женщин быть их помощниками (Бытие 2:18). И позвольте мне указать, что понятие «помощник» никоим образом не унизительно, потому что Сам Бог определен в Писании как наш Помощник (Псалом 33:20). Итак, почему некоторые активистки-феминистки, такие как Крис Валлотон, утверждают, что расширение прав и возможностей женщин — это есть обучение и руководство над мужчинами?[1]

   Когда в нашем современном обществе так много боли, беззакония и смерти, почему некоторые христиане тратят свое время и энергию на продвижение мировой феминистской идеологии вместо того, чтобы искать и спасать заблудших? Можем ли мы поистине угождать и прославлять Бога чуждым огнем (Левит 10: 1)? Давайте остановимся и подумаем об этом.

Ссылки и примечания

1. Kris Vallotton, 4 REASONS WHY WOMEN ARE OPPRESSED IN THE CHURCH (AND WHY IT’S NOT OKAY), Oct 25, 2019 https://www.krisvallotton.com/4-reasons-women-oppressed-church-not-okay 
2. https://theisraelbible.com/bible/proverbs-31/ 
3. Bodie Hodge, Was Adam With Eve When She Spoke to the Serpent?, August 31, 2010 https://answersingenesis.org/adam-and-eve/was-adam-with-eve-when-she-spoke-to-the-serpent/ 
3. What does the Bible say about women pastors? https://www.gotquestions.org/women-pastors.html 

Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в соц. сетях!

ВАМ БУДУТ ИНТЕРЕСНЫ ЭТИ СТАТЬИ: