Является ли наказание вечным?

Автор: Дейв Хант (англ. Dave Hunt)
Источник: thebereancall.org
Перевод: Владимир Силенок
Редактура: Катерина Савченко


На сегодняшний день, среди верующих христиан существует растущее движение в сторону универсализма: веры в то, что в итоге все будут спасены.  Возможно, что вы склоняетесь к этому взгляду так же. Вечность длится бесконечно. Бесконечное наказание кажется чрезмерной жестокостью, какой бы ни была плата. Самая идея того, что озеро огненное вечно, является отталкивающей, каким бы злым человек ни был.

 Как может Бог, который «есть любовь» (1 Иоанна 4:8), на самом деле осудить кого-либо на вечное наказание? Разве Он не может найти какой-то способ, чтобы все были спасены? Библия должна быть нашим маяком в этом вопросе. Но действительно ли Библия учит, что люди без Христа будут обречены навечно?

Иисус предупреждал об аде, упоминая о нем 14 раз. Петр упоминает о нем три раза, Иоанн один раз и еще о нем упоминается в Откровении 4 раза. Всего слово «ад» упоминается в Новом Завете 22 раза. Иисус говорил об аде как о месте мучений, где горит «огонь неугасимый» (Мар. 9:43-48). Звучит как вечное наказание, но для кого?

За исключением одного примера, в греческом языке есть два слова, которые переводятся как ад в Новом Завете: «hades» (хэйдис) и «geenna» (геена). Слово «hades» переведено как «ад» 11 раз и соответствует еврейскому слову «шеол» (англ. «sheol»), которое является единственным словом, используемом в Ветхом Завете для обозначения ада. Шеол был местом, куда попадали душа и дух мертвых после смерти тела. Поскольку то же самое слово использовалось для описания места пребывания всех мертвых, то шеол/хэйдис  должен вмещать в себя как спасенных, так и неспасенных. То, что это было в действительности, как и то, что их состояние и переживания коренным образом отличались, становится ясным из использования этих слов как в Новом, так и в Ветхом Заветах.

Например, Давид пророчески писал: «ты не оставишь души моей в аде (в шеоле)» (Пс. 16:10). Его цитирует Петр, говоря о Мессии: «ибо ты не оставишь души моей в аде (в хэйдис)» (Деян. 2:27-31). Таким образом, шеол и хэйдис были одним и тем же местом и должны были вмещать в себя искупленных, поскольку Мессия был там в то время как Его тело лежало в могиле. То, что осужденные были тоже там, но в отдельном месте, ясно из утверждения Христа о богаче, который «в аде (в хэйдис), будучи в муках, поднял глаза свои … » Тот факт, что в этих мучениях он мог увидеть Лазаря и Авраама отдыхающими (Лк. 16:19-31), еще больше указывает на то, что искупленные тоже были в хэйдис, однако в другой его составляющей. Так, часть хэйдис, о которой Христос говорил как о лоне Авраама, по всей видимости, была «раем», о котором Христос говорил вору, уверовавшему на кресте (Лк. 23:43).

После Своего воскресения Христос забрал всех тех, кто был в раю, и поместил их в доме Отца, где места много (Иоанна 14:2). На сегодняшний день Он в присутствии Отца, по правую сторону от Него (Деян. 7:55-56; Евр. 1:3; 8:1 и тд). Души верующих, умирающих сегодня, тут же попадают в присутствие Христа на небесах, а не в рай, как в прошлом. Павел говорил о том, что такая смерть означает «выйти из тела и водвориться у Господа». (2 Кор. 5:8).  Он говорил о своем желании покинуть тело и быть со Христом (Фил. 1:22-24). Более того, он утверждал, что когда Христос придёт на землю, то приведет с собой души умерших святых (1 Фес. 4:14). Следовательно, они должны быть с Ним на небесах, ожидая того дня, когда они получат новые нетленные тела после воскресения.

Таким образом, ясно, о чем говорил Христос, когда сказал: «врата ада (хэйдис) не одолеют ее [церковь]» (Мат. 16:18). Это утверждение часто понимается неверно, как будто врата хэйдис каким-то образом движутся, атакуя церковь. Такое действие наврятли можно приписать воротам. Однако, все становится на свои места, если искупленные были за теми вратами, когда Он делал это утверждение. Врата хэйдис не могли удержать Христа от собирания той части церкви, которая была в раю и перенесения ее на небеса, после того, как Он искупил бы ее Своей кровью (Деян. 20:28).

Другое слово, описывающее ад в Новом Завете, — это геенна (geenna). То, что оно говорит о той части хэйдис, в которой находятся осужденные, тоже ясно. Иисус говорил о геене огненной (Мат. 5:22) и предупреждал, что было бы лучше удалить мешающий глаз или руку и войти на небеса, чем если все тело будет брошено в «геенну огненную» (Мат.  18:8-9; Мк. 9:43-47, и тд). Очевидно, что только осужденные будут в геене вечно, которая, следовательно, должна быть частью хэйдис, в которой находятся проклятые.

«И смерть и геена» будут «повержены в озеро огненное. Это смерть вторая». (Откр. 20:14). Там «диавол …  зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков». (Откр. 20:10). Там будут и те, кто станут поклоняться зверю и его образу во время правления Антихриста. Они будут «мучим[ы] в огне и сере, и дым мучения их будет восходить во веки веков» (Откр. 14:10-11).  Таким образом, окончательная судьба осужденных, находящихся в геене и ожидающих там «воскресения осуждения» (Иоан. 5:29), — это «смерть вторая» – т.е. вечное отделение от Бога и от настоящей жизни.

 Искупленные были освобождены из хэйдис, когда Христос, «как предтеча («prodromos», это значит как бегун, прибегающий первым на Олимпийских играх – Евр. 6:20), восшед на высоту и пленил плен [т.е. заключенных]» (Пс. 68:18; Еф. 4:8). Так же как спасенные берутся на небеса, чтобы быть «там всегда» (1 Фес. 4:17) с Господом, так и осужденные будут брошены в озеро огненное, чтобы там быть отделенными от Бога навечно.

 Нет сомнений в том, что озеро огненное — это то, что Христос упоминал как «огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его» (Мат. 25:41), – т.е. место, изначально не предназначенное для людей. Потому, когда люди попадают туда, то это величайшая из трагедий. Однако те, кто следует за сатаной, будут вечно с ним в озере огненном, так же как и последователи Христа будут вечно с ним на небесах. Поскольку используются те же самые слова, то если «вечный» означает только «временный» для осужденных, то это слово должно иметь такое же самое значение для искупленных. Таким образом, если озеро огненное было бы временным, то и небеса тоже временны.

Разобравшись в том, что так же как Библия учит о вечной радости искупленных, то так же оно и учит вечному наказанию для проклятых, теперь давайте разберемся в вопросе, с которого мы начали: Почему это так, и как Бог, который «есть любовь» (Иоан. 4:8), может позволить случиться чему-то такому?

Ответ на этот вопрос отчасти дан, поскольку несмотря на то, что тело человека временно  и поддано разрушении и разложению, дух и душа человека существуют вечно. О сотворении человека написано, что Бог «вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою». (Быт. 2:7) Еврейское слово, описывающее слово «душа» на протяжении всего Ветхого Завета, — это nephesh, а дух — это rooakh (ruach). В греческом тексте Нового Завета слово psuche переведено как «душа», а pneuma  как «дух». У этих слов есть много похожих значений, но библейское значение ясно из того, как оно используется.

 Человек — это тело, душа и дух, а не просто тело и дух/душа: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес. 5:23),  «проникает до разделения души и духа» (Евр. 4:12). В связи с недостатком места на то, чтобы разъяснить отличие между душой и духом, нам придется ограничиться понимаем того, что эти две части составляют мыслящую личность в отдельности от физического тела, в котором живет человек.

Устаревший материализм с его взглядом, будто ничего кроме материи не существует, уже больше не популярен, даже в светской науке. Очевидно, что мысли и интеллект не являются физическими. Тело всего лишь является средством передвижения и взаимодействия живого думающего, нематериального  человека в материальной вселенной. Когда тело умирает, то нет ни логических, ни научных, ни библейских причин, чтобы полагать, что дух и душа прекращают свое существование. Тот факт, что человек является мыслящим и существующим созданием, состоящим из духа и души, а потому нематериален, требует вечной судьбы, которой не избежать.

Тот факт, что мы вечно ответственные перед Богом, создавшим нас, и являемся грешниками, отделенными от Бога, являющегося совершенно святым, рационально само по себе, этому учит Библия, и это очевидно для каждого из нашей совести. Отделение от единого источника жизни приносит нам как физическую, так и духовную смерть. Единственная надежда человека — это надежда на Божью любовь и благодать; сам человек не смог бы ничего сделать, чтобы избавиться от этой пропасти между ним и Творцом.

 Тогда возникает вопрос: «Почему Бог, открывший Себя Моисею (на той же горе, где Он дал закон) как  «человеколюбивый и милосердый … сохраняющий милость в тысячи родов» (Исх. 34:6-7), просто не простит всех людей и не позволит им просто начать снова?» Вопрос особо актуален в свете множественных утверждений в Писании, что Бог отправил Своего Сына, «чтобы мир спасен был через Него» (Иоан. 3:17), и что Он «хочет, чтобы все люди спаслись» (Тим. 2:4), а так же не хочет, «чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Пет. 3:9)

Если Бог такой любящий, то почему бы ему не простить всех? Любовь является только одной из составляющих характера Бога. Он так же бесконечно и совершенно справедлив. Как Бог может простить кого-то, кто не признает своей вины? Как Он может простить тех, кто настаивает на том, что их не за что прощать? Разве прощение таких не было бы глупостью? Если в своей милости и благодати Бог пропускает бунт, то разве это не было бы потворством злу и даже его поощрением? Разве такое действие не подорвало бы контроль Бога над вселенной?

Божьи законы являются неотъемлемой частью управления физикой Вселенной. Моральные создания, способные действовать разрушительно, тоже должны быть управляемы Его моральными законами, либо настанет хаос. Если он оставит Свои законы морали, то кто может быть уверенным во всем остальном, сказанным Богом?

 Христос просил Своих учеников молиться так: «да придет Царствие Твое, да будет воля Твоя, как на земле, так и на небе» (Мат. 6:10). Эти слова указывают на то, что на земле не все происходит так, как Он того желает. Человек восстал против Него. Прощение может быть только тогда, когда справедливость будет удовлетворена.

 На самом деле, Бог предусмотрел и предлагает прощение и новую жизнь для всех – но это может быть только на справедливых основаниях. Божья любовь не может противоречить Его праведности, о чем мы часто напоминаем нашим читателям, и о чем им напоминает их совесть. Божья справедливость требует платы за грех. Эта плата стала возможной только через Христа, заплатившего ее всю. Предвидя это, Иоанн Креститель говорил о Христе своим последователям следующее: «вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Иоанна. 1:29). Да, «Он есть умилостивление [искупительная жертва]  … за грехи всего мира». (1 Иоан. 2:2). Проблема состоит в том, что множество людей не желают принять Божье прощение на справедливой основе, но желают прощения на несправедливой основе.

Моральные законы являются еще более важными, и они не должны быть нарушены. Каждое чудо, такое как расступление Красного Моря, хождение Христа по воде или превращение воды в вино, остановившееся Солнце во дни Иисуса Навина, и тд., противоречит законам физики и химии. Однако нарушение законов, управляющих физической вселенной, не нарушает моральный характер Бога. Но Бог не может нарушить Свои моральные законы, поскольку это противоречило бы Его характеру и естеству.

 Иисус говорит: «Слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» (Иоан. 12:48). Бог не может отказаться от Своих слов. Проблема восставшего человека состоит в том, что он не хочет позволить Богу быть Богом и настаивает на том, чтобы Творец оставил контроль над Своим творением, отказался от Своего характера  и закона и позволил человеку захватить вселенную и руководить ею по-своему.

Но конечно же, любовь принимает человека таким, какой он есть, разве не так? На самом деле, это ложная и разрушительная гуманистическая идея «любви», пропагандируемая светским обществом. Те, кто настаивает на том, что любовь должна «принять» их такими, какие они есть, ничего не знает ни о любви, ни о здравом смысле. Материнская любовь заставляет мать заботиться о ребенке с момента его рождения. Было бы бессмысленно вообразить себе, что материнская любовь согласилась бы с невежеством ребенка, потому что он не хотел бы учиться, или с его увлечением фастфудами, либо что ее любовь «приняла» бы желание ее ребенка разрушать себя наркотиками, проституцией или криминальной деятельностью.

 Несмотря на это, от Бога ожидается «принятие» бунтующего человека таким, какой он есть? «Любовь», оставляющая объект любви в состоянии худшем, чем лучшее из возможных, не является любовью. Настоящая любовь, напротив, желает наилучшего и исправляет тех, кто разрушает себя. Даже о тех, кого Христос искупил, и кто уверовал в Него, Он говорит: «кого люблю, того обличаю и наказываю» (Откр. 3:19)

Такие слова как «принятие» и  «толерантность» злоупотребляемы сегодня и стали мантрой тех, кто желает, чтобы их оставили в покое разрушать себя. Это желание множества людей; они хотят, чтобы Бог оставил их в покое, чтобы они могли делать свое. И в конце, это именно то, что делает Бог. После того, как Он умоляет их и старается склонить к тому, чтобы они приняли Его прощение (которое может быть дано только на справедливом основании через плату Христа за их грехи), Он дает им то, чего они желают, и оставляет их одних – навечно!

 То, что Бог не поддался человеку, не отверг Свое слово, или не изменил Свои стандарты, но настоял на Своем Слове, будет Его вечной славой. Следовательно, Бог будет прославлен даже в тех, кто в аду. Это ужасная мысль, но она основана как на Писании, так и на логике. 

Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в соц. сетях!

ВАМ БУДУТ ИНТЕРЕСНЫ ЭТИ СТАТЬИ: