Вызов ислама XXI веку
Автор: Гилсон Л. Алчер
Источник: Центр Апологетических Исследований
Сегодня в нашем мире происходит необычное брожение. Богословские устои и нравственные критерии, которые некогда питали национальную гордость Соединенных Штатов и придавали американскому народу определенную духовную направленность, сегодня неуклонно рушатся, и мы приходим в недоумение и замешательство, видя, как наша молодежь все глубже тонет в духовной грязи, бесчувственной жестокости и деградации. С тех пор, как Верховный Суд США вынес постановление о том, что государственным школам не обязательно признавать и уважать Закон Божий, и, ссылаясь на 1-ю Поправку к Конституции, отделил от государства не только церковь, но и религию вообще, наши дети росли в заблуждении, что автором нравственного закона является не Бог, а человек, и он вправе изменять этот закон по собственному усмотрению до тех пор, пока не вмешаются органы поддержания правопорядка, ищущие удовлетворения собственным похотям и страстям. Теперь почва готова принять в себя злое семя выдуманных человеком культов и бесовских учений, из которых и растут гибельные сорняки порока, безнравственности и отчаяния.
И вот на эту почву нахлынула новая волна — переселенцы с Ближнего Востока, арабоязычные люди, в большинстве своем мусульмане. Они вышли из исламского мира, не признающего никакой другой веры, кроме учения Корана. Любое вероотступничество там грозило изгнанием из общества и гонениями, а иногда и просто тюремным заключением за измену родине и бесчестием и позором для всей семьи. Но здесь, в Северной Америке, эти люди встречаются со вполне терпимым отношением к религии. Здесь каждый может свободно выбрать наиболее подходящую для него веру, не боясь преследований. Переселенцы-мусульмане оказываются среди людей, в большинстве своем исповедующих христианство и почитающих Иисуса Христа Богочеловеком, умершим на кресте ради спасения грешников от вины и наказания за грех. Им говорят, что Святой Дух Божий может и хочет взять на себя контроль над сердцем и жизнью верующего и сделать его новым творением. Но само по себе это изменение жизни и характера человека не может спасти того, кто принимает христианскую веру. Человек получает спасение только потому, что Христос принял на Себя его наказание, и теперь Всемогущий Бог может простить этому человеку его грехи и принять его как сына, для которого Он приготовил вечную обитель на Небесах.
Но арабский эмигрант находит все это нелепым и бессмысленным. Во-первых, его учили, что распятие было просто мистификацией — Иисус, сын Марии, никогда не умирал на кресте. Его чудесным образом забрал на небеса Аллах, а вместо Иисуса пострадал другой, безымянный, хотя и очень похожий на него человек. Или, по версии Ахмадийи, Иисус действительно был пригвожден к кресту, но при этом находился в обморочном состоянии и лишь казался мертвым, когда его тело сняли с креста. Позже Иисус очнулся от комы, и, сумев избавиться от погребальных одежд и выбраться наружу, предстал перед своими учениками живым. Потом он покинул Палестину и поселился в Китае, где, в конце концов, и умер, как и всякий другой смертный.
Во-вторых, замечает новоприбывший мусульманин, большинство христиан не слишком серьезно относится к тем принципам благочестивого поведения, которые они признают в теории. Они не ведут себя как подобает верующим, получившим рождение свыше, жизнь которых изменилась. Арабы с ужасом замечают, что насилие и убийства стали обычным делом, особенно в больших городах, а гомосексуализм и право убивать нерожденных младенцев защищаются законом. Алкоголь, запрещенный мусульманам, вполне законен и широко рекламируется по телевидению и на рекламных щитах по всей стране. Стоит ли удивляться, если мусульманин придет к заключению, что христианство — религия для дегенератов, и оценит его ниже мусульманства. А вероятность того, что его удастся обратить в христианскую веру упадет практически до нуля.
К нашему стыду следует признать, что американцы, как нация, во многом предали дело Христа и запятнали Его славу перед язычниками. Огромное количество прелюбодеяний, происходящих между молодыми студентами государственных учебных заведений, делает посмешищем нашу пресловутую приверженность к библейским нормам поведения. Широкое распространение психоделических препаратов и различных наркотиков привело к тому, что христианство теперь ассоциируется больше с жалкой дегенерацией, чем с избавлением от греха. Поэтому мусульмане, приехавшие в Северную Америку, и приходят к заключению, что никаких истинных ценностей в христианской вере найти нельзя, а самим христианам не мешало бы познакомиться с более высокой нравственностью Корана.
Учение Корана и Библия
В этой связи нельзя не признать, что Коран содержит много положений, верных и истинных с точки зрения Святого Писания. Коран учит, что есть только один Бог, обладающий абсолютной властью над творением, которое является исключительно Его рук делом. Коран справедливо утверждает, что точное знание о Боге недостижимо для смертного человека иначе, как через особые откровения. Для того, чтобы мы с уверенностью могли утверждать что-либо о Его планах для нас или о смысле нашей жизни, как Его детей, Бог Сам должен открыть нам это. Как и Библия, Коран говорит, что Бог дал нам бесспорные нормы нравственного поведения, ответственность за соблюдение которых всецело лежит на нас. Кроме того, Коран учит, что существование человека продолжается после смерти — либо в вечном раю, либо в вечном аду. Как и Библия, Коран говорит, что человек может спастись только через признание и принятие этих богоданных истин, и потому знание о спасении является единственной надеждой мира. Эти убеждения являются общими для нас и для мусульман, но при этом мы совершенно не согласны с учением ислама о спасении.
Далее следует добавить, что в тексте Корана неоднократно упоминаются имена и события, встречающиеся в Библии. Пятикнижие в Коране обычно называется ал-Торат, пророки — ал-Набиюн или ал-Анбийа, Псалмы — ал-Забур, а Евангелие — ал-Инджил. В Коране также упоминаются Авраам (Ибрахим), Исаак (Исхак), Измаил (Исмаил), Иаков (Йакуб), Ной (Нух), Адам (Адам), Амрам (Имран), Моисей (Муса), Мириамь (Марйам — это имя также используется для матери Иисуса, самой Марии), Царь Саул (Талут), Давид (Дауд), Иосиф (Юсуф), Иов (Аййуб), Иоанн (Яхуа), Захария (Закария), Иисус (Иса), Соломон (Сулейман), и множество других имен, например, Гавриил (Джибрил), который, якобы, продиктовал весь текст Корана самому Мухаммеду. Однако события, связанные с этими именами, не всегда соответствуют библейской истории (напр., солдат для своей армии вместо Гедеона отбирает царь Саул-Талут [Сура 2:249], а один из трех сыновей Ноя, по словам Корана, погиб во время потопа [Сура 11:43]). Тем не менее, Коран рассказывает о событиях Исхода, рождении и деятельности Иоанна Крестителя, о жизни Марии и Иисуса, и это доказывает, что большая часть сведений о Библии достигла арабского пророка в устных преданиях. Некоторые из этих преданий были апокрифическими — например, история о чуде, когда Иисус, еще ребенком, вдохнул жизнь в глиняный образ птицы, которая сразу ожила и улетела.[1] (Сура 3:49.) Считается, что первая жена Мухаммеда, Кадийа, хорошо изучила учение как иудеев, так и христиан. Это же можно сказать и о ее двоюродном брате Вараке. Некоторые из арабских племен в окрестностях Мекки, были обращены в христианство, поэтому у Мухаммеда, вполне естественно, сложились определенные взгляды на Святое Писание, хотя он и не мог его читать сам, поскольку был практически безграмотным.
Коран признает Библию
Мухаммед был явно очень высокого мнения о Святом Писании, поскольку он ссылался на Библию, как на авторитетный источник, в подтверждение учений и откровений, изложенных в Коране. Наиболее значительное тому подтверждение можно найти в Суре 5:48-52, где сказано:
48) Мы низвели Тору, в которой руководство и свет; судят по ней пророки, которые предались, тех, кто исповедуют иудейство, а раввины и книжники — сообразно с тем, что им дано на хранение из писания Аллаха, и они — об этом исповедники. Не бойтесь же людей, а бойтесь Меня…
А кто не судит по тому, что низвел Аллах, то это — неверные.
49) И предписали Мы им в ней, что душа — за душу, и око — за око, и нос — за нос, и ухо — за ухо, и зуб — за зуб…
50) И отправили Мы по следам их Ису, сына Марйам, с подтверждением истинности того, что ниспослано до него в Торе, и даровали Мы ему Евангелие, в котором — руководство и свет, и с подтверждением истинности того, что ниспослано до него в Торе, и руководством и увещеванием для богобоязненных.
51) И пусть судят обладатели Евангелия по тому, что низвел в нем Аллах. А кто не судит по тому, что низвел Аллах, те — распутники.
52) И Мы низвели Тебе писание с истиной для подтверждения истинности того, что ниспослано до него из писания, и для сохранения его. Суди же среди них по тому, что низвел Аллах, и не следуй за их страстями в сторону от истины, которая пришла к тебе. Всякому из вас Мы устроили дорогу и путь.
Далее, в той же самой Суре, Коран подтверждает, что истинно верящие Библии и живущие согласно ее учениям люди после смерти обязательно попадут на небеса.
65) А если бы обладатели Писания уверовали и были богобоязненны, Мы очистили бы с них скверные деяния и ввели бы их в сады благодати.
66) А если бы они держали прямо Тору и Евангелие и то, что низведено им от их Господа, то они бы питались и от того, что сверху их, и от того, что у них под ногами…
68) Скажи: «О люди писания! Вы ни на чем не держитесь, пока не установите прямо Торы и Евангелия и того, что низведено вам от вашего Господа».
В этой связи обратите внимание на изречение, приведенное в Суре 4:136:
О, вы, которые уверовали! Веруйте в Аллаха и Его посланника, и писание, которое Он низвел Своему посланнику, и писание, которое Он низвел раньше. Кто не верит в Аллаха и Его ангелов, и Его Писания, и Его посланников, и в последний день, тот заблудился далеким заблуждением.
Можно было бы процитировать еще несколько стихов, но приведенного выше вполне достаточно, чтобы доказать: автор Корана твердо верил, во-первых, что Ветхий Завет и Евангелия Нового Завета — это подлинное Божье Слово, и, во-вторых, что иудейско-христианскую Библию следует считать подтверждением истинности написанного в Коране. Соответственно, Коран является подтверждением содержания и учения самой Библии, и все попытки сторонников мусульманства дискредитировать библейские факты или учения приводят к тому, что они противоречат самому Корану. Им следовало бы обращаться к еврейским и греческим Писаниям, чтобы удостовериться в истинности откровений Мухаммеда, они же, напротив, высмеивают, оскорбляют и всячески стараются дискредитировать Писание, которое Коран отчетливо называет истиной Бога. Другими словами, они отрицают авторитет того самого Корана, который пытаются превознести!
Как же мусульмане могут выйти из этого тупика? Только в том случае, если окажется, что нынешний текст Ветхого и Нового Заветов кардинально отличается от существовавшего во времена Мухаммеда. Только так можно объяснить, почему Библия проповедует совершенно отличные от Корана учения: о Боге — что Он триедин; об Иисусе — что Он одновременно является и Богом и человеком, обладая при этом двумя совершенно различными природами, объединенными в одной Личности; и о спасении — что его можно получить только через веру, благодаря искупительной жертве Христа, совершенной за тех, кто истинно покаялся и поверил в Него. Поскольку Писание, которое мы имеем сейчас, насквозь проникнуто этими учениями, его никак нельзя согласовать с Кораном, проповедующим спасение по добрым делам. Абсолютное одобрение Библии Кораном оправдано лишь в том случае, если эти учения были внесены в Ветхий и Новый Заветы уже после того, как Мухаммеду был дан текст Корана.
Но никаких оснований считать, что сегодняшний текст Писания более не соответствует тексту времен Мухаммеда (610-632 гг. н.э.), нет. Полные манускрипты Нового Завета, составленные в четвертом (Синайский и Ватиканский кодекс) и пятом (Александрийский кодекс) веках, на три столетия старше откровения Корана. Папирус Бодмера — один из манускриптов Евангелия от Иоанна — относится, судя по стилю письма, приблизительно к 200 г. н. э. Что же касается еврейских и арамейских текстов Ветхого Завета, то многочисленные манускрипты, найденные в пещерах Мертвого моря, датируются 2 веком до н.э. — 1 веком н.э., т.е. были написаны при жизни Иисуса и Его апостолов, составивших Новый Завет. Эти манускрипты примерно на 1000 лет старше Ленинградского манускрипта, который датируется десятым веком. О поразительной точности сохранения оригинальной книги Исаии свидетельствует тот факт, что на фрагментах манускрипта, обозначенного как 1QIsb, сохранились многочисленные колонки с текстом 41-46 глав книги Исаии, которые практически полностью, слово в слово, совпадают с текстом Исаии из Ленинградского манускрипта. Текст, написанный за семь веков до появления Корана, никоим образом не мог быть изменен после смерти Мухаммеда. Факты, свидетельствующие о подлинности того текста Библии, который сегодня можно найти в изданиях Библии на языке оригинала, общепризнаны — совершенно очевидно, что Коран не мог ссылаться ни на какой другой текст. Отсюда можно сделать единственный вывод: признавая авторитетность Библии и свидетельствуя о ее точности, Коран, по сути, противоречит ей, особенно в том, что касается Бога и спасения. Таким образом, всякий апологет, стремящийся любым путем дискредитировать Библию, тем самым отрицает авторитет Корана, допуская несправедливость его отношения к Святой Библии! Избежать этой проблемы невозможно.
И все же Коран противоречит Библии
Если же Коран действительно проповедует иное богословие: что Бог — одна Личность, а не три, как этому учит Библия; что Иисус был не Богочеловеком, а всего лишь пророком, который родился от девственницы; что спасение нужно заслужить, приняв мусульманскую веру, молясь в строго определенное время, совершая паломничества, соблюдая пост Рамазана и все остальные обряды мусульманской веры — то мы должны честно признать, что, как бы высоко Коран не оценивал Библию, эти две книги проповедуют разные, не совместимые друг с другом религии. Этот парадокс имеет лишь одно реальное объяснение: автор Корана не был знаком с полным или хотя бы основополагающим учением Библии, каким оно было в начале седьмого века н.э. Это невежество, ярко прослеживающееся в Коране, опровергает представления о его бесспорной авторитетности и подтверждает, что Коран был составлен самим Мухаммедом, а не открыт ему Богом. Процитированные нами выше суры не могут принадлежать Всеведущему Богу — они подразумевают богословское согласие между Библией и Кораном, которого попросту не существует.
Ошибки в Коране
Теперь мы должны рассмотреть ряд фундаментальных ошибок Корана, поскольку они весьма глубоки и чреваты серьезными последствиями. Эти ошибки серьезно искажают славу и совершенство Бога, те самые Его качества, которым мусульманскиe писания придают столь большое значение. Эти ошибки лишают грешника всякого практически осуществимого пути спасения и оставляют его без всякой надежды перед лицом суда и смерти.
Коран лишает Бога сострадательности и справедливости
Прежде всего, следует отметить, что, хотя каждая Сура в Коране и начинается словами: «Во имя Аллаха, Всемилостивого и Милосердного» (бисми ’ллахи, ’л-Рах-мани ’л-Рахими), только Библия открывает нам подлинную суть сострадания Бога. Евангелие от Иоанна 3:16 объясняет нам, что любовь и милость Бога были настолько велики, что Он пожертвовал Своим Сыном, послав Его в мир на жизнь и смерть за грешное, падшее, необратимо виновное человечество, благодаря чему грешники смогли получить спасение через веру в Иисуса и в достаточность Его жертвы для искупления всех грехов. Другими словами, Бог любил нас так сильно, что принял наше наказание на Себя в лице Иисуса из Назарета, Богочеловека, без чего немыслимо искупление прегрешений раскаявшегося и уверовавшего грешника. Если бы эта искупительная жертва не была вседостаточной, то Бог был бы несправедлив, прощая грешных людей, порочных по своей природе и развращенных сердцем, неспособных совершить хоть одно истинно приемлемое благое дело из чистого побуждения славить Бога.
Поскольку в Коране нет доктрины о замещающей искупительной жертве, он изображает Бога несправедливо прощающим грешников. Если Аллах не считает Свой нравственный закон достойным твердого соблюдения и позволяет людям безнаказанно пренебрегать им, Его вполне можно обвинить в пособничестве сатане, который с самого начала пытался доказать, что человек имеет право безнаказанно пренебречь известной ему волей Бога (Бытие 3:4-5). Любая религия, отрицающая Искупление и Крест, по сути, ставит Бога на сторону сатаны, лишая нравственный закон всякой силы. Только через Крест Бог может справедливо оправдать нечестивых грешников, верующих в Иисуса, Ислам же следует расценивать как прискорбную карикатуру на праведность и справедливость Бога. То же самое, конечно, справедливо и в отношении любого «осовремененного» христианства, отрицающего искупление ценой крови Богочеловека Иисуса Христа. То же самое можно сказать и о Христианской Науке, равно как и о практически всех остальных культах, существующих в современном мире.
Коран отрицает искупительную жертву Христа и порочность человечества
Во-вторых, следует отметить, что только искренне верующий в Библию достоин ислама. Термин «ислам» произошел от слова «ас-лама», что означает «посвятить себя, подчиниться». Но разве может человек истинно подчиниться Богу, отрицая осуждение Богом греха и не считая, что грех заслуживает Божьего гнева и вечного наказания? И как грех человека может быть прощен без всякого искупления? Предполагая, что Бог может справедливо прощать грех без всякого искупления, мы приписываем Богу безнравственность и делаем Его защитником греха, а не судьей его. Истинное подчинение Божьей воле подразумевает почитание Господа как Бога праведности и чистоты, а не представление Его защитником дела сатаны. Божественное прощение может быть справедливым только в том случае, если за прощеные грехи было заплачено искупительной жертвой Иисуса Христа. Представить, что Бог прощает грехи без наказания, значит, лишить Его святости, чистоты и справедливости. Поэтому невозможно подчиниться Богу, богохульствуя и злословя Его.
Истинный «ислам» возможен только для верующего, который направил все свои силы на то, чтобы оправдать себя перед Богом посредством благих дел или соблюдения всех ритуалов этой религии. В Псалме 13:2-3 ясно сказано, что «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога. Все уклонились, сделались равно непотребными, нет делающего доброе, нет ни одного». Отрицать эту вину, пытаться ее смягчить или компенсировать нашу грешную природу при помощи благих дел — все равно, что накладывать пластырь на раковую опухоль. Только благодаря тому, что Бог сделал на Голгофе, где Его Сын, Господь Иисус, понес смерть за падшее человечество, грешники могут избежать всех ужасов вечного ада, при этом, не компрометируя репутацию Бога как Сторонника и Блюстителя нравственного закона. Но, однажды осознав это и с благодарностью приняв непостижимую любовь и милость Бога, раскаявшийся верующий может посвятить свое сердце и свою жизнь Богу. В Послании к римлянам 12:1-2 сказано: «Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего; И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что (есть) воля Божия, благая, угодная и совершенная». Только такое посвящение Богу достойно называться «исламом». Никто не может стать истинным мусульманином, пока не будет соблюдать этих заповедей, пока не будет жить ради славы Бога, пока не отдаст Ему всю свою жизнь, чтобы Он вершил в ней Свою волю.
Коран не дает никакой гарантии в спасении
В-третьих, следует отметить, что никакой гарантии и твердой уверенности в спасении Коран не дает. На страницах Корана дается множество наставлений для праведной жизни, многие из которых согласуются с нравственными принципами Библии. Кроме того, от верующего требуется молиться не менее пяти раз в день, с обязательным перечислением постулатов мусульманской веры, давать милостыню, во время месяца Рамазан поститься в дневное время и совершить хотя бы одно паломничество в Мекку. Наряду с этим, существуют запреты в отношении пищи (многие из них согласуются с указаниями, данными в Торе), и полностью исключается употребление алкоголя. В семье может быть одновременно не более четырех жен, хотя мужья могут разводиться со своими женами в любое время без всякого судебного процесса, и, таким образом, могут иметь связь со столькими женщинами, со сколькими захотят (и смогут себе позволить). Коран не допускает разводов по желанию женщины, и это влечет за собой полное неравноправие полов. В этой связи очень важно отметить, что, даже следуя всем нормам благочестивого поведения и выполняя все религиозные обряды, мусульманин никогда не может быть до конца уверен в том, что после смерти он окажется на небесах, а не в аду. Коран не дает такой гарантии, хотя многие учителя ислама уверяют, что всякий исповедующий ислам после смерти обязательно попадет на небеса, какую бы безнравственную и развратную жизнь он не вел. Но все это не дает человеку сколько-нибудь разумного основания для уверенности, что он избежит осуждения Господом Вселенной. Как и всякая другая религия, основанная на доктрине спасения по делам, исламская вера не может гарантировать своим последователям спасение после смерти.
В противоположность Корану, Святая Библия основывает спасение на совершенной работе Бога, а не на запятнанных грехом благих делах человека. Евангелие гласит, что Сам Бог создал нам необходимые условия для жизни в прощении и мире и ниспослал нам Себя в виде Святого Духа. В Евангелии ясно сказано, что каждый человек грешен по природе и остается таковым до тех пор, пока не встретит Иисуса и не обратит свою жизнь к божественному Спасителю. Евангелие смело говорит нам об ужасной реальности того состояния греховности и растления, в котором находимся мы, дети Адама и Евы. Оно говорит нам о том, что среди всего человечества нет ни одного по-настоящему безгрешного человека, и что ни один человек даже не начал по-настоящему любить Господа Бога всем сердцем, всей душою и всеми силами, как того требует Второзаконие 6:5 — заповедь, которую Господь Иисус назвал самой первой и наиважнейшей из всех заповедей Бога. Далее Евангелие говорит нам, что «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатию вы спасены, — и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе… Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и это не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Ефесянам 2:4-9).
Истинный христианин абсолютно уверен в том, что попадет на небеса, потому что условия для этого создал Сам Бог через Иисуса Христа. Величайший из пророков (а Коран заповедует нам верить в пророков, как в один из символов веры) выразил это в Исаии 53:6 следующим образом: «Все мы блуждали как овцы, совратились каждый на свою дорогу; и Господь возложил на Него грехи всех нас». Мы не можем заплатить за свои грехи иначе как вечностью в аду; но Господь, по Своей милости, забрал от нас грехи наши и возложил их на Иисуса. Поскольку Он понес за нас наши грехи и заплатил за них сполна, то мы их больше не несем на себе. За наш долг было сполна заплачено кровью Иисуса.
Если бы мы должны были сделать что-то еще, чтобы получить спасение, то, в конце концов, мы бы отчаялись обрести его. Ведь даже будучи искуплены, мы по-прежнему подвержены воздействию греха, как бы велико ни было наше желание жить в святости. Но Евангелие говорит, что Святой Дух Христа обитает в нас с момента нашего рождения свыше, производя в нас дела любви и добродетели, отражающие жизнь Христа. Однако такие дела не вносят никакого вклада в наше спасение, они лишь подтверждают его и свидетельствуют о том, что, посвятив свое сердце Господу, мы оказались под Его руководством. Для нас становится вполне естественно «искать горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышлять, а не о земном» (Кол. 3:1-2). Постепенно это становится для нас привычкой. Первое послание Иоанна дает верующему ряд критериев духовного здоровья, а в последней главе этого послания сказано: «Это написал я вам… дабы вы знали, что вы имеете жизнь вечную». И эти слова дают нам конкретную надежду, наслаждаться которой могут лишь христиане. Эта надежда не доступна мусульманам, которые для прощения в глазах Бога могут надеяться лишь на свои благие дела, запятнанные гнилью себялюбия и гордости, а не на обновленную душу, центром которой является Бог.
Коран пренебрежительно относится к личности Христа и к Его божественности
В-четвертых, Коран положительно не согласен с тем, что Библия говорит о Личности Иисуса Христа. Коран полагает, что Иисус родился от Девы Марии, зачавшей чудесным образом от Аллаха (Сура 3:47), что Он творил чудеса от самого рождения и является величайшим из всех Божьих пророков, превосходящим даже самого Мухаммеда. Но Коран не разъясняет, почему или благодаря чему Иисус был более велик, чем все предшествовавшие Ему пророки. Единственное послание, которое, как сказано в Коране, Он дал миру, было тем же, что давали предшествовавшие Ему пророки: «Побойтесь же Аллаха и повинуйтесь мне… Поклоняйтесь же Ему!» (Сура 3:50-51.) В то же время, Он предостерегает людей не поклоняться Ему, а поклоняться одному только Богу на небесах (3:79). Он не произносит ни одного из слов Евангелия и практически ничего не говорит о нежной любви и заботе Небесного Отца. Он не добавляет ничего нового или особенного к учению всех еврейских пророков, предшествовавших Ему. Он даже не восходит на крест, если только можно доверять необычному толкованию Суры 3:55: «Я возьму тебя» или «Я упокою тебя, и вознесу тебя ко Мне» (арабское слово «мутауафика» здесь весьма неоднозначно). В любом случае, замечание Суры 4:157 о том, что евреи не убивали Иисуса, а лишь думают так, приводит нас к заключению (как утверждает Юсуф Али в ссылке 394), что вместо Иисуса был убит кто-то другой.[2] Естественно, эти слова подразумевают, что какой-то невинный, похожий на Иисуса человек был принужден страдать и умереть вместо Него, а Иисус вовсе и не умирал за падшее человечество. Этот поступок свидетельствует о жестокой несправедливости Аллаха. Человек умер за Иисуса, а не Иисус умер за людей.
Откровенно говоря, Коран просто не знает, кем был Иисус. Он дает ему высочайшее звание пророка, однако не может объяснить, почему Он был так велик (кроме рождения от девственницы и способности творить чудеса, Коран не приводит никаких фактов). Таким образом, в Коране полностью упущен весь смысл земного воплощения Иисуса. Первая глава Евангелия от Иоанна разъясняет, что, будучи Божьим Словом, Христос явился Создателем всей вселенной, и этот же самый Создатель «стал плотию и обитал с нами» (Иоанна 1:14), дабы ученики Его видели славу Его, славу, как единородного от Отца. Другими словами, Бог достаточно беспокоился о падшем человечестве, находящимся в безнадежном состоянии, чтобы прийти к нам в Личности Своего Сына и заработать для нас искупление. Мусульманин совершенно неправильно понимает доктрину Святой Троицы и поэтому не может понять суть взаимоотношений Отца и Сына. Им кажется, что христиане считают Сына Божьего и Божьего Святого Духа разными и отличными друг от друга богами. Поэтому они упрекают христиан в том, что они являются «мушрикуну», т.е. теми, кто приписывает Аллаху соработников («шарикун» означает «партнер» или «товарищ»). Но такая концепция вовсе не является христианской. Напротив, Писание от Бытия до Откровения подтверждает, что существует один и только один Бог. Но, вместе с тем, оно называет Мессию «Богом крепким» (Исаия 9:6) и «Великим Богом и Спасителем Нашим, Иисусом Христом» (Титу 2:13).
Непонимание значения Сыновства лежит в основе жесткого утверждения Суры 112: «Аллах един … Не родил Он, и не был рожден». (Алла ахадун … лам йалид валам йулад). Этот стих подразумевает, что, по мнению мусульман, Бог Отец должен был иметь непосредственное половое сношение, чтобы родить Божьего Сына. (Упоминание о Деве Марии в Суре 3:47 ясно говорит о том, что словосочетание «лам йалид» относится к божественной личности, а не к человеческой). Если арабы имеют в виду именно это, то нам придется согласится с этой сурой, поскольку Библия учит, что Христос вечен, и потому у Него никогда не было начала или рождения, как это подразумевает слово «валада». Напротив, мы должны понимать, что термины Отец и Сын в Троице имеют несколько образное значение. Бог предвечно существовал в виде трех Личностей: Отца, Сына и Святого Духа, подобно тому, как сущность электрической батарейки составляет отрицательный и положительный полюс — положительный полюс не порождал отрицательный, а отрицательный не порождал положительный. Бог един в Своей сущности, но Он предвечно состоит из трех Личностей.
Как же это возможно? Здесь мы имеем дело с великой и святой тайной. Ибо Бог совершенно уникален, Ему нет аналогов. Неизбежно сложно постигнуть что-либо, чему нет аналога во всей вселенной. Но все же в Библии дается подсказка, как нам следует понимать Троицу. В Бытие 1:26-27 сказано, что Бог сотворил человека по своему образу и подобию. Теперь мы знаем, что человек имеет три природы, три составляющие: тело, душу и дух. В 1 Фессалоникийцам 5:23 приведена молитва Павла: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух, и душа, и тело во всей целости да сохранятся без порока в пришествие Господа Нашего Иисуса Христа». Евреям 4:12 говорит об обоюдоостром мече Божьего слова, проникающем «до разделения души и духа» — после этих слов очень сложно считать душу и дух одним и тем же (как это считают дихотомисты). Теперь совершенно ясно, что в человеке может возникнуть трение или несогласие между телесной природой, душой и духом. С этой точки зрения вполне объяснимо, что в Гефсиманском Саду Сын мог молиться Отцу о той горькой чаше, которою Ему предстояло выпить во время распятия. Мы можем спорить сами с собой или даже обвинять самих себя, поскольку, как люди, мы имеем в себе три неразделимые природы.
Важно объяснить Вашему мусульманскому другу, что, если бы не было Троицы, у человечества не было бы надежды на спасение. Только совершенный Бог и совершенный Человек может предоставить достаточное и соответствующее искупление за грехи всего человечества. Только обладая человеческой и божественной природой, Христос мог принести бесценную жертву для искупления человечества от всех грехов и вины. Просто человеческая жертва никогда бы не могла послужить заменой всему остальному человечеству, как бы ни был непорочен и благочестив этот человек. Это, естественно, не значит, что Бог Сын в страданиях умер на кресте, поскольку Бог, по Своей сущности, есть вечно Живой Бог, который никогда не может умереть. Но Иисус Христос, страдающий Мессия, умер на Голгофе именно как Сын Человеческий. Только будучи человеком, происходящим от Адама, Авраама и Давида по линии воспитавшего Его отца, а также и по линии матери, Он мог должным образом быть представителем человека на Кресте.
Поэтому Иисуса нельзя считать только пророком, последним из огромного числа еврейских пророков (хотя, конечно, Он был великим Мессианским пророком, обещанным во Второзаконии 18:15-18). Он также является великим Первосвященником по чину Мелхиседека (Псалом 109:4, Евреям 7:17-28), а в Писании Его также называют Царем-Мессией (Псалом 2:6-9; Псалом 109:1; Исаия 9:6-7). Другими словами, Бог воплотил Себя в Иисусе Христе, исполнив при этом обязанности Пророка, Священника и Царя, а также могущественного Искупителя Божьих избранников. Таким образом, будучи Словом Божьим, воплотившимся в Иисуса из Назарета, Вторая Личность Троицы была вполне осязаема и реальна для Своих учеников («Видевший Меня видел Отца», — ответил Он Филиппу в Евангелии от Иоанна 14:9). Таким образом, смертный человек получил возможность познать Господа Бога как живую, святую и любящую Личность. На протяжении веков, последовавших за Его смертью и воскресением, христианская Церковь состояла из тех, кто обрел личное познание Всемогущего Бога, Господа всей Вселенной, кто с преданностью навечно отдал Ему сердце, не ища при этом Своего. Они нашли в Нем лучшего друга. Он знал их на протяжении многих лет и видел все их неудачи и падения, но, несмотря на это, все же любил их, руководил ими, лелеял их и заботился о них как о дорогих членах Своего тела, Церкви. Ни ислам, ни одна другая религия ничего не знают о таких любящих, постоянно углубляющихся взаимоотношениях между смертным человеком и вечным Богом. Мусульманин никогда не сможет найти таких глубоких личных взаимоотношений любви и глубокого познания Бога ни в одном стихе Корана, который дает нам строгое описание недосягаемого, непознаваемого Божества, любящего только благое и достойное, испытывающего презрение к необращенным, одержимым грехом людям, идущим в ад.
Из всего этого мы видим, что содержание или учение Корана свидетельствует о коренном непонимании Святого Писания, по меньшей мере, в семи отношениях.
- Коран полагает, что в отношении истории и учения между ним и Святым Писанием существует полное согласие, которого на самом деле нет, и это нельзя объяснить изменением текста Библии после времен Мухаммеда — сохранившиеся манускрипты, скопированные за семь веков до рождения Мухаммеда, содержат тот же текст Писания, что мы имеем сейчас.
- Содержание Корана не способно показать милость и сострадание Бога, о которых говорится в начале каждой суры, поскольку Коран учит, что падший человек должен заслужить спасение благими делами и соблюдением религиозных обрядов, которые, возможно (но вовсе не обязательно), дадут ему Божье прощение.
- Коран считает Бога абсолютно праведным и справедливым. И вместе с тем, представляет Его таким образом, будто бы Он мог простить виновных, не требуя у них искупления за вину. Такое представление извращает Божью святость и ставит Бога, защищающего нечестие вопреки Своему же нравственному закону, на сторону сатаны.
- Требование «ислама», т.е. полного подчинения Богу, предъявляемое Кораном, совершенно не учитывает эгоистичность сердца грешного человека, все поступки которого обусловлены страхом вечного наказания, а не благодарностью за незаслуженную нами любовь и сострадание Бога, взявшего на Себя наши грехи на Кресте Голгофы. Истинный «ислам» возможен лишь на основе искупления Христа.
- Коран не дает полной гарантии Божьего прощения или того, что верующий после смерти попадет на небеса, а говорит лишь о возможности того, что Бог, в конечном итоге, простит раскаявшегося грешника. При этом Коран основывается на благих делах человека и соблюдении им религиозных обрядов и не принимает во внимание тот факт, что грешное сердце этого человека так никогда и не было очищено самоосуждающим раскаянием и не было изменено освящающим воздействием Святого Духа.
- Коран, несмотря на всю честь, оказываемую им Иисусу как человеческому пророку, не признает истинной природы Христа, Который, будучи одновременно и Богом, и человеком, имеет две различные природы, но является одной Личностью — без этого Он не мог бы стать Спасителем человечества и заменить Собой грешников на Кресте Голгофы. Таким образом, Коран считает Иисуса не Спасителем, а лишь проповедником спасения через благие дела.
- Коран абсолютно неверно понимает изложенное в Библии учение о Триединой природе Бога, считая его верой в трех сотрудничающих друг с другом различных богов, а не в единого вечного Бога, существующего в трех Личностях — Отце, Сыне и Святом Духе, равных по природе, но различных по по своим функциям, подобно тому, как сам человек (созданный по образу и подобию Бога) представляет собой единство духа, души и тела.
Провинциальное происхождение Корана
Теперь нам предстоит разобраться, можно ли считать Коран документом, существовавшим, подобно Богу, предвечно, еще до начала времен, и окончательно продиктованным ангелом Гавриилом (или Джибрилом) в 7 веке н.э. Внимательное изучение содержания Корана приводит к заключению, что основное значение в нем придается времени самого Мухаммеда. Еврейская Библия раскрывает историю Израиля от времен Авраама (2000 г. до н.э.) до времен Малахии (430 г. до н.э.), рассказывая о событиях и проблемах каждого поколения. Коран же упоминает всего несколько эпизодов из жизни патриархов и Моисея с той лишь целью, чтобы представить их пророческие высказывания как традицию, свято чтимую на протяжении веков от времен Моисея до периода жизни самого Мухаммеда. И только после этого мы встречаем ссылки на события и места, имеющие отношение к жизни Мухаммеда. Например:
1) В Суре 111 говорится о проклятии, наложенном на Абу Лахаба, дядю Мухаммеда, за неверность божественным полномочиям апостола Аллаха.
2) В Суре 105 мы найдем ободряющие и обнадеживающие слова, обращенные к арабам, защищавшим Мекку от нападения слоновьей бригады Абраха, христианского правителя Абиссинии.
3) В Суре 33 мы находим:
а) упоминание о стратегии, предписанной защитникам Йасриба (Медины) в битве с захватчиками из Мекки;
б) наставление недовольным женам Мухаммеда, чтобы они продолжали терпеливо подчиняться ему;
в) упоминание о Зайде, секретаре Мухаммеда, разведенную жену которого Мухаммед решил взять в жены и ввести в свой гарем;
г) наставление от Бога последователям Мухаммеда не входить в его дом без приглашения, «если не будет разрешена вам еда».
Упоминается и о других важных событиях:
д) о нападении мусульман на караван из Мекки в священный месяц, во время которого войны запрещены, на что Аллах сказал, что для непокорных и вероотступников кровопролитие было важнее соблюдения священного месяца (Сура 2:214);
е) В 1-м стихе 8-й Суры три раза упоминается о решающей битве при Бадре (между прочим, название приведено неправильно), в стихах 42-44 намекается на расположение местности, где произошла битва, а в 48 стихе говорится о том, как сатана оставил отряд из Мекки, когда понял, что сам Бог желает их поражения.
Другими словами, атмосфера Корана насквозь пропитана атмосферой исторических событий времен жизни Мухаммеда. Поэтому едва ли можно считать Коран святым откровением Бога, задуманным еще до начала времен и столь же вечным, как и Бог. Бог, конечно же, предвидел все будущие события в истории человечества, но то, что Коран придает такое значение времени самого Мухаммеда, явно наводит на мысль о том, что эта книга была составлена самим Мухаммедом, а не продиктована ему какими-то ангелами Аллаха.
Измененные и исключенные из Корана стихи
Это впечатление еще более усиливается от того, как часто Бог менял Свое решение и исключал из Корана стихи, ранее открытые Мухаммеду. Один из явных примеров этого связан с кибла, т.е. направлением, куда должен во время молитвы обращаться поклоняющийся Богу человек (саллах или саллатун). В ранние годы Мухаммед предпринимал попытки к примирению с евреями (как указывает Юсуф Али в ссылке 141, комментирующей Суру 2:142). Но, столкнувшись с упорным отрицанием его апостольства, пророк изменил направление молитвы, заявив, что верующий должен обращать свое лицо к Мекке, а не к Иерусалиму. В Суре 2:143 приводятся следующие слова Бога: «И Мы сделали киблу, которой ты держался, только для того, чтобы Нам узнать, кто следует за посланником среди обращающихся вспять». Эти слова, безусловно, свидетельствуют, что направление было изменено лишь после того, как арабские евреи восстали против требования Мухаммеда отвергнуть Моисея и изменить некоторые из постановлений Торы.
В связи с этим возникает проблема отмененных стихов в Коране. Например, в Суре 9:29 сказано: «Сражайтесь с теми, кто не верует в Аллаха и в последний день… и не подчиняется религии истины — из тех, которым ниспослано писание, пока они не дадут откупа своей рукой, будучи униженными». Далее сказано: «И сказали Иудеи: «’Узайр [Ездра] – сын Аллаха». И сказали христиане: «Мессия — сын Аллаха», — в отношении христиан заявление совершенно верное, но абсолютно ложное в отношении евреев, которые никогда не называли Ездру божеством. Но мы видим, что ранее, в Суре 9:5 дается намного более жесткое указание: «А когда кончатся месяцы запретные, то избивайте многобожников (мушракина), где их найдете… Если они обратились и выполняли молитву и давали очищение, то освободите им дорогу: ведь Аллах — прощающий, милосердный!». Подобное можно объяснить тем, что относится это только к неисправимым грешникам, которых следует убивать — если только они добровольно не согласятся покинуть исламскую территорию (о чем свидетельствует стих 6).
Но вот поразительная вещь: Коран сам, добровольно, признает, что некоторые из его писаний были заменены другими. В Суре 16:101 читаем: «А когда мы заменяем одно знамение другим, — ведь Аллах лучше знает, что Он ниспосылает, — они говорят: «Ты — только измыслитель!» Да, большинство их знает!». Еще яснее это сказано в Суре 2:106: «Всякий раз, как мы отменяем стих или заставляем его забыть, мы приводим лучший, чем он, или похожий на него. Разве ты не знаешь, что Аллах над всякой вещью мощен?» Это явно означает, что Аллах имеет право менять свое мнение или даже противоречить Самому Себе. Если так, то защитники мусульманства не имеют права ставить под сомнение достоверность самой Библии, ссылаясь при этом на противоречия между различными стихами. Однако спешим заметить, что два утверждения, противоречащие друг другу, не могут быть одновременно истинными. Для того, чтобы доказательства заслуживали доверия, защитники Писания должны показать, что противоречия в Библии лишь кажутся таковыми, а на самом деле их нет — хотя Коран и не считает такое доказательство необходимым.
Текстологическая история Корана
Говоря о достоверности откровений Корана, мы должны очень внимательно отнестись к заявлению мусульманских апологетов о том, что сам Коран — в отличие от Библии — был записан верно и аккуратно и передан со всей непогрешимостью. Однако с этим мнением трудно согласиться в связи с тем, что мусульманские авторы пишут о стандартизации текста Корана. Из третьей главы Мишкату ‘лМасобих мы узнаем, что по указанию первого халифа, Абу Бакра, текст Корана был «собран» Зайдом ибн Сабитом «из пальмовых листьев и камней и получен от тех, кто выучил наизусть» различные откровения. Первое такое «собрание» произошло в 636 н.э. По словам Ал Букхари, после смерти Абу Бакра копия досталась Халифу ‘Умару. Потом она попала в руки Хафсе, одной из вдов Мухаммеда. Через некоторое время следующий халиф, Усман, поручил Зайду сделать несколько новых копий манускрипта Хафсы и разослать их в различные центры халифата, считая его единственно достоверным текстом. Дело в том, что к этому времени уже существовало множество противоречивых вариантов различных сур, даже среди учеников Пророка, знавших их наизусть. Поэтому стандартизация была совершенно необходима, чтобы избежать раскола в мусульманском обществе. Кусталани даже говорит, что после смерти Хафсы ее копия была разорвана Мирваной, правителем Медины, поэтому невозможно установить, соответствует ли копия Усмана тексту Абу Бакра. Текст Хафсы мог быть уничтожен лишь потому, что, с точки зрения правителя Мирваны, он был неверен или серьезно отличался от оригинала.
Ни один из других ранних текстов Корана не сохранился со времен Усмана, потому что он, будучи калифом, приказал сжечь все другие копии. Лишь люди из Куфы отказались сжечь свою собственную, бережно хранимую версию и, как говорит Альфред Гуиллаумэ: «Их версия сохранялась вплоть до 1000 года н.э».[3] Следует добавить, что древний кафский рукописный шрифт был довольно неопределен. В нем не только отсутствовало какое-либо обозначение гласных, но, что более важно, в нем отсутствовали диакритические знаки для различения таких согласных, как б, т, в и даже й, все они обозначались вертикальной чертой. Нечего и говорить, что активные и пассивные глаголы писались одинаково, из-за чего возникало множество разногласий относительно смысла написанного, пока, в значительно более позднее время, не были введены гласные знаки. Разногласия при этом были намного более серьезными, чем в случае с Соферимским текстом Ветхого Завета, в котором, до прихода масоретов приблизительно в 800 г. н.э., тоже отсутствовали гласные знаки, однако, согласные четко различались. В связи с вышесказанным, можно только добавить, что проблема определения первоначального, предполагаемо богодухновенного текста Корана намного более серьезна, чем в случае еврейского Ветхого Завета, тысячи копий манускрипта которого, написанные в разное время, начиная от 2 века до н.э. и кончая 11 веком н.э., все еще доступны для текстологического исследования.
Возрождающая сила Иисуса Христа
Прежде чем прийти к окончательному заключению о том, что Библия, вопреки заявлениям Корана, является авторитетным источником, необходимо принять во внимание еще один важный момент: а именно удивительную способность Иисуса Христа влиять на жизнь людей, неспособных самостоятельно спасти себя или заслужить Божию милость. В Святом Писании Иисус открывается нам, как воплощенный Бог, Который так сильно о нас заботился, что унизил Себя, облекшись в человеческую природу и объединив ее со Своей божественной сущностью, как Тот, Кто прожил святую жизнь в полном подчинении Закону Божьему, а затем прошел весь путь к постыдной смерти на Кресте, чтобы вместо нас понести на себе все наши грехи. Этот Иисус, наш божественно-человеческий Искупитель, дает единственно возможное решение проблемы того, как Бог, оставаясь праведным и справедливым, может принять грешников, как праведников, и сделать их искупленными детьми Божьими. Более того, в Писании Он открывается, как любящий и милостивый Спаситель, готовый умереть за нас, погрязших в грехах и недостойных даже малой толики Его милости. Только благодаря тому, что Бог сделал для нас, а не тому добру, что мы делаем или могли бы сделать, мы, грешники, можем иметь твердую надежду и определенную уверенность, что любовь Божья снизошла на нас в нашей нужде, что благодаря Новому Рождению мы смогли стать новыми творениями, живущими для Господа, и что после смерти мы, милостью Бога, попадем на Небеса. Через все это мы познаем Господа, как нашего любящего Искупителя, а не как Бога, только устанавливающего законы, которые мы должны выполнять, прилагая к этому все усилия. Поэтому только в Библии мы можем найти истинное воплощение слов, с которых начинается каждая Сура: «Во имя Аллаха, Всемилостивого и Милосердного!», и только подчиняясь той вере, о которой говорится в Писании, возможно испытать «ислам» и, тем самым, быть истинным мусульманином.
Ссылки и примечания
- Евангелие Детства, гл. XV.
- Абдулла Юсуф Али The Holy Qur’an: Text, Translation and Commentary («Святой Коран: текст, перевод и комментарии»), 3-е изд. (1938, Вашингтон: Центр Ислама).
- Альфред Гуиллаумэ Islam («Ислам»), 2-е изд. (Балтимор, Penguin Books Inc., 1956), 58.
Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в соц. сетях!