Эксвангеликалы и апологетика

Автор: Владимир Силенок
Редактура: Катерина Савченко

 В последнее время в США появилось новое движение, набирающее обороты, которое называется эксвангеликалы (Exvangelicals). Это движение состоит из людей, которые были членами евангельской церкви, но затем оставили свою веру по ряду причин. Одной из приспешниц этого движения является журналистка Сара МакКамон, написавшая книгу под названием «Exvangelicals», где рассказала свою историю ухода из церкви. Особый интерес для служения «Апологетика Библии» представляют ее слова об эволюции и вере в целом. Следующий фрагмент является выдержкой из интервью[1] Сары с новостным агентством «Current»:

Current: При этом я думаю, что когда люди спрашивают: «Почему журналисты — это кучка безбожных либералов?» — что, наверное, справедливо для многих из нас, в том числе и для меня, — мне приходит на ум очевидное объяснение: если определить веру как веру во что-то при отсутствии доказательств, то вера как бы противоречит должностной инструкции журналиста, которая заключается в постоянном тщательном анализе вещей. Ваша работа заключается в тщательной проверке. Поэтому мне кажется вполне естественным, что журналистика и религия, и, конечно, фундаменталистская религия, будут несовместимы.

МакКаммон: Да, и, вероятно, это одна из причин, по которой на протяжении всей моей жизни я испытывала трудности со своей верой … Меня воспитывали — мы можем говорить об этом, наверное, целый час, не то чтобы я хотела этого, — но меня воспитывали в убеждении, что эволюция — это неправда. … Я делала научные репортажи, я изучала эту тему, и существует подавляющий консенсус, что эволюция имела место, и я не хочу обидеть людей и наступить на пятки тем, у кого есть религиозные убеждения на этот счет, но дело в том, что есть много религиозных людей — очень много, принимающих эволюцию. Поэтому одной из первых вещей, которые я отвергла, было отрицание научного консенсуса в отношении эволюции; это была одна из первых вещей, которые я отвергла, будучи еще в [христианском] колледже.

Сара МакКаммон, автор книги Exvangelicals

Стоит обратить внимание на несколько моментов. Во первых, журналист «Current» определяет веру как «вера во что-то в отсутствии доказательств», что на самом деле не является определением библейской веры, а скорее подходит под определение суеверия. Библейская вера основана на фактах, она является следствием разумных размышлений о природе мира и свидетельствах Писания, предлагающих исторические свидетельства воскресения Христа, а также действия Духа Святого в сердце человека. К сожалению, многие христиане обладают поверхностной верой, которая скорее строится на чувствах. Можно встретить такие размышления как: «верим мы сердцем, а разум не нужен, потому не имеет значения, как все те животные вместились в ковчег, или как объяснить окаменелости по всему миру». На первый взгляд, такая вера выглядит духовно, но на самом деле она очень поверхностна, поскольку основана на субъективных чувствах человека, которые могут пройти. Христос предупреждал: «ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его» (Мф 13:19). Человек не просто должен принять Евангелие сердцем (что бы это ни значило для современного человека), но он должен понимать, во что он уверовал, какое разумное основание у этого. Бог также говорит: «Тогда придите — и рассудим» (Ис 1:18). Рассуждение — неотделимая часть библейской веры. Во время своей проповеди Апостол ссылается на то, что Христос воскрес, а потому, «со многими верными доказательствами» (Деян. 1:3) явил Себя. Разум, доказательства и вера — это части одного целого.

Проблема в том, что многие путают библейскую веру и мистицизм, обходящий разум. Больше об этом в статье «Важность рационального ума». Скорее всего, это одна из причин, почему апологетика и разумное обоснование христианской веры не столь популярно в церкви. Другая — это влияние советской пропаганды на предыдущее поколение, которая настаивала, что вера в доказательствах не нуждается и ограничивала любую христианскую литературу. Многие приходят ко Христу, пережив опыт встречи с Ним, получив возрождение, и считают, что больше ничего и не нужно. Это опасное заблуждение приводит к тому, что они порой не способны ответить даже на элементарные вопросы о своей вере, а потому кроме фразы «верь в Иисуса», оторванной от реальности, ничего предложить сомневающимся не могут. Это одна из причин, по которой появляются такие люди как Сара МакКамон. Из интервью Сары становится очевидным, что она выросла в семье, где доверяли Библии, но когда пришел момент сделать взрослый выбор, рядом с ней не оказалось никого, кто мог бы помочь обосновать, почему следует верить библейскому сотворению, а не эволюции. Подобные примеры являются отличным свидетельством того, что недостаточно просто повторять истину, ее следует еще и обосновать. В интервью о своей книге она раскрывает больше деталей:

«Я вспоминаю, как в начале своей карьеры я делала один из своих первых репортажей о науке для Общественного радио Небраски, где я начинала работать. Это была очень крутая история об ископаемых двух мамонтах ледникового периода, которые были найдены в западной Небраске под землей, как бы запертые вместе и дерущиеся за самку. И я полюбила эту историю, потому что она была такой милой и интересной. Но в процессе написания этой истории мне пришлось рассказать о том, что этому ископаемому 20 000 лет. К этому моменту я уже смирилась с тем, что так оно и есть, но я чувствовала себя странно, говоря об этом. Я чувствовала, что если мои родители услышат это, и такие моменты тоже были, когда я писала о вирусах и говорила о миллионах лет эволюции, которые сформировали то, как вирусы реплицируются, изменяются и мутируют, — все эти незаметные моменты, которые, вероятно, являются нормальными для большинства людей, для меня звучали так: «О да, это не то, во что я должна верить».»[2]

По всей видимости, вера Сары была оторвана от реальности. Для нее, с одной стороны, было ее детство и воспитание, а с другой стороны — научный консенсус и факты. В итоге, у нее не было библейского мировоззрения, которое помогло бы ей понять мир. Вот почему, говорить людям «покайся и веруй в Иисуса» нужно, но недостаточно. История Воскресения не произошла в отрыве от всего остального, записанного в Библии. Если бы Сара была знакома с тем, как всемирный потоп объясняет окаменелости, включая и мамонтов, о которых она упоминала, то эволюционная интерпретация не была бы проблемой для ее веры. Большинство книг по креационизму освещают также и вопросы датировки, которые основаны на ряде недоказуемых предположений, обсуждаемых в статье «Метод радиометрического датирования «под огнем»» 

Сара так же упоминает, «что есть много религиозных людей — очень много, принимающих эволюцию». Примечательно то, что знакомство с компромисным взглядом не помогло Саре устоять в вере. Это скорее обезболивающее на пути в отступление, позволяющее человеку все еще относить себя к группе людей под названием «христиане», но отвергать фундамент христианского вероучения. Сама Сара признает: «одной из первых вещей, которые я отвергла, было отрицание научного консенсуса в отношении эволюции». Компромисс — это первый шаг к неверию, несмотря на заверения многих в противоположном. Больше об этом в статьях: «Скользкий склон, ведущий к неверию», «Почему я отвергаю «теистический эволюционизм»?» 

Библейский подход

В заключение я приведу свое свидетельство о том, как я пришел ко Христу, поскольку оно имеет прямое отношение к теме, поднятой в статье. Я, точно так же как и Сара, вырос в христианской семье. Когда я рос, то в церквях были популярны лекции Кента Ховинда (еще на видеокассетах — да, это было так давно!). С самого детства я смотрел эти очень интересные лекции, формирующие библейское мировоззрение. Когда я стал старше, то отверг веру в библейское сотворение и был тем, кого можно назвать номинальным христианином. Однако в определенный момент времени у меня начался поиск Бога, в Которого я номинально верил, но с Которым так и не встретился лично. В процессе поиска, я вспомнил о семинарах, которые я смотрел в детстве и решил посмотреть их снова, что в итоге привело меня к дебатам Ховинда, которые я все пересмотрел. В процессе, я увидел, что библейское мировоззрение является разумным, его можно защищать интеллектуально и благодаря этим дебатам я понял, как следует мыслить христианину, я осознал, что дело не в фактах, как я думал, а прежде всего в интерпретации этих фактов. В конце каждого диспута Кент Ховинд призывал к покаянию, разъясняя Евангелие и несмотря на то, что я номинально покаялся, принял крещение и нес служение в церковной группе прославления, я на самом деле не знал Христа, потому, Дух Святой касался меня каждый раз, и в конце концов я доверился Христу через молитву покаяния. Так, благодаря апологетике, призванной благовествовать, я уверовал и основал служение «Апологетика Библии». Если бы не служение сотворения, скорее всего, я стал бы очередным эксвангеликалом, оставившим свою веру, как и Сара. Это должно быть уроком для церкви, которая, к сожалению, мало уделяет внимания апологетике. Конечно, апологетика не может решить все проблемы, однако, если бы церковь Сары позаботилась снабдить молодых людей соответствующими материалами, формирующими мировоззрение, то таких как Сара было бы намного меньше.

Ссылки и примечания

1. Adam Ragusea, How Sarah McCammon’s religious upbringing informs her reporting, October 20, 2016. https://current.org/2016/10/how-sarah-mccammons-relig..
2. Tonya Mosley, An ‘exvangelical’ on loving, leaving and reporting on the culture of Christianity, MARCH 18, 2024 https://www.npr.org/2024/03/18/1239122282/sarah-mccam..

Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в соц. сетях!

ВАМ БУДУТ ИНТЕРЕСНЫ ЭТИ СТАТЬИ: