Зачем Бог допустил миллионы лет страданий животных?
Ответ Уильяму Лейну Крейгу
Автор: Владимир Силенок
Редактура: Катерина Савченко
На нашем веб-сайте есть несколько статей, критикующих взгляды Уильяма Лейна Крейга, например: «Крейг и вправду это сказал?» Или «Уильям Лейн Крейг о сотворении и антропологии». В одном из своих подкастов Крейг попытался ответить на подобную критику, когда у него спросили о том, почему Бог допустил миллиарды лет смерти страданий и болезней до грехопадения. Вот фрагмент подкаста:
Михаил А.: И это поднимает весьма важный вопрос, поскольку многие спрашивают касательно этой темы о природном зле. Мы можем легко понять, почему Бог допускает зло сегодня, человеческое и среди животных, но если все это правда и были миллионы лет, то как насчет страданий животных на протяжении миллионов лет? Почему Бог допустил столь много зла, ведь не было еще людей? Какова цель всего этого?
Др. Крейг: Что ж, я не думаю, что страдания животных — это моральное зло. Я считаю, что этот вид природных страданий — это часть сотворенного Богом порядка и это хорошо весьма. Бог в Псалмах прославляется за то, что дает пищу молодым львам и зверям. Бог обеспечивает их пищей. Более того, я бы сказал, что эта предыстория формирует место, в котором в конечном итоге Божий план спасения будет осуществлен. Таким образом, в те эпохи подготовки были заложены все необходимые виды ископаемого топлива и была сотворена экосистема, которая в то время готовилась к появлению человечества на сцене.[1]
Сцена на костях и трупах
Крейг говорит, что миллиарды лет вымираний, катастроф и прочего природного зла были нужны, чтобы «… были заложены все необходимые виды ископаемого топлива и была сотворена экосистема, которая в то время готовилась к появлению человечества на сцене». Но если подумать над таким ответом, то становится ясно, что это всего лишь жалкая попытка объяснить необъяснимое, которая только ухудшает положение. Данный ответ можно проиллюстрировать на следующем гипотетическом примере. Представьте себе, что ребенок приходит домой, а родители ему говорят: «мы тебе сделали новую кровать, сыночек! Очень старались ради тебя, ведь мы тебя так любим, иди посмотри!» Ребенок заходит в комнату и видит большую кровать. Но эта кровать не из дерева, а из костей. И тогда он спрашивает у родителей, из чего она сделана, а те отвечают, что убили всех соседских животных и из их костей сделали кровать. А постель из шкур всех этих животных, которые они срезали с них живьем. И в конце такие «любящие» родители, глядя на свое кровавое произведение, говорят: «Весьма хорошо! Сладких снов!».
Ясно, что такая леденящая кровь история о «заботливых» родителях скорее взята из фильма ужасов, но она прекрасно иллюстрирует ответ Крейга. Он представляет Бога так, словно Он как и эти родители создал сцену, формирующую место для человечества на костях и смертях Своих творений, которые в процессе вымираний должны были самыми изощренными способами убивать друг-друга. Это заметил Чарльз Темплтон, оставивший веру в Бога и поднимающий этот вопрос в своей книге:
«Почему великий замысел Бога требует существ с зубами, предназначенными для того, чтобы разрушать позвоночник или рвать плоть; с когтями, созданными чтобы схватить и разорвать; с ядом, чтобы парализовать; со ртами, чтобы сосать кровь; с кольцами, чтобы сжимать и душить — даже с расширяющимися челюстями, чтобы добычу можно было проглотить целиком и живьем? … Природа, как сказал Теннисон, «с кровавыми зубами и когтями», а жизнь — это кровавый карнавал. Как мог любящий и всемогущий Бог сотворить такие ужасы, о которых мы только что говорили?»[2]
Аналогичным образом высказывался Чарльз Дарвин. Именно смерть и страдания в животном мире стали одной из главных причин для отвержения веры в любящего Бога:
«Я не могу убедить себя в том, что благодетельный и всемогущий Бог задумал бы сотворить паразитов наездников-ихневмонидов с их выразительным желанием поедать гусениц живьем, или задумал бы, что кот должен играть с мышью».[3]
Крейг, отвергнув библейское повествование о сотворении, предлагает, что это все весьма хорошо, и потому нам нужно привыкать к этому. Если задуматься, то получается, что Бог создал бесчисленное множество животных, таких как трилобиты, саблезубые тигры и тираннозавры, не доживших до наших дней, и все они послужили просто топливом, расходным материалом для подготовки сцены на костях и трупах! Такое описание является прямым нападком на любящий характер Всемогущего Бога, который заботится о всем Своем творении, потому что любовь и забота исходят из Его сущности. Всемогущий Бог без проблем мог бы создать все эти ископаемые во мноневение ока и тогда не потребовались бы все эти вымирания. В Писании, Бог неоднократно давал нам понять, что Он заботится о всем Своем творении, включая животных (Исход 20:10; Иона 4:11). Кроме того, Бог Сам через Соломона сказал: «Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко» (Притчи 12:10). Но тогда Он Сам не выполняет то, что повелел, ведь, как заметил философ науки и нехристианин, профессор Дэвид Халл, Бог миллионов лет это « … не любящий Бог, который заботится о Своих творениях … Бог Галапагосских островов беспечен, расточителен, безразличен, это почти дьявол. Безусловно, это не тот Бог, которому кто-либо пожелал бы молиться».[4]
Мало того, что Крейг утверждает, что в своей заботе о нас Бог уничтожал всех этих животных, но Он предположительно еще и создал болезни, приводящие к мучительной смерти Его творений, а затем 2 000 лет тому назад пришел исцелить от этих болезней, которые Сам же назвал весьма хорошими (Больше об этом в статье «Разве рак это весьма хорошо?»). Это дает основания для всяких гностических спекуляций о характере Бога и делает христианина неспособным ответить на атаки со стороны скептиков. Среди всего этого, приписываемого Богу, следует отметить паразитов, которые медленно высасывают жизнь из своей жертвы. Разве можно утверждать, что любящий Бог создал это все? Это дыра в 4 миллиарда лет смерти, страданий и вымираний, которая есть в и так хлюпкой позиции компромисса. Все это — последствия компромисса, который отвергая Бытие приписывает все результаты грехопадения в этом мире Богу, словно Он создал их специально.
В итоге, Крейг не отвечает на заданный вопрос, а только затягивает в черную дыру сомнений и разрушает веру в истинность Писания и любящий характер Бога. В том же подкасте Крейг сказал, что нам придется «жить, принимая последствия своих толкований». Эти слова действительно правда и их следует отнести к христианам, пошедшим на компромисс, с последствиями которого им придется жить и предстать перед Богом на суд. Уже прошло более 200 лет с момента компромисса, а ответа на эту проблему так и нет, кроме жалких попыток, заканчивающихся провалом. Компромисс ради сохранения своего авторитета в глазах мира сего будет стоить намного дороже, чем отвержение этим миром.
Псалмы как спасительный круг?
Крейг ссылается на то, что в Псалмах описывается, как Бог дает пищу львам, однако этот аргумент несостоятелен, поскольку Псалмы говорят о мире, который есть сегодня, а не о мире до грехопадения. Отвечая на вопрос о миллиардах лет смерти и страданий, ссылаясь на такие места из Писания, Крейг совершает логическую ошибку под названием порочный круг — когда уже заведомо предполагается то, что он хочет доказать, а именно, что эти стихи следует относить к миру до грехопадения. Несомненно, Бог питает хищников сегодня, иначе падшее творение не смогло бы существовать вообще, однако, как мы читаем в Библии, что в результате грехопадения, мир «совокупно стенает и мучится доныне» (Рим. 8:22). Сегодня, как говорит Библия, Бог «посылает дождь как на праведных, так и на неправедных», (Мф. 5:45) что не значит, что посылая дождь на неправедных, Бог тем самым поощряет их дела. Как животные, так и человек питались растительной пищей (Бытие 1:30). Это подтверждается еще раз, когда Бог разрешил питаться человеку мясом после всемирного потопа (Бытие 9:3). Так же Исаия ссылается на мир до грехопадения, когда говорит о тысячелетнем царстве, когда «волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их». (Исаия 11:6)
Кажется, что такие люди как Крейг готовы играть с Писанием как с конструктором Лего, который можно собирать как тебе нравится, главное угодить тому, перед кем вы его собираете. Если кому-то не нравится такая интерпретация, можно принять себе другую или третью или пятую… Следовать за Христом — это значит довериться Ему во всем, начиная с книги Бытие и заканчивая Откровением. Существует бесконечное количество способов отвергнуть Слово Божье и в то же время на словах оставаться верным Ему, и то, что делает Крейг, является одним из таких способов. Крейг считает, что Бытие — это мифоистория – некий синтез первобытной истории с мифологическими элементами в ней, однако ни Христос, ни Апостолы не считали так. Трудно понять, как человек, говорящий такие вещи о Боге и Его Слове, может иметь страх Божий. Мы живем в такое время, когда многие христиане смешались с этим миром, преклонившись перед ним, и все это, как рак, скорее всего будет распространяться еще больше в последние времена. Потому мы должны с еще большим усердием изучать Слово Бога, доверившись Христу, несмотря на то, что мир будет всячески притеснять нас за верность Слову Христа. Наличие ответов на все основные вопросы о том, как совместить честное прочтение Бытие и науку, сегодня есть в изобилии. Господь никогда не оставляет Своих детей без поддержки и дает достаточно, чтобы устоять. Да сохранит вас Господь от компромиссов!
Ссылки и примечания
1. Видео подкаст: Уильям Лейн Крейг: ответы на самые спорные вопросы — Бытие, ислам, зло, Бог и время
2. Templeton, C., Farewell to God, McClelland & Stewart, Inc., Toronto, Ontario, Canada, p. vii, 1996.
3. Darwin Correspondence Project, To Asa Gray 22 May [1860] https://www.darwinproject.ac.uk/letter/DCP-LETT-2814.xml
4. Hull, D. The God of the Galápagos. Nature 352, 485–486 (1991).
Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в соц. сетях!