Кто создал Бога? Бесконечен ли Бог?

Автор: Владимир Силенок
Редактура: Катерина Савченко

 Один из наиболее известных аргументов в пользу существования Бога — космологический аргумент, силлогизм которого можно представить следующим образом:

1. У всего, что начало быть, есть причина.
2. Вселенная начала быть.
Из этого следует, что у Вселенной должна быть причина.

Причина Вселенной может быть только за пределами Вселенной, т.е. времени, пространства и материи. Все то, что находится за пределами времени, — вечно по определению, а все то, что находится за пределами пространства и материи, мы называем сверхъествественным. Кроме того, она должна обладать безграничной мощью, чтобы создать пространство и материю во Вселенной, а также разумной, чтобы выбрать создавать. Более детально этот аргумент рассматривается в статье: «Космологический аргумент в пользу существования Бога»

Отвечая на это, скептики задают вопрос: если у всего есть причина, то кто создал Бога? Здесь скептик думает, что он поймал христианина на ошибке, поскольку, как предполагается, он использует первую предпосылку аргумента против него же самого. Однако ошибается здесь именно скептик, неверно поняв аргумент, ведь христианин не говорит, что все имеет причину, но что у всего, что начало быть, есть причина. Все то, что находится за пределами времени, является вечным, а потому само по себе в причине не нуждается. В данном случае нетеист неверно представляет себе Бога, о котором мы говорим, он думает о чем-то похожем на богов из древних мифов, которые появились из некого первобытного хаоса. Однако подобные рассуждения противоречат Библии и были признаны ошибочными еще во времена Аристотеля. Таким образом, задавать вопрос о причине первопричины, то есть Бога, — то же самое, как задавать вопросы вроде: «Сколько сторон у квадратного круга?» или «На ком женат холостяк?» Дело не в том, что вопрос ставит в тупик христианина, а в том, что он сам по себе бессмыслен.

Вопрос «Кто создал Бога?» как контраргумент был использован известным атеистом Ричардом Докинзом и некоторыми другими атеистами. Но те атеисты, которые понимают аргумент и то, что подразумевается под словом Бог, отзываются весьма нелестно о подобных «контраргументах». Так, атеист Джвеф Лавдер в одном из своих интервью сказал: «Я вспоминаю, как находясь в поездке по работе, у меня была пересадка в аэропорту Сан-Франциско, и на пути от Gate A в Gate B, я увидел книжный магазин, где на самом видном месте стояли книги Ричарда Докинза «Бог как иллюзия». Их можно было не заметить, только если вы были бы слепыми. Извините за выражение, но я сказал про себя: «о, Боже!» Меня аж передернуло. Я взял книгу, открыл в оглавлении, нашел главу посвященную Космологическому аргументу, открыл соответствующую страницу и конечно же я увидел нечто вроде (я перефразирую написанное): все, что существует, имеет причину, Вселенная существует, значит, у нее есть причина. И наверное вы догадываетесь, какой там был контраргумент: «Есть ли причина у Бога?» Тогда я закрыл книгу и подумал: это мусор. И теперь, такие атеисты как я, которые понимают о чем говорят, вынуждены отмежеваться от этого человека.»[1]

В принципе, у нас есть всего два варианта: у Вселенной есть причина или Вселенная появилась без причины т.е. из ничего. Последнее нарушает закон причинно-следственных связей, а потому абсурдно. Больше об этом в статье: Абсурд атеизма

Если Вселенная не может быть бесконечной, то как может быть бесконечным Бог?

В уже упомянутом космологическом аргументе в пользу существования Бога часто используется пример бесконечности, когда указывается, что в реальном мире не может существовать чего-то такого. Обычные люди, как правило, не рассуждают о подобных малополезных в повседневной жизни вещах, поскольку им и так есть чем заняться. О таких вещах рассуждают философы, которые ничего не делают кроме выдумывания причудливых идей (шутка). Однако, в какой-то мере все люди — философы. Здесь все зависит от того, что вкладывать в слово «философ», но если вы задумывались над природой бытия, то вы задавались философским размышлением. Итак, говоря о бесконечности, следует отметить несколько проблем, одну из которых иллюстрирует так называемый Отель Гильберта. Отель Гильберта — это такой отель, в котором, предположительно, бесконечное количество комнат, что означает, что в нем бесконечное количество четных и не четных номеров. Предположим, что они все заняты. Затем, по какой-то причине, хозяин отеля просит выехать всех постояльцев, живущих в четных номерах. Вопрос: сколько постояльцев выехало? Поскольку в бесконечности одинаковое количество четных и не четных номеров, заполненных постояльцами, то выезжает бесконечное количество людей. А сколько остается? Остаются все гости, живущие в нечетных номерах, которых тоже бесконечное количество. Получается, что из бесконечного множества комнат выезжает бесконечное множество постояльцев, и в тоже время, все так же остается бесконечное множество гостей в отеле! Но это абсурд!

Или можно представить себе другой пример, связанный с бесконечностью. Предположим, что ваш друг приходит к вам и говорит: я только что закончил считать до бесконечности, раз, два, три и так далее, пока не достиг бесконечного количества единиц. Возможно, что вы не сразу поймете в чем дело, но в глубине души заподозрите что-то неладное. И правильно! Как же ваш друг смог досчитать до бесконечности, сам не существуя бесконечное количество времени? Даже если бы он не ел и не спал, считая по одному каждую секунду, то он считал бы бесконечно долго, а потому, на самом деле, никогда бы не закончил. Тут, следовало бы задать вопрос: «а почему ты закончил именно сейчас, а не вчера или позавчера?» Разве он не должен был бы бесконечно считать, никогда не закончив? Подобные размышления, показывающие абсурдность бесконечности, наталкивают нас на мысль о том, что ее не может существовать в реальности. Такую «настоящую» бесконечность еще называют актуальной бесконечностью, а гипотетическую, которой оперируют математики — потенциальной бесконечностью.

Итак, поскольку актуальной бесконечности не может быть, то и вселенная не могла существовать бесконечное количество времени: секунд, минут, часов и тд. В таком случае, возникает вопрос: но как же тогда может Бог быть бесконечным? Разве мы не противоречим сами себе? На самом деле нет! Обратите внимание, что когда мы говорим о бесконечности, то речь идет именно о количественной бесконечности, то есть о бесконечном количестве единиц, отдельных частиц или чего бы то ни было подобного. Но бесконечность, описывающая Бога, отличается по своей сути тем, что она описывает не количествнность, а качественность. Другими словами, мы не говорим, что Бог состоит из бесконечного количества кусочков, составляющих Его атрибуты, такие как всемогущество, всеведение, святость или вечность. Также всемогущество — это не что-то, состоящее из бесконечного количества маленьких всемогуществ, поскольку это качество Бога. Потому, в этом случае нет никакого противоречия, поскольку в Космологическом аргументе речь идет о количественной бесконечности, а не о качественной.

Ссылки и примечания

1. Atheism vs. Christianity: What is the State of the Debate? (ft. Jeff Lowder), YouTube, https://www.youtube.com/watch?v=WclMfeV5Jrs

Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в соц. сетях!

ВАМ БУДУТ ИНТЕРЕСНЫ ЭТИ СТАТЬИ: