Существовал ли Грех до грехопадения Адама?
Автор: Филип Белл (англ. Philip Bell)
Источник: creation.com
Перевод: Дарина Шестопалова
Редактура: Владимир Силенок, Сергей Воробьев
Каким бы странным ни казался этот вопрос на первый взгляд, но логическим следствием «старой земли» и теистических эволюционных взглядов является то, что мир был полон греховных помыслов и поступков на протяжении сотен тысяч лет «доисторической эпохи», задолго до того, как существовали библейские Адам и Ева. Следующий отрывок из книги «Эволюция и христианская вера» исследует этот вопрос, который часто ускользает из виду.[1]
На протяжении многих лет большая часть богословских споров между традиционными креационистами[2] и верующими, что Земле – миллиарды лет, была связана с вопросом смерти. Была ли в мире смерть до грехопадения? И если да, то что это была за смерть и на каких существ она распространялась? Это важные вопросы, но есть родственный вопрос, который почти полностью игнорируется. Если, как утверждают многие теистические эволюционисты, люди произошли от предков-гоминидов, которые, если возвращаться назад во времени, были все менее человечными, то когда именно, по их мнению, грех вошел в мир? Ведь Новый Завет однозначен: грех пришел в мир через исторический бунт Адама и Евы.
Многие теологи соглашаются с преобладающим культурным представлением о том, что за десятки тысяч лет до Адама (независимо от того, рассматривается ли он как реальный человек или метафорическая фигура) существовали расы предков человека (гоминидов), которые не были людьми. Считается, что, за исключением души и духовного сознания, во многих других отношениях они были такими же, как мы. Все придерживающиеся эволюционного мировоззрения безоговорочно верят, что такие гоминиды совершали весь спектр деяний, которые сегодня мы, моральные люди, признаем греховными — похоть, изнасилование, корысть, воровство, убийство и многое другое.
В отличие от антропологов-креационистов (которые считают, что большинство окаменелостей, отнесенных к роду Homo, являются потомками Адама[3]), теистические эволюционисты учат, что существует духовный разрыв между Homo sapiens и всеми предшествовавшими ему видами. Таким образом, Homo ergaster, H. erectus, H. heidelbergensis (архаический H. sapiens), H. antecessor, H. neanderthalensis и H. floresiensis — если назвать лишь некоторых из общих предполагаемых предков или древних родственников человека — были бездушными. То есть им не хватало моральных и духовных способностей, которыми сегодня наделены люди. С другой стороны, большинство антропологов, придерживающихся исторической, особой точки зрения сотворения мира, считают эти виды рода Homo полностью человеческими потомками Адама. Это основано на сравнении их костной анатомии и даже сравнении последовательностей ДНК в некоторых случаях (см. Neandertal genome like ours).
Испорченный Образ Божий
В рамках теистической эволюции, а также многих других взглядов «старой земли» (например, прогрессивный креационизм и теория разрыва), все представители Homo sapiens (наш собственный вид), которые жили до того момента, когда Бог создал их по Своему подобию, также были бездушными. Истинное человечество возникло только тогда, когда Бог даровал Свой образ и подобие избранным представителям вида. После того, как Бог вдохнул в этих избранных протолюдей души, они стали «Homo divinus». Если это так, то в каком месте летописи окаменелостей теистические эволюционисты ищут Адама? Их мнения произвольны и противоречат библейскому учению об образе Бога. Отвергая исторического Адама, Дениc Ламурё пишет: «Знаковый выпуск журнала Christianity Today в июне 2011 года содержал обложку с изображением мужчины, похожего на неандертальца, с заголовком «В поисках исторического Адама» … Эта статья CT является доказательством того, что историчность Адама не является решенным вопросом».[4]
Отталкиваясь от этого примера, возникает закономерный вопрос: были ли, по мнению теистических эволюционистов, неандертальцы грешниками? Кто-то может ответить: «Конечно, нет, это же были просто животные. Животные невиновны с моральной точки зрения, в отличие от людей». Что же тогда мы должны делать с тем фактом, что геном (код ДНК) неандертальцев похож на наш собственный?[5] А как насчет значительных доказательств того, что люди с классическими чертами неандертальцев (например, более крепкий скелет, выступающие надбровные дуги, более выступающая средняя часть лица и костный выступ на затылке), скрещивались с такими же людьми, как и мы?[6] Другими словами, данные показывают, что люди с морфологией неандертальцев и так называемые «современные люди» (у которых обычно отсутствовали эти «неандертальские» черты) вступали в брак.
Грех до Эдема?
Разве концепция двуногих человеческих предков Адама (которые внешне мало отличались от нас и были репродуктивно совместимы с современными людьми), совершавших инцест, изнасилование, убийство и каннибализм, не вызывает у нас дискомфорта? Логично рассматривать такие вещи как результат грехопадения. Однако в рамках теистической эволюционной модели наши бездушные предки, предположительно, делали это в течение сотен тысяч лет в Божьем «очень хорошем» мире (Бытие, 1:31).
Растущее осознание того, что неандерталец был гораздо более человечным, чем считалось до сих пор, подтолкнуло двух авторов к следующим утверждениям: « … если бы его возродили и поместили в нью-йоркское метро – при условии, что его искупали, побрили и одели в современную одежду – то маловероятно, чтобы он бы привлек больше внимания, чем некоторые другие жители».[7] Если бы именно из этого неандертальского рода (или какого-то близкого) Бог создал бы нас, то это указывало бы на то, что мы, с точки зрения биологии, относимся к одному роду. Священное Писание учит, что у людей иная «плоть», отличающаяся по своему «роду» от различных видов животных (1 Коринфянам, 15:39).[8] Тем не менее, согласно теистической эволюции, предки, которые очень похожи на нас, как на основе ископаемых, так и свидетельств ДНК, были бездушными. Предположительно, аргумент будет заключаться в том, что они не были виновны в мерзких и ужасных действиях, которые мы считаем морально предосудительными сегодня.
Писание ясно говорит, что грех различного рода на самом деле растлевает землю с точки зрения Бога (но, к счастью, все это растление будет удалено на новой земле). Примеры: сексуальная распущенность (Иеремия, 3:2), прелюбодеяние (Иеремия, 3:1), идолопоклонство (Иеремия, 16:18; Деяния, 15:20), кровопролитие (Числа, 35:33), принесение в жертву детей (Псалом 106:38). Тем не менее, если мы вообразим, что вернулись в прошлое в качестве зрителей и рассматриваем «наших примитивных предков» в этом гипотетическом менее развитом мире, то увидим все эти вещи и многие другие действия, которые, как учит Библия, являются греховными и злыми. В «очень хорошем» творении Бога такие вещи были бы осквернением земли. Ссылаясь на «безнравственность и всякую нечистоту или корыстолюбие» и идолопоклонство, Павел говорит: «За это приходит гнев Божий на сынов противления» (Ефесянам, 5: 3, 6). Бог ненавидит идолопоклонство (Псалом 31: 6), грабеж (Исайя, 61: 8), ложь (Псалом 118:104, 163), даже злые мысли и планы (Захария, 8:17). Эти отношения и действия не являются просто грехом, когда их совершают морально виновные люди, они по своей сути неверны – это то, что Бог ненавидит.
Животные, нападающие на человека
Жестокость, которую мы наблюдаем у животных сегодня, может быть одновременно и захватывающей, и жуткой. Конечно, смерть животных до грехопадения сама по себе вызывает вопросы. Когда стая обычно травоядных шимпанзе ловит и разрывает обезьяну колобус, или когда лев убивает детенышей львицы,[9] (чтобы у нее началась течка, и чтобы он мог спариваться с ней) – это аберрации (отклонения от нормы). Таким образом, они не являются результатом грехопадения. Хотя, животные не являются морально виновными существами, они все же могут совершать действия, которые их оскверняют. Согласно Моисееву закону, человека, уличенного в скотоложстве, казнили, как и само животное. Оба были признаны виновными в отвратительном деянии: «они непременно должны быть преданы смерти; кровь их на них» (Левит 20:16). Кроме того, если бык забодал человека до смерти, то он должен был быть убит сам (Исход 21:28, 31–32). Согласно Моисееву закону, животные считались виновными в подобных вещах.
Сегодня, в нашем обществе, считается нормальным устранение собаки, которая, яростно напав, изувечила или убила кого-то. Конечно, мы не верим, что животные обладают способностью отличать добро от зла. Тем не менее, эвтаназия в таких случаях рассматривается как разумная мера для предотвращения дальнейшего вреда людям со стороны животного, которое оказалось опасным. По крайней мере, для некоторых людей это «то, что должно быть сделано», тем более что животные – не люди. Кажется разумным, что животные, причинившие сильные увечья или лишившие людей жизни, сами лишаются права на жизнь.
Следовательно, даже если наши «примитивные» предки считаются бездушными животными, их отвратительные и грубые действия несовместимы с добротой и святостью Бога-Создателя.
Новое определение греха
На самом деле, есть неопровержимые доказательства того, что предки рода Homo – якобы бездушные, согласно сторонникам теистической эволюции – были духовно развитыми существами, и что у них была концепция загробной жизни. Например, многочисленные захоронения неандертальцев были зарегистрированы в местах по всей Европе и Западной Азии; а один из них даже был погребен с цветами.[10] Есть веские доказательства того, что они делали украшения, готовили с приправами, играли на музыкальных инструментах, ухаживали за инвалидами и многое другое.[11] Неандертальцы также были найдены похороненными рядом с анатомически современными людьми. А поскольку понимание морали идет рука об руку с духовным восприятием, было бы бессмысленно утверждать, что неандертальцы не виноваты в том, что мы сегодня считаем греховными деяниями.
Но если придерживаться теистической эволюции, то действия, которые ненавидит Бог – жестокость, воровство, преднамеренный обман, инцест, изнасилование, убийство и многое другое – продолжались бы за сотни тысяч лет до Адама. И в течение последних десятков тысячелетий эти вещи совершали люди, похожие на нас. С этим соглашается евангельский богослов Уэйн Грудем. Он выделяет следующий ключевой принцип теистической эволюции (который, по его мнению, противоречит библейскому учению) следующим образом:
«Адам и Ева не совершили первые грехи человека, потому что люди творили моральное зло задолго до Адама и Евы».[12]
Разве само высказанное таким образом предложение не звучит нелепо? Если Бог действительно устроил мир таким образом, то он посылает очень запутанное послание относительно Его отношения ко греху. В рамках учения теистической эволюции вся позиция Бога в отношении греха, казалось бы, произвольно изменилась, когда он «создал» Адама. Неудивительно, что доктрина греха в современном богословии занимает гораздо менее заметное место, чем раньше.
Это далеко не просто теоретический интерес. Сегодня многие люди отвергают традиционные христианские моральные и этические стандарты именно потому, что они приняли эволюционную философию. Если мы являемся развитыми животными и не были созданы, как учит Библия, то какая веская причина может быть приведена для того, чтобы утверждать, что определенные вещи являются греховными или что в нашем поведении должны быть такие ограничения?
Ссылки и примечания
1. Извлечено (с некоторыми изменениями) из главы 7 книги: Bell, P., Evolution and the Christian Faith: Theistic evolution in the light of scripture, Day One Publications, Leominster, 2018.
2. Другое название библейских креационистов.
3. Вероятным исключением, по мнению большинства антропологов-креационистов, является Homo habilis. Некоторые окаменелости, отнесенные к Homo ergaster, также были подвергнуты сомнению в этом отношении.
4. Lamoureux, D.O., chapter 1, in: Barrett M. & Caneday, A.B. (Eds.), Four Views on the Historical Adam, Zondervan, Grand Rapids, MI, 2013, p. 39.
5. Lamoureux, D.O., chapter 1, in: Barrett M. & Caneday, A.B. (Eds.), Four Views on the Historical Adam, Zondervan, Grand Rapids, MI, 2013, p. 39.
6. See, Butler, F., Neanderthal-Human Hybrids: Old earth apologetics gone real bad, 19 July 2016.
7. Strauss, W. & Cave, A.J.E., Pathology and posture of Neanderthal Man, Quarterly Review of Biology32:348–363, December 1957.
8. Это подробно рассматривается в главе 6 (Человеческая плоть или плоть животных?) книги Evolution and the Christian Faith; see ref. 1, pp. 118–144.
9. То есть детенышей, которых этот лев не произвел. Вернуться к тексту.
10. Solecki, R.S., Shanidar: the first Flower People, Alfred A. Knopf, New York, 1971.
11. Wieland, C., One Human Family: The Bible, science, race & culture, Creation Book Publishers, Atlanta, GA, 2011, p. 166.
12. Grudem, W., Theistic evolution undermines twelve creation events and several crucial Christian doctrines, chapter 27 in: Moreland, J.P., Meyer, S.C., Shaw, C., Gauger A.K. & Grudem, W. (Eds.), Theistic Evolution: A scientific, philosophical, and theological critique, Crossway, Wheaton, IL, 2017, p. 806.
Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в соц. сетях!