10 ответов  библейских креационистов – часть 1

Авторы: Гавин Кокс и Люциен Тунистра (англ. Gavin Cox и Lucien Tuinstra)
Источник: creation.com  
Перевод: Владимир Силенок
Редактура: Наталья Агеева

Камень Вечный является единственным основанием на котором мы должны строить свою жизнь

Британский журнал Premier Christianity недавно опубликовал в интернете статью, написанную священником и бывшим геологом Майклом Робертсом, под названием «10 вопросов библейскому креационисту».[1]  Читателям (более 30 000) этого ежемесячника являются в основном представители харизматического движения[2]  в Великобритании, однако они желают заинтересовать, воодушевить и вовлечь читателей всего христианского спектра.

В ответ на «10 вопросов библейским креационистам» Майкла Робертса мы приготовили «10 ответов библейских креационистов» в двух частях (ответы на вопросы 6-10 будут во второй части статьи). Миссия CMI состоит в том, чтобы поддерживать эффективное распространение евангелия посредством предоставления ответов, заслуживающих доверия, которые подтверждают надежность Библии, а в частности истории книги Бытие. В соответствии с этим, мы обычно цитируем 1 Петра 3:15:

«Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением».

К сожалению, вопросы Робертса пересекаются, поэтому ответы в этой статье будут повторяться. В данном тексте его комментарии выделены красным цветом. Он начинает свою статью со следующего утверждения:

« … 1 глава Бытия говорит о сотворении, происходящем за 6 дней, а не за миллионы лет».

Тем самым, Робертс соглашается с экзегетическим аргументом  в поддержку ясного значения Писания – это хорошо. Однако его второе вступительное утверждение, что «в последние 2000 лет большинство христиан не верили в молодость земли», является голословным и необоснованным, поэтому будет опровергнуто ниже, в соответствующем разделе. Также последнее предложение во вступительных заметках – «только в последнее полстолетия этот вопрос стал проблемой для христиан», является неверным, и ирония состоит в том, что отцы церкви (соглашающиеся со взглядами Робертса) были теми, кто учили еретическим идеям! В общем, давайте разберемся с тем, что он утверждает:

1. Можем ли мы начать с того, что евангелие больше о Камне Вечном, а не о веке камней?

Коллекция минералов

Ответ: Но если Камень Вечный ошибается о веке камней, то как Он может быть надежным основанием, на котором мы строим свои жизни?

«Центром евангелия является распятый и воскресший Христос, и все в Ветхом Завете ведет к этому. Иисус, а не возраст моей коллекции минералов, является центром христианской веры».

Первый вопрос Михаэля Робертса составлен таким образом, чтобы исключить посредством  «ложной дихотомии» возможность того, что евангелие и возраст горных пород каким-то образом связаны.  Эта логическая ошибка подкрепляется слабым аргументом: «Иисус, а не возраст моей коллекции минералов, является центром христианской веры»ну, это, конечно же, правда. Однако возраст земли и евангелие связаны напрямую, и эту тему нужно обсуждать. Сам Иисус говорил о возрасте земли, например, во время спора с фарисеями из-за брака и разводов (Матфея 19:4; Марка 10:6), Он сказал, что мужчина и женщина были с «начала сотворения», а не через 4.5 миллиарда лет после формирования земли. Иисус также сравнил Свое второе пришествие с внезапным приходом потопа во «дни Ноя», когда все те, кого не было на ковчеге умерли (Луки 17:26, Матфея 24:37). Таким образом, Иисус считал Бытие настоящей историей, что соответствовало традиционному взгляду евреев, опиравшихся на Моисея, описавшего шестидневное сотворение всего тысячи лет тому назад. Более того, Павел основывал свою теологию на историческом описании  Бытия, говоря о Христе, как о «Последнем Адаме» (1 Кор. 15:45), который спасает людей от наказания за грех (смерти). Такое положение человечества было с момента грехопадения Адама (Рим. 5:12, 15, 21, 1 Кор. 15:21-22).

Коллекции минералов Майкла Робертса нет миллионов лет, как он предполагает. Она свидетельствует не о миллионах лет смерти до греха (как указывает на это эволюционный взгляд), но, скорее, представляет свидетельство Ноевого потопа и правдивость нашего Господа. Христос также не ошибался в отношении своей генеалогии (Луки 3:23-38), прямо соединяющей Его с историческими личностями –  Адамом и Евой. Так же и Его Отец, не виновен в обмане и позволении Иисусу учить ошибке – богохульном последствии подобного ложного мышления. Евангелие и сердце христианской веры соединяются воедино в утверждении Павла «Ибо возмездие за грех смерть, а дар Божий жизнь вечная во Христе Иисусе» (Рим. 6:23). Если породам в действительности миллионы лет, то это центральное утверждение евангелия становится ложным, помещая смерть задолго до наказания за грех, таким образом, разрушая логическую цепь к бесплатному дару  Иисуса Христа. Господь Иисус умер, чтобы заплатить плату проклятия за грех человеческой расы, как результат непослушания Адама, и воскрес на третий день, чтобы показать, что Он победил проклятие смерти. Если камням Робертса в действительности миллионы лет, то смерть уже была частью природы задолго до появления Адама, таким образом делая цель искупления неуместной.

2. Имеет ли значения возраст земли или ее форма для христианина?

Земля из космоса выглядит как сфера (Фото: NASA Goddard Space Flight Center)

Да, возраст и форма земли должны иметь значение для христианина, поскольку если Писание ошибается в таких базовых вопросах, как эти, то как можно доверять Писанию в более весомых вопросах, таких как спасение, этика, будущее человечества или теологии, основанной на них? Все они основываются на надежности Писания в отношении природы реальности.

 «Для христианина не имеет значения, сколько именно лет земле, может быть, 10 000, 10 000 000 или 10 000 000 000, поскольку Библия не ясна в этих вопросах. Но идти против доказанных научных результатов просто безрассудно. За последние 250 лет геологи нашли доказательства, подтверждающие древность земли, и никаких, подтверждающих ее молодость».

Этот вопрос предполагает, что возраст земли, как и ее форма, могут быть прямо измерены, но это не так, это категориальная ошибка.[3]  Возраст земли может быть только предполагаем и зависит от мировоззрения исследователя. Философские предположения, стоящие за этими техниками датирования, делают недействительными все утверждения в пользу того, что горные породы являются  надежными часами, а не доказанными научными результатами, как утверждает Майкл Робертсон.[4] Исследователя не было там, ни чтобы измерить исходные условия их формирования, ни чтобы наблюдать, каким образом они могли изменяться на протяжении истории. Таким образом, предполагать, что окончательное состояние пород является результатом современной скорости изменений, априори является предположением, которое исключает катастрофические или ускоренные процессы (которые имели бы место в момент сотворения и потопа). События прошлого не могут быть наблюдаемы, а уж тем более прямо измеряемы учеными (так, как это происходит в эмпирической науке). Свидетельства в настоящем могут быть только интерпретированы в чьих-то исторических рамках (мировоззрении).

В противовес утверждению Робертса, Библия ясна в отношении истории земли: недавнее сотворение, разрушенное грехопадением и затем всемирным потопом. Хронологии от Адама до Авраама, записанные в Бытии позволяют рассчитать возраст земли от сотворения до сегодня, что составляет около 6000 лет. Нельзя просто впихнуть миллионы лет в библейскую историю, не разрушая текст, и исследователи еврейского текста (такие как Джеймс Барр), знают это. Робертс утверждает, что  «на протяжении 250 лет, геологи нашли доказательства, подтверждающие древность земли и никаких в подтверждение молодости земли», однако это круговые рассуждения, поскольку они основаны на интерпретации тех же геологов, интерпретирующих породы с перспективы «методологического натурализма». Такое мышление априори исключает объяснения, позволяющие сверхъестественное сотворение или всемирный потоп. На самом деле,  все библейские геологи, пишущие во времена Лайеля, и все ученые до сегодняшнего дня верили так, как и учит Библия, что земле тысячи, а не миллионы лет. Они предоставили свидетельства, прямиком взятые из наблюдений, что геология лучше объясняется катастрофическими процессами, демонстрируя геологические свидетельства, согласующиеся с историей земли, записанной в Писании.

Утверждение Робертса, что геологи не нашли никаких доказательств «молодости земли», ясно показывает его незнание этих свидетельств, потому что много доказательств того, что  воспринимаемая без подвергания сомнению система верований о миллионном возрасте земли полностью ошибочна. Существует множество твердых и однозначных свидетельств молодости земли, включая мягкие ткани динозавров, обнаруженные в костях динозавров, которым предположительно сотни миллионов лет; или наличие углерода 14 в бриллиантах, угле, нефти и других ископаемых; или глобальные геологические формации, которые могут быть объяснены только посредством потопа континентальных масштабов, такие как, например, равнинные поверхности и речные ворота; или количество соли в мировых океанах и т.д. Чтобы увидеть более исчерпывающий список доказательств молодости земли, смотрите статью «101 свидетельство молодости земли и вселенной».

3. Учит ли Библия, что земля сферична?

Если мы будем читать в контексте, то увидим, что Писание действительно представляет свидетельства того, что земля сферической формы.

 «Младоземельные креационисты обычно утверждают, что Библия научна, потому что библейские писатели были боговдохновенны учить тому, что противоречило мудрости их времени, а именно что земля сферична. Некоторые утверждают, что Исаия 40:22 указывает на то, что земля сферической формы. Однако в переводах написано «круг», а не сфера. Так же, невозможно прийти к выводу, что земля сферична, читая Бытие 1:6-8. Это связано с тем, что Библию не интересует наука. Галилео сказал: «Библия рассказывает нам о том, как попасть на небо, а не о том, как работают небеса».

Робертс утверждает, что Писание описывает плоскую землю, и поэтому оно не  должно использоваться для комментариев о современной науке. Но если Писание ошибается в таких фундаментальных «научных» концепциях (как форма земли), то несомненно ей нельзя доверять в духовных вопросах или моральных.

В противовес словам Майкла Робертса, библейские креационисты не утверждают, что в Библии есть наука, а, скорее, что Библия, как Слово Бога, верна и надежна в своих утверждениях касательно реальности. Также, Библия не такова как учебники (которые постоянно нуждаются в обновлениях), Писание предлагает всеобъемлющую парадигму, через которую может быть понят и интерпретирован сотворенный мир. Майкл Робертс не продемонстрировал, что на протяжении истории, библейские авторы писали  нечто, что «противоречило мудрости их времени», состоявшей в том, «что земля сферична». Древние греки, например, не сомневаясь, верили и учили сферичности земли в противовес мифу о плоской земле.[5]

Утверждение Майкла Робертса относительно Исаии 40:22 ошибочно, поскольку в еврейском тексте использовано слово חוּג (khug), чтобы описать землю поэтическим образом с перспективы Бога («Он есть Тот, Который восседает над кругом земли, и живущие на ней — как саранча пред Ним; Он распростер небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатер для жилья».)

В книге Иов 22:14 используется то же самое слово, чтобы поэтически описать небеса, которые конечно-же не рисуют в нашем воображении диск. Однако, английское слово vault (рус. небосвод) в обоих примерах предполагает пространственную структуру. Майкл Робертс также утверждает, что «невозможно прийти к выводу, что земля сферична, читая Бытие 1:6-8». С этим можно согласиться, однако два предыдущих стиха – Бытие 1:3-5, могли бы подразумевать, что земля имеет сферическую форму, поскольку свет и тьма были разделены терминатором дня и ночи (Терминатор – это линия, разделяющая дневную часть и ночную часть планетарного тела). Пусть читатель решит сам:

Первый день: Свет, Бытие 1:3-5:

«И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один».

Второй день: Твердь, Бытие 1:6-8

«И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды.  И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй».

В действительности, описание и стихи исторического контекста в Библии учат вещам, согласующимся с тем, что земля сферической формы. (Конечно же, другие  библейские стихи поэтического жанра используют феноменологический язык, так же как и самые ярые мирские ученые сегодня). Также и Галилео не помогает Майклу Робертсону, поскольку Галилей предложил эмпирические научные доказательства вращения земли вокруг солнца (гелиоцентрический взгляд) в противовес приверженности католической церкви греческой геоцентрической философии. Другими словами, Писание надежно в своих утверждениях о природе реальности, а это также означает, что мы можем доверять и его утверждениям о спасении.

4. Как люди за 1000 лет до Р.Х. могли понимать идею геологического времени?

Легко! Многие культуры в это время (и раньше) верили в древность земли, включая Вавилонян, греков и в особенности индусов, которые верили, что земле было 3.4 миллиарда лет! Древние египтяне считали, что их история уходит на сотни тысяч  лет назад. Они также верили, что она будет еще продолжаться дословно «миллионы лет», поэтому храм Рамзесу II был назван «домом миллионов лет». [6] Нет причин сомневаться в интеллекте (чтобы понять возраст земли) древних людей, что видно из их построек, технологий или цивилизации.

«В 1680 году геологи постепенно начали понимать, что земля была старше, чем 4004 лет до Р.Х. Глядя на породы в Nant Peris в Сноудонии, Джон  Рей, величайший ботаник, начал задаваться вопросом, не может ли земля быть старше, чем предполагал Ашер. Он не был уверен и был скорее скептичен, но он задавал правильные вопросы. К 1800 году большинство, и среди них были христиане, думало, что земле миллионы лет.

В 20 столетии радиометрическое датирование показало, что земле 4.6 миллиарда лет. Все это основано на физике радиоактивности и не имеет ничего общего с эволюцией. Если эти даты не верны, то вся физика ошибается».

Геологическое время в мирском контексте – это глубокое время, т.е. миллионы и миллиарды лет. Библейские креационисты придерживаются того, что земле и вселенной около 6000 лет, что с библейской перспективы очень много. Епископ Ашер не «предполагал» возраст земли, но, скорее, он был библейским исследователем, который рассчитал возраст сотворения в 4004 лет до Р.Х. Расчеты Ашера были основаны на безошибочном Писании  – «богодухновенном и полезном для научения» (2 Тимофея 3:16) – а не на натуралистическом мышлении, основанном на мышлении падших умов, и изучении падшего творения (Римлянам 8:21).

К сожалению, Робертс не упоминает  работы Джона Рея, но мы можем утверждать, что Рей был преданным христианином, и, несмотря на то, что он жил задолго до Чарльза Дарвина, он противостоял эволюционной идеи в том виде, в котором мы ее понимаем сегодня.

Майкл Робертс продолжает: «К 1800 году большинство, и среди них были христиане, думало, что земле миллионы лет». Исследование ведущих библейских комментариев начала 19 столетия демонстрирует, что библеисты  (и, следовательно, большинство посетителей церкви в британском обществе) придерживалось дословного понимания Бытия. Однако должно быть ясно, что правда не определяется мнением большинства, будь то христиан или нет, но тем, что говорит Писание.[7]

Фундаментальной проблемой является мировоззрение, которого придерживаются мирские геологи касательно предполагаемых процессов в ненаблюдаемом прошлом. Именно это ведет их к таким отличным выводам касательно истории земли, в сравнении с теми, кто придерживается библейского взгляда. Бог никогда не делает ошибок, и мы всегда должны ставить Божье Слово превыше мышления склонных к ошибке людей –  «и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Иоанна 1:1).

Радиометрическое датирование связанно со многими проблемами, несмотря на то, что оно представляется как последний довод в пользу древнего возраста земли.  Радиометрическое датирование основывается на трех фундаментальных предположениях (независимо от того, какие изотопы вовлечены), а именно:

  • Предполагается, что могут быть известны исходные количества материнского/дочернего элементов (материнский изотоп со временем распадается в дочерний изотоп);
  • Предполагается, что скорость распада постоянна;
  • Предполагается, что «система» (порода и окружающая среда) оставались замкнутыми; т.е. не происходило утечки (или загрязнения) ни материнским, ни дочерним элементами.

Все эти предположения касаются исходных ненаблюдаемых параметров земли. Утверждение, что радиометрическое датирование доказывает, что земле 4.6 миллиардов лет, связано с предположениями, касающимися ненаблюдаемого прошлого земли (например, большой взрыв). Вместо того, чтобы догматично принимать эти неизвестные параметры, основанные на предположениях о миллионах лет, которые происходят из эволюционного взгляда – не было бы более разумно начать с Библии, которая вдохновенна Тем, Кто Сам видел сотворение с самого начала?

Утверждение Робертса, что «Если эти даты не верны, то вся физика ошибается», показывает категориальную ошибку, состоящую в том, что возраст земли не может быть прямо измерен (как уже объяснялось в нашем ответе на 2 вопрос). Это  – паникерство, и оно смешивает историческую науку с эмпирической. Большая часть физиков занимается своей повседневной работой без какого-то либо посыла к возрасту земли в 4.6 миллиардов лет, как и практически все биологи (кроме эволюционных биологов) счастливо проводят свои исследования без какого-то посыла к неодарвинистическому мышлению (см. больше в статье:  is evolution really essential for biology?) И как уже неоднократно  указывалось служением CMI, датирование пород является в высшей степени субъективным делом.

Однако углеродное датирование является огромной проблемой для миллионов лет! Почему бы Майклу Робертсону не принять углеродные даты? Он достаточно выборочен по отношению к свидетельствам, которые он рассматривает, другими словами, он направляем своим мировоззрением, а не тем, к чему ведут факты.

5.Всегда ли Библия говорит прямым дословным образом?

 Нет, не всегда. Все зависит от литературного жанра, но Бытие 1-11 – это историческое описание, поэтому оно должно быть понимаемо дословно.

«Библейские авторы используют язык самым разным образом. Есть история, поэзия, сравнения, метафоры и т.д. Иногда рассказ, даже будучи историческим, может вмещать в себе поэзию. Таким образом,  первая глава Бытия на первый взгляд выглядит как рассказ, однако каждый отдельный день написан в поэтической форме. За словами: «И сказал Бог, Да будет …» – следуют, – «И увидел Бог, что … было хорошо», – и все заканчивается рефреном: «И был вечер и было утро …». Одно то, что используется поэтичная форма описания, еще не означает того, что написана неправда. Псалом 23 является чистейшей поэзией, использующей великолепные образы, чтобы показать любовь Божью».

Робертс соглашается, что «первая глава Бытия на первый взгляд выглядит как рассказ», однако она так выглядит просто потому, что является рассказом! Первая глава Бытия определяется как рассказ, из-за того что в ней используется конструкция еврейского языка vaw(waw), которая присутствует  только в рассказах, но не в поэзии. Робертс подразумевает, что повторяемость некоторых слов говорит о том, что это поэзия, но затем аргументирует, что 23 Псалом – это чистая поэзия, в то время как в нем нет повторений такого же рода, как в 1 главе Бытия. Более того, повторение всегда считалось отличительной чертой еврейской риторики (будь то прозы или поэзии). Так или иначе, было ясно показано, что 1 глава Бытия является историческим рассказом,  а, следовательно, должна быть читаема дословно. Это, конечно же, является проблемой для Робертса. Куда еще ему вместить миллионы и миллиарды лет, которых он так придерживается?

Поскольку существует временная шкала от Адама до рождения Христа спустя  4000 лет (после сотворения), то обычно реинтерпретируется именно неделя сотворения. Однако все это требует большого количества ментальной гимнастики, для того чтобы вместить туда эти эоны времени – те, кто делает это, должны также поставить под сомнение то, что Библия говорит в других местах.

Как может отвержение ясного значения главы Бытия помочь людям прийти к спасительной вере в воскресшего Иисуса Христа? Цитируя Авраама, Иисус сказал: «Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Луки 16:31). Игнорируя ясное значение слов в 1 главе Бытия, Робертс находится в смертельной опасности: сделать последней инстанцией правды себя, а не Слово Бога. Он, таким образом, присоединяется к рядам тех, которые утверждают, что текст 1 главы Бытия говорит одно, но из-за науки, он должен означать другое. Как говорит Писание: « Бог верен, а всякий человек лжив»  (Рим. 3:4)

(Читайте продолжение во второй части статьи)

Ссылки и примечания

1. Roberts, M., 10 questions to ask a young earth creationist,premierchristianity.com/Blog/10-questions-to-ask-a-young-earth-creationist, 13 November 2018. Premier Christianity так же было опубликовано вместе со статьей: Mackay, J., 10 questions to ask Christians who believe in evolution, premierchristianity.com/Blog/10-questions-to-ask-Christians-who-believe-in-evolution, 13 November 2018. Однако не было опубликовано статьи с таким названием: «10 вопросов, которые стоит задать староземельному креационисту». Такой подход понятен, потому что в последние годы Premier Christian Radio работало много над тем, чтобы распространить взгляды организации староземельных креационистов Reasons to Believe, основанной др. Хью Россом. Прогрессивный креационизм RTB детально опровергаем Джонатаном Сарфати, смотрите here.
2. Эти слова взяты из  https://www.premierchristianity.com/About-Us. .
3. Blackburn, S., The Oxford Dictionary of Philosophy, Oxford University Press, p. 58, 1994. Категориальная ошибка – семантическая или онтологическая ошибка, в которой нечто, принадлежащее к одной категории, представлено так, как будто оно принадлежит другой, либо, свойство приписано чему-то, что не может иметь это свойство.
4. См. Так же: Reed, J.K., Rocks aren’t clocks: A critique of the geologic timescale, Creation Book Publishers, Powder Springs, GA, 2013.
5. Начиная с  Вашингтона Ирвина в 19 столетии, с выдуманной встречи с Колумбом и популяризированной Драпером и Уайтом в их влиятельной антихристианской полемике, и с недавних пор Майклом Робертсом!
6. Wb. 3, 2.7-8, Hw.t-n.t-HH-m-rnp.wt “mansion of a million years (royal funerary temple)”.
7. Эта тема обсуждается во второй части статьи ответов на 10 вопросов.

Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в соц. сетях!

ВАМ БУДУТ ИНТЕРЕСНЫ ЭТИ СТАТЬИ: