Где находился Эдем?

Авторы: Лита Коснер и Др. Роберт Картер (англ. Lita Cosner and Robert Carter)
Источник: creation.com  
Перевод: Владимир Силенок
Редактура: Наталья Агеева

Из Эдема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки.  Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; и  золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс. Имя второй реки Гихон: она обтекает всю землю Куш. Имя третьей реки Хиддекель: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат [На иврите Prath]. (Бытие 2:10-14)

Вторая глава Бытия  написана так, словно она описывает настоящее географическое место, однако такого места не существует на современном земном шаре – что вполне ожидаемо, если земля была изменена потопом во дни Ноя.

Однако многие люди верят, что Эдем располагается где-то рядом с Месопотамией. Можем ли мы узнать: правы они или нет?

Бытие размещает Эдем в реальном месте Земли

Есть множество способов интерпретации этого места из Библии. Некоторые библейские комментаторы, к сожалению, утверждают, что найти Эдем на карте мира было бы невозможно, поскольку в Бытие не подразумевалось, что он когда-либо находился на земном шаре. Они приводят аналогии с храмом или с другими духовными вещами, чтобы объяснить детали, написанные во второй главе Бытия. В соответствии с их интерпретацией,  пытаться найти Эдем – это то же самое, что искать мастерскую сатаны на Северном Полюсе.

С другой стороны, многие люди утверждают, что Эдем был в Средней Азии, а если точнее, то в нижней части Месопотамии, возможно, рядом с древним Уром или Шумером. Они  верно говорят, что в Писании нет никаких примеров «внеземной» географии и что в тексте нет ничего, указывающего на описание чего-либо не находящегося на земле. Дерек Киндер комментирует это следующим образом:  «стихи 10-14 достаточно детально описывают это место, чтобы указать, на его подлинность, а не аллегоричность».[2] Были представлены альтернативные варианты расположения Эдема на современной географической карте.

И все же, этот взгляд также ошибочен.

Подумайте: потоп был глобальным и очень разрушительным. Огромное количество осадков было отложено по всем континентам, и происходила массивная эрозия во время рецессии, когда воды сходили с континентов. К тому же, континентальные плиты пришли в движение, приводя к появлению гор и создавая глубокие впадины. Почему мы должны ожидать, что современный ландшафт будет соответствовать допотопному?

Эдем не найти на современном земном шаре

Классическое изображение изгнания Адама и Евы

Как нам и следовало бы ожидать, исходя из размышлений, приведенных выше, ничто на современной планете не подходит под описания в Бытие. Любое предложенное место должно включать в себя четыре реки, вытекающие из одного источника. Сегодня есть всего несколько примеров, когда две реки вытекают из одного озера или водоема (например, река Иса в Йеллоустоунском парке (США), поскольку она расположена на континентальном шве и вытекает в одном направлении, формируя реку Льюис, текущую в сторону Тихого Океана, и в другом направлении, формируя реку Файрхол, текущую в сторону Мексиканского Залива). Это связано с тем, что современная поверхность сформирована эрозией,  и, в таком случае, формирование нескольких рек из одного источника почти невозможно. Даже если такая система существовала в самом начале, то самый нижний или самый быстро размывающийся источник будет преобладать и в итоге станет единственным.

В противовес современному мнению, Тигр и Ефрат, описанные во 2 главе Бытия, не могут быть реками, текущими через Сирию и Ирак сегодня, поскольку они не вытекают из одного и того же источника. И, несмотря на то, что сегодня они  соединяются прежде, чем достигают Персидского Залива, исторически это не всегда было так: Плиний (23-79 после Р.Х.) утверждал, что они соединялись в одну реку во времена Александра Македонского (356-323 годы до Р.Х.).[3] Между прочим, низко лежащая местность Месопотамии была бы полностью покрыта водой сразу же после потопа, и береговая линия, по всей видимости, очень сильно изменилась за все это время (береговая линия все время разрастается, потому что осадки откладываются в Персидский Залив в устье рек Тигр и Ефрат).

Что на счет похожих названий?  

Есть ряд названий, которые используются как в допотопном мире, так и в послепотопном. Например, во 2 главе Бытия  написано, что река Тигр/Hiddekel вытекает из Ассура. В книге Даниила 10:4 то же самое название относится к современной реке Тигр. Древний послепотопный город Ассур (столица Ассирийской империи в ее нескольких формах) находится на западном берегу реки Тигр/Hiddekel  (следовательно, река находится к востоку от него). Поэтому допотопные и послепотопные реки Тигр связаны с местом под названием Ассур. Указывает ли эта слабая связь между рекой и местностью как до потопа, так и после него, на то, что Эдем должен быть где-то рядом? Нет,  не указывает, даже если мы проигнорируем изменение ландшафта потопом. Но это все, что у нас есть. Если Эдем находится в том месте, то все географические детали должны совпадать, а не только две.

Еврейское слово P’rath, используемое в отношении реки в Бытие 2 и для современной реки Ефрат, является важным, поскольку оно формирует восточную границу земли, обещанной потомкам Авраама (Быт. 15:18). Однако в Бытие 2 оно упоминается без каких-либо дополнительных географических указаний. Это странно, учитывая факторы, упомянутые в библейском повествовании (например, Бытие 15:18, Бытие 31:21, Второзаконие 11:24, Иисус Навин 24:2, и 2 Царств 8:3), а также то, что это самая главная река в том регионе сегодня.

Хавилла и Хуш — еще два места, которые упомянуты как до, так и после потопа.

У нас есть три варианта интерпретации повторяющихся названий:

1. Допотопные и послепотопные места являются теми же самыми. В то время как библейские креационисты, такие как Лютер, Кальвин и другие придерживались этого взгляда, он не может быть воспринят нами сегодня, в связи с современными геологическими данными. Например, в среднем несколько километров осадочных отложений, отложенных во время потопа пролегают под поверхностью Месопотамии сегодня. Приравнивание до и послепотопных ориентиров приводит к невозможности принятия во внимание геологического разрушительного действия глобального потопа.

2. Послепотопные названия даны в честь допотопных. Это самое распространенное объяснение, предлагаемое библейскими креационистами. В то время как, скорее всего, это правда для таких мест, как Тигр и Ефрат, мы знаем, что, к примеру, некоторые послепотопные места с допотопными наименованиями были названы в честь послепотопных людей. Некоторые из используемых названий достаточно общие, поэтому могут быть применяемы в разных местах,  так что простое переименование не объясняет всего полностью.

Самое правдоподобное объяснение, скорее всего, будет следующим:

3. До и послепотопные места включают в себя определенные популярные общие названия. Ранние главы Бытия содержат в себе несколько повторяющихся имен. Например, такие люди как Енох и Ламех являются последователями первого сына Адама — Каина (Быт. 4:17-18), но другие – Енох и Ламех,  были потомками третьего сына Адама — Сифа и находятся среди предков Ноя (Бытие 5:18-30). Все это становится еще более поразительным, если учесть те небольшие данные об именах, которые у нас есть. Если имена людей могли быть использованы таким образом и в таких масштабах, то, несомненно, можно легко себе представить, что общие названия также будут использоваться для различных мест. Так, послепотопное место под названием Хавила (Бытие 25:18), которое может быть переведено как песочное место, могло быть названо в честь одного или нескольких людей, живших после потопа, которых звали Хавила (второй сын Хуша или 12-й сын Иоктана, Бытие 10:7, 29), которых звали так же, как и допотопное место под названием Хавила (Бытие 2:11), которое, возможно, названо в честь допотопного человека, неупомянутого в Писании

Модель Эдема?

Если мы выудим все возможные географические зацепки из 2 главы Бытия, то сможем получить приблизительную модель Эдема. Поскольку одна река вытекает из Эдема и разделяется на четыре других, мы знаем, что Эдем должен быть выше, чем окружающий его регион – возможно, что на много выше. Существуют этимологические свидетельства этого. Название Фисон означает журчащий, а Гихон означает растекающийся.[4]   Поскольку все четыре реки содержат в себе тот же самый источник, то это не может быть описанием реки, вытекающей из Эдема. Описание должно относиться к моменту, когда они уже разделились. Поэтому, это может быть указанием на то, что это были довольно быстротечные реки, что может указывать на значительное падение высоты. Мы не можем говорить об этом с уверенностью, но указания в языке довольно интересны.

В книге пророка Иезекиля в 28 главе, полной описаний Эдема,  о нем говорится как о «горе Божией». Расположение в горах могло бы объяснить причину, по которой в Эдеме нужно было охранять только один вход (Бытие 3:24). Все остальные пути были бы невозможны  из-за крутизны скал вокруг.

Существуют также и небиблейские свидетельства, указывающие на то, что Эдем был горой. Например, некоторые исследователи указывают на то, что большинство древних форм китайской письменности содержат в себе пиктографы, содержащие в себе отголоски библейского описания сотворения, грехопадения и Ноевого потопа. Рассмотрите серию следующих символов:

Среди нескольких пиктограмм, обозначающих сад в самых древних японских иероглифах, в этой присутствует гора (after Nelson, E.R. and Broadberry, R.E., Genesis and the Mystery Confucius Couldn’t Solve, Concordia Publishing House, 1994)

К тому же, ранние религиозные строения, начиная с зиккуратов Месопотамии и заканчивая Египетскими и Месопотамскими пирамидами, имеют форму горы. Ассоциации  Богов с высокими горами распространены почти во всех культурах мира, причем настолько сильно, что в некоторых культурах горы рассматривались как святые места, и люди древнего мира создавали наносы сами, для того чтобы поклоняться на них.

Существует множество мест, которые вмещают в себе такие географические элементы, как 1) сад, расположенный в большой местности под названием Эдем, 2) относительный выступ источника реки (возможно, горный, но не обязательно), 3) прогрессия особенностей в восточном направлении, что является предположением, основанным на общих описаниях в Бытие 2-4.

Это понятно, однако, современный претендент на Эдемский сад, должен  содержать в себе все эти общие описания. В частности, низколетящая Месопотамия, являющаяся наносной долиной, не подходят под это описание.

Бытие – это история!

В конечном счете, мы вынуждены прийти к выводу,  что реки, упомянутые в книге Бытие, не являются современными реками, даже несмотря на то, что они названы так же. Нет никаких причин ожидать,  что существуют географические связи между двумя наборами названий, поскольку названия используются снова и снова слишком часто, а также потому, что потоп привел к настолько массивным изменениям, что не может существовать никакой зависимости между допотопной и послепотопной географией.

Мы хотим подтолкнуть наших читателей вникать глубже в Слово Божье. Когда мы изучаем Писание, то  мы должны изучить весь текст, чтобы понять то, что он пытается донести. Секуляристы и библеисты, пошедшие на компромисс (т.е. те, кто придерживаются идеи о локальном потопе в Бытие и принимают мышление древних эпох),  принесли множество конфуза. В случае с локализацией Эдема, однако, нам не нужно выбирать между выдумками и случайными ассоциациями, поскольку его уже нет на земле.

Ссылки и примечания

1. Эта статья является упрощенной версией более глубокого исследования, опубликованного в статье по этой ссылке: creation.com/eden-1 and creation.com/eden-2.
2. Kidner, D., Genesis, Tyndale Old Testament Commentaries, IVP Academic, Downers Grove, IL, p. 67, 2008.
3. Pliny, Natural History VI:XXVI.
4. Hughes, J.R., An examination of ‘Eden’s geography erodes flood geology’ CRSQ 34(3):154–161, 1997.

Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в соц. сетях!

ВАМ БУДУТ ИНТЕРЕСНЫ ЭТИ СТАТЬИ: