Кто такой змий?
Действительно ли змея говорила с Евой?
Автор: Рассел Григ (англ. Russell M. Grigg)
Источник: creation.com
Перевод: Галина Гонтарь
Редактура: Владимир Силенок, Марк Слободян
Когда мы читаем историю об искушении Евы и грехопадении человечества в третьей главе книги Бытия, мы знакомимся с таким существом, как змий. Что это было за существо? Был ли это змей в прямом смысле этого слова? Некоторые люди, пытаясь трактовать эту историю, как чисто символическую или аллегорическую, аргументируют свою позицию тем, что животные не разговаривают человеческим языком. Так чем или, может, кем был тот, кто использовал звериное тело, чтоб не просто поговорить с Евой, а предложить ей ослушаться Всемогущего Бога?
При изучении Писания главное правило для трактовки тех мест, которые нам не до конца понятны, состоит в том, чтобы интерпретировать Писание Писанием: важно видеть, что на эту же тему говорят другие стихи в Библии.
Что же ещё в Библии говорится об этом? Разберёмся, чтобы узнать, кто такой «змий».
Что сказал Иисус?
Однажды Иисус сказал фарисеям, которые пытались Его убить:
«Ваш отец Дьявол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи». (Иоанна 8:44).
На какое событие «в самом начале», где имели место быть ложь и убийства, ссылался Иисус? Конечно же, искушение Евы: оно было в начале, и является первым записанным событием, в которое была вовлечена Ева после ее сотворения. Змий обманул Еву, когда сказал: «вы не умрёте», и это был первый записанный в Библии обман; потому звание «отец лжи» подходит на роль точного описания персоны, обманувшей Еву.
Мэтью Генри, библейский комментатор XVIII века, пишет:
«Он (Сатана) является величайшим распространителем лжи всякого рода. Он – лжец, и все его соблазны основаны на том, что он называет хорошее – плохим, а плохое – хорошим и обещает свободу во грехе».[1]
За спровоцированные змием события последовало наказание, которое было направлено не только на него, Адама и Еву, но и на все человечество. Говоря об «убийце», Иисус, конечно же, имел в виду и соблазнителя Евы в том числе. Таким образом, действия змея согласуются с воплощением всего того, что Иисус приписывал «Дьяволу» в Иоанна 8:44. Более того, в записанной истории нет другого события, которое подходило бы лучше под описание Дьявола, чем история об искушении змеем, записанная в третей главе Бытия.
Также на связь между змием в Бытие 3, и Сатаной или Дьяволом, указывает Откровение 12:9:
«И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый Дьяволом и Сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним.»
Также Откровение 20:2:
«Он взял дракона, змия древнего, который есть Дьявол и Сатана, и сковал его на тысячу лет»
Слово «Сатана» переводится с греческого как «противник»; слово «Дьявол» означает «клеветник». Таким Библия передаёт образ Змия: клевещущий и на Бога перед людьми, и на людей перед Богом — противник обеих сторон.[2]
Змей опознан
Так был ли змий Сатаной? Хотя Библия и говорит нам, что «сам Сатана принимает вид Ангела света» (2 Коринфянам 11:14), история не даёт нам повода думать, что в Эдемском саду Сатана принимал образ, отличный от описанного в Бытие 3. Теолог Генри К. Тиссен комментирует:
«Змей не является ни образным описанием Сатаны, ни самим Сатаною в виде змеи. Настоящий змей был марионеткой в руках Сатаны. Это видно из описания рептилии в Бытие 3:1 и проклятия, произнесенного на неё в Бытие 3:14 «…ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей»[3]
Из Библии нам известно: перед тем, как Иуда предал Иисуса, «Сатана вошёл в него» (Иоанна 13:26-27). Таким образом, при определенных условиях демоны могут находиться в телах людей и животных – например, когда Иисус выгнал легион демонов из человека, которые затем, вселившись в стадо свиней, бросились с крутого склона в море (Марка 5:1-3). Не будет преувеличением считать, что Сатана той ситуации мог использовать тело конкретного змея, совершая свой коварный план, и искусить Еву ко греху.
Должно быть очевидно, что сводить высказывания о змее к эвфемизмам – например, называть его «олицетворением зла», или утверждать, что вся эта история — «миф» или «теологическая поэзия» – безосновательно. Библия представляет этот эпизод как личную встречу между Евой и Сатаной, описывая её такой же реальной, как и встречу между Христом и Сатаной в пустыне.
Идентификация змея как сатаны, вызывает дополнительные вопросы, например – может ли Сатана говорить вслух?
Говорящий Сатана?
Когда Сатана соблазнял Иисуса, он делал это с помощью речи. Иисус отвечал ему, и состоявшийся между ними диалог записан в Матфея 4:1-11, а также в Луки 4:1-13, хотя нам ничего не сказано о том, какое обличие имел Сатана в этот раз.
Описанная в книге Джона Буньяна «Путешествие Пилигрима» беседа Христианина и его борьба с Аполлионом не удивительна для многих христиан, у которых были подобные духовные переживания. Говорят, что однажды у Мартина Лютера был конфликт с Сатаной и это было столь реально, что он даже швырнул в него чернильницу. Что касается соблазна Евы, христианский писатель и докладчик Дж. Освальд Сандерс пишет:
«Предполагается, что, как разговор ослицы с Валаамом был Божественным чудом, так разговор змея с Евой был Дьявольским чудом»[4]
Как появился Сатана?
Бог решил не рассказывать нам детально о происхождении и отступлении Сатаны.[5] Из Библии мы узнаем, что он является начальником падших ангелов (называемых демонами или бесами) и является великим противником Бога и человека (Иов 1:6-12, 2:1-6, 1 Петра 5:8). Его падение произошло из-за его непомерной гордыни (1Тимофею 3:6). Считается, что это событие должно было состояться после шестого дня творения, когда Бог увидел все, что он сделал и оно «было хорошо весьма» (Бытие 1:31), но до грехопадения человека, записанного в третьей главе Бытия.
Что касается его нынешней обители, то неверно думать о Сатане как о «правителе ада», поскольку Библия не даёт на это прямого указания. Даже наоборот: Иисус назвал его «князем мира сего» (Иоанна 12:31, 14:30, 16:11), и Библия также называет его «богом века сего» (2 Коринфянам 4:4) и «князем, господствующим в воздухе» (Ефесянам 2:2). О Сатане говорится, как о «шествующем по земле» (Иова 2:2, 1 Петра 5:8), а также, как о «поднебесном духе злобы» (Ефесянам 6:11-12).
Почему Бог создал существо, которое мы теперь называем Сатаной?
В: Если Бог знал, что Сатана[6] и некоторые другие ангелы, и, наконец, Адам и Ева восстанут против Него, то почему тогда Он «прервал» вечность и вообще приступил к сотворению?
О: Короткий ответ прост — мы не можем знать.
Однако, мы всё же можем знать кое-что по этому поводу:
- Бог позволил греху существовать, и Он приступил к творению, хотя мог знать наперёд, какова будет природа греха и как грех повлияет на Его творение, и знал, что Ему придётся сделать, чтобы спасти нас от греха.
- Бог решил победить грех навсегда. Это не означает, что Бог допустил зло, чтобы принести добро – скорее, Бог позволил злу иметь место быть по другим причинам.
- Бог решил сделать спасение от греха доступным. Это Он совершил это на основании пролитой крови Его Сына, Господа Иисуса Христа (Евреям 9:14, 1 Петра 1: 18-19, 1 Иоанна 1: 7).
- Бог решил разрушить дела Дьявола (1 Иоанна 3: 8) и проявить Свою праведность посредством суда и наказания нечестивых (Деяния св. апостолов 17:31, Откровение 20: 10-15).
- Бог решил создать из верующих людей «тело», известное, как церковь. «Тело», которое бы состояло бы как из иудеев, так и из язычников; которое бы называлось «невестой Христа» (2 Коринфянам 11: 2, Откровение 19: 7). Они будут делиться Божьей славой, как дети Божьи, названные наследниками Бога и сонаследниками Христа, и они будут царствовать с ним во веки веков (Римлянам 8: 16-17, Откровение 22: 5).
В связи с этим Бог в Библии делает приглашение. В нем написано:
«И Дух и невеста говорят: приди! И слышавший да скажет приди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром». (Откровение 22:17).
Ссылки и примечания
1. Matthew Henry, Concise Commentary on the Whole Bible, Moody Press. Chicago. 1983. p. 786.
2. A H. Strong, Systematic Theology, Judson Press. USA. 1907. p. 454.
3. Henry C, Thiessen, Lectures in Systematic Theology, Revised edition, Eerdmans. Grand Rapids. 1979, p. 180.
4. J. Oswald Sanders, Satan is No Myth, Moody Press. Chicago, 1975, p. 42.
5. Два места из Писания, которые часто приводятся в этом вопросе — это Исаия 14:12-15 и Иезекиль 28:13-17. Несмотря на то, что оба места Писания говорят о пророчестве о царях (Валилона и Тира), и в них нет упоминания о Сатане, но они оба включают в себя отсылки мистического характера в отношении способностей, выходящих за пределы человеческих, как например: „А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему. (Исаия 14:13-14): и Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония. (Иезекиль 28:15). Некоторые теологи утверждают, что этот текст говорит о первоначальном состоянии Сатаны (в то время его имя было Люцифер), и о грехе, который привел его к падению (этот взгляд так же поддерживался некоторыми отцами церкви еще в третьем веке). Альтернативный взгляд состоит в том, что эти места говорят о земных царях. Этого взгляда придерживаются так же некоторые теологи и те, кто отрицает существование личностного зла.
6. Имя Сатана означает противник или враг. Предположение о том, что Бог создал Сатану в состоянии вражды будет не верным, потому что это сделает Бога автором зла. В связи с этим, некоторые теологи считают, что в начале, Сатану звали Люцифер (что означает светоносный) и что после его сотворения и восстания, он потянул за собой часть ангелов, которые так же отступили. Слово «Люцифер» встречается в Писании только один раз в Исаия 14:12.
Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в соц. сетях!