Топ Библейских стихов, часто цитируемых вне контекста

Автор: Владимир Силенок
Редактура: Татьяна Юревич

После своего крещения Христос был в пустыне, искушаем сатаной. Если вы обратите внимание, то Сатана искушал Христа, цитируя Писание.  На первый взгляд, это было бы странным с его стороны, однако, если вы прочитаете всю историю, записанную, к примеру, в 4 главе Евангелия от Матфея,  то  увидите, что сатана придавал стихам то значение, которого они не имели. Он вырывал стихи из контекста и таким образом пытался заставить  Христа сделать то, что ему было угодно. Сегодня ничего не изменилось и сатана использует ту же тактику. Это,  конечно же, не значит, что каждый человек, который цитирует стих вне контекста, является служителем сатаны, однако эта ошибка может послужить появлению лжедоктрин и лжеучений. Ниже представлены  несколько стихов, чаще всего вырываемых из контекста сегодня.

«Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7:1)

Это самая распространенная фраза, которую цитируют вне контекста. Некоторые люди любят цитировать этот стих, когда кто-то обличает их или негативно отзывается о чьих-то поступках.  Они говорят:  «Ну, не нам судить» или «Не судите, да не судимы будете». Однако, Христос не говорит нам не судить вообще, вместо этого, Он говорит о лицемерном суде, т.е. когда мы  смотрим на свой грех сквозь пальцы,  но замечаем прегрешения  окружающих. Вот весь контекст, в котором была сказана эта знаменитая на весь мир фраза:

«Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф. 7:1-5).

Судить — значит оценивать кого-либо, что-либо, чьи-либо дела или поступки.[1] Интересно, что те, кто говорят нам не судить, уже нас судят! Предупреждая о лжепророках, Христос говорил:

«По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые» (Матф. 7:16,17).

Если бы нельзя было судить, то Христос никогда бы не сказал этого. Причем это написано буквально несколькими стихами ниже! Он не говорит нам не судить вообще! Он говорит нам, КАК не судить! Ведь тот же Христос сказал:

«Не судите по наружности, но судите судом праведным» (Иоанна 7:24).

Те, кто говорят, что нельзя судить, просто противоречат словам Христа. На самом деле, люди, говорящие «не судите» в ответ на замечание об их поведении, просто покрывают свой грех. Их гордость или эго не позволяют им признать ошибку или хотя бы поставить под сомнение свои действия. (Чит. более детально об этом в статье «Не судите, да не судимы будете»)

 «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода.»  (2 Кор. 3:17) или  «Буква убивает, а дух животворит» (2 Кор. 3:6)

Эти места цитируются вне контекста, когда идет речь о практических вещах в христианстве, об исполнении Божьих повелений и заповедей. Например, когда  заходит речь о целомудренной одежде для христиан, то те, которые не хотят исполнять то, что говорит Писание, говорят что-то наподобие:  «Мы живем не по букве закона, а по Духу. Буква убивает, а Дух животворит. Мы свободны во Христе, а вы законники!»

Но о какой свободе говорит на Библия? Писание ни в коем случае не призывает нас делать, что хочешь и жить, как заблагорассудится. Идет речь о свободе от греховных оков:  «Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности» (Рим. 6:18). Иисус Христос Своей жертвой на кресте освобождает нас:  «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Иоан. 8:32). Но сначала мы должны познать эту истину, которая сделает нас свободными от греха! Сначала мы должны покаяться и покориться Богу, и тогда станем свободны от греха.  Библия также говорит нам:

«К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти» (Галатам 5:13).

Петр повторяет ту же мысль в 1 Петра 2:15-16 :

« …ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, — как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла,  но как рабы Божии».

Без сомнения, мы не получаем вечную жизнь посредством  благочестивой жизни, однако наша благочестивая жизнь является производной наших отношений с Богом!  Законничество – это когда человек думает, что он спасется  через свои дела. Это противоречит Писанию, однако, это не значит, что теперь дела не имеют значения! Иоанн в своем послании пишет:

«А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины» (Первое послание Иоанна 2:3,4)

Иуда предупреждал нас о людях, «обращающих благодать Бога  нашего в повод к распутству» (Иуд. 1:4). Это люди, «поступающие по своим похотям» (Иуд 1:16). Но, наверное, некоторые сегодня свободны от исполнения Писания, потому они  поступают, как они говорят, «по духу» . Только не по Духу Божьему, а по духу своеволия и своенравия. Они любят не Бога, а себя, потому и прикрывают свои злые дела вырванными местами из Библейского контекста. Но Христос сказал:

«Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Иоанна 14:15).

«Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея …, нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал 3:26-28).

Этот стих зачастую вырывают из контекста, пытаясь доказать, что пасторство и проповедничество женщин является нормой в церкви.  Некоторые идут еще дальше и говорят, что то, что написано к мужу и жене, уже к  нам не относится, потому что во Христе нет ни мужчин ни женщин.  Однако в контексте Павел не говорит о функциональном равенстве  между женщинами и мужчинами. Спасение по благодати не зависит от пола, положения в обществе или национальности. Это равенство не подразумевает функциональное равенство, потому что тот же Павел пишет в посланиях об устройстве  в церкви, главенствующая роль в которой должна принадлежать мужчинам:

«Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление» (1 Тимофею 2:11-12).

Очень четко и ясно Павел запрещает женщинам учить мужчин и руководить  в организации жизни церкви? Женское проповедничество и пасторство в церкви и пасторство является отступничеством. Женщины могут учить детей и других женщин, призыв Христа идти и благовествовать всему миру, без сомнения, относится и к женщинам, однако учить в церкви, а также руководить церковью должны мужчины. Это очевидное учение Писания. Не смотря на это, некоторые люди не хотят принять Слово Божье, потому они, выполняя работу сатаны, перекручивают Писание,  пытаясь заставить его сказать то, что они хотят, а не то, что сказал Бог. Но Павел пишет к  замужним женщинам: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу» (Ефесянам 5:22).  Если бы в 3 главе Послания к галатам Павел  говорил о  функциональном равенстве мужчин и женщин, то, в таком случае, он противоречил бы сам себе в других  посланиях.  (Читайте об этом более детально в статьях: «Запрещает ли Библия пасторство и проповедь женщин в церкви?» и «Как христианам относиться к феминизму?»).

«Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Филиппийцам 4:13)

Эти слова являются мантрой тех, кто хочет добиться успеха в бизнесе или выиграть какие-то соревнования. Зачастую можно увидеть, как христиане, достигшие чего-то в спорте, выставляют свои фотографии вместе с этим стихом. Например, Денис Черышев, игрок Сборной России и испанского Вилльяреала по футболу, в своем аккаунте в Инстаграмм.[2] Однако Павел имел в виду совершенно другое, когда писал этот стих. Вот,  о чем шла речь в контексте:

«Я весьма возрадовался в Господе, что вы уже вновь начали заботиться о мне; вы и прежде заботились, но вам не благоприятствовали обстоятельства. Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем: насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе (Фил. 4:10-13).

Если вы проходите через какие-то трудности в вере, или испытания, или гонения, то этот стих — для вас. Но это место  будет цитировано вне контекста, если вы попытаетесь использовать его как гимн во время игры в футбол, чтобы забить гол. Однако, зачастую  в христианских группах в соцсетях можно увидеть именно такие картинки с этой цитатой.

Ссылки и примечания

1. Толковый словарь Ефремовой. — https://www.efremova.info
2. Денис Черышев, страница в Инстаграмм https://www.instagram.com/p/Bks7zZ9ha1s/?hl=en&taken-by=cheryshev90

Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в соц. сетях!

ВАМ БУДУТ ИНТЕРЕСНЫ ЭТИ СТАТЬИ: