Запрещает ли Библия пасторство и проповедь женщин в церкви?
Автор: Владимир Силенок
Редактура: Наталья Агеева
В начале мы хотели бы дать более четкие определения понятию «проповедовать», используемому в статье, чтобы избежать недопонимания. Под словом «проповедь», в статье идет речь об учении в церкви. Например, когда проповедник учит христиан духовным вещам — т.е. целью этой проповеди является наставление членов церкви или других христиан. В статье НЕ идет речь о «Великом поручении» Иисуса Христа идти и проповедовать всем народам, целью которого является распространение евангелия ко спасению неверующих. «Великое поручение», без сомнения, относится как к мужчинам так и к женщинам!
В современном мире семья находится под атакой средств массовой информации (кинематограф, музыка, книги и т.д.). Прежде всего атакованы понятия мужественности и женственности, ролей и отношений в семье. Феминизм – рак общества, стремится разрушить семью с самого ее основания. Феминистическая пропаганда разрушает понятие материнства, высмеивая и унижая женщин, которые являются матерями, и одновременно выдвигает неестественный пример напыщенной, мужеподобной женщины-бизнесмена, которая обладает всеми качествами мужчины.[1] Большинство современных фильмов продвигают эти идеи (Трансформеры, Охотники за Приведениями, Чудо-Женщина, Малефисента, последние части Звездных войн, этот список можно очень долго продолжать…). Многие верующие женщины попадают в эти сети, которые расставляет диавол, после чего начинают искать подтверждение своим взглядам в Библии. Стоит отметить, что нерешительность и слабость мужчин также делает свой немалый вклад во все это. Многие мужчины не желают быть добытчиками и руководителями в семье, поэтому женам приходится брать лидерство и тянуть семью самим. Все это приводит к тому, что мужчины теряют свое место не только в семье, но и в церкви, и в обществе.
Что Библия говорит об этом?
Библия учит, что мужчина и женщина созданы по образу и подобию Божию (Быт. 1:27), это означает, что они оба одинаково ценны для Бога. В то же время Бог установил определенное устройство в церкви, в семье и соответственно в обществе, в которой главенствующая роль отведена мужчине. Это не означает, что женщина хуже, просто мужчина и женщина сотворены разными, и их призвания отличаются. В 1 Тимофею 2:11-12 Павел пишет об этом:
«Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии…».
В Послании к Тимофею, Павел дает ему указания насчет того, как должна функционировать церковь. И в данном случае он пишет об общем правиле или подходе: руководящие позиции должны принадлежать мужчине, а не женщине. Озвучив это общее правило, Павел пишет более конкретно о пасторах церкви:
„Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен…” (1 Тим. 3:4).
Павел пишет то же самое не только Тимофею, но и Титу:
„Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: если кто непорочен, муж одной жены” (Тит. 1:5-6).
В этих местах Бог, посредством Павла, запрещает женщине учить мужчину в церкви, и ставит мужчину на место пастора. Это учение не только описано в посланиях, но также подтверждено практикой. Например, Христос, выбирая ближайших учеников, выбрал 12 мужчин. Павел, выбирая людей ответственных за руководство по распределению различных потребностей в церкви, также поставил 7 мужчин (Деян. 6:2-5). В Деяниях упоминаются „мужи начальствующие” (Деян. 15:22), и нет примеров „жен начальствующих”, также и на позиции, призванные руководить и устанавливать пресвитеров в церкви, были поставлены мужчины – Тимофей и Тит. Как и с любым вопросом в Библии, мы должны сначала рассмотреть ясные места, а после в их свете изучить неясные, а не наоборот. Есть множество попыток обойти это прямое учение, и ниже будут рассмотрены некоторые из них.
Данное повеление относится только к первой церкви, обусловлено влиянием патриархальной культуры и необразованностью женщин?
Стоит отметить, что уровень образования женщин не упоминается Павлом, однако он объясняет причину своего повеления:
«Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление» (1 Тимофею 2:13-14).
В данном случае, Павел объясняет, что он не вводит ничего нового. Женщина не должна учить и руководить мужчиной в церкви по двум причинам:
1) прежде создан Адам, а потом Ева;
2) не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление.
Поэтому ни социальный статус женщин, ни их уровень образования не имеют никакого отношения к данному повелению. Кроме того, те, кто утверждает, что такое повеление обусловлено патриархальной культурой того времени, забывают о том, что Бог посредством закона Моисеева Сам установил такую систему. Если бы уровень образованности определял пригодность к служению, то немногие бы из учеников Христа оказались пригодными на это дело.
Разве нет примеров женщин-лидеров в Библии?
Для начала нужно взглянуть на общую картину, которую дает нам Библия в этом вопросе. Вот те, кого мы видим на руководящих позициях: патриархи в течение 1600 лет до потопа, Авраам, Иисус Навин, Гофониил, Аод, Гедеон, Авимелех, Фола, Иаир, Иеффай, Есевон, Самуил, Самсон, Саул, Давид, Соломон, все цари Иудеи и Израиля, большая часть пророков — все они мужчины. Женщины на руководящих позициях – это исключение из правил, и если мы посмотрим на них поближе, то увидим, что они далеки от того, чтобы доказывать, что Бог призывает женщин к лидерству. Напротив только доказывают, что женщины руководят исключительно в падшем обществе, когда нет мужчин, о чем Бог ясно говорит через Исаию:
«Притеснители народа Моего — дети, и женщины господствуют над ним» (Исаия 3:12).
Среди женщин, которые были лидерами или имели дело с руководством, можно назвать всего трех человек: Мариам, Девору и Олдаму. Как мы уже указывали выше, нужно рассматривать вопросы в контексте целой Библии и неясные места в контексте ясных – это просто здравый смысл.
Девора была единственной женщиной-судьей среди 13 судей-мужчин, более того она понимала, что занимает не свое место, и на руководящей должности должен быть мужчина, мы видим это из отрывка:
«Варак сказал ей: «Если ты пойдешь со мною, пойду; а если не пойдешь со мною, не пойду; [ибо я не знаю дня, в который пошлет Господь Ангела со мною]. Она сказала [ему]: пойти пойду с тобою; только [знай, что] не тебе уже будет слава на сем пути, в который ты идешь; но в руки женщины предаст Господь Сисару» (Судей 4:8-9).
Здесь мы видим, что Девора отправляла Варака и понимала, что победа должна принадлежать ему, и он должен занять ее место в итоге, но Варак побоялся пойти сам. Это типичный пример слабого и нерешительного мужчины. Это именно то, что происходит в падшем обществе, как и написано в Исаии 3:12.
Читайте более подробно о Деворе в статье: История Деворы и Варака — пример для женщин или позор для мужчин?
Что же касается служения пророков, то оно не включало в себя лидерскую позицию. Задачей пророков было передать послание от Бога, и на этом их роль заканчивалась. Это не позиция руководителя (хотя и могла с ней совмещаться). Кроме того, Бог бы противоречил Сам Себе, ставя священниками только мужчин или говоря через пророка Исаию, что руководство женщин – это плохой пример (Исаия 3:12).
Мариам была сестрой Моисея, поэтому и имела отношение к руководству, однако она учила женщин, а не мужчин. В книге Чисел в 12 главе описан пример, когда Аарон и Мариам упрекали Моисея за его действия, на что Бог разгневался на них обоих, но наказал проказой только Мариам. Когда Аарон увидел, что она в проказе, то просил Господа, чтобы Он ее простил и очистил, что Бог и сделал, но сказал: «Если бы отец ее плюнул ей в лице, то не должна ли была бы она стыдиться семь дней? Итак, пусть будет она в заключении семь дней вне стана, а после опять возвратится». Аарон не был наказан, хотя Господь разгневался на него тоже. Этот пример ясно показывает, что хотя для Бога ценны души как мужчины, так и женщины, Он оставляет мужчину на руководящей должности и требует к нему уважения, что полностью исключает Мариам, как пример женщины-руководителя.
Только для мужей и жен?
На веб-сайте gotquestions.org можно найти развернутый ответ на этот вопрос:
«Действительно, греческие слова, использованные в 1 Тимофею 2:11-14, могли относиться и к мужьям/женам, однако основное значение этих слов – мужчина и женщина, в общем. Те же самые греческие слова использованы и в стихах 8-10. Разве только женатый мужчина должен воздевать чистые руки в молитве без гнева и сомнения (стих 8)? Разве только замужняя женщина должна одеваться прилично, со стыдливостью и добрыми делами восхвалять Бога (стихи 9-10)? Конечно же, нет. Стихи 8-10 четко говорят о мужчинах и женщинах, а не только о мужьях и женах. Ничто в контексте отрывка не указывает, что стихи 11-14 следует считать адресованными мужьям и женам» [2]
Кроме того, если это относится только к мужьям и женам, то в таком случае, муж этой женщины должен выйти из места собрания, чтобы она не учила его? Мы не видим такой практики нигде в Библии, и в этом нет никакого здравого смысла.
Некоторые настаивают на том, что эти фрагменты относятся к мужьям и к женам, потому что в Синодальном переводе в том месте использованны слова «муж» и «жена». Однако, они забывают то, что в этом переводе использован устаревший русский язык, в котором слово «муж» могло означать как женатого мужчину так и не женатого. Например фраза «мужи древности» — не обязательно означает женатых мужчин, но мужчин в целом. Тот факт, что в Синодальном переводе, слово «муж» далеко не всегда означает женатого мужчину подтверждается такими фрагментами, как этот:
«Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих». (Луки 24:4)
В данном фрагменте, словом «муж» описаны ангелы. Они не могли быть женатыми, потому что Христос сказал, что на небе не женятся и не выходят за муж, «но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» (Мф. 22:30). Таких мест можно приводить множество.
Кроме того, мы можем посмотреть на другие варианты перевода того же места:
«Я не позволяю женщине учить или иметь власть над мужчиной». (НРП)
«Я не разрешаю женщине учить или руководить мужчиной». (РБО)
«But I suffer not a woman to teach, nor to usurp authority over the man … » (KJV)
Во всех вышеперечисленных вариантах, включая английский перевод Короля Иакова, использовано слово «женщина», а не «жена», что так же подтверждает, что в данном случае речь не может идти о мужьях и женах.
Акила и Прискилла?
Нигде в Библии мы не видим, чтобы Прискилла делала что-либо, что могло бы противоречить текстам в 1 Тимофею 2:11-14. Прискилла и Акилла приняли в свой дом Аполлоса и изложили ему путь Господень точнее (Деяния 18:26). Кроме того, как уже было сказано раннее в статье: мы должны рассматривать неясные места в свете ясных, а не наоборот.
Разве растущее количество прихожан не является показателем действия Бога?
Одно из возражений состоит в том, что есть женщины, которые успешно руководят церковью, и она растёт и развивается под их руководством. Некоторые женщины утверждают, что это Бог призвал их к этому служению, поэтому они проповедуют в церкви. Дело в том, что размер церкви не доказывает, что в ней действует Бог. Сегодня можно увидеть множество мегацерквей, где в проповедях смешаны Нью Эйдж и Библия, где проповедуется просто то, что люди хотят услышать, а не то, в чем они нуждаются. Бог сказал нам в Своем слове, как Он хочет, чтобы Ему служили, а как известно — Бог не противоречит Сам Себе, иначе наступил бы хаос, и было бы невозможно определить, что от Бога, а что нет. Ничего не изменилось с самого начала христианства, и как раньше Бог призывал мужчин к руководству и ответственности, так призывает и сегодня — Его слово неизменно.
Гал. 3:26-28 и Еф. 5:21 доказывают, что женщины могут быть пасторами и проповедниками?
В послании Галатам 3:26-28 написано:
«Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея …, нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе».
Вырвав стихи из контекста, можно заставить Библию сказать что угодно. Например:
«Станем есть и пить, ибо завтра умрем!» (1 Кор. 15:32).
С такой логикой из этого стиха можно сделать вывод, что нет другого смысла жизни, кроме как для того чтобы есть и пить. Однако в контексте речь идет совершенно о другом!
Пастор Алексей Коломийцев в своей статье „Могут ли женщины быть пасторами” пишет о Гал. 3:26-28 следующее:
„В этом тексте речь идёт не о функциях людей в церкви, а об их отношении ко спасению. Объясняя сущность действия благодати, Павел подчёркивает универсальность её действия. Если закон давал определённые привилегии Иудеям по отношению к язычникам и мужчинам по отношению к женщинам, то спасение по благодати не зависит ни от каких человеческих заслуг и достоинств. Благодать нужна всем в одинаковой степени. Мы все дети Божьи по вере во Христа, а не по нашему происхождению. … Таким образом, ясно, что Галатам 3:26-28 не может быть основанием для функционального равенства между мужчинами и женщинами в церкви” [3]
Что же касается Еф. 5:21: «Повинуясь друг другу в страхе Божием», то данное место так же не отменяет всего учения Библии, по нескольким причинам:
1. В следующих стихах Павел подчеркивает разницу между мужчиной и женщиной;
2. Если толковать это место в контексте ролей мужчин и женщин, то в таком случае родители должны повиноваться детям, и муж жене, что также противоречит ясному чтению Писания.
Очевидно, что в Ефесянам идет речь о том, что христианин живет не для себя, а для других, подчиняя свои интересы другому человеку.
В Библии есть примеры женщин-апостолов?
На веб сайте ieshua.org, автор одной из статей [4] пишет следующее:
„В последней главе своего послания к Римской церкви Павел передаёт личные приветствия 24 людям. Это друзья и соратники, которые дороги его сердцу. Из 24 имён 10 женских. Многие из этих женщин, очевидно, занимали лидерские позиции в церквях”
В данном случае автор делает предположение совершенно на пустом месте, игнорируя учение Павла в других посланиях. Это никак не может служить аргументом, а скорее дискредитирует автора, как ненадежный источник.
Далее он продолжает:
„Одна из женщин по имени Юния специально упоминается как апостол:“Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа” (Рим. 16:7).
На этом утверждении строится полностью вся статья, которая в глазах автора доказывает, что женщины занимали лидерские позиции в первой церкви, потому что он заканчивает статью словами:
„Признание Павлом Юнии как апостола ясно показывает, … что женщины занимали лидирующие позиции в новозаветных церквях. И она не одна, тщательное прочтение Писания открывает нам и других женщин, которые занимали руководящие позиции в церкви”.
Конечно же, автор не потрудился сказать, кем были все остальные женщины-руководители… Если предположить, что Юния – это женское имя (многие данные указывают на то, что это имя мужское), то нигде в Библии не написано, что апостолом должен быть мужчина, или что она делала что-либо, что противоречило бы 1 Тимофею 2:11-12. Если бы Христос хотел, чтобы женщины руководили, то почему среди выбранных Им 12 учеников, не было женщин? Почему Он не выбрал 6 женщин и 6 мужчин? Мы видим, что Бог, как в Ветхом Завете, так и в Новом Завете, призывает к руководству мужчин.
Заключение
Бог хочет, чтобы мы служили Ему, и Он рассказал нам, как мы должны это делать. Есть множество примеров в истории человечества, когда люди делали это по-своему. Озия прикоснулся к Ковчегу Завета, и Бог его наказал, равно и сыны Аарона — Надав и Авиуд хотели послужить Богу по-своему, принеся чуждый огонь, и мы знаем, что с ними случилось… Устройство в церкви – это так же вопрос того, каким образом мы служим Богу. Некоторые люди, отступив от Бога, хотят служить по-своему, поэтому всеми силами стараются перекрутить очевидное учение Писания для того, чтобы протолкнуть свою ложную доктрину. Однако в таком случае, они уже строят свое царство, а не Царство Божие.
Подводя итог, стоит отметить, что Библия запрещает женщинам занимать пасторский сан и учить мужчин в церкви. В то время, когда Бог не может найти богобоязненного мужчину, на его место становится женщина, однако это не правило, а исключение. Иногда это допустимо, но это явно не примеры для подражания. Женщина и мужчина созданы равными, но разными, у них разные функции и роли. Женщины могут учить детей и других женщин, а также выполнять любое другое служение в церкви, кроме того, которое подразумевает лидерство над мужчинами.
Ссылки и примечания
1. Страна, где приезжие больше всего страдают от одиночества ( http://www.bbc.com/russian/vert-cap-37718547 ), Уровень рождаемости в некоторых странах: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/rankorder/2054rank.html
Феминистическая идеология приводит к тому, что рождение и воспитание детей, перестает быть приоритетом для женщин и вместо этого, им становится карьера, как у мужчины.
2. Могут ли женщины быть священниками или проповедниками?
https://www.gotquestions.org/Russian/Russian-women-pastors.html
3. Могут ли женщины служить священниками или проповедниками? https://www.gotquestions.org/Russian/Russian-women-pa..
4. Подтверждает ли это место Писания существование женщин-апостолов? http://ieshua.org/podtverzhdaet-li-eto-mesto-pisaniya-sushhestvovanie-zhenshhin-apostolov.htm
Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в соц. сетях!