Чистилище

Автор: Рассел Григг (англ. Russell Grigg)
Источник: creation.com
Перевод: Анастасия Москаленко
Редактура: Владимир Силенок, Марк Слободян

Доктрина о чистилище разработана католическим Папой, и в соответствии с ней после смерти христиан их души оказываются в месте между раем и адом,[1] где они подвергаются очищению (или освобождению) «для достижения святости, необходимой для того, чтобы войти в радость небес».[2] Эта концепция разрабатывалась на протяжении первого тысячелетия,[3] и затем, в середине второго тысячелетия, средневековая Западная Церковь окончательно сформулировала доктрину Чистилища, «а именно на Ферраро-Флорентийсом соборе [1439] и на Триденстком соборе [1547]».[2]

Первое упоминание об этой доктрине находится во второй книге Маккавейской в 12 главе. В 161 году до н. э. Иуда Маккавейский обнаруживает посвященные Иамнийским идолам языческие амулеты у некоторых павших в бою иудейских солдат, бывших у него в подчинении (стих 40). Читаем далее:

Сделав же сбор по числу мужей до двух тысяч драхм серебра, он послал в Иерусалим, чтобы принести жертву за грех, и поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении; ибо, если бы он не надеялся, что павшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых. Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда,- какая святая и благочестивая мысль! Посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха. (Вторая книга Маккавейская 12:43-45)[4]

Написанная на древнегреческом, 2 Маккавейская является апокрифической книгой – это значит, что она никогда не была частью Еврейского канонического Писания, ставшего основой Ветхого Завета. Еврейские раввины считают, что ни эта книга, ни другие Маккавейские книги, а всего их четыре — не были написаны под водительством Бога. Да и сам автор, по всей видимости, отдавал себе в этом отчёт.[5] Еврейский ученый Э. Дж. Юнг пишет об этом апокрифе в общем:

«В этой книге нет каких-либо знаков, подтверждающих ее божественное происхождение… как книга Товита, так и Иудифь содержат исторические, хронологические и географические неточности. Эти книги оправдывают ложь и обман и в них говорится, что спасение нужно заслужить делами. Книга Премудрости Иисуса, Сына Сирахова и Книга Премудрости Соломона прививают мораль, основанную на выгоде. Книга Премудрости Соломона учит, что мир был создан из уже существующей материи (Прем. Сол. 11.17). Книга Премудрости Иисуса, Сына Сирахова учит, что искупление грехов можно получить через подаяние милостыни (Сир. 3.30). В книге Варуха сказано, что Бог слышит молитвы мертвых (Варух 3.4), а в 1 Маккавейской есть исторические и географические ошибки».[6]

2 книга Маккавейская рассказывает о Маккавейской войне против Антиоха IV Эпифана, греческого короля государства Селевкидов. Его богохульное прозвище «Эпифан» «Бог явился в Антиохии». Книга завершается поражением Сирийского генерала Никанора. В ней также описаны сражения Иуды Маккавейского с различными язычниками, пытавшимися украсть сокровища из храма в Иерусалиме. Эти события происходили примерно во втором веке до н.э. – между призванием пророка Малахии и рождением Христа. В ней нет слов «Так говорит Господь…», более того — Бог не совершает оплаты, о которой говорится ранее, в 1 книге Маккавейской. Она, по всей видимости, должна была быть денежным поощрением Иерусалимским священникам, дополнительной мотивацией делать то, о чём в Законе Моисея не говорится прямо, а именно — приносить жертвы мертвым.

Нет информации о том, что в это время происходило в Иерусалиме. Однако, известно, что многие Иерусалимские священники были Саддукеями, а одним из Саддукеев иногда был и первосвященник (Деяния 5:17). Саддукеи были строгими законниками, почитающими Ветхозаветный закон. Они не верили в воскресение из мертвых или жизнь после смерти, потому что Моисей не упоминал об этом в Пятикнижии. Очень сомнительно, что эти священники стали бы приносить жертвы мертвым. По ряду причин Саддукеи также отвергали и устные традиции Фарисеев.

Расставляет точки над «i» сцена в Матфея 22:23-34, где Иисус упрекает Саддукеев за непринятие части Писания и показывает им истинность доктрины о жизни после смерти, аргументируя фрагментами из принимаемого ими Писания, богодухновенность которых Он подтвердил словами: «что было сказано вам Богом»!

Также и мнение, что в 1 Коринфянам 3:10-15, якобы, говорится о чистилище, появилось только в поздние века, когда католические богословы решили, что Павел писал о наказании душ за грех, а не о возможной утрате награды за труд.

Индульгенции

Индульгенция – это заверенное Папой Римским письмо, продаваемое, чтобы сократить время пребывания людей в чистилище.[7] Поскольку Библия не упоминает таких концепций, как чистилище или индульгенция, [8] то Западная средневековая Латинская Церковь придумала доктрину о «бесконечной сокровищнице преизобилующих достоинств Христа и всех святых», из которой «оправдание может быть обращено к остальным»,[9] а с 1967 года также «молитвы и добрые дела Девы Марии».[10]

Однако, грех является не «недостатком совершенства», а желанием человека быть полностью свободным от власти Бога. Однажды Адам и Ева ослушались Бога (Бытие 3 гл.) и теперь все люди рождаются с греховной природой, проявляющейся в нежелании людей подчиняться воле Творца. И так как все люди уже находятся в положении осуждённых, возможности самостоятельно исправить положение у человечества больше нет. Примирение должно стать инициативой Бога.

Благая Весть

Хорошая новость заключается в том, что Бог уже сделал всё необходимое, чтоб наладить отношения с людьми! Иисус Христос, безгрешный Божий Сын, умер на кресте, понеся наказание за грехи всего человечества (1 Петра 2:24; 3:18). Библия говорит: Бог… возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши (1 Иоанна 4:10). Греческое слово, переведенное в Синодальной Библии как «умилостивление» и как «искупление» в других популярных переводах, без контекста было бы переведено как «искупительная жертва». Умирая на кресте, Христос стал жертвой, которую человечество не смогло бы само принести за возможность нашего примирения с Богом, и Божий гнев на наш грех был отвращён.

Апостол Павел говорит верующим – возрадуйтесь! Ведь верующие в полной мере примирились с Богом посредством смерти Христа (Римлянам 5:10-11; 2 Коринфянам 5:18-20). Вот что он написал: «Нет никакого осуждения тем, кто во Христе Иисусе» (Римлянам 8:1). На кресте Иисус сказал раскаявшемуся вору: «Ныне же будешь со мною в раю» (Луки 23:43).

Итак, если покаявшиеся в своих грехах и получившие Божье прощение люди (1 Иоанна 1:9) будут должны расплачиваться за грехи ещё и после смерти, то это значило бы, что заместительной смерти Христа на кресте было недостаточно. А если бы существовал любой другой способ примириться с Богом, чем только через веру во Христа, тогда Иисус и вовсе умер напрасно (Галатам 2:21).

Ссылки и примечания

1. «Западная средневековая концепция первенства папы римского не принимается Православной Церковью и другими Восточными христианскими церквями» (Encyclopædia Britannica: Indulgence Roman Catholicism).
2. Catechism of the Catholic Church, 2003, #1030 and #1031.
3. According to historian Henry Charles Lea, A History of Auricular Confession and Indulgences in the Latin Church, Vol. 3, Lea Bros, Philadelphia, 1896, p. 310.
4. This edition: United States Conference of Catholic Bishops 2017. The Douay-Rheims 1899 American Edition (in Bible Gateway) says the collection amounted to “twelve thousand drachms of silver”.
5. Обратите внимание на место из 2 Маккавейской 15:38, где написано: Если я изложил его хорошо и удовлетворительно, то я сего и желал; если же слабо и посредственно, то я сделал то, что было по силам моим. Т.е. автор признает, что сам составил литературное произведение с возможными недостатками, следовательно, опровергая богодухновенность своего произведения, ставя его на одну полку с любыми другими обычными историческими книгами.
6. Young, E.J., “The Canon of the Old Testament,” in Henry, C.F.H. (Ed.), Revelation and the Bible, pp. 167–168, Tyndale Press, London, 1959. See also the monumental study Beckwith, R.T., The Old Testament Canon of the New Testament Church: and its Background in Early Judaism, Wipf & Stock, 2008.
7. Историк Генри Чарльз Ли (ссылка 3) пишет, что самые ранние упоминания об индульгенциях можно найти в декларации Папы Урбана II на Клемонтском соборе в 1095 году, на котором он снял все наказания с людей, участвовавших в крестовых походах и исповедовавших свои грехи (стр. 9-10). Затем, на Латеранском соборе в 1215 году, Папа Иннокентий III предложил индульгенции тем, кто не смог пойти, но «вложил свою лепту» (стр. 156) According to historian Henry Charles Lea (ref. 3), the earliest record of a plenary indulgence was Pope Urban II’s declaration at the Council of Clermont in 1095 that he remitted all penance of persons who participated in the crusades who confessed their sins (pp. 9–10). (See also Fourth Lateran Council (1215), Constitutions, #71 Crusade to recover the holy Land.) Первая аутентифицированная индульгенция мертвых была дана Папой Сикстом IV в 1476 (стр. 345-46).
8. В частности, ни во всей книге Откровения, ни в 1 Фесалоникийцам 4:13-18, где Апостолы Иоанн и Павел соответственно, говорят нам о том, что происходит после смерти.
9. Decreed by Pope Clement VI in 1343 (Catholic Encyclopedia: Indulgences, pp. 3–4)
10. Pope Paul VI, Indulgentiarum Doctrina (Apostolic Constitution On Indulgences), Chapter 2, #5, promulgated 1 January 1967; also Catechism of the Catholic Church, 2003, #1477

Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в соц. сетях!

ВАМ БУДУТ ИНТЕРЕСНЫ ЭТИ СТАТЬИ: