Гарри Поттер — это Иисус!
Самообман под соусом духовности
Автор: Владимир Силенок
Редактура: Наталья Агеева
Как правило, реакция консервативных христиан на творчество Роулинг, ставшей популярной благодаря серии книг про Гарри Поттера, была негативной. Фундаменталисты и консервативные евангельские христиане указывали на то, что в книгах про Гарри Поттера (далее ГП) оккультизм представлен в позитивном свете, и призывали отказаться от использования тематики ГП в сфере развлечений. Однако относительно недавно начал набирать популярность совсем иной подход (впрочем, не являющийся новым), предлагающий переосмыслить предупреждения предыдущих поколений. Согласно ему, Гарри Поттер представляет собой прообраз Христа, а также похожие отсылки есть во многих других мирских фильмах, вроде Железного человека, Чудо-женщины и Звездных войн. Как это возможно? Др. Фрэнк Турек, известный апологет и представитель этого подхода, объясняет свою позицию на YouTube-канале Алена Парра. Ниже представлен фрагмент их диалога.
Парр: «Что вы отвечаете людям, заявляющим, что христианам не следует смотреть подобные фильмы, поскольку в них полно оккультизма, колдовства…»
Турек: «Во-первых, я согласен с тем, что родители считают наилучшим для своих детей, потому, я не стану говорить родителям, что их детям следует смотреть. Это решают родители …. Колдовство в ГП является выдумкой, воображением Роулинг. Она не верит в него. Оно не имеет ничего общего с некромантией в Библии. Никто не верит в то, что можно сесть на метлу и летать по-настоящему. Это придуманная история в жанре фэнтези. Во-вторых, волшебство, которое представлено в ГП похоже на колдовство во Властелине колец или Хрониках Нарнии. Гэндальф, в конце концов, является волшебником. Почему у христиан нет проблем с Властелином колец и Хрониками Нарнии, но ГП почему-то запрещен? В-третьих, если вы посмотрите на историю ГП, то увидите, что у него, наверное, больше общего с Иисусом, чем у любого другого героя в современной фантастике. Подумайте вот о чем. Еще до рождения о Гарри Поттере были пророчества, что он спасет мир. Во-вторых, ГП должен был прожить морально праведную жизнь чтобы быть спасителем. Третье, он умирает, приносит себя в жертву в попытке победить Воландеморта, являющегося прообразом сатаны. Четвертое, Гарри воскресает чтобы победить Воландеморта, и люди должны уверовать в него. Звучит знакомо? Роулинг, автор данной серии, сказала, что она не планировала говорить о библейской подоплеке, потому что не хотела, чтобы люди знали к чему все идет. Во-вторых, она сказала, что вся история может быть описана двумя библейскими стихами. Первый, «где сокровище, там и сердце ваше» — это из нагорной проповеди (Матфея 6:21), что есть в фильме и книге, а также «последний враг будет побеждена смерть» – это из 1 Коринфянам 15».[1]
Ниже будут разобраны утверждения др. Турека по отдельности. Его слова будут выделены квадратными скобками, к которым будут представлены критические комментарии.
[Во-первых, я согласен с тем, что родители считают наилучшим для своих детей, поэтому, я не стану говорить родителям, что их детям следует смотреть.]
И все же др. Турек делает именно то, что, по его словам, он не делает: говорит родителям, почему им стоит разрешать смотреть ГП своим детям. Христианам не стоит прибегать к манипуляторным уловкам.
[Колдовство в ГП является выдумкой, воображением Роулинг. Она не верит в него. Оно не имеет ничего общего с некромантией в Библии. Никто не верит в то, что можно сесть на метлу и летать по-настоящему. Это придуманная история в жанре фэнтези.]
Никто не спорит с тем, что полеты на метле и взмахи палочками являются выдуманными элементами истории, однако, следует также учитывать, что произведения Роулинг рассчитаны на детскую аудиторию, а не на взрослую. Это важно, поскольку аудитория определяет стиль написания и Роулинг мастерски вплела реальные оккультные практики с вымышленными элементами, тем самым обернув колдовство в «подарочную обертку» для детей. В школе колдовства Хогвартс учат тем же практикам, которые практикуются оккультистами сегодня, а именно: ясновидение, алхимия, заклинания, астрология, нумерология и т.д. Так, на одном из уроков преподаватель зелья по имени проф. Снейп говорит следующее: «Я не думаю, что вы в состоянии оценить красоту медленно кипящего котла, источающего тончайшие запахи, или мягкую силу жидкостей, которые пробираются по венам человека, околдовывая его разум, порабощая его чувства… »[2] Описанная практика называется в Библии волшебством и происходит от греческого слова «фармакея», что означает использование наркотических веществ, как правило для связи с «потусторонним». Эта практика использовалась на протяжении истории шаманами и используется многими сегодня для вхождения в контакт с духами. Еще один пример, это профессор ясновидения, учащая правильному использованию хрустального шара для прорицания: «Созерцание кристаллов — это особенно тонкое искусство… Мы начнем с практики расслабления сознания и внешних глаз … чтобы очистить Внутренний Глаз и сверхсознание».[3] Здесь, в примитивном, но достаточно точном виде описывается медитация (расслабление сознания), а также приводятся термины, которыми пользуются оккультисты, например Внутренний Глаз (или Третий Глаз), сверхсознание (термин, используемый в психологии Фрейда). Другими словами, эти выдуманные персонажи, дают детям достаточно реалистичные инструкции. Это указывает на то, что Роулинг хорошо осведомлена в том, во что верят язычники и оккультисты, как она сама и отмечала:
«Я достаточно много исследую, и фольклор очень важен в книгах. Итак, когда я упоминаю существо или заклинание, в действие которого люди раньше верили … я точно исследую, что это были за слова, и каковы именно характеристики этого существа или призрака должны были быть. … Примерно треть материалов — это то, во что люди искренне верили в Британии в прошлом».[4]
Кроме этого, на страницах книг ГП присутствуют ссылки на живших в прошлом оккультистов. Так, в книге «Гарри Поттер и Философский камень» упоминается оккультист Корнелий Агриппа, живший в Германии в средние века и занимавшийся нумерологией.[5] Еще один пример — это Николя Фламель, неоднократно упоминаемый в первой части. Фламель был алхимиком, ищущим элексир вечной жизни.[6] Кроме того, само название «философский камень», так же является отсылкой к реальным верованиям алхимиков, считавших, что при помощи этого камня можно превращать любые металлы в золото и получить из него элексир вечной жизни.[7] В этом не должно быть ничего удивительного, ведь сама Роулинг призналась, что «примерно треть материалов» взята из реальных оккультных источников, и что она посвятила много времени на изучении алхимии:
«Я никогда не хотела быть ведьмой, но, другое дело, — алхимиком. Чтобы изобрести этот волшебный мир, я узнала невероятное количество информации об алхимии. Возможно, многое из этого я никогда не буду использовать в книгах, но мне нужно подробно знать, что магия может, а что нет, чтобы задать параметры и установить внутреннюю логику историй».[8]
Дети, увлекающиеся ГП, склонны подхватывать каждую деталь истории, что создаёт прецедент, когда маленький любознательный фанат ГП начнёт искать в интернете имена подобных персонажей и попадёт на настоящих оккультистов, тем самым с ранних лет, начав свое знакомство с уже настоящим «искусством».
Не стоит забывать, что в ГП также есть примеры одержимости (в одной из частей есть пугающая сцена, где девочка левитирует с широко открытым ртом в позе распятия, после чего, упав на землю начинает биться в конвульсиях. Более того, в одной из сцен в самого Гарри вселился дух Воландеморта – главного злодея). В принципе, Гарри Поттер — это фильм ужасов для детей.
Кроме того, сама история наполнена отсылками к демоническим сущностям, зачастую представленным в милом и безобидном свете. Например, можно вспомнить персонажа по имени Добби – маленькое проказливое существо с лукавой улыбкой. Это бес, которого еще называют домовым. Он устраивает погром у Гарри в комнате и мешает ему жить. Примечательно, что у Гарри появился «доброжелательный бесенок» в доме после того, как он вернулся из школы оккультизма.
Итак, др. Турек прибегает к логической ошибке под названием соломенное чучело, поскольку никто и не утверждал, что в ГП нет вымышленных элементов фентези или что в нем описаны точные ритуалы. И все же, выше было приведено достаточно свидетельств, указывающих на то, что магия в ГП не такая уж и наивная, как это хотят преподнести некоторые, но на самом деле представляет собой колдовство, обернутое в привлекательную для ребенка обертку. Его еще можно сравнить с карикатурой, представляющей в искаженном виде реальные оккультные практики путем добавления выдуманных элементов, приукрашивающих и делающих привлекательным зло.
В дополнение к вышесказанному, стоит вспомнить о том, что церковь в определенном смысле делает нечто похожее в детских библейских сценках, детских книжках, пересказывающих библейские истории, адаптированные для детей. Поэтому точно так же, как христианские темы в детских историях или в мультфильмах рассматриваются многими как средство проповеди, так и нехристианские или антихристианские темы, представленные в светском творчестве, в частности в ГП, являются средством проповеди небиблейских ценностей и мировоззрений.
[Во-вторых, волшебство, которое представлено в ГП похоже на колдовство во Властелине колец или Хрониках Нарнии. Гэндальф, в конце концов, является волшебником. Почему у христиан нет проблем с Властелином колец и Хрониками Нарнии, но ГП почему-то запрещен?]
Здесь др. Турек абсолютно прав, указывая на непоследовательность в действиях многих христиан. Если вы не против магии, представляемой как добро в одном, то почему против того же в другом? Этот же аргумент можно привести и в отношении многих других аспектов мирских развлечений. Например, многие христиане уже привыкли развлекаться фильмами, в которых представлен секс вне брака как норма или где романтизируется насилие, но они яростно противостоят какому-либо позитивному представлению гомосексуализма. Но если вас не беспокоит один грех, то почему беспокоит другой? Больше об этом в статье Властелин колец, Гарри Поттер и Нью-эйдж
И все же, колдовство во Властелине Колец не настолько изощренное, как в ГП, поскольку там нет школы, в которой даются достаточно реалистичные для детского уровня описания оккультных практик, как и нет отсылок к реально жившим оккультистам.
[В-третьих, если вы посмотрите на историю ГП, то увидите, что у него, наверное, больше общего с Иисусом, чем у любого другого героя в современной фантастике. Подумайте вот о чем. Еще до рождения о Гарри Поттере были пророчества, что он спасет мир. Во-вторых, ГП должен был прожить морально праведную жизнь, чтобы быть спасителем. Третье, он умирает, приносит себя в жертву в попытке победить Воландеморта, являющегося образом сатаны. Четвертое, Гарри воскресает, чтобы победить Воландеморта, и люди должны уверовать в него. Звучит знакомо?]
Библия учит отвечать глупому по глупости его (Пр. 26:5), поэтому в дальнейшем будет принята предпосылка Др. Турека и показано, что она ведет к противоречиям и абсурду.
Пророчества в ГП не играют ведущей роли и, скорее, являются второстепенным элементом истории. Пророчества о ГП были произнесены проф. ясновидения Трилони. В фильме «Гарри Поттер и узник Азкабана» есть сцена, в которой показано, как она пророчествует: ее голос изменился, стал металлическим, словно в нем тысяча голосов, прямо как у одержимой.[9] Вряд ли разумно проводить аналогию между пророчествами о Христе и подобными демоническими проявлениями.
Что же касается морально праведной жизни, то несмотря на то, что Гарри Поттер в произведениях Роулинг действительно порой совершал правильный моральный выбор, он также часто нарушал правила, что признается в книге: «Не обвиняйте Дамблдора за нарушенные Поттером правила. Он переходил границы с того момента как пришел сюда».[10] Кроме того, Гарри, по всей видимости, был не против романтических отношений с подругой своего лучшего друга Гермионой.
ГП вернулся к жизни после того, как его убил Воландеморт – в этом Др. Турек усматривает параллель с Воскресением Христа, однако, ряд других важных элементов истории сильно искажают этот образ. Во-первых, одним из важных элементов истории (в особенности последних нескольких частей), является связь между Гарри Поттером и Воландемортом. Оказывается, частичка души Воладеморта была в самом Гарри. Итак, даже если, ради аргумента, проигнорировать оккультный контекст истории, и предположить, что Гарри — это прообраз Иисуса, а Воладеморт – сатаны, то что означает тогда связь между ними? Во-вторых, связь между Гарри и Воландемортом настолько сильна, что однажды Воландеморт вселился в Гарри Поттера – это откровенный пример одержимости. Неужели нам стоит проводить параллели со Христом в контексте такого сюжета? В-третьих, Писание учит, что именно Бог-Отец поразил Христа на кресте (Исаии 53:10), это было сделано не римлянами и не иудеями. Именно по этой причине Пилат удивился, что Христос уже умер (Мк 15:44). По сюжету Роулинг, Гарри был убит Воландемортом – прообразом сатаны, что делает сатану соискупителем. И последнее, по сюжету Роулинг, ГП смог вернуться к жизни только в связи с тем, что Воландеморт убил частичку себя в ГП. Стоит напомнить, что воскресение Христа никак не связано с частичкой станы в Нем.
В пользу др. Турека стоит упомянуть, что Роулинг отмечала, что вплела христианские элементы в свои истории. Так, книга «Дары смерти», в которой рассказывается заключительный сюжет и воскрешение Гарри, начинается с двух эпиграфов на религиозную тематику: один из «Носителей возлияния» Эсхила, а другой из книги Уильяма Пенна «Больше плодов одиночества». Об этом Роулинг сказала следующее: «Я их с любовью выбирала. Смотрите, одна фраза – из языческой трагедии, вторая – из книги философа-христианина», — сказала Роулинг об их включении.[11] Почему же ссылаясь на подобные заявления Роулинг, Др. Турек скромно умалчивает ее слова о языческих тематиках? Если мы упоминаем об одном, то стоит говорить и о другом, в противном случае это ничто иное как намеренное введение в заблуждение слушателя представляя выборочные данные. Смешав язычество и христианство Роулинг получила не Христа, а скорее антихриста, который похож на Христа, но не Христос (Откровение 13:3, 12 и 14).
[Во-вторых, она сказала, что вся история может быть описана двумя библейскими стихами…]
Один из стихов, это «последний враг будет побеждена смерть». И как же была побеждена смерть? Бог ли воскресил Гарри Поттера? Конечно нет, ведь вселенная ГП является пантеистической – магия ее бог. Возвращение ГП к жизни было сделано в контексте алхимии, занимающейся поиском эликсира вечной жизни, неких мистических даров смерти, среди которых был воскрешающий камень и т.д. Все это придает этим стихам совсем другой смысл, отличный от библейского контекста!
По плодам их …
Легитимность поиска Иисуса в ГП можно проверить, прибегнув к принципу, данному нашим Господом: «по плодам узнаете их» (Мф. 7:16). Не ищем ли мы свежие фрукты в ведре гнилых абрикосов? Произведения Роулинг известны на весь мир, но стали ли люди ближе к Богу, читая их? Дети – главная целевая аудитория книг (по крайней мере первых частей) увидели там Иисуса? Вовсе нет. Наоборот, у детей возникает интерес к колдовству, о чем упоминала сама Роулинг.[22] Некоторые скептики отвечают на это передергиванием: «Но никто не стал оккультистом, читая ГП» или «Я ведь не стал магом, прочитав его». Те, кто считает, что фильмы не влияют на них, на самом деле находятся в самой большой группе риска. Стоит отметить, что никто и не утверждал, что каждый посмотревший ГП станет колдуном. Однако, Гарри Поттер, наряду с другими произведениями посодействовал романтизации оккультизма, вызвав интерес у детей и подростков к магии. Кто-то заинтересовался, но так и не решился окунуться в настоящее колдовство, но многие пошли именно этим путем.
Среди исследователей нет сомнения в том, что изображение колдовства в позитивном свете в поп-культуре повлияло на скорость распространения языческих мировоззрений. В одной из докторских диссертаций, посвященных распространению увлечения колдовством среди женщин Австралии, автор ссылается на книгу написанную Хизер Грин и Пэг Алой под названием «Lights, Camera, Witchcraft: A Critical History of Witches in American Film and Television» в которой исследовалось влияние поп-культуры на социум. Алой «доказывает, что представление ведьм, особенно молодых ведьм, в кино и на телевидении, рассматривается как влиятельный фактор на процесс формирования идентичности у молодежи. (Erikson 1950; Strasburger and Wilson 2002). Более того, Алой указывает на то, что герои из популярных сериалов, таких как Зачарованные, Баффи укротительница Вампиров, Колдовство и Практическая Магия являются главным источником вдохновения для формирования идентичности молодых людей и религиозных и духовных изысканий. Ее исследование показало, что просмотр этих фильмов и сериалов представляет значительную часть практического опыта формирования у молодых женщин идентичностей ведьм».[12] В дополнение к этому, NBC news указывало на то, что «викка начала практиковаться в Америке в 1960-х годах феминистками, защитниками окружающей среды и теми, кто искал неструктурированную духовность. Это было в значительной степени подпольное движение, но коммерческие книги о колдовстве, опубликованные в 1980-х и 1990-х годах, такие как Зачарованные и Колдовство, вызвали всплеск интереса у молодежи. Благодаря возможности находить сообщества в Интернете и уменьшению числа приверженцев традиционных религий, колдовство начало входить в мейнстрим».[13] Как передает BBC, бравшее интервью у Стива Пэйни, руководителя языческого ковена, книги ГП были популярны среди практикующих ведьм. «Их воспринимают как развлекательное фэнтези. Но они подталкивают людей к размышлениям о других формах духовности» – сказал он.[15]
К подобным выводам приходят и другие исследователи, несогласные друг с другом только насчет степени влияния поп-культуры на социальное поведение, но все как один согласны с тем, что оно есть. Так, в одной из статей Journal of Contemporary Religion приводится следующая цитата: «The Pagan Federation отмечает, что она была «завалена» запросами о получении информации о колдовстве во время пика популярности Гарри Поттера и телевизионных программ вроде Баффи — истребительница вампиров».[14] Это отличное эмпирическое подтверждение всего того, о чем предупреждалось уже много раз! Даже светские журналисты из MTV News прямо признали связь между оккультизмом в поп-культуре и ростом вовлечения заинтересованных в оккультизм: «Удивительное количество молодых ведьм, с которыми разговаривали репортеры MTV News, также сказали, что они стали интересоваться своей верой из-за движений в поп-культуре, таких как фильм «Колдовство» Ник Кэмбелл и многосерийный фильм «Гарри Поттер». (По-видимому, некоторые консервативные христианские группы были правы насчет этого)»[16] Больше подобных свидетельств можно найти в статье: Властелин колец, Гарри Поттер и Нью-эйдж В данном контексте будет уместным процитировать статью, написанную практикующей ведьмой Пэтти Вигингтон, написавшей несколько книг о колдовстве:
«В языческом сообществе есть много людей начавших увлекаться колдовскими верованиями, вдохновившись чем-то из поп-культуры. В конце концов, новобранцы приходят к осознанию, что колдовство вовсе не такое, каким они видели его в кино. Серия книг Роулинг Гарри Поттер создала целое поколение читателей и зрителей, интересующихся магией».
«Однако, Роулинг несомненно провела много работы, прежде чем писать книгу о мальчике-волшебнике. Многое из того, что они включила в свой мир основано на настоящих мифах, легендах и ранних оккультных письменах».
«Многие из предметов, исследуемых студентами в Хогвартс являются полезными для учеников магии – соотношения между планетами, история магии, зелья, чары, прорицание, заклятия, алхимия и травы».
Отвечая на обвинения в том, что книги ГП рекламируют колдовство, Роулинг говорила, что оно ничего не имеет общего с виккой, и что в вымышленной школе Хогвартс представителям викки не нашлось бы места. Но Пэтти, сама будучи практикующей ведьмой, не согласна и опровергает эту аргументацию:
«В мире Гарри Поттера магия существует как естественная наука. Для многих современных язычников и виккан, магия ЯВЛЯЕТСЯ совершенно естественной вещью, она — часть физического мира. Более того, большинство виккан и язычников согласны, что для успешного создания заклинаний нужно определённое обучение, как это и представлено в книгах Роулинг».[17]
Плод представления оккультизма в позитивном свете как для детей, так и для взрослых очевиден и никакие попытки обернуть мирское в Христово при помощи ментальной гимнастики не уменьшат этот вред.
«Духовная» эйсегеза или кручу-верчу как хочу
Подход, предлагаемый др. Туреком и другими не ограничивается ГП, но применяется к любому кино, независимо от намерений режиссёра. Произвольно выбранные элементы сюжета, игнорирование контекста и зачастую приписывание неизвестных автору значений отдельным фрагментам истории характеризует данную методологию. Сложно понять, чем отличается подобный подход от самообмана! В принципе, это ничто иное как «духовная» эйсегеза. Экзегеза – это попытка извлечения смысла из текста, учитывающая контекст. Эйсегезой же называют процесс привнесения чуждых для автора предпосылок в текст.
В «духовной» эйсегезе некоторые авторы пошли еще дальше, чем др. Турек. Так, в истории о Гарри Поттере есть сцена, где некто убил единорога и пил его кровь, что было представлено как великое преступление. Один автор написал об этом следующее:
«И в том, что кровь единорога несет в себе проклятие для тех, кто пьет ее недостойно, и в том, что она обладает силой, дающей жизнь, слышатся отзвуки рассуждения апостола Павла о недостойном принятии Причастия, которое есть кровь Христова».[18]
Когда такие параллели и «скрытые смыслы» становятся богохульными — вопрос актуальный, но не менее актуальным будет и другой: а не был ли этот автор под воздействием каких то наркотических веществ, когда писал это? Прибегая к такой логике, можно найти скрытый смысл где угодно. Например, в фильме ужасов «Чужой», инопланетный эмбрион попадает в человека, развиваясь внутри, а затем, выскакивает наружу, убивая носителя. Применяя подомную «духовную» эйсегезу, опирающуюся на скрытые смыслы, можно утверждать, что инопланетянин — это прообраз греха, который, став частью человеческой жизни, делает его обреченным на смерть и, только избавившись от него, человек может спастись! Чем не христианская тематика в фильме «Чужие»? Может, стоит собраться молодежкой на просмотр?
Роулинг – христианка?
В некоторых интервью др. Турек ссылался на то, что Роулинг – христианка, поскольку является членом Шотландской Церкви и сама так себя называла. Однако, ее заявления очевидным образом свидетельствуют о том, что она является неверующим человеком. Например, на своем Твиттере (теперь Х) Роулинг сделала репост со страницы под названием «Лесбийский проект» в поддержку лесбиянок, которые выступают против трансгендеров.[19] Она так же позитивно реагировала на легализацию гомосексуализма в Ирландии, написав на странице X: «Сижу тут и смотрю, как ирландцы пишут историю. Замечательно и прекрасно».[20] Кроме того, она неоднократно поддерживала аборты, выступая против компании, на тот момент кандидата в президенты, Дональда Трампа, направленной на запрет абортов.[21] Подобные заявления не могут быть совмещены с верой во Христа, поэтому любой, кто ссылается на Роулинг как на христианку, либо выказывает свое невежество, либо откровенно вводит в заблуждение. Сегодня многие христиане так сильно очарованы Голливудом и знаменитостями, что достаточно этим знаменитостям сказать что-то про Иисуса, как их тут же принимают за брата или сестру во Христе и начинают с еще большим рвением подражать им, заверяя, что теперь это верующий человек. Больше об этом в статье: Кто воспитывает ваших детей: знаменитости или Иисус?
Деяния 17 и евангелизация?
Некоторые утверждают, что Апостол Павел, будучи в Ареопаге, использовал тот же метод, что и др. Турек. Стоит отметить, что Апостол не указывал афинянам, будто они могут найти Иисуса в Зевсе или Торе, что следовало ожидать, если бы апостол делал то же, что др. Турек. Во первых, Апостол попал в ареопаг не потому, что он решил рассказать им о Боге, ловко слившись с языческой культурой, дабы избежать столкновения с местными верованиями, а как раз наоборот — потому, что «он благовествовал им Иисуса и воскресение» (Деян. 17:18) из-за чего с ним начали спорить местные интеллектуалы (эпикурейцы и стоики). После полемики, придя в Ареопаг, Павел сослался на неведомого бога, которого они, не зная, чтят. Скорее, ради того, чтобы избежать синкретизма, описанного в 16 главе Деяний, когда их приняли за богов, Апостол указывает им на то, что он проповедует им Того, Кого они не знают и Который вовсе не такой, как все остальные их боги. Там же апостол цитирует языческих авторов, показывая, что верования афинян не были последовательными, а значит, были ошибочными. Если бы апостол прибегнул к предлагаемому др. Туреком подходу, то слушатели смешали бы Христа и языческих богов, получив что-то среднее между язычеством и христианством. Апостол в Ареопаге делал то, к чему призывал в послании к Коринфянам, где написано что мы разрушаем «всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу» (2 Кор 10:5) Вместо бесплодных поисков Христа там, где Его нет, нам следует «пленять всякое помышление» т.е. любой способ мышления не соответствующий угодному Богу, что будет включать в себе любые безбожные идеологии и верования, уводящие людей от Христа.
Кроме того, цитируя языческих авторов в Ареопаге, апостол не ссылался на персонажей из их вымышленных театральных выступлений, как хочет предложить др. Турек. Правильной аналогией для нас сегодня было бы цитирование известного скептика, например Докинза и указание на противоречие в его же собственных утверждениях. Неужели кто-то всерьез станет рассматривать идею, будто неверующие люди, считающие существование Христа или значительной части истории о воскресении — вымыслом, решат, что отсылка к параллелям с вымышленными персонажами в Гарри Поттере, Властелине колец, Чудо-женщине или Железном человеке каким-то образом заставит их относится к Евангелию серьезнее? Можно себе представить картину, как проповедник на улице говорит: «А вы знали, что Иисус Христос воскрес, как Гарри Поттер? Покайтесь и верьте в Иисуса!»
Если Я Господь, то где благоговение предо Мною?
Представьте себе, что у вас есть друг в высокопоставленных кругах, которого вы очень любите, и который очень много вам помог. Вам также известно, что он терпеть не может яблоки. Он не выносит их не только на вкус, но и на вид и на запах – у него на них аллергия. Было бы с вашей стороны проявлением любви и уважения к нему, если бы вы, зная, что он их ненавидит, все равно ели бы их перед ним? Очевидно, что нет! Настоящая любовь перед приходом такого друга, избавилась бы от всех яблок, как настоящих, так и искусственных, ведь она дорожит дружбой и его расположением. Но разве не так же обстоят дела с нашим Господом и Спасителем Иисусом Христом? Разве Господь не дал нам понять Свое отношение к колдовству в Ветхом Завете и в Новом, назвав это мерзостью? Так зачем же мы будем развлекаться фильмами, где колдовство представлено в позитивном свете? Разве представление колдовства в детском фантастическом виде меняет суть? Где в подобных сравнениях страх перед Богом? Так говорит Господь через пророка:
«Сын чтит отца, и раб — господина своего; если Я — отец, то где почтение ко Мне? и если Я — Господь, то где благоговение предо Мною?» (Мал 1:6)
Кажется, что у тех, кто предлагает такие сравнения вовсе нет страха Божьего. Они без зазрения совести готовы сравнивать Сына Божьего с вымышленными персонажами, участвующими в том, за что Он пришел умирать!
Блуждающие в духовной пустыне
Др. Турек указывал на то, что при написании книги Hollywood Heroes (Герои Голливуда [прим. ред.]) он обратился к увлечениям своего сына Зака и решил использовать их в целях апологетики. Он не рассматривал вопрос того, а стоит ли христианам развлекаться таким творчеством вообще. Однако, с этого следовало бы начать. Эйсегеза кино хотя и может быть увлекательна, но бесплодна и, скорее всего, является ответом на критику тех, кто указывает на то, что христианам не следует увлекаться мирскими развлечениями, чем является способом евангелизации. Теперь всегда можно сказать в ответ: «Ты просто фарисей. Я вот смотрю тот кровавый боевик и вижу там Иисуса». В принципе, так и поступают многие приспешники «духовной» эйсегезы, свысока смотря на «законников». Становится очевидным, что проблема подобных методологий заключается в желании быть как мир, как мирская культура вокруг. Оказавшись околдованным мирскими развлечениями, многие просто нашли отличный способ представить греховные развлечения так, словно они духовные при помощи ловких маневров. Но Писание предупреждает, чтобы мы не любили мир (Иоанна 2:15-17) иначе полюбив мир мы сами станем врагами Богу, смешав чистое и нечистое. Потеря чувствительности ко греху, представляемом в поп-культуре и нежелание выглядеть фанатично в глазах мира, также играют свою роль в популяризации «духовной» эйсегезы в христианской среде.
В итоге, не желая питаться со стола Отца, дающего с избытком аж целых 66 книг, а также предлагающего на десерт множество хорошей литературы, написанной здравыми авторами, и кино, снятого богобоязненными режиссёрами, многие пустились в погоню за чем-то новым. Эта погоня привела их в пустыню, где они бродят кругами в погонях за миражами, принимаемыми за Иисуса.
Ссылки и примечания
1. How Your Favorite Movies Can Reveal the Gospel to the Lost and the Youth (youtube.com)
2. Глупое махание волшебной… (Цитата из книги «Гарри Поттер и философский камень» Джоан Роулинг) (livelib.ru)
3. An Excerpt from Harry Potter and the Prisoner of Azkaban | Life at Hogwarts College of Medicine (wordpress.com)
4. J.K.R. interview on National Public Radio, October 20, 1999. 1999: Accio Quote!, the largest archive of J.K. Rowling interviews on the web (accio-quote.org)
5. Cornelius Agrippa | Harry Potter Wiki | Fandom
6. Фламель, Николя — Википедия (wikipedia.org)
7. Philosopher’s stone | History & Facts | Britannica
8. The magic of transformation: a comparative analysis of alchemy in Harry Potter and its real-world chemistry roots – Journal of Geek Studies (jgeekstudies.org)
9. Предсказание Трелони о слуге Темного лорда ›› фильм «Гарри Поттер и узник Азкабана» (youtube.com)
10. J.K. Rowling, Harry Potter and Goblet of Fire, New York: Scholastic, p. 276, 2001
11. ‘Harry Potter’ Author J.K. Rowling Opens Up About Books’ Christian Imagery | News | MTV
12. (PDF) PhD Research Proposal (researchgate.net)
13. Why paganism and witchcraft are making a comeback (nbcnews.com)
14. Titus Hjelm (2006) Between Satan and Harry Potter: Legitimating Wicca in Finland, Journal of Contemporary Religion, 21:1, 33-48
15. BBC News | ENTERTAINMENT | Buffy draws children to witchcraft
16. FAR FROM DEVIL WORSHIP AND ‘HARRY POTTER,’ YOUNG WITCHES EXPLAIN WHAT THEY’RE REALLY ABOUT, 03/25/2008 http://www.mtv.com/news/1584096/far-from-devil-worship-and-harry-potter-young-witches-explain-what-theyre-really-about/
17. Does Harry Potter Practice Wicca? (learnreligions.com)
18. Джон Грейджер «Как Гарри заколдовал мир. Скрытые смыслы произведений Дж. К. Роулинг». — М.: Никея, 2023
19. The Lesbian Project on X: «We have big news — we’re starting a podcast! All proceeds to The Lesbian Project. Read all about it and subscribe here, to get every episode into your inbox https://t.co/pYOhydksMc» / X (twitter.com)
20. J.K. Rowling on X: «.@justaoifethings 💚🍀🌈💚 Then they could get married IN IRELAND! 💚🍀🌈💚 http://t.co/yXedPavZfp» / X (twitter.com) JK Rowling Reacts to Ireland Legalizing Gay Marriage | TIME
21. J.K. Rowling Takes Down Trump For Reinstating Anti-Abortion Rule (elle.com)
22. «Я получаю письма от детей, адресованные проф. Дамблдору, и это не шутка, в которых дети умоляют быть принятыми в Хогвартс и некоторые из них очень расстроены. Поскольку они хотят, чтобы история оказалась правдой, они сами убедили себя, что это правда» – сказала Роулинг. The Return Of Harry Potter! (newsweek.com) Это еще раз указывает на то, что влияние фантастических элементов на детей не следует преуменьшать, и поэтому стоит серьезно относиться к тому, какие практики и поступки представляют моральными, а какие нет. Когда колдовство представляется нейтральным – это уже проблема.
Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в соц. сетях!