Психология: Поклонение Себе
Перевод: Владимир Силенок
Редактура: Анна Небосова
Данная статья является выдержкой из книги «Обольщение Христианства» (Seduction of Christianity) стр. 185-205, написанной международным экспертом по культам и Нью Эйдж – Дейвом Хантом. Вы можете скачать главу полностью по этой ссылке.
Евангелический гуманизм
Идея врождённой человеческой божественности – невинного ребёнка, который все ещё обитает внутри всех нас, – является краеугольным камнем психологии. Эта идея заменила евангельское учение новым гуманистическим взглядом на человека, который высмеивает прежний акцент на признание греховности, покаяние и недостойность человека, называя все это «теологией червя». Следующее утверждение отражает бытующее в этой области заблуждение:
«На самом деле, здоровье всего общества зависит от того, насколько легко его члены готовы принять самих себя. Таким образом, если ключи к чувству собственного достоинства находятся вне досягаемости для большинства людей, как это было в Америке в 20-м столетии, то обязательно появятся и получат широкое распространение «психические расстройства», невротические состояния, ненависть, алкоголизм, наркомания, насилие, и социальные беспорядки [выделено в оригинале]»[7]
«Как только ты примешь себя, то начнёшь воспринимать себя как человека, который действительно заслуживает в этой жизни только хорошего… Шекспир сказал: «Всего превыше: верен будь себе»… Приняв свою истинную ценность, ты увидишь, как исчезнут симптомы вульгарности, профанации, неряшливости, неразборчивости и т.д.. Вот, мой друг, в чем твоя проблема»[8]
«Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержаны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы» (2 Тимофею 3:1-4)
Бог избрал Моисея, который был «кротчайшим из всех людей на земле» (Числа 12:3), противостать величайшему из земных правителей и избавить Израиль, чтобы прославился Бог, а не человек. Моисей уклонялся от этого зова, считая себя неспособным. Вместо того, чтобы провести с ним месяцы психологического консультирования, изменить его представление о себе и выстроить самооценку, Бог обещал быть с Моисеем и действовать через него чудесным образом (Исход, 3 глава). Единственно верное представление о себе формируется, когда мы взираем на Бога, а не нас самих; это едва ли нам польстит, но зато изменит жизнь и поможет отвернуться от себя и обратиться к Нему. Так было, когда Исаия увидел «Господа, сидящего на престоле высоком и превознесённом» и заплакал: «Горе мне.. ибо я человек с нечистыми устами» (Исаия 6:1-5). Жизнь Исайи изменилась, когда он увидел собственную ничтожность в свете Божьей славы. Поворотный момент в жизни Иова наступил тогда, когда он сказал: «Теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле… И благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние» (Иов 42:5, 6, 12).
Как бы то ни было, ясно одно: в Библии не найти призыва принять себя, любить себя, самоутверждаться, обретать уверенность в себе, прощать себя; в ней не найти этих и других эгоцентричных идей, которые так популярны сегодня. Решение проблемы депрессии состоит не в принятии себя, а в обращении от себя ко Христу.
«Чтобы построить свою я-концепцию, составьте список ваших позитивных качеств, выпишите их на карточку и держите в доступном месте… Балуйте себя время от времени. Найдите свой собственный уголок… Каждый день целенаправленно уделяйте несколько минут тому, чтобы посмотреть себе в глаза [в зеркале]. Делая это, повторяйте положительные утверждения о том, что вы сделали (воспользуйтесь своим победным списком из пункта 10). Затем повторите как можно больше из того хорошего, что другие люди говорили вам или о вас… В некоторых случаях хорошим подспорьем в построении я-концепции может стать пластическая хирургия, особенно если речь идёт о необычно большом или длинном носе, оттопыренных ушах… слишком большой или маленькой груди и т.д.»[9]
Эпидемия унижения?
«По смиренномудрию почитайте один другого высшим себя».
Вдохновлённые этим новым веянием, принесённым нам апостолами психологии, христианские лидеры посвящают проповеди, семинары и даже целые книги евангелию уверенности в себе. По иронии, современная идея, которую приняли и проповедовали эти люди, противоречит не только Божьей истине, но и исследованиям самих психологов. В книге «Чрезмерно раздутое «я»» (The Inflated Self) психолог Дэвид Майерс (David G. Myers) пишет:
«Жан-Поль Кодо провёл двадцать экспериментов с французами различного возраста – от двенадцатилетних школьников до взрослых профессионалов. Вне зависимости от участников и экспериментальных методов, постоянно проявляло себя самовнушённое человеческое превосходство… [Американские] студенты, в большинстве случаев, оценивают себя как наиболее успешных в классе… Судя по их ответам… [на тесты по самооценке] складывается впечатление, что американским старшеклассникам незнакомо чувство ущербности. В разделе «Лидерские качества» 70% опрошенных поставили себе оценку «выше среднего», 2% — «ниже среднего»… В разделе «Умение находить общий язык с окружающими» из 829 000 студентов 0% участников опроса отнесли себя к категории «ниже среднего», 60% отнесли себя к первой десятке, а 25% поставили себя на первое место!… Обратите внимание, насколько радикально противоречат эти выводы популярной мысли о том, что большинство из нас страдает от недостатка уверенности в себе… Проповедники, произносящие зажигательные речи на тему принятия самих себя, обращаясь к аудитории, которая предположительно страдает от чрезмерно заниженной самооценки, на самом деле проповедуют о редкой проблеме»[12]
Миф о ненависти к себе
Разрушенные иллюзии психотерапевтов
«Современная психиатрия появилась из представления о том, что человек должен изменить себя сам и не зависеть от помощи воображаемого Бога. Около полувека тому назад… человеческий дух был вырван из нерешительных рук организованной религии и помещён в мир естествознания, как предмет научного исследования… Так родилась эра психологии. К концу Второй мировой войны многие из лучших умов нового поколения были увлечены верой в эту новую науку о душе. Убеждённые в том, что найден способ положить конец неразберихе и страданиям человечества, они сделали изучение разума стандартным курсом в Американских университетах… Организованная религия оказалась беспомощной перед лицом этого мощного проводника новой надежды. Концепция природы человека, на протяжении двух тысячелетий ведомая иудео-христианской традицией, была преобразована… И все же, хотя психиатрия в своих разнообразных формах пронизывает всю нашу современную культуру, надежда, которую она однажды принесла, постепенно угасла… Данное когда-то обещание о магической трансформации разума посредством психиатрии постепенно рассеялось… Самих психиатров… приводит в отчаяние их неспособность помочь другим людям… Сегодня огромное и всевозрастающее количество психотерапевтов приходит к убеждению, что представление о разуме, которое предлагают восточные религии, носит характер гораздо более завершённый, чем то, что предлагает западная наука. В то же время… многие гуру… переформулируют и адаптируют традиционные системы, приводя их в соответствие с языком и средой современной психологии»[16]
«Чем больше количество лечебных учреждений и чем они известнее, тем большее число людей обращается к ним за помощью. Психотерапия – единственная форма лечения, которая – по крайней мере, в некоторой степени, — сама создаёт болезни, которые лечит»[17]
«Область психологии сегодня буквально являет собой полный хаос. В ней существует столько же различных техник, методов и теорий, сколько исследователей и терапевтов. Я лично встречал терапевтов, убеждавших своих клиентов, что корень всех их проблем кроется в матери, звёздах, биохимическом составе их косметики, диетах, образе жизни и даже «карме», преследующей их из прошлой жизни»[19]
Библейское спасение
Cсылки и примечания
8. Zig Ziglar, See You At the Top (Pelican, 1975), pp. 90-91.
9. Ibid. pp. 84,88.
12. David G. Meyers, The Inflated Self (The. Seabury Press, 1980), pp. 23-24.
16. Consciousness: Brain States of Awareness, and Mysticism, ed. Daniel Goleman, Richard Davidson, «Psychiatry and the Sacred,» Jacob Needleman, p. 209.
17. Gross, op cit. p. 16.
19. The National Educator, July 1980, Roger Mills, «Psychology Goes Insane, Botches Role As Science,» p. 14.
20. Martin and Deidre Bobgans, The Psychological Way/The Spiritual Way (Bethany House Fellowship, 1979), p. 23.
21. Jerome Frank, «Mental Health In a Fragmented Society,» American Journal of Orthopsychiatry, July 1979, p. 404.
23. Los Angeles Times, March 23, 1980, Lance Lee, «American Psychoanalysis: Looking Beyond the Ethical Disease,» Part VI, p. 3.
24. The Christian Vision: Man In Society ed. Lynne Morris, Paul C. Vitz, «A Covenant Theory of Personality: A Theoretical Introduction,» p. 77.
28. Richard Feynman et al, The Feynman Lectures on Physics (Reading, 1963), Vol. 1, pp. 3-8.
30. Karl Popper, «Scientific Theory and Falsifiability,» Perspectives In Philosophy, Ed. Robert N. Beck (Holt, Rinehart, Winston, 1975), p. 342.
31. E. Fuller Torrey, The Mind Games: Witchdoctors and Psychiatrists (Emerson Hall, 1972), p. 8.
32. From an interview with Dr. Shapiro reported by Martin L. Gross, op. cit. p. 230.
Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в соц. сетях!